Что такое муниципальный контракт, заключение госконтракта

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Что такое муниципальный контракт, заключение госконтракта". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Заключение госконтракта

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа. Он может быть заключен в том случае, если компания-исполнитель является победителем тендера или единственным его участником и не отклоняется от подписания контракта.

Государственными нуждами являются потребности РФ в товарах или услугах, необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров или выполнение работ для нужд государства поставщик или исполнитель обязуется выполнить работу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров или услуг.

Особенности заключения госконтракта

Заключение госконтракта обладает некоторыми особенностями, отличающими его от обычного коммерческого контракта:

Сроки заключения госконтракта

Сторона, получившая проект госконтракта, должна в 30-дневный срок подписать его и вернуть один экземпляр заказчику. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса. При этом, банковская гарантия является одним из обязательных условий при заключении госконтракта.

При наличии разногласий по условиям государственного контракта в такой же срок одна сторона должна составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомить ее об отказе от заключения госконтракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней рассмотреть разногласия и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции или об отклонении протокола разногласий.

Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Заключение государственного контракта

Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов имеет значительные особенности и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44).

Правила заключения государственных и муниципальных контрактов

Заключение госконтракта обычно состоит из нескольких этапов:

  • 1. Определение потребностей (нужд) государственного или муниципального заказчика в тех или иных товарах, работах и услугах, которые с 01.01.2015 г. осуществляются в соответствии с планом закупок и планом-графиком.
  • 2. Размещение государственной и муниципальной закупки c использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), заключение муниципального контракта обязательно.
  • 3. Проект контракта, как правило, разрабатывается заказчиком.
  • 4. Срок заключения госконтракта зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Сторона, получившая проект договора, должна подписать его в течение 30 дней или составить в этот же срок протокол разногласий, а затем – отправить документы другой стороне. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней принять меры по их согласованию и либо подписать соглашение, либо отклонить его (ст. 528 ГК РФ).

Разобравшись с тем, как заключить государственный или муниципальный контракт, вы можете приступить к оформлению соглашения. Подходящие для данной ситуации шаблоны представлены в разделе «Госконтракты».

Условия государственного контракта

Существенные условия госконтракта, как и любого другого договора, – это предмет, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Наличие определенных существенных условий в государственном или муниципальном контракте зависит от вида заключаемого соглашения (поставки товаров, выполнения работ либо оказания услуг). Требования к содержанию контракта для государственных и муниципальных нужд установлены ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Перечень существенных условий государственного контракта

Согласно ФЗ №44-ФЗ, госконтракт должен содержать:

  • условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение или формула цены и максимальное значение цены контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 ФЗ N 44);
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта – в случае, если контракт заключается с физическим лицом и не ИП (ч. 13 ст. 34 ФЗ №44);
  • график исполнения контракта – если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей (ч. 12 ст. 34 ФЗ N 44).

Порядок изменения условий госконтракта

Изменение условий государственного или муниципального контракта возможно при внесении в законодательство поправок, касающихся тарифов на услуги, работы, товары, при существенном увеличении/уменьшении количества товаров, услуг, работ, а также в ряде других ситуаций. Чтобы изменить условия заключения государственного контракта, необходимо подготовить дополнительное соглашение в той же форме, что и основной документ.

Муниципальный контракт

Государственные и муниципальные контракты по закупкам товаров, работ и услуг: основные отличия

Однако, несмотря на это, между двумя этими разновидностями контракта существует разница. Она заключается лишь в том, что уровень бюджета, из которого поставщик будет получать деньги за оказанные услуги, является различным.

Например, на уровне государства в целом или же на уровне определенного субъекта российской Федерации или на уровне муниципального учреждения действующего в том или ином субъекте РФ.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ)

Преимущественной формой контракта является его письменная форма . Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ . в особо исключительных случаях возможно заключение и в устной форме .

Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Читайте так же:  Материнский капитал можно направить на покупку дома с земельным участком

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

или муниципальный контракт на поставку товаров — По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для или муниципальных нужд (далее или муниципальный) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары или… … Официальная терминология или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг — 1.

Заключение государственного контракта

В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения в ряде случаев: 1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт 2.

Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.( внесение денежных средств или банковская гарантия) Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.

Что такое госконракт

Проект определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

, если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525). Помимо ГК РФ, отношения по поставке для и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

и рядом других нормативных актов.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

ГК РФ содержит несколько иное определение или муниципального, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.

Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Что такое государственный муниципальный контракт?

В роли (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы власти), органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Статья 4. Государственные заказчики, муниципальные заказчики и иные заказчики

(в ред. Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

текст в предыдущей )

1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ, от 08.05.2010 )

(см. текст в предыдущей )

2. В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Что такое муниципальный контракт, заключение госконтракта

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Заключение государственного контракта. Что нужно знать?

Ошибки при заключении контракта в обычной хозяйственной деятельности – это финансовые потери или упущенная выгода. Ошибки при заключении государственного контракта – еще и подмоченная репутация, попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), возможно даже фактический запрет на участие в госзакупках на ближайшие два года. Что нужно знать при заключении государственного контракта? Прислушайтесь к рекомендациям и советам экспертов-практиков.

Государственный (муниципальный) контракт — это гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. И у такого контракта есть свои особенности, о которых обязательно нужно знать.

[1]

Предмет и цена контракта

Все требования к предмету контракта должны быть детально прописаны в документации:

  • цена (установлена презумпция твердой цены);
  • ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
  • порядок и сроки оплаты;
  • порядок и сроки осуществления приемки товара, результатов работ и услуг;
  • порядок и сроки оформления результатов приёмки;
  • сроки исполнения обязательств;
  • сроки возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Читайте так же:  Образец договора страхования риска ответственности заемщика за нарушение договора

В соответствии с ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Указание цены в ориентировочном значении, либо в виде формулы и максимального значения возможно только в случаях, установленных Правительством РФ.

Основным фактором, влияющим на цену контракта, является начальная (максимальная) цена, установленная заказчиком в извещении о проведении торгов.

Цена контракта определяется итоговым протоколом оценки по закупке. Порядок расчетов определяет заказчик.

При необходимости заказчик может включить в контракт дополнительные требования:

  • гарантийное обслуживание;
  • расходы на эксплуатацию товара, результатов работ и услуг;
  • обязательный монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию;
  • обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, результатов работ и услуг;
  • поставки запчастей, комплектующих, исходных материалов.

Условие об оплате и приемке в контракте

Заказчик обязательно должен включить в контракт (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ):

  • срок исполнения контракта;
  • порядок приемки поставленных товаров, работ или услуг;
  • оформление результатов такой приемки;
  • порядок и сроки оплаты поставленных товаров, работ или услуг.

Если заказчик внес в контракт условие о выплате предоплаты (аванса), то он обязан установить ее размер в точном указании процента или в фиксированной сумме.

На этапе, когда контракт уже исполнен поставщиком, заказчик осуществляет приемку на соответствие количества, комплектности, объема и качества требованиям, согласно установленным в контракте условиям.

Уклонение участника-победителя от подписания контракта

Бывают случаи, когда победитель торгов уклоняется от заключения контракта с заказчиком. Обратите внимание, что победитель в государственном тендере признается уклонившимся от заключения контракта, если нарушил сроки и не представил заказчику подписанный проект контракта, документы о внесении обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок.

  • заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;
  • информация об участнике заносится в РНП;
  • денежные средства, внесенные участником в качестве обеспечения заявки, не возвращаются.

Государственный (муниципальный) контракт всегда первым подписывает участник, а затем — заказчик. Для разных закупочных процедур сроки подписания контракта могут отличаться. Поэтому нужно внимательно следить за их соблюдением.

Так, срок подписания контракта победителем конкурса — 10 дней с даты размещения на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (ООС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В течение этого срока победитель конкурса должен:

  • подписать проект контракта;
  • представить его заказчику;
  • приложить документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.

При невыполнении хотя бы одного из этих условий победитель конкурса считается уклонившимся от заключения контракта.

Ответственность за неисполнение обязательств — неустойка

В случае просрочки исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона платит неустойку. Неустойка начисляется за каждый день просрочки обязательства.

Размер неустойки не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая умножается на сумму неисполненных обязательств.

Внимательно относитесь к заключению и исполнению государственного контракта!

Ольга Степанцева, эксперт Контур.Школы, Школа электронных торгов

Обучение торгам в Контур.Школе

Семинары по торгам (очное участие): 44-ФЗ, 223-ФЗ, Контрактная система, с практикой работы на «Сбербанк-АСТ». Учебные классы в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре.

Онлайн-курс «Основы участия в госзакупках, все виды закупок по 44-ФЗ» – вы освоите новые способы закупок по 44-ФЗ за 6 онлайн-уроков. Тестирование и сертификат по итогам курса.

Онлайн-курс «Участие поставщика в электронном аукционе» – подготовьтесь к участию в электронном аукционе за 6 онлайн-уроков. Тестирование и сертификат по итогам курса.

Государственные контракты

01.01.2014 г. вступил силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), устанавливающий единые правила заключения госконтрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ «О контрактной системе», государственным контрактом является договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (госконтракт), муниципального образования (муниципальный договор) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

Как оформить госконтракт: особенности сделки

Главной отличительной чертой типового государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета госконтракта (договора с госструктурами), в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного и муниципального контракта определяет права и обязанности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика), а так же регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при исполнении контракта.

Проектом государственного контракта для обеспечения государственных нужд могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика хода работ по выполнению обязательств и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Порядок и условия изменения, и расторжения контракта устанавливаются ст. 95 ФЗ «О контрактной системе».

Порядок заключения государственного контракта

Для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансируемых за счет бюджетных средств.

Еще одной важной особенностью государственных контрактов является порядок их заключения – такие сделки заключается на основе государственных закупок, размещаемых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Из приведенного в ФЗ «О контрактной системе» и ГК РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Форма заключения государственного контракта, как и многих других договоров с госзаказчиком, – простая письменная. Чтобы составить грамотное соглашение, заполните шаблон, который подготовили наши юристы.

Особенности работы с государственным контрактом

Видео (кликните для воспроизведения).

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Читайте так же:  Доверенность на принятие наследства с последующей продажей разрешение конфликта между наследниками о

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
    Конкурс С момента размещения протокола
    1 Открытый конкурс 10 дней
    2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
    3 Конкурс в два этапа 10 дней
    4 Закрытый конкурс 10 дней
    5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
    6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
    Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
    1 Электронный аукцион 5 дней
    2 Открытый аукцион 10 дней
    Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.
    Читайте так же:  Забеременила на декретном месте на испытательном сроке на госслужбе

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Что такое муниципальный контракт, заключение госконтракта

    Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

    Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

    Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

    Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

    В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

    Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

    Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

    Информационно-справочная система

    19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

    24 декабря 2018 г.

    5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

    16 октября 2018 г.

    С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

    3 октября 2018 г.

    «Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

    ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

    «…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

    ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

    © 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

    Что такое государственный контракт по 44-ФЗ? Порядок его заключения, обеспечения и исполнения

    Государственный контракт – одно из базовых понятий 44-ФЗ. Именно подписанием контракта завершаются закупочные мероприятия, и стороны переходят к этапу исполнения контракта.

    Правовое регулирование госконтракта

    Законодательная база в отношении заключения и подготовки государственного контракта образуется за счет положений:

    1. Гражданского кодекса РФ (в частности, общих норм о договорах и специальных норм по параграфу 4 Главы 30 ГК).
    2. Бюджетного кодекса.
    3. Закона «О контрактной системе…» от 2013 года 44-ФЗ.

    Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Стоит отметить, что положения 44-ФЗ в данном случае обладают приоритетом перед нормами гражданско-правового законодательства по ч. 1 ст. 2 44-ФЗ.

    Понятие и классификация государственных контрактов по 44-ФЗ

    Государственный контракт – это вид договора, который подписывается сторонами в системе государственных закупок по нормам 44-ФЗ. Он представляет собой договоренность, которая оформляется государственным заказчиком для обеспечения своих потребностей в товарах, работах и услугах.

    В зависимости от типа заказчиков различают госконтракты, которые оформлены со стороны:

    1. Органов государственной власти, казенных учреждений, работающих от имени региона или РФ.
    2. Местных органов власти, казенных учреждений от имени муниципалитета.

    Исполнителями в рамках госконтракта могут быть любое юрлицо (за исключением офшоров), предприниматели и физлица. Отдельным субъектам предпринимательства, например, малому бизнесу предоставляются определенные льготы.

    Отличие госконтракта от договора

    Государственный контракт – это, по сути, стандартный гражданско-правовой договор. Но он обладает уникальными характеристиками из-за участия особого субъекта – государственного заказчика.

    Можно выделить следующие отличительные черты государственного контракта, которые отличают его от договора:

    Еще одно отличие госконтракта состоит в том, что протоколы разногласий к нему составляются только в следующих случаях:

    [3]

    1. Когда положения проекта не соответствуют документации.
    2. Когда положения противоречат информации, которая была представлена победителем торгов в заявке.

    При подписании обычного договора данный аспект законодательно не регулируется.

    Общие правила и условия заключения

    К существенным условиям государственного контракта по 44-ФЗ можно отнести:

    1. Предмет государственного контракта: товары, работы или услуги, которые покупает заказчик. Предмет в госконтракте должен быть описан максимально четко и конкретно.
    2. Цена государственного контракта.
    3. Сроки и способы оплаты контракта.
    4. Сроки поставки, оказания услуг или выполнения работ.
    5. Ответственность за нарушение условий контракта (неисполнение или ненадлежащее исполнение).

    Госконтракт в обязательном порядке имеет письменный формат и составляется в количестве одного экземпляра для каждой из сторон.

    Остальные условия, например, порядок оплаты, авансирования или внесения обеспечения определяются по усмотрению сторон.

    Обеспечение и исполнение госконтракта

    Обычно конкурсная документация содержит обязательное условие о внесении обеспечения исполнения контракта. По общим правилам обеспечение контракта всегда по умолчанию включается в конкурсную документацию. Но, например, при запросе котировок или закупок у единственного поставщика заказчик самостоятельно вправе решить, устанавливать ли требование об обеспечении (на основании ст. 96 44-ФЗ).

    Если обязательность внесения обеспечения была прописана законодательно, то госконтракт заключается только после соблюдения данного условия. То есть победитель торгов должен внести обеспечение до заключения контракта.

    Если обеспечение не было предоставлено, или оно не соответствует требованиям конкурсной документации, то это является причиной признания контракта ничтожным. В случае непредоставления обеспечения в положенные сроки это приравнивается к уклонению от подписания контракта.

    В 2019 году в части предоставления обеспечения по госконтракту начали действовать некоторые изменения. В закупках с преимуществами для СМП и субъектов НКО размер обеспечения будет рассчитываться не на основе НМЦК, а от цены контракта.

    Обеспечение по контракту не может быть меньше аванса. Поставщик может отправить заказчику сведения из реестра для подтверждения того факта, что он исполнил три контракта без неустоек, и тогда он может не вносить обеспечение. Суммарно цена всех трех договоров не может быть менее НМЦК.

    Также был введен конкретный срок для возврата обеспечения: он составляет не более 30 дней после выполнения договорных условий. Для закупок с преимущественным правом СМП предельные сроки установлены в 15 дней с даты, когда обязательства по контракту были исполнены.

    Сроки действия банковской гарантии определяются по усмотрению сторон, но она должна перекрывать сроки исполнения обязанностей не менее, чем на месяц.

    Также были обновлены правила уменьшения обеспечения. Теперь его допускается уменьшить, если предоставляется новая гарантия взамен банковской, которая получена в банке с отозванной лицензией; изменяется способ обеспечения исполнения контракта; в контракте прописаны отдельные этапы его исполнения.

    С июля 2019 года заказчики приобрели права требования по обеспечению гарантийных обязательств. Данное правило будет действовать, если контракт предусматривал гарантийные обязательства, и заказчик потребовал их обеспечение. Обеспечение гарантийных обязательств допускается в виде банковской гарантии или денежных средств.

    44-ФЗ не предусматривает сроки, на которые заключается госконтракт. Они зависят от его условий и предмета закупки. Контракт сохраняет свою силу, пока не будут исполнены все предусмотренные по нему обязательства, даже если сроки истекли.

    Читайте так же:  Коллективная жалоба образец, бланк, скачать документ

    Для исполнения госконтракта законодательно применяются некоторые процедуры, которые производятся после его подписания:

    1. Прием товара или выполненной работы, проведение экспертизы на соответствие товара определенному уровню качества.
    2. Оплата заказчиком принятого товара или результатов проделанной работы, выполнение иных обязательств с подтверждением их исполнения.
    3. Взаимодействие заказчика с поставщиком при изменении условий контракта или при его расторжении по нормам ст. 95 44-ФЗ.

    Заказчику следует привлекать экспертные организации или независимых экспертов для проведения оценки качества выполненных работ, по результатам которого выдается специальное заключение. Оно публикуется в открытом доступе в ЕИС.

    Алгоритм подписания госконтракта

    Государственный контракт подписывается с победителем конкурентной закупки или с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Наиболее распространенной является практика подписания контракта по результатам торгов. При подписании госконтракта сторонам следует строго придерживаться установленных законом сроков.

    Порядок заключения государственного контракта через электронные торги предполагает прохождение следующих этапов (на основании ст. 83.2 44-ФЗ):

    Дата подписи контракта заказчиком по закону приравнивается к дате заключения госконтракта по 44-ФЗ.

    Последствиями признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта являются:

    1. Поставщик включается в реестр недобросовестных поставщиков (согласно судебной практике, поставщик включается в реестр только при наличии признаков недобросовестных действий. Если он не смог подписать контракт по техническим причинам, то может избежать попадания в реестр).
    2. Заказчиком удерживается обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
    3. Заказчик может обратиться в суд в с требованиями о возмещении убытков.
    4. Заказчик вправе на основании ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ заключить контракт с участником, который по результатам торгов были признан вторым. Проект контракта передается ему в течение 5 дней после подписания протокола о признании победителя закупки уклонившимся. Второй участник может согласиться или отказаться от подписания контракта без каких-либо последствий.

    Если же в процессе подписания контракта нарушения наблюдались со стороны заказчика, то победитель закупки вправе обжаловать его действия в ФАС.

    Казначейское сопровождение госконтрактов

    Казначейское сопровождение контракта представляет собой контроль органов Федерального казначейства за использованием средств, выделенных на закупку. Иными словами, такое сопровождение предполагает обязательное открытие счетов заказчиками и проведение по ним всех расчетов по закупкам.

    Казначейское сопровождение предполагает проверку целевого расходования аванса. Оно обязательно в отношении целевых средств, которые необходимы:

    [2]

    • для госконтрактов стоимостью более 100 млн р.;
    • для договоров о взносах в УК;
    • для соглашений о субсидиях и бюджетных инвестициях.

    Контракты в рамках ГОЗ предполагают сопровождение со стороны уполномоченных банков.

    В целях сопровождения заказчик открывает специальный лицевой счет в казначействе, на которые он перечисляет аванс. Для каждого контракта открывается отдельный счет.

    Последние изменения в казначейское сопровождение контрактов были внесены Постановлением Правительства от 2018 года №1765. По новым правилам казначейское сопровождение применяют по отношению к следующему:

    1. Договорам субподряда в рамках контракта с единственным поставщиком с поэтапной системой оплаты на 500 тыс. р. и более.
    2. Договорам субподряда на сумму 300 тыс. р. и более по контракту с единственным поставщиком.
    3. Авансам до 500 тыс. р. по договорам субподряда в рамках контракта с единственным поставщиком на условиях поэтапной оплаты.
    4. Авансам до 300 тыс. р. по контрактам субсубподряда.

    В контракты с казначейским сопровождением заказчиком в 2019 году включены два новых условия:

    1. Обязанность контрагентов вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по контрактам, распределять все накладные расходы по срокам использования аванса и исполнения контракта.
    2. Обязанность заказчика перечислить средства контрагенту в пределах суммы на оплату фактически поставленной продукции в ситуациях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 ФЗ-459 от 2018 года.

    Юридические лица и ИП, которые получили бюджетное финансирование и осуществляют закупку по 44-ФЗ, обязаны сообщать в казначейство об исполнении контракта в сроки до 10 дней.

    В условия контракта, который предполагает казначейское сопровождение, должны быть включены запреты на переводы средств на банковские депозиты и счета, а также в УК юрлиц. В отношении переводов на банковские счета разрешено производить операции по выплатам в пользу лиц, привлеченных в рамках госконтракта на основе договоров подряда; погашению расходов, которые связаны с исполнением госконтракта (в данной части необходимо документально подтвердить целевое расходование).

    В Приказе Минфина от 2017 года №221н приводятся критерии блокировки счетов. Это допускается законодателями, если в операциях по счету имеются следующие критерии:

    1. Уплата по налоговым и иным обязательным платежам в размере более 50% от стоимости госконтракта.
    2. Выплата заработной платы в размере от 50% стоимости контракта.
    3. Перевод прибыли, которая была согласована сторонами, в размере от 20% от стоимости госконтракта.

    Казначейство будет проводить проверку:

    • наличия счета в территориальном подразделении;
    • наличия в заявлении идентификатора государственного контракта;
    • соответствия цены контракта той цене, которая была прописана в самом документе;
    • соответствия сроков исполнения обязательств тем, которые были оговорены заранее;
    • соответствия суммы величине неиспользованных остатков по лимитам бюджетных обязательств.

    Только если документ соответствует всем параметрам, операция будет одобрена. Она осуществляется в течение 2 дней.

    Таким образом, федеральное законодательство 44-ФЗ строго регламентирует процесс подписания госконтрактов. Данные договоренности оформляются при осуществлечении закупок на контрактной основе, которые нацелены на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Государственный контракт содержит указание на существенные условия поставки или оказания услуг, а также прочие положения: порядок оплаты, гарантии, форма обеспечения и пр.

    Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Источники


    1. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

    2. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

    3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
    4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
    5. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
    Что такое муниципальный контракт, заключение госконтракта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here