Бухгалтерский учет у перевозчика

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Бухгалтерский учет у перевозчика". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Бухгалтерский учет у перевозчика

Для подтверждения и признания транспортных расходов в налоговом и бухгалтерском учете нужны документы перевозчика. При доставке автотранспортом это транспортная накладная или ТТН. При железнодорожных перевозках — оригинал транспортной железнодорожной накладной или квитанция о приеме груза ст. 25 Устава железнодорожного транспорта, Письмо ФНС от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected] .

При самовывозе своим транспортом ТТН или транспортную накладную для подтверждения расходов оформлять не надо. Все затраты — зарплату, амортизацию, ГСМ признавайте по обычным документам — зарплатным ведомостям, путевым листам, бухгалтерским справкам пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ .

И в бухгалтерском учете, и для налога на прибыль транспортные расходы относятся к ТЗР.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры

Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.

Особенности учета транспортных расходов

К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:

  • Оплата транспортных расходов за доставку товара;
  • Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
  • Плата за временное хранение.

Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:

  • Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
  • Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
  • Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
  • Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.

Проводки по транспортным расходам на доставку товара на примерах

Пример 1. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара

Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по доставке, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки по операции Документ-основание
15 60 450 000,00 Учтена покупная стоимость купленной техники Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 81 000,00 Учтен НДС по приобретенной технике
15 60 25 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 4 500,00 Учтен НДС по транспортным расходам
41 15 475 000,00 Учтена фактическая стоимость купленной техники

Пример 2. Сумма транспортных расходов включена в состав расходов на продажу

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете формируются проводки по транспортным расходам:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 350 000,00 Учтена покупная стоимость товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный
19 60 63 000,00 Учтен НДС по приобретенным товарам
44.01 60 17 000,00 Учтена стоимость транспортных расходов
19 60 3 060,00 Учтен НДС по транспортным налогам

Пример 3. Доставка товара услугами транспортной компании

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

В бухгалтерском учете отражены транспортные расходы по договору оказания услуг, делаем следующие проводки:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
62 90.01 885 000,00 Учет выручки от реализации товаров Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура выданный,Товарно-транспортная накладная(форма 1-Т)
90.03 68.02 135 000,00 Начислен НДС с реализации товаров
90.02 41 885 000,00 Списание реализованных товаров
44.01 60 30 000,00 Учет расходов на доставку товаров покупателю транспортной компанией Договор доставки,Акт об оказании транспортных услуг, Транспортная накладная,Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т),Товарная накладная (ТОРГ-12)
19.04 60 5 400,00 Учет входного НДС, предъявленного транспортной компанией Счет фактура полученный
51 62 885 000,00 Оплата покупателя за реализованный товар Банковская выписка
60 51 35 400,00 Оплата транспортной компании за доставку товара Банковская выписка
90.07.01 44.01 30 000,00 Списаны расходы за доставку реализованного товара Бухгалтерская справка
68 19 5 400,00 НДС принят к вычету Книга покупок

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

Образец Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т):

Образец договора на транспортные услуги можно скачать здесь ˃˃˃

Основные нюансы бухгалтерского учета в транспортной компании.

Транспортные компании, как и другие субъекты предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет. Тот и другой во многом обусловлены спецификой осуществляемой деятельности. Тип учета определяется применяемым режимом налогообложения. ОСНО делает бухгалтерию сложнее и специфичнее. На ЕНВД, УСН перевозчик может позволить себе вести упрощенный бухгалтерский, налоговый учет. Но применять такие режимы может не каждая транспортная компания.

Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.

Специфика деятельности перевозчика.

Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.

Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.

Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.

[3]

Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.

Читайте так же:  Жалоба на учителя за занижение оценок образец

Специфика бухучета при перевозках.

Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.

Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.

Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.

Что нужно для правильного учета затрат?

Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.

Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.

Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.

Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:


услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

использования платных дорог;

перерывов в работе водителей.

Как сделать бухучет эффективным?

Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?

Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.

Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.

Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка

Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка будет рассмотрена в данной статье — самый распространенный вариант организации доставки ТМЦ. Рассмотрим методологию бухгалтерского учета транспортных издержек на практических примерах.

Что относится к транспортным расходам?

Производственные компании при определении транспортных расходов (далее — ТР) должны ориентироваться на перечень издержек, приведенный в п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — МПЗ), утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. ТР в данном документе обобщены в группу «транспортно-заготовительных расходов».

К ним относятся:

  • затраты по погрузке МПЗ в машины и их транспортировке;
  • издержки на оплату труда и социальные нужды персонала, занятого в сфере заготовки, закупки, доставки и сопровождения ТМЦ на склады компании;
  • расходы на содержание складских помещений и заготовительных пунктов;
  • оплата комиссий посредническим компаниям;
  • затраты на хранение ТМЦ в сторонних организациях;
  • оплата процентов по кредитам, связанным с закупкой МПЗ;
  • затраты на командировки;
  • потери (порча, бой, недостача) ТМЦ в пути и др.

Перечень ТР для торговых организаций не закреплен нормативными актами. Поэтому им разрешается ориентироваться на отраслевые документы, которые не противоречат действующим стандартам бухучета, даже несмотря на то, что они не могут применяться для налогообложения прибыли (письма Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03, от 05.12.2002 № 04-02-06/1/155).
К ТР относятся:

  • услуги сторонних транспортных и экспедиторских компаний;
  • услуги по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ;
  • стоимость материалов на содержание транспортных средств;
  • затраты на оплату труда и социальных нужд сотрудникам фирмы, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку ТМЦ и т. д.

В предприятиях торговли ТР относятся на 44-й счет «Коммерческие расходы».

Бухгалтерский учет транспортных затрат (примеры)

На практике оплата транспортных издержек по доставке ТМЦ до склада чаще всего ложится на плечи покупателя. При этом перевозку может осуществлять как продавец собственным автотранспортом или с привлечением сторонних организаций, так и покупатель. Рассмотрим, как перечисленные способы доставки отразить в бухгалтерском учете.

ООО «Кубанское» занимается производством мясных изделий и полуфабрикатов. Покупатель ООО «Артек» закупил партию ТМЦ на сумму 1 158 344 руб. (в т. ч. НДС 176 696,54 руб.).

Ситуация 1. Покупатель забирает продукцию самостоятельно, транспортные издержки осуществляются за счет покупателя.

Особенности бухгалтерского учета в транспортных компаниях

Бухгалтерский учет в транспортных компаниях ведется не только в соответствии с законодательством Российской Федерации в области бухгалтерии и налогообложения, но и на основании распоряжений Министерства Транспорта. Этот момент делает ведение документации и отчетности немного сложнее, чем в других организациях, но многие типовые транспортные услуги являются стандартными, и с их проводками легко можно разобраться. При организации бухгалтерского учета в транспортных компаниях ООО или ИП необходимо помнить, что эти фирмы для оказания услуг по перевозке пассажиров или товаров имеют в собственности определенную транспортную технику.

Читайте так же:  Доверенность на взыскание задолженности

Организация бухгалтерского учета в транспортной компании: основные нюансы

Очень часто рассматриваемые компании входят в структуру Министерства транспорта. Подобные организации обязаны исполнять все важные нормы, установленные им. Для других фирм-перевозчиков эти указания являются чисто рекомендательными. Однако документооборот в них все равно должен включать учет всех расходов, связанных с эксплуатацией авто. Величина таких трат, вносимых в бухучет в транспортных компаниях, зависит от нескольких факторов:

· условий и срока их использования;

· норм отпуска на предприятии.

Для подобных расходов существуют специальные бухгалтерские проводки для транспортных компаний. Предлагаем рассмотреть параметры, которые влияют на затраты, более подробно.

Особенности бухгалтерского учета в транспортных компаниях, связанные с расходами на перевозки

К показателям, которые необходимо рассматривать при определении затрат, относятся:

· расход горюче-смазочных материалов;

· расход присадок и других рабочих жидкостей;

Учет пробега осуществляется путем снятия главным бухгалтером транспортной компании Москвы данных одометра и указания их в путевых листах водителей. Нормы расхода ГСМ и бензина или дизельного топлива устанавливаются на основе тарифов, принятых самой компанией, или норм Министерства транспорта. Расход прочих материалов формируется из характеристик автомобилей, а затраты на ремонт списываются как фактические расходы в текущем периоде. Кроме того, для проведения капитального ремонта используются средства из резервов, которые может создавать главный бухгалтер транспортной компании.

Кроме перечисленных расходов, по которым существуют специально сформированные нормы, есть и дополнительные траты на совершение предрейсовых и периодических медосмотров, страхование авто и перевозимых грузов, оплату проезда по трассам и т.д. Они также должны быть включены в бухгалтерский и налоговый учет транспортных компаний.

Бухгалтерские услуги для транспортных компаний

К важным бухгалтерским услугам относится формирование разовых приказов транспортных предприятий, необходимых для обеспечения перечисленных параметров. Такие приказы устанавливают не только нормы расхода, но и перечень водителей, управляющих транспортными средствами организации, периодичность замены шин, состав комиссии по оценке состояния парка автомобилей и определению периодичности проведения ремонтных работ и т.д.

[1]

Подобные приказы и другие бухгалтерские документы для транспортных компаний подаются на проверку в налоговые службы с целью определения обоснованности их налогообложения. Именно поэтому сегодня нормирование транспортных трат проводится большинством фирм, занимающихся предоставлением услуг по грузовым и пассажирским перевозкам.

Как ведется бухгалтерия в транспортной компании: оформление перевозки грузов

Самая частая практика в работе предприятий-перевозчиков – доставка грузов разных габаритов по договорам транспортной экспедиции. Они включают в себя права собственности на грузы, пошлины и страховые полисы, маршрутные листы и документы по оформлению передачи грузов и их складского хранения. Бухгалтерский учет в транспортно-экспедиционных компаниях во многом зависит от определения порядка вознаграждения перевозчика, компенсации дополнительных затрат и других моментов, содержащихся в описанных договорах. При этом они могут являться как соглашениями между двумя посредниками, так и документами, подтверждающими самостоятельное предоставление услуг.

Ведение бухучета в транспортной компании, работающей на основании посреднических договоров

Если договор носит посреднический характер, организация ведет свою работу от имени и по поручениям клиентов. Это сказывается и на особенностях бухучета в транспортных компаниях. Когда предприятие получает груз, у него не появляется никакого дохода. К проводкам бухучета в транспортной компании в таком случае относятся:

· оплата стоимости услуг клиентом;

· принятие груза на хранение;

· оплата экспедитором хранения на территории склада;

· списание себестоимости поездки;

· компенсация затрат на складское хранение.

В итоге доходом фирмы, который будет отражен в бухгалтерском балансе транспортной компании, является вознаграждение, полученное от клиента. Необходимо помнить и то, что страхование, оплата аренды складских площадей, таможенные сборы и т.п. не являются затратами организации, а покрываются самим заказчиком, то есть не уменьшают налоговую базу предприятия-перевозчика.

Ведение бухгалтерского учета в транспортной компании, работающей на основании договоров об оказании услуг

Если работа организации основана на договоре об оказании услуг, в бухгалтерскую отчетность транспортной компании вносятся экспедиторские расписки, акты о предоставлении услуг, накладные и иные платежные документы, транспортные накладные, подтверждающие километраж поездки, бумаги, связанные со страхованием и приказы. В этом случае налоговая база формируется из всех доходов и затрат.

Также стоит знать, что бухгалтерский учет в транспортной компании ЕНВД отличается от ведения учета в рамках других систем налогообложения.

Бухгалтерские проводки по претензиям транспортным компаниям

Если при приемке груза клиентами были выявлены недостачи или порча имущества, они могут предъявлять перевозчикам претензии. Расчеты по ним отражаются не только в документообороте заказчиков, но и в бухучете в компании транспортных перевозок. Проводки отличаются в зависимости от рода претензии. Они могут быть связаны со следующими моментами:

· несоответствие тарифов организации договорам или выявление ошибок в выставленных счетах;

· недостача груза, превышающая допустимые суммы, приведенные в договорах;

· начисление штрафов, пеней или неустоек за несоблюдение обязательств, предусмотренных договорами.

Если в транспортную компанию требуется бухгалтер, то чаще всего ищут специалиста, который знаком со спецификой таких проводок по претензиям.

Услуги бухгалтера в транспортных компаниях

Именно из-за множества нюансов в организации бухгалтерского учета в транспортно-экспедиторских компаниях руководители таких организаций часто вынуждены обращаться к аутсорсинговым фирмам. Их обслуживание включает в себя разработку учетной политики фирмы-перевозчика, грамотное составление налоговой и иной отчетности с последующим предоставлением в органы государственного контроля, подготовку и сдачу бухбаланса, проведение кадрового учета, разработку и оптимизацию системы налогообложения и т.д. Самое главное, что помимо организации бухучета в транспортных компаниях с нуля, высококвалифицированные специалисты аутсорсинговых агентств могут оказывать консультации клиентам перевозчиков по всем вопросам, касающимся действующего законодательства в транспортной сфере и его изменений, и разрешать любые спорные моменты. При этом деятельность таких фирм ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что обеспечивает все гарантии для логистических предприятий, желающих воспользоваться услугами по ведению бухучета в транспортных компаниях по перевозкам.

Учитываем затраты на перевозку грузов внутри предприятия

Иванова П. И., аудитор

Журнал «Учет в производстве» № 2, февраль 2012 г.

Если предприятие привлекает перевозчика для транспортировки грузов между структурными подразделениями, то, по мнению чиновников, в данном случае нужно оформить транспортную накладную и накладную по форме № Т-1. При этом грузы внутри предприятия можно перевозить и собственными силами. О том, как организовать учет расходов в обоих случаях, – в статье.

Создано самостоятельное подразделение

Предприятия с разветвленной филиальной сетью для перевозки сырья и материалов, готовой продукции, как правило, создают самостоятельные структурные автотранспортные подразделения (по аналогии с автотранспортным предприятием).

Отражаем затраты в бухучете

В зависимости от размера парка собственных автомобилей и характера перевозок (только внутри организации или услуги оказываются еще и на сторону) организация может:

– открыть самостоятельное подразделение, занимающееся перевозками, и все затраты по нему собирать на счете 23 «Вспомогательные производства»;

– не создавать отдельное подразделение, если парк небольшой, и вести учет по автомобилям, их обслуживанию и ремонту на счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Автотранспорт».

При любом варианте основными затратами на собственный транспорт являются:

– расходы на техническое обслуживание и ремонт;

– зарплата водителей (возможно, бухгалтера, выделенного на ведение учета транспортного подразделения), взносы в фонды и взносы на травматизм.

Читайте так же:  Договор по совместительству (образец)

Если транспорт (пусть даже и большой парк) используется исключительно для нужд организации (не оказывает услуги на сторону), то, возможно, есть смысл не задействовать счет 23 вообще, а выделить отдельный субсчет на счете 26. Но в любом случае транспортные расходы следует собирать обособленно. Это позволит не только анализировать размер таких затрат (в целях управленческого учета), но и сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Соответствующие варианты учета следует прописать в бухгалтерской учетной политике.

Далее уже по правилам, прописанным в учетной политике для целей бухгалтерского учета, эти косвенные транспортные расходы распределяются по видам производимой продукции либо списываются напрямую в уменьшение выручки от продаж отчетного периода.

Признаем расходы в налоговом учете

Транспортные услуги структурных подразделений самого предприятия по перевозкам грузов внутри организации (перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цехи (отделения)) и доставка готовой продукции относятся к материальным расходам производственного характера.

Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Их следует признавать в качестве расходов текущего периода.

А вот если собственным транспортом доставляются в организацию приобретенные материально-производственные запасы, то тогда такие транспортные расходы уже формируют фактическую стоимость этих запасов (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Какие документы необходимо оформить

Любая запись в бухгалтерском учете делается на основании первичного документа (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В налоговом учете любой расход должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В части документального оформления транспортных расходов внутри организации никаких особых указаний ни Налоговый кодекс РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат. Значит, руководствуемся общим правилом – это должны быть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

На практике это означает, что следует использовать формы документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм.

Если таковые отсутствуют, то предприятие может разработать формы самостоятельно с использованием обязательных реквизитов, которые указаны в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, для подтверждения расходов по горюче-смазочным материалам в наличии должен быть путевой лист.

Причем бухгалтер организации, использующей автотранспорт исключительно для своих, а не коммерческих нужд, может использовать:

– официально разработанную форму (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1998 г. № 78);

– самостоятельно разработанную форму, которая подтвердит путь и время следования автомобиля;

– иные подтверждающие документы (постановление ФАС Московского округа от 30 сентября 2010 г. № КА-А40/11123-10), а также, например, данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

В отношении расходов на амортизацию предприятию необходимо иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6, ведомость начисления амортизации.

Что касается расходов на ремонт и техобслуживание, то здесь также нужно иметь инвентарную карточку учета основных средств № ОС-6.

Если ремонтом занимается сторонняя организация, то потребуется акт выполненных работ.

Если ремонт проводится собственными силами, то нужно будет оформить и требование-накладную № М-11 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), а также расчетно-платежную ведомость/расчетную ведомость № Т-49/№ Т-51 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Как правило, при перевозках оформляется товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78) или транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

По мнению автора, при использовании собственного транспорта для нужд организации нет необходимости заполнять такие документы вообще. Поскольку нет никаких отношений с третьей стороной – перевозчиком. Минфин России по этому поводу высказывается аналогично: «. в случае если договор перевозки не заключался, обязанности подтверждать затраты на перевозку груза и факт его транспортировки как транспортной накладной, так и накладной формы № Т-1 у налогоплательщика не возникает» (письмо от 24 октября 2011 г. № 03-03-06/1/687).

Так что, по сути, при перевозках внутри компании собственными силами достаточно будет путевого листа.

Однако нелишним будет составление к путевому листу накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары – № ТОРГ-13 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Несмотря на то что эта унифицированная форма разработана для учета торговых операций, она может быть использована не только торговыми организациями.

Ведь одно ее название «Накладная на внутреннее перемещение…» уже прямо свидетельствует, что она предназначена для учета движения ценностей внутри организации, между структурными подразделениями и материально ответственными лицами.

Так что ее наличие не позволит запутаться, что и куда было направлено внутри самой организации, и кроме того, она значительно проще товарно-транспортной накладной.

К слову, судебная практика подтверждает, что наличие ТТН вовсе не является обязательным условием для признания транспортных расходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. № А05-16664/05-33, постановление ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г. по делу № А12-11207/07-С65). При условии, что они подтверждаются иными документами, например такими, как заявки на перевозку грузов с указанием грузоотправителей товара, маршрута следования, места доставки товара, вида товара, веса груза, доверенности, выданной на имя водителя.

Фирма пользуется услугами сторонней компании

Если организация решила, что содержать (создавать) собственное транспортное подразделение затратно, то для перевозок грузов внутри компании можно привлечь стороннюю организацию.

Расходы в данном случае отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а возможно, будут задействованы и счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Все зависит от специфики деятельности организации и правил учета транспортных расходов, утвержденных учетной политикой организации.

С налоговым учетом ситуация следующая. Подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ позволяет относить к материальным расходам производственного характера транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей). А вот порядок признания таких расходов является элементом учетной политики. Им может быть:

– дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

– дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

– последнее число отчетного (налогового) периода.

Это установлено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Что касается документооборота, то он следующий. В данном случае необходимо будет оформить транспортную накладную, поскольку заключен договор перевозки груза (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от15 апреля 2011 г. № 272).

А вот нужно ли в данном случае оформлять накладную по форме № Т-1?

Летом прошлого года финансисты и налоговики выпустили ряд разъяснений (письма Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/501, № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/499, № 03-03-06/1/498, № 03-03-06/1/497, № 03-03-06/1/492, письмо УФНС России по г. Москве от 29 августа 2011 г. № 16-15/[email protected]). Из них следовало, что «в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

Читайте так же:  Закон об исполнительном производстве алименты

То есть выводы, сделанные чиновниками, можно было трактовать так, что достаточно было лишь одного документа, что, в общем-то, вполне логично.

Ведь товарно-транспортная накладная была обязательным документом во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, действовавшего до 1998 года.

А действующий уже более 10 лет Устав автомобильного транспорта предусматривает использование именно транспортной накладной (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Поэтому вполне логично заполнять что-то одно – либо транспортную накладную, либо товарно-транспортную накладную, которую никто не отменял.

Но в своем последнем письме Минфин России указал (письмо от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/744), что необходимо одновременное наличие этих двух документов (товарно-транспортная накладная – для обоснования расходов на перевозку груза, а транспортная накладная – для установления порядка организации перевозки груза).

Так что во избежание споров с проверяющими бухгалтеру лучше составлять помимо актов оказанных услуг оба этих документа.

Перевозка груза: учет у перевозчика

Договор о перевозке груза

Кто такой перевозчик? Перевозчик — это в нашем случае субъект хозяйствования — юрлицо (но может быть и физлицо), предоставляющий услуги по перевозке грузов или осуществляющий за собственные средства перевозку грузов автомобильными транспортными средствами (п. 1 Правил № 363).

Свои отношения с клиентами — заказчиками услуг по перевозке грузов субъект хозяйствования — перевозчик, как правило, выстраивает на основании договора о перевозке грузов. Что собой представляет такой договор, можно узнать в ст. 909 ГКУ, а также в ч. 1 ст. 307 ХКУ.

Согласно ст. 909 ГКУ по договору о перевозке груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор о перевозке груза предполагает оказание только одной услуги — перевозки

Субъектами правоотношений по перевозке грузов являются:

Договор о перевозке грузов автотранспортом, как правило, является двусторонним и заключается либо между перевозчиком и грузоотправителем, либо между перевозчиком и грузополучателем (п. 3.1 Правил № 363). При этом третья сторона также наделяется правами и обязанностями.

Важно! Договор о перевозке грузов заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 909 ГКУ и ч. 2 ст. 307 ХКУ). С примерной формой договора о перевозке грузов автомобильным транспортом можно всегда ознакомиться, заглянув в приложение 1 к Правилам № 363.

Документы на перевозку

Учтите: заключение договора о перевозке грузов подтверждается составлением документа на перевозку.

Договор о перевозке считается заключенным и у сторон возникают взаимные права и обязанности по нему только после фактического начала перевозки

Согласно п. 11.1 Правил № 363 для автомобильных грузовых перевозок основным документом на перевозку грузов является только товарно-транспортная накладная (далее — ТТН). Ее форма приведена в приложении 7 к Правилам № 363.

По общему правилу ТТН оформляет тот, кто заказывает перевозку (п. 11.4 Правил № 363). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре, которую следует указать в ТТН.

Подробнее об обороте и составлении ТТН см. на с. 37 этого номера. Для международных перевозок ее аналог — накладная CMR.

Налог на прибыль

Предоставляя услуги по перевозке, предприятие-перевозчик получает вознаграждение за перевозку груза — это доход от предоставления услуг по перевозке. Такой доход признают по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг (абз. второй п. 137.1 НКУ). Предоплата для налога на прибыль роли не играет (п.п. 136.1.1 НКУ).

Для отражения дохода ориентируемся на акт

Доходы за оказанные услуги перевозчик отражает в составе дохода от операционной деятельности. Его в соответствии с п. 135.4 НКУ признают в размере договорной (контрактной) стоимости, но не менее суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств. В декларации по налогу на прибыль такие доходы отражают в строке 02.

Теперь о расходах. «Спутником» дохода от реализации услуг по перевозке будет себестоимость их реализации. Расходы, формирующие себестоимость услуг по перевозке, признаются расходами того отчетного периода, в котором признан доход от реализации таких услуг (п. 138.4 НКУ). В декларации по налогу на прибыль эти расходы нужно отражать в строке 05.1.

Кроме того, у перевозчика помимо расходов, формирующих себестоимость услуг по перевозке, одновременно могут возникать и прочие расходы. И отражать их следует в том отчетном периоде, в котором осуществили такие расходы согласно правилам ведения бухгалтерского учета в зависимости от их направленности.

Любые услуги, в том числе и услуги по перевозке, согласно п. 185.1 НКУ являются объектом обложения НДС, если место их поставки находится на таможенной территории Украины.

Заметим, что упоминание о перевозках содержит п.п. «в» п.п. 186.2.1 НКУ. В нем cказано, что местом поставки «услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, в том числе с поставкой продовольственных продуктов и напитков, предназначенных для потребления» является место фактической поставки услуг.

Но налоговики в ОНК № 610 разъяснили, что непосредственно услуги по перевозке не подпадают под нормы п.п. «в» п.п. 186.2.1 НКУ. Место их поставки определяется по общему правилу (согласно нормам п. 186.4 НКУ) — по месту регистрации поставщика. В данной публикации мы не затрагиваем налого­обложение международных транспортных услуг (см. статью «Международные перевозки и НДС» на с. 20 этого номера).

Перевозчик — плательщик НДС отражает налоговые обязательства по НДС по ставке 20 % на дату первого события:

— получения оплаты за услуги по перевозке от заказчика или

— оформления документа, подтверждающего факт осуществления перевозки (оформления акта предоставления услуг по перевозке).

Налоговая накладная. В подтверждение возникновения налоговых обязательств предприятие-перевозчик выписывает на имя заказчика налоговую накладную.

Если услуги по перевозке оказываются заказчику — неплательщику НДС, в верхней левой части в поле «Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)» проставляется отметка «Х» и тип причины «02» — поставка неплательщику налога (п. 10 Порядка № 10).

Налоговая накладная заполняется в обычном порядке, а в графе 3 приводят сведения об услуге «Послуги з перевезення вантажу». Далее налоговая накладная заполняется в зависимости от того, в каком выражении у перевозчика измеряется его услуга:

1) услуги по перевозке измеряются в стоимостном выражении. В этом случае в графе 5 проставляют «послуга», а в графе 6 проставлют «1» (если налоговая накладная выписывается на полную поставку) либо в виде десятичной дроби (если налоговая накладная составляется на частичную оплату). На это обращают внимание и налоговики (см. подкатегорию 101.19 БЗ). В графах 7, 8 и 12 отражают стоимость услуг по перевозке (без НДС);

2) услуга по перевозке привязана к цене за 1 км. Тогда в графе 5 указывают «км», в графе 6 проставляют километраж, а в графе 7 приводят цену за 1 км. Затем в графах 8 и 12 выводят общую стоимость перевозки без НДС.

И в первом, и во втором случае в графах 8 и 12 (по строке III) указывают сумму НДС; в графах 8 и 12 (по строке IV) приводят общую сумму «с НДС» к уплате.

Читайте так же:  Как составить жалобу в налоговую инспекцию

Реестр налоговых накладных. В раздел I Реестра данные составленной налоговой накладной вносятся в обычном порядке:

— в графах 1 и 3 приводится порядковый номер налоговой накладной;

— в графе 2 — дата составления налоговой накладной;

— в графе 4 — сокращенное обозначение вида документа — «ПНП», «ПНЕ» (или «ПНП02» — в случае выписки налоговой накладной на услуги, оказанные заказчику — неплательщику НДС, в том числе нерезиденту);

— в графах 5 и 6 — сведения о покупателе (если покупатель — неплательщик НДС, в графе 5 записывается «Неплатник податку», а в графе 6 проставляется условный ИНН «400000000000»);

— в графе 7 — стоимость услуги с НДС;

— в графах 8 и 9 — соответственно стоимость услуги без НДС и сумма НДС. Графы 10 — 13 раздела I Реестра не заполняются (см. подкатегорию 101.21 БЗ).

В декларации по НДС услуги по перевозке, облагаемые НДС по ставке 20 %, отражаются в строке 1.

Когда составляется акт предоставленных услуг?

Акт предоставленных услуг — первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции — перевозки. И именно он как первичный документ должен фиксировать факт осуществления хозоперации.

Когда же перевозчику составлять акт предоставленных услуг? Определение этой даты имеет весьма важное значение. Ведь, как мы выяснили, от этой даты зависит, когда перевозчику:

1) отражать доходы/себестоимость услуг;

2) выписывать налоговую накладную и отражать налоговые обязательства, если оказанные услуги по перевозке еще не были оплачены заказчиком.

Вспомните, первичные документы должны составлять во время хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно по ее окончании (ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.2 Положения № 88). Как видим, Закон о бухучете фактически позволяет составлять первичный документ не в момент совершения хозяйственной операции, а позднее — сразу же после окончания такой операции.

[2]

Сразу скажем, что составлять акт на дату погрузки еще нельзя. Погрузка по своей сути — это только начало предоставления услуги.

Только после завершения перевозки можно говорить о фактическом предоставлении услуги

Однако и на дату доставки груза заказчику/его разгрузки не всегда возможно это сделать, хоть она, по сути, и свидетельствует о завершении перевозчиком перевозки.

Бывает так, что на дату разгрузки не всегда еще можно составить акт предоставленных услуг. И зачастую акт предоставленных услуг составляется позднее. Ведь иногда водителю еще требуется определенное время, чтобы «довезти» сведения о фактическом предоставлении услуги, точнее, документы, связанные с доставкой груза, в бухгалтерию перевозчика. Имея на руках эти документы, бухгалтер предприятия-перевозчика может составить акт предоставленных услуг.

А если погрузка-разгрузка произошли в одном отчетном периоде, а акт составлен в следующем отчетном периоде — в день получения предприятием-перевозчиком от водителя сведений о фактическом предоставлении услуги вместе с транспортной документацией? Будут ли у предприятия проблемы с отражением налогового дохода и выпиской налоговой накладной по НДС (отражением налоговых обязательств по НДС)?

В бухгалтерском учете есть все основания отражать доход в том периоде, в котором услуги фактически были оказаны, а не в том, когда составлен документ. А учет по налогу на прибыль увязан с бухгалтерским учетом (подробнее см. «Дата «первички» в налоговой проекции» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 12, с. 21).

Как мы уже сказали, Закон о бухучете фактически позволяет составлять первичный документ не в момент совершения хозяйственной операции, а позднее — сразу же после окончания такой операции. А это значит, что и акт предоставленных услуг можно составить и подписать не на дату фактического предоставления услуги, а на следующий день.

Между тем налоговики считают такой подход нарушением правил ведения бухгалтерского и налогового учета (см. письмо ГНАУ от 20.05.2010 г. № 9895/7/16-1517-08, 5766/5/16-1518). В этих письмах налоговики разъясняли о дате возникновения налоговых обязательств по НДС относительно услуг по перевозке, когда услуги фактически предоставлены в одном периоде (марте), а акт составлен уже в следующем периоде (апреле). Так, со ссылкой на ст. 3 Закона о бухучете (по нормам которой налоговая отчетность основывается на данных бухгалтерского учета) и ч. 5 уже называвшейся ст. 9 Закона о бухучете (обязывающую отражать хозяйственные операции в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены), контролеры сделали такой вывод:

подписание в апреле акта предоставленных услуг по перевозке товара, фактическая перевозка которого состоялась в марте, является нарушением правил ведения бухгалтерского и налогового учета

И хотя эти разъяснения налоговиков староваты и прописаны еще до вступления в силу НКУ, однако не исключено, что их мнение останется прежним.

Поэтому безопаснее будет оформлять акт датой завершения предоставления услуги — датой доставки/разгрузки перевозимого товара, несмотря на дату возвращения водителя из рейса. То есть «задним» числом.

Предприятия, осуществляющие перевозку груза на заказ, должны отражать доходы, полученные от предоставления таких услуг, на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг». Одновременно с признанием дохода в бухгалтерском учете отражаются и расходы на предоставление услуг по перевозке на субсчете 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг». В себестоимость реализованных услуг по перевозке обычно входят такие расходы, как оплата труда водителя и начисленный на нее ЕСВ, стоимость использованных горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) и т. п. Но сперва такие расходы группируются на счете 23 «Производство» (Инструкция № 291). Налоговый и бухгалтерский учет предоставления услуг по перевозке рассмотрим на примере.

Пример. Предприятие-перевозчик «Транссервис» предоставило заказчику услуги по перевозке груза по территории Украины. Их стоимость составила 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Расходы предприятия-перевозчика на перевозку этого груза — 7768,5 грн. Из них:

— заработная плата водителя — 1000 грн.;

— начисления ЕСВ на зарплату водителя — 368,5 грн.;

Видео (кликните для воспроизведения).

Табл. Учет предоставления транспортных услуг у перевозчика

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  5. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
Бухгалтерский учет у перевозчика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here