Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — государственное (муниципальное) учреждение, которое создано для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (далее — К.у.) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Утвержденные показатели бюджетной сметы К.у. должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций К.у.

К.у. находится в ведении органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

Оказание государственных (муниципальных) услуг К.у. осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, сформированным для них соответствующим органом, выполняющим функции и полномочия учредителя. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы К.у.

Однако для К.у. формирование государственного (муниципального) задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Отсутствие такого решения не является нарушением норм бюджетного законодательства.

Заключение и оплата К.у. государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Имущество К.у. закреплено за ним на праве оперативного управления. Отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества К.у. не вправе.

К.у. может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Лит.: Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ч. 1, гл. 1, ст. 6; ч. 3, гл. 18, ст. 161); Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”; приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н “Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений”.

Казенное учреждение

— государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Комментарий

Казенное учреждение — это одна из форм государственных учреждений. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) в п. 2 ст. 123.22 «Учреждение» указывает, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Правовое положение казенных учреждений регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (статьи 6, 161). Так, статья 6 определяет:

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основным документом является Смета доходов и расходов.

Казенные учреждения являются предпочтительной организационно-правовой формой для органов власти. На это указывает Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1):

«Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 и пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.».

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Примеры казенных учреждений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА ЯКИМАНКА»

Читайте так же:  После смерти мужа кто вступает в наследство без завещания

«УПРАВА ГАГАРИНСКОГО ОКРУГА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Налогообложение

Налог на прибыль

НК РФ устанавливает льготу (пп. 14 п. 1 ст. 251) по доходам в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

Не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом, не учитываются при налогообложении расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

НДС

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ);

Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605 (Письма Минфина России от 26 января 2016 года № 03-07-11/2939, от 24.03.2013 N 03-07-15/12713) — Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);

Приложение

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

[3]

Федеральное казенное учреждение. Государственное (муниципальное) казенное учреждение, его деятельность и права

В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.

Читайте так же:  Усн как провести амортизацию основных средств проводки

Общие сведения

Казенное учреждение — это организация, оказывающая услуги, выполняющая работы либо исполняющая определенные функции для обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов власти разного уровня. Финансирование таких предприятий производится за счет средств соответствующего бюджетного фонда согласно принятой смете. В ст. 31 ФЗ №83 указано, что создание казенного учреждения осуществляется на базе функционирующего юрлица без проведения процедур реорганизации посредством изменения его типа.

Имущественный вопрос

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Перечень субъектов, обязанных сменить статус

Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:

  1. Воинским частям, управлениям соединений/объединений ВС, военным комиссариатам, ОУ внутренними войсками и ГО.
  2. УИН, СИЗО и прочие учреждения, созданные с целью обеспечения функционирования уголовно-исполнительного института, исполняющие специальные и управленческие задачи.
  3. Специализированные заведения для несовершеннолетних, проходящих реабилитацию.
  4. Учреждения ГУ спецпрограмм при президенте, МВД, ФСБ, ФТС, ФСО, ФНС, Службе внешней разведки, объектовые, территориальные, воинские, специальные, подразделения ПС МЧС, аварийно-спасательные формирования.
  5. Специализированные психиатрические больницы с интенсивным наблюдением, противочумные заведения и лепрозории.

Нормативная база

Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:

  1. Правительством страны. Постановления этого органа распространяются на любое федеральное казенное учреждение.
  2. Высшим исполнительным институтом власти субъекта. Решения этой структуры обязательны для исполнения региональными организациями.
  3. Местными органами. Распоряжения, изданные ими, распространяются на любое муниципальное казенное учреждение.

Документальное оформление

Как выше было сказано, изменение типа организации осуществляется в соответствии с распоряжением (постановлением). Обязательные сведения, которые указываются в документе, согласно которому возникает казенное учреждение, — это:

  1. Наименование функционирующего предприятия с указанием типа.
  2. Название образуемой организации.
  3. Наименование исполнительного органа, выполняющего полномочия и функции учредителя.
  4. Сведения о сохранении/изменении основных целей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность казенного учреждения.
  5. Перечень мероприятий по формированию организации с указанием сроков.
  6. Сведения о сохранении/изменении численности сотрудников.

Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.

Приложения

Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:

  1. Пояснительную записку. В ней содержатся обоснования целесообразности смены типа организации на казенное учреждение.
  2. Сведения о кредиторской задолженности предприятия, просроченной в том числе.

Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.

Юридическое положение организаций после изменения типа

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.

Функции учредителя

Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:

  1. Выполняет функции и реализует полномочия учредителя организации при ее формировании, реорганизации, ликвидации, изменении типа.
  2. Утверждает устав предприятия и изменения, вносимые в него.
  3. Назначает руководителя организации, снимает его с должности.
  4. Прекращает и заключает трудовой договор с начальником учреждения.
  5. Составляет и утверждает задание для организации с учетом видов работ, предусмотренных в ее уставе.
  6. Устанавливает перечень предприятий, перед которыми ставятся разработанные задачи.
  7. Осуществляет финансирование работы учреждения, в том числе при исполнении им утвержденного государственного задания.
  8. Определяет порядок, по которому составляется, принимается и вводится бюджетная смета, согласно общим требованиям, сформулированным Минфином.
  9. Осуществляет согласование с Росимуществом распоряжения недвижимыми и движимыми объектами, в том числе предоставление их в аренду.
  10. Ведет контроль деятельности казенного учреждения на основании положений законодательства.
  11. Реализует иные полномочия и осуществляет прочие функции учредителя, предусмотренные нормативными актами.

Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.

Согласование с Росимуществом

Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.

Устав: общие положения

После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать «Общие положения». Они включают в себя:

Читайте так же:  Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры

  • Наименование учреждения.
  • Сведения о месте расположения.
  • Название учредителя и наименование собственника имущества, указание на исполнительные органы, осуществляющие их полномочия.

Характер работы

В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

  • Структуре и компетенции администрации организации.
  • Порядке формирования органов управления.
  • Продолжительности полномочий.
  • Порядке функционирования.
  • Положении об ответственности начальника учреждения.

Раздел о финансовом обеспечении и имуществе

В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:

Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.

Переход бюджетного учреждения в «автономку»: стоит ли овчинка выделки? (Чагин К.Г.)

Дата размещения статьи: 25.06.2015

Вопрос о целесообразности, выгодах и рисках изменения типа учреждения с бюджетного на автономный несколько лет назад был достаточно актуальным для руководителей. Среди прочего, актуальность вопроса была обусловлена значительными различиями этих двух типов государственных и муниципальных учреждений. Однако в процессе реформ правовое положение бюджетных учреждений и «автономок» заметно сблизилось. В данной статье автор делает обзор и анализ остающихся различий, чтобы помочь читателю лучше понять степень целесообразности изменения типа их учреждения или его сохранения.

Закупочная деятельность

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, вступившее в силу с 01.01.2014 новое федеральное законодательство о государственных и муниципальных закупках обязало автономные учреждения применять его положения в тех случаях, когда учреждение осуществляет закупки за счет средств, предоставленных им из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (бюджетных инвестиций) . Тем не менее осуществлять закупочную деятельность автономным учреждениям все-таки гораздо проще, чем бюджетным: в своих положениях о закупке они могут использовать значительно более простые процедуры, чем те, которые определены в федеральном законодательстве о контрактной системе.

Часть 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Налогообложение

В отличие от бюджетных учреждений, «автономки» при определенных условиях имеют возможность работать по упрощенной системе налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Эта возможность может быть востребованной учредителями, если в том или ином регионе государственные и муниципальные учреждения не освобождены от данного регионального налога, а имущественный комплекс учреждений является весьма значительным и требует заметных налоговых трат.

Распоряжение доходами

В соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях любые доходы этих учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение, если иное не предусмотрено самим этим законодательством . В то же самое время в соответствии с гражданским законодательством в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений поступают лишь доходы, полученные от приносящей доход деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ). Хотя по букве закона под понятие «доход» подпадают и субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям их учредителями (эти субсидии налоговое законодательство трактует именно как доходы ), на практике под приносящей доход деятельностью понимается деятельность бюджетного учреждения по оказанию платных услуг и выполнению платных работ. Обратим внимание, что такое правовое различие позволяет автономным учреждениям самостоятельно определять размеры заработной платы своих сотрудников (за исключением руководителя учреждения, с которым учредитель заключает трудовой договор ). Хотя на практике учредитель нередко принуждает «автономки» применять отраслевые системы оплаты труда, которые распространяют свое действие также на бюджетные и казенные учреждения.

Часть 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Пункт 6 ст. 9 Закона N 174-ФЗ.

Распоряжение имуществом

В отличие от бюджетных учреждений, для автономных федеральное законодательство декларирует их право самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, которое не относится к имуществу, закрепленному за учреждением учредителем (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Однако здесь существует правовая коллизия: то же самое законодательство устанавливает, что любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ), следовательно, у «автономки» просто-напросто не может быть никакого имущества, которое бы не было закреплено за ним учредителем.

Кроме того, в отличие от бюджетного учреждения, у автономного имеется возможность не проводить торги при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования движимым государственным и муниципальным имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления. В федеральном законодательстве требование о проведении торгов (конкурсов или аукционов) при передаче прав владения или пользования государственным или муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного ведения за автономными учреждениями, относится только к недвижимому имуществу — следовательно, продавать, сдавать в аренду и осуществлять другие операции по распоряжению движимым имуществом (например, транспортом) «автономка» вправе без проведения торгов.

Части 3 и 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Финансовая сфера

Если финансовые операции с любыми средствами бюджетных учреждений осуществляются через казначейство, то автономные учреждения вправе обслуживаться не только в Казначействе, но и в банке (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Исключениями являются операции со средствами бюджетных инвестиций и средствами обязательного медицинского страхования — эти операции «автономок» должны обязательно проводиться через Казначейство. Обслуживание в банке требует от автономного учреждения наличия дополнительных средств на оплату банковского расчетно-кассового обслуживания, однако оно позволяет более оперативно получать доступ к денежным средствам, в том числе от оказания платных услуг, и распоряжаться ими. Отметим, что, несмотря на наличие такого права, учредители многих автономных учреждений заставляют эти учреждения отказываться от расчетно-кассового обслуживания в банке и обслуживаться в Казначействе. Мотивами учредителя здесь являются желание усилить контроль за движением финансовых средств учреждения с помощью Казначейства, а также нежелание включать в субсидию учреждению средства на оплату банковского расчетно-кассового обслуживания, если само учреждение не готово нести эти расходы за счет средств, получаемых от оказания платных услуг.

Читайте так же:  Получение рвп по браку документы

Также у автономного учреждения, в отличие от бюджетного, может быть необходимость проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и, соответственно, расходов на этот аудит. Решение о том, следует проводить аудит в том либо ином году или можно обойтись без этой процедуры, принимает наблюдательный совет автономного учреждения (п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).

Кроме того, в отношении автономных учреждений, в отличие от бюджетных, не действует запрет размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами . В принципе если у «автономки» имеются какие-то временно свободные денежные средства (например, если субсидия на выполнение государственного или муниципального задания перечисляется учреждению поквартально и авансом), то можно разместить их на банковском депозите и получить определенный доход, который затем направить на осуществление уставной деятельности.

Часть 14 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях)

Управление

Ряд значимых решений, которые в отношении бюджетных учреждений принимает учредитель, в отношении автономных учреждений принимают наблюдательный совет, то есть коллегиальный орган управления, и сам руководитель автономного учреждения — см. таблицу.

Орган, принимающий решение в отношении бюджетного учреждения

Орган, принимающий решение в отношении автономного учреждения

Утверждение положения о закупке

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности (изменений к плану)

Руководитель учреждения (на основании заключения наблюдательного совета)

Одобрение крупной сделки

Одобрение сделки с заинтересованностью

[1]

Часть 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (п. п. 21 — 22).

Часть 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

Часть 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ.

Часть 3 ст. 17 Закона N 174-ФЗ.

Часть 1 ст. 17 Закона N 174-ФЗ.

При этом число представителей учредителя в наблюдательном совете «автономки» не превышает одну треть (ч. 1 ст. 10 Закона N 174-ФЗ), поэтому теоретически возможна ситуация, когда совет может принять решения, идущие вразрез с мнением учредителя.

Создание бизнеса

Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ.

Абзац 2 ч. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях и ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ.

Часть 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ.

При этом прибыль от деятельности созданной коммерческой организации будет поступать автономному учреждению и расходоваться на уставные цели. Бюджетные же учреждения вправе создавать только некоммерческие организации (абз. 2 ч. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Информационная открытость

Как у бюджетных, так и у автономных учреждений имеется достаточно много обременений, касающихся обеспечения общедоступности и открытости различных документов. Однако у «автономок» есть еще и обязанность ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества в определенных учредителем средствах массовой информации, при этом порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, установлены Правительством РФ .

Часть 10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 N 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества».

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон N 83-ФЗ) все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных. Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Особенности правового положения казенных учреждений

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Критерии для определения типа государственного (муниципального) учреждения

Обратите внимание! Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом N 83-ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения (п. 12 Методических рекомендаций).

Устав казенного учреждения

И. Зернова,
эксперт журнала «Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.

Учредители казенного учреждения

Краткое содержание

  • Может ли директор казенного учреждения быть учредителем ООО.
  • Может ли казенное учреждение быть учредителем казенного учреждения?
  • Учредитель учреждения
  • Учредитель образовательного учреждения
  • Учредители бюджетного учреждения
  • Учредитель муниципального учреждения
  • Ответственность учредителя учреждения

1. Может ли директор казенного учреждения быть учредителем ООО.

1.1. Здравствуйте.
Если казенное учреждение государственное — то да, может.
Если муниципальное — то по общему правилу также может, но нужно читать нормативный акт субъекта (региона), устанавливающего реестр должностей муниципальной службы. В Тверской области в данном реестре должности руководителя учреждения нет, а значит директор может быть учредителем ООО.
Удачи.

2. Может ли казенное учреждение быть учредителем казенного учреждения?

2.1. Статья 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ

«О некоммерческих организациях»2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:
1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;
3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

3. В государственном казенном учреждении числятся работники, по факту их рабочее место находится в департаменте — учредителе данного ГКУ.
Как правильно закрепить это в документах (устав и т.д.)?

3.1. Консультации ГКУ оказываются только на платной основе.
Дорого.
Только по 100% предоплате.

4. В государственном казенном учреждении уволился директор. Приказом учредителя заместитель директора был
назначен Врио директора. Уставом предусмотрено назначение учредителем только директора, про Врио ничего не сказано. Доверенность не оформлялась. В договорах указывают, что Врио директора действует на основании Устава. Правомерно ли это?

4.1. Нет конечно. Нет такой должности. Тем более не могут указывать, что действует на основании устава. Доверенность должна быть выдана (ст. 52, 185 ГК РФ)

Читайте так же:  Учитель оскорбляет учеников — что можно сделать

4.2. ВРИО исполняет обязанности директора неправомерно. Приказ учредителя незаконен.

ГК РФ Статья 185.1. Удостоверение доверенности

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

4.3. В статье 52 ГК РФ сказано: Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками
Договор от имении юридического лица может заключать только уполномоченное лицо В статье 53 ГК РФ на этот счет сказано: Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и Уставом
Если Устав предусмотрено только назначение Учредителем директора, то ВРИ не может действовать на основании Устава И подобная запись в договорах является не правомерной. Врио директора, чтобы заключать договора потребуется оформление доверенности стст 185 и 185.1 гК РФ.

4.4. Назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»).

Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.

Директор вправе уволиться, предупредив об увольнении за месяц (ТК РФ).

Период, когда прежний директор уволился, а новый по результатам конкурса не определен, будет периодом работы ВРИО.

4.5. Нет это неправомерно. Если не предусмотрено Уставом то ВРИО директора можно наделить частью полномочий на основании доверенности. Часто доверенность оформляют также наряду с приказом о назначении ВРИО. Если лица, перед которыми ВРИО будет представлять интересы компании во время отсутствия директора, усомнятся в законности приказа о его назначении, то подтвердить его полномочия поможет доверенность. В доверенности необходимо четко указать круг полномочий для делегирования третьему лицу как временно исполняющему обязанности директора, так как действовать это лицо сможет только в рамках полномочий, указанных в этой доверенности

ст 183,185.1 ГК РФ.

5. Руководитель казенного учреждения, предупредив за 1 месяц, уволился. За этот период времени учредитель казенного учреждения не смог подобрать нового руководителя. Как правильно назначить исполняющего обязанности руководителя?

5.2. На основании заявления работника.

6. Может ли муниципальное казенное учреждение центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи быть учредителем некоммерческой организации-НКО.

6.1. Уточнить сможете, ознакомившись с уставом.

6.2. Добрый день, Лариса!
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ
Статья 24

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Удачи и всего хорошего!

7. Отдел переводят в самостоятельное казеное учреждение, учредитель-администрация района, начальник отдела в декретном отпуске, сказали написать заявление об отзыве из отпуска, написать заявление на увольнение и заявление на прием директором. Правильно ли это? Или должны сделать переводом?

7.1. Здравствуйте, в вашем случае могут и переводом, но это не обязанность работодателя.

8. Мы казенной учреждение, учредитель министерство края. Учреждение находится в городе Красноярске, в 22 районах Красноярского края на постоянной основе работают сотрудники. По трудовому договору они трудоустроены в г.Красноярске. Каким образом должны быть оформлены трудовые отношения? Нужно ли нам менять структуру учреждения.

8.1. У вас в структуре должны быть указаны удаленные рабочие места с их указанием адресов и количеством ставок. При этом, вы обязаны работникам работающим на Крайнем Севере и приравненным к ним районам, оплачивать северную надбавку и районный коэффициент по территориальности. В трудовых договорах должно быть указано, что работник принимается на работу в ваше учреждение на удаленное рабочее место с указанием адреса этого удаленного рабочего места. Ознакомьтесь с главой 49.1 ТК РФ.

9. Я директор Муниципального казенного учреждения. Учредитель настаивает на увелечении единиц с 2 ставок до 4. При этом рабочим дает по ставке, а ставку директора сокращает с 0,75 до 0,58.

Видео (кликните для воспроизведения).

9.1. Здравствуйте,
Учредителю видимо виднее, как организовать рабочий процесс.
Имеет право уменьшить ставку. Предупредить об этом должны не менее чем за 2 месяца.
Желаю Вам удачи и всех благ!

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  3. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  4. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here