Это нужно знать о праве на изображение

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Это нужно знать о праве на изображение". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Право на фото: 6 мифов об авторстве

Пресса, бренд-воллы, фотографы щелкают затворами – знакомая ситуация для посетителей светских мероприятий (презентаций, церемоний, показов) и пресс-конференций. Кому будет принадлежать Ваше изображение – Вам или фотографу? Как защитить себя от публикации неудачных снимков? Где граница между общественной жизнью и неприкосновенностью частной? Анна Пилипчук, представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности в Тюмени, развенчивает самые популярные мифы об авторском праве на фото.

Миф 1. Авторские права на фотографию принадлежат лицу, которое на них изображено.

Авторские права на фотографию (в законе обозначены как фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии) принадлежат фотографу – лицу, творческим трудом которого создана фотография. Без его согласия фото нельзя обрабатывать, вносить любые изменения и т.д. Позаботьтесь при заказе фотосессии о том, чтобы вместе с самими фотографиями Вам передали исключительные права на них. Человеку, изображенному на фото, принадлежит не авторские права на сами фото, а право на использование своего изображения — то есть публикацию и размещение фотографий в газетах и иных изданиях, сайтах, социальных сетях. Такое размещение без согласия данного лица не допускается.

Миф 2. Если Вас сфотографировали в месте, открытом для свободного посещения, фото можно использовать без разрешения и выкладывать на сайты, журналы и т.д.

Действительно, законодательством установлено, что согласие на использование изображения гражданина не требуется в случае, когда оно получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), однако предусмотрено исключение: если такое изображение является основным объектом использования, разрешение необходимо получать по общим правилам. Таким образом, на использование фотографий со светских мероприятий, где человек изображен крупным планом, необходимо получать разрешение, а если это несколько человек – то согласие необходимо от каждого.

Миф 3. Можно сказочно разбогатеть, предъявив фотографу (изданию) претензию о нарушении права на использования изображения либо использование фотографии без указания Вашего авторства.

К сожалению, взыскиваемые российскими судами суммы несоизмеримо меньше, чем аналогичные иски за рубежом. Например, Валерий Меладзе требовал в российском суде с популярного издания 8 000 0000 рублей за вмешательство в личную жизнь и опубликование фото без его разрешения, а заключил мировое соглашение на 150 000 рублей. Если Ваша популярность и узнаваемость выше, чем у Меладзе, можно рассчитывать и на 200 000 рублей. Компенсации за «немедийные лица» значительно ниже, обычно более 10-15 тыс. рублей за нарушение права гражданина на изображение не взыскивают, при этом стоимость квалифицированной юридической помощи по такой категории дел составит от 50 000 рублей.

Миф 4. Чтобы доказать авторство, можно поставить свою фамилию и знак охраны (напр. ©Иванов И.И., 2013) либо направить фотографии себе же заказным письмом на почту и не вскрывать.

На Вашем фото указанный знак может проставить любое иное лицо, кроме того, фотографы делают огромное количество снимков и вряд ли есть смысл распечатывать сотни и тысячи фотографий и направлять их самим себе по почте, это бессмысленно, дорого и неэффективно.Отказываться от указанных способов не стоит, но в отдельных случаях разумно прибегнуть и к иным: удостоверительная надпись нотариуса, депонирование в специальных общественных организациях. Обязательно сохраняйте исходники: самым веским доказательством будет являться формат, в котором Вы фотографируете (при RAW проблем не возникает, у более простых форматов, например, JPEG, авторство желательно подкрепить иными доказательствами).

Миф 5. Фото из социальных сетей можно использовать без разрешения, поскольку выложенные снимки автоматически попадают в общий доступ и любой человек может ими распоряжаться.

Мнение о том, что если человек сам опубликовалфото в социальных сетях, то он не возражает, чтобы его использовали, в том числе осуществляли перепосты, ошибочно. На дальнейшее использование фотоснимка требуется согласие изображенного на нем лица, кроме уже описанных выше исключений, а также когда изображенное лицо позировало за плату.

Миф 6. Можно размещать фото жены, детей и иных родственников без их согласия.

В нашей стране нередки случаи, когда в отместку бывший парень (муж) размещает (либо угрожает разместить) откровенные фото, сделанные с согласия изображенного лица в период совместного проживания. Это не только незаконно, в Уголовном кодексе предусмотрена соответствующая статья (нарушение неприкосновенности частной жизни), а случаев привлечения куголовной ответственности за размещение в социальных сетях откровенных фото бывших подруг и жен – достаточно много, несмотря на то, что пока за это никого не посадил в тюрьмуи, подумайте о том, нужна ли Вам судимость и крупный штраф.

Поделитесь ссылкой, сделайте нас чуть ближе к мечте!

Это нужно знать о праве на изображение

На Западе вопрос авторского права в целом и в фотографии в частности давно решен. Нарушать авторское право – все равно, что стрелять из автоматического оружия при свидетелях.

В нашей стране количество талантливых «заимствователей» пока, к сожалению, существенно превышает количество талантливых создателей. Какова же сейчас ситуация в вопросах отечественного авторского права? Какие права российского фотографа защищаются российским законодательством? Охраняется ли фотография авторским правом? Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать? Когда возникает авторское право на фотографию? Каковы сроки действия авторских прав? Возможно ли использование части оригинальной фотографии без согласования с фотографом? Что такое имущественные права фотографа? Чем отличаются имущественные права от личных прав фотографа? Как заключить договор о передаче прав? Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии? Что такое служебное произведение? Что делать, если вашу фотографию украли? Почему стоит добиваться привлечения нарушителей к административной ответственности? Когда необходимо иметь разрешение на фотосъемку? В каких случаях фотографа могут задержать? Законно ли требование удалить чужие снимки со своей веб-страницы?

Интересно? Читайте материалы раздела и защищайте свои права!

Право в фотографии. Статьи о нарушениях авторских прав фотографа. Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности и многое другое.

Рекламная фотография и распределение прав на нее

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Читайте так же:  Работа ночью по договору подряда

Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, все исключительные авторские права на фотографию принадлежат тому, кто ее сделал. Если именно Вы нажали на кнопку фотоаппарата, то можете делать со снимком, что угодно: копировать, публично демонстрировать, обрабатывать и распространять – бесплатно или за вознаграждение.

Репортажная фотография

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

Гражданская ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

В прошлом номере журнала мы рассказали, что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Также мы объяснили, зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности. Сейчас подробнее остановимся на другом виде ответственности – гражданской.

Право на использование изображений. Как легально применять в рекламе фотографии и картины

В чем заключаются права на использование изображений
Что предусмотреть в лицензионном договоре с правообладателем
В каких случаях можно использовать изображение без договора

Рекламная деятельность компании всегда связана с использованием изображений. Разумеется, это могут быть не только оригинальные фотографии, но и, например, узнаваемые картины кисти известных художников. Однако при использовании подобных объектов в рекламной деятельности важно принять необходимые меры для соблюдения прав авторов произведений или иных правообладателей, чтобы рекламная кампания не обернулась судебными тяжбами.

Содержание имущественных прав на произведения изобразительного искусства

Произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, отнесены к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Коммерческое использование этих объектов без согласия автора (либо иного правообладателя) и выплаты ему вознаграждения нарушает имущественные права автора (правообладателя). Есть исключение из этого правила: истечение срока действия имущественных прав автора. Сейчас этот срок составляет 70 лет после смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). При выборе объекта изобразительного искусства или фотографии стоит уточнять, как долго сохранялись авторские права на момент создания произведения. Например, фотографии в послереволюционной России охранялись только 5 лет после их изготовления.

Статья 1226 Гражданского кодекса различает имущественные, личные неимущественные и иные интеллектуальные права. К имущественным правам относится исключительное право автора или иного правообладателя (получившего исключительное право по договору с автором или по наследству), заключающееся в использовании произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Пункт 2 статьи 1270 Гражданского кодекса приводит открытый перечень таких способов.

Воспроизведение произведения. Заключается в возможности изготовления одного и более экземпляра произведения или его части (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Имеет место, в частности, если компания включает фотографию или произведение изобразительного искусства в состав товарного знака, этикеток, открыток, каталогов, рекламных проспектов любой печатной продукции, которая будет представлять собой копию произведения в каком бы то ни было виде. Широко известный пример изображение фрагмента картины И. И. Шишкина Утро в сосновом бору на этикетках конфет Мишка косолапый. При этом не имеет значения, каким способом и в каком количестве были выполнены копии.

Без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение фотографического произведения и произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ). То же правило действует и в отношении права на сообщение в эфир или по кабелю. Однако это исключение не действует, если речь идет об использовании в коммерческих целях, в том числе путем воспроизведения в рекламной и иной коммерческой продукции.

Распространение произведения. Это пуск в оборот путем продажи или иного отчуждения оригинала произведения или его экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Причем, если автор однажды пустит свое произведение в оборот или даст свое согласие на это, считается, что он дал согласие на дальнейшее распространение данного произведения (ст. 1272 ГК РФ). Распространение произведения может осуществляться, например, путем продажи или отчуждения в иной форме календарей, проспектов, буклетов, каталогов и т. п. Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск медиацентра, который являлся обладателем прав на фотографию на основании договора с автором. Изображение было воспроизведено в рекламном буклете и распространено среди посетителей выставки. Компанию, издавшую и распространившую буклет, обязали выплатить компенсацию в размере 200 тыс. рублей (постановление от 29.06.09 по делу № 07АП-3522/09(А45-23073/2008-31/357).

Право публичного показа произведения. Состоит в демонстрации оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, путем размещения изображения картины или фотографии на афише или плакате, путем демонстрации на уличных экранах, служащих рекламным целям, и т. д.

Статья 1270 Гражданского кодекса в качестве критерия публичности показа называет показ в месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю. Это сообщение произведения для всеобщего сведения, включая показ (подп. 7-8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Сообщение в эфир подразумевает любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Иными словами, если в телевизионной рекламе продукта была использована фотография, то не имеет значения, смотрел ли ее хотя бы один зритель, важна сама возможность такого просмотра.

Право на доведение произведения до всеобщего сведения. Направлено на использование произведения в сети интернет и заключается в таком использовании произведения, при котором любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (абз. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Читайте так же:  Как оформляется увольнение работника раньше ликвидации

Пример из практики.
Один из отелей Санкт-Петербурга разместил на своем сайте в разделе Координаты отеля фрагмент рисованного плана центральной части города. На основании договора, заключенного с автором рисованного плана, обладателем исключительных прав на воспроизведение, распространение, сообщение для всеобщего сведения данного плана было картографическое издательство. Поскольку отель разместил изображение фрагмента плана на своем сайте без договора с издательством, оно обратилось в суд, требуя денежную компенсацию за нарушение авторских прав. Ответчик утверждал, что разработкой сайта по договору с ним занималась другая компания, а отель не знал и не мог знать о том, что в структуре сайта использовался фрагмент, защищенный авторским правом. Но суд указал, что факт нарушения авторских прав не зависит от наличия или отсутствия у нарушителя информации об авторских правах на произведение, и взыскал компенсацию (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.08 по делу № А56-28372/2007).

Право на переработку произведения. Представляет собой право на создание производного произведения на базе исходного (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такое произведение является новым, самостоятельным объектом авторских прав. Переработкой является добавление каких-либо элементов к авторскому произведению и даже его обрамление таким образом, что восприятие может быть изменено. Но нужно помнить о соблюдении права автора на неприкосновенность произведения оно, в отличие от имущественных прав, действует бессрочно и может быть защищено наследниками автора даже после истечения семидесятилетнего постмортального срока (подп. 4 п. 2 ст. 1255, ст. 1266 ГК РФ). При переработке произведения следует соблюдать права автора на решение о том, в каком виде его произведение предстанет перед обществом. Например, если без согласия правообладателя для украшения офисного помещения компания устроит творческую инсталляцию по мотивам картины, она будет являться новым объектом авторских прав, но в то же время нарушит права автора исходной картины.

Договор с правообладателем

Для легального использования произведения изобразительного искусства или фотографии нужно заключить лицензионный договор с автором или иным обладателем исключительных прав (ст. 1286 ГК РФ). В договоре помимо согласия автора (правообладателя) на использование произведения важно закрепить следующее.

Объем допустимого использования произведения. Необходимо четко определить в договоре те виды использования произведения, которые автор намерен передать. Возможна передача одного отдельного права. Например, если будущий правообладатель планирует использовать фотографию, чтобы отпечатать партию календарей, ему понадобится приобрести лишь право на воспроизведение, так что тратиться на весь комплекс имущественных прав не имеет смысла. Но если, например, компании потребуется использовать изображение как часть собственного имиджа (включить в средства индивидуализации (товарные знаки, логотипы и прочее), выпускать рекламу с использованием этого изображения и т. д.), то целесообразнее приобрести весь массив имущественных прав, описанных выше.

Вознаграждение автора. Коммерческое использование произведения подразумевает извлечение выгоды, и автор уступает новому обладателю такое право, рассчитывая на законную компенсацию, которая может выражаться в единовременном (паушальном) платеже, в процентных отчислениях с каждого случая использования произведения (роялти) или в иной форме (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).

Возможность передачи прав. При использовании некоторых имущественных прав на произведение новому правообладателю может чисто технически понадобиться передать эти права кому-то еще. Например, компания не сама занимается изготовлением рекламной продукции с изображением картины или фотографии, а заказывает печать типографии. Формально типография тоже использует фотографии в форме воспроизведения (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Значит, есть, пусть и незначительная, вероятность того, что правообладатель может предъявить претензии типографии. Такого развития событий можно избежать, закрепив в договоре возможность дальнейшей передачи прав на использование произведения.

Возможна и обратная ситуация: автор передает компании имущественное право, которое может параллельно передать иным лицам. Если есть необходимость монопольного использования такого права (например, нужно выпустить уникальную продукцию, оформленную изображением, которое не должно больше нигде встречаться), то в договоре необходим запрет для автора передавать имущественные права на произведение иным лицам.

Срок передачи. Чтобы избежать неточностей и споров между сторонами, важно четко указать тот срок, в течение которого планируется использование произведения.

Подтверждение правомочий. Когда права на произведение передает не автор, а иной правообладатель, нужно удостовериться в его полномочиях. Например, права на фотографии часто можно приобрести у специализированных фотобанков. Необходимо убедиться в том, что правообладателю действительно принадлежат права на такой вид использования произведения, который собирается приобрести компания, а также в возможности дальнейшей передачи этого права иным лицам. В идеале лучше проследить всю цепочку правообладателей с момента создания произведения, когда есть подтверждение авторства, а также все прочие соглашения, по которым передавались имущественные права на произведение.

Вопрос в тему

[2]

Считается ли использованием изображение трехмерного произведения (например, статуи) на двухмерном носителе (в виде фото статуи на печатной продукции)?

Да, изготовление в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения и, наоборот, в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения признается использованием исходного произведения (абз. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, фотографии скульптур, зданий, иных пластических объектов признаются использованием произведения в указанном смысле.

Какие требования может предъявить нарушителю правообладатель в случае выявления несанкционированного использования произведений?

Он, в частности, может требовать пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков либо выплаты компенсации (ее размер определяется согласно ст. 1301 ГК РФ), изъятия материального носителя (например, рекламной продукции со спорным изображением), публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Совет в тему

Если компания заказывает разработку рекламных материалов другому лицу, важно проверить его права на использование изображений (фото, картин и т. д.).

Например, если заказ выполняет рекламное агентство, важно удостовериться, что у него есть договор с автором использованных снимков или иных изображений и он позволяет передавать произведение третьим лицам для использования именно таким образом, которым планирует воспользоваться конечный заказчик.

Подтверждение авторства

Никакой регистрации авторства по российскому законодательству не требуется. Однако существует норма о презумпции авторства: пока не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором (ст. 1257 ГК РФ). Кроме того, имеется возможность факультативной регистрации авторских прав в Российском авторском обществе с выдачей авторского сертификата с точным указанием даты создания произведения. Некоторые авторы самостоятельно снабжают свои произведения идентификацией подлинности, выполненной в свободной форме. Например, профессиональные фотографы, размещая свои работы в сети интернет, часто используют на изображении знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ) с указанием своего имени и адреса сайта, где размещен первоисточник снимка, в составе так называемого водяного знака прозрачной надписи, выполняемой с помощью специальных программ. Еще один традиционный способ, теперь уже несколько устаревший, это почтовое отправление произведения на свой адрес (чтобы более ранняя дата подтверждала то, что отправитель является автором).

[3]

Авторские права. Авторское право на фотографии. Защита авторских прав на фото

Вопрос юристу

Я фотограф. Часто размещаю свои фотографии на сайте (интернет-альбом фотографий). Фотографии там в достаточно большом разрешении. Скажите, опасно ли это? Что мне сделать для защиты авторских прав, как защититься от того, что мои работы украдут и присвоят авторство на мои фотографии себе?

Читайте так же:  Увольнение женщины с двумя детьми

Юридическая консультация

Все зависит от того, в каком формате Вы фотографируете. Как правило, это формат RAW.

Формат RAW — является достаточно сильным доказательством того, что именно Вы являетесь автором фотографии, а соответственно, обладаете на нее авторскими правами.

Тем не менее, я бы все равно не рекомендовал размещать в Интернете фотографии в разрешении, которое бы позволяло печатать фотографию в хорошем качестве формата 10х15 и более. Здесь есть риск нарушения не Ваших неимущественных прав автора (присвоение авторства – плагиат), а нарушение Ваших имущественных прав (использование фотографии без Вашего разрешения). Сейчас достаточно популярно среди Интернет-периодики иллюстрирование статей чужими фотографиями без разрешения авторов.

Рекомендации по защите авторских прав на фотографии

Ст. 1301 Гражданского кодекса предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р. за нарушение имущественных прав (исключительного права), т.е. за сам факт копирования и использования Вашей фотографии. А ст. 1300 Гражданского кодекса также предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р., но уже за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

  • Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате (20х30, например) – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др. Подробнее об общих способах защиты авторских прав (по аналогии они все применимы и к защите авторских прав на фотографии).
  • Видео (кликните для воспроизведения).

    * Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

    Фотографам

    Авторские права на фотографии

    Фотографии в России являются охраняемыми авторским правом объектами (ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Это означает, что такие фотографические произведения можно использовать только с разрешения того, кто имеет право по закону давать разрешение.

    Фотографическое произведение это гораздо шире, чем фотография – всё, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах, например (переработанная фотография), и способами аналогичными фотографии.

    [1]

    Разрешение на использование фотографий может давать их автор – фотограф, если он не передал такое право другим лицам по договору. (ст. 1270 ГК РФ). Художник по свету, художник-постановщик, дизайнер, режиссёр и другие творческие участники съемки не создают фотографию, но могут стать её авторами, если между ними и фотографом будет заключен договор о распределении авторских прав на фотографии (ст. 1258 ГК РФ).

    Те, кто оказывают техническое, консультационное, организационное или материальное содействие не могут признаваться авторами фото (автор идеи, помощники, а возможно и гримеры — ст. 1226 ГК РФ). Таким образом, если фотограф не передал свои права или не пообещал их передать, то выдает разрешения на использование фото именно он.

    Заказать фотографии может работодатель или конкретное лицо, заинтересованное в разовой услуге. Работодатель заключает трудовой договор и дает фотографу задания на создание конкретных фотографий. Такие задания могут быть устными, главное чтобы создание фотографий было закрепленными документами трудовыми обязанностями (ст. 1295 ГК РФ) и прием фотографий фиксировался работодателем. Заказчик может также заключить договор авторского заказа на создание фотографий (ст. 1288 ГК РФ), или приобрести права на фотографии после их создания по лицензионному договору (ст. 1233 ГК РФ) для использования в изданиях, печатной продукции, промышленности, на товарах, например на фотошторах, обоях и других аналогичных продуктах.

    Работник обязан передать работодателю права на фотографии, только если работодатель дал задание на их создание. Между заказчиком и фотографом может быть заключен договор заказа или приобретения фотографий (купли-продажи) и прав на них после их создания (отчуждения или лицензионный). По договору заказа заказчик имеет право без согласия фотографа и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал фотографии и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этой фотографии для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ), даже если договор не предусматривает получение заказчиком каких-либо прав на фотографии. Все передаваемые заказчику права должны быть точно указаны.

    Чаще всего, вознаграждение работникам-фотографам указывается в положении или приказе по организации и устанавливается как единовременная плата. По договору отчуждения предполагается единовременная оплата. Лицензионный договор предусматривает фиксированные отчисления или в процентах за перечисленные случаи и виды использования фотографии.

    Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию. Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае своё авторство фотографу будет доказать не просто.

    Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях.

    Читайте так же:  Если есть кредиты можно взыскать алименты


    Модель, изображенная на фотографии, также определяет ее судьбу. Если с моделью есть договор, из которого следует, что модель позирует за плату, то специальное согласие модели не требуется (ст. 152 ГК РФ). Договор с моделью может заключать как фотограф, так и заказчик, в зависимости от того, кто собирается использовать фотографии. Если модель позировала не за плату, но в общественных интересах – например, реклама вакцинации населения, борьбы с курением, то договор можно не заключать.

    Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

    Статьи и новости по теме:

    Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

    Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

    Фотограф из Светлогорска (Калининградская область) разместил в своем аккаунте несколько оригинальных фотографий. Увидев, что они скопированы и присутствуют на другом сайте (социальной сети), автор обратился в суд с требованием защитить его права и взыскать компенсацию с постороннего пользователя, перепостившего изображения без согласования с ним >>>

    Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

    О взыскании с информационного агентства AFP и фотобанка GettyImages в пользу правообладателя фотографа Дэниэла Морела 1,2 миллиона долларов за нарушение его авторских прав. Ответчики позволили незаконно пользоваться его авторcкими фотографиями, распространяя их без уведомления и согласования >>>

    Если многие из нас грешат копированием в Интернете красивых фоторабот с использованием их для оформления собственных аккаунтов, это никого не волнует, потому что такова устоявшаяся практика. На Западе владельцы фото очень чувствительны к краже своей собственности и готовы добиваться защиты авторских прав в судах. Особенно, если это может сыграть для их репутации промо-роль >>>

    Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

    Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

    Удивительный по нелепости промах допустили редакторы «Комсомольской Правды», осуществив публикацию 57 чужих авторских фотографий без согласования с правообладателями >>>

    Подведены итоги ежегодного популярного сетевого конкурса «Блог Рунета 2012» >>>

    Защита авторских прав на фото и иллюстрации

    Авторские права на фото и иллюстрации: закон защищает, но автор

    свое авторство должен доказать сам

    Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.

    Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.

    Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.

    В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени, в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Статьей 1300 ГК РФ аналогичные компенсации авторам фотографий предусмотрены и за нарушение чисто авторских прав, то есть использование фото без указания его авторства.

    Главная сложность фотографа всегда состоит том, как доказать свое авторство?

    Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение, нужно именно доказать, кто является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.

    Проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи работы под их именами были впервые обнародованы в периодических СМИ, альбомах, книгах, описаны в каталогах выставок. В то время, когда еще цифровой фототехники не было, доказательством авторских прав на фотографию служила отснятая фотопленка. Негативы снимков фотографы и фотохудожники, работающие в СМИ или являющиеся членами творческих союзов, хранили в своих архивах годами, оставляя в наследство потомкам.

    Достаточно было предъявить печатный оригинал издания с фотоснимком, а также негатив, и больше никаких доказательств суду, как правило, не требуется. Сложнее с размещением фотоизображений в Интернете.

    Однако, если фотограф пользуется современной профессиональной цифровой фототехникой, а не разовой «мыльницей», он в целях защиты своих авторских прав может включать опцию автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. Опытные фотографы знают, что для доказательства своих авторских прав на то либо иное фото достаточно предъявить судье фотоаппарат, которым был сделан снимок. Желательно также беречь саму фотокамеру от утраты и сохранять документы на него.

    Кроме того, при публикации снимка в Интернете прямо на самих фотографиях желательно указывать свое имя, а имя или псевдоним еще и зарегистрировать. Конечно, такой фотоснимок тоже могу украсть, но доказать свое авторское право на него в любом случае будет проще.

    Судебная практика показывает, что истинные создатели фотоснимка зачастую проигрывают судебные споры тем, кто, фактически украв фотографию, сумел закрепить авторские права на нее за собой путем получения письменного свидетельства об этом.

    Поэтому всем, кто заинтересован в том, чтобы авторские права на фотоснимок никто не позаимствовал, лучше до его публикации на сайте или в блоге запастись официальным документом о регистрации авторских прав.

    Как пытаются зарегистрировать авторское право на фотографию

    Способов зарегистрировать авторство на тот или иной снимок, точнее запастись на всякий случай доказательствами для суда у фотографов есть несколько.

    Читайте так же:  Дтп при повороте налево — кто виноват в данном случае

    Имеются собственно изобретенные. Когда автор фотографии распечатывает ее и, надписав почтовый конверт, шлет вложенный в него снимок себе самому, предоставив судье в потенциально возможном споре, распечатав конверт, убедиться в авторстве снимка. Или путем заверки содержимого конверта с фотоснимком печатью нотариуса. Известны и более экзотичные приемы.

    Однако в современном мире имеются и общепринятые способы регистрации авторских прав на фотоизображения.

    Российское авторское общество (РАО), к примеру, может выдать свидетельство фотографу о регистрации его исключительных прав на снимок и поставить дату данного события. Но РАО не обладает полномочиями на государственную регистрацию прав и не занимается официальным хранением экземпляров произведений, то есть их депонированием. В спорном случае официальная бумага от РАО может сыграть свою роль, но у противной стороны, обратившейся в суд за защитой авторских прав, доказательства могут быть более весомыми. А получить госрегистрацию в Роспатенте на фотографию, увы, невозможно, это не патент и не товарный знак.

    Широко рекламируются в Сети сегодня и некие удостоверяющие авторские права центры.

    Но предлагают они, по сути, всего лишь размещение в неком каталоге регистрации документов и информации, и по результатам такого размещения автору выдаются определенные удостоверяющие документы (справка о размещении объекта авторского права в каталоге, сертификат об авторских правах на опубликованный объект и свидетельство о публикации информации в каталоге).

    Однако в России единого официального каталога авторских прав пока нет, к тому же удостоверяющие центры проводить регистрацию авторских прав никем не уполномочены.

    За такое депонирование ежегодно, как за аренду, придется платить деньги, но выданные здесь бумаги никакого приоритета в суде с похожими на них — иметь не будут. Доказано судебной практикой последних лет.

    РАО КОПИРУС регистрирует авторские права на фото

    и депонирует их бессрочно

    Есть и еще один — гораздо более надежный способ. Это регистрация авторских прав на фотоизображение в Российском авторском обществе КОПИРУС с депонированием произведения в Российской (бывшей Ленинской) государственной библиотеке — это уже серьезный подход к авторским правам.

    КОПИРУС – это тоже РАО, но работающее как раз в сфере литературы, науки и искусства. Регистрация авторских прав в РАО КОПИРУС заключается в признании автора правообладателем, в принятии на хранение именно экземпляра произведения и фиксировании даты его предоставления.

    Официальное хранение экземпляра регулируется государством, и, что важно, осуществляется бессрочно. При этом базовая стоимость такой процедуры составит 1100 рублей, что делает её не только надёжной, но и доступной для авторов.

    После регистрации авторских прав фотографу выдается Свидетельство о регистрации и депонировании, а один экземпляр фотоснимка отправляется в официальный государственный фонд Российской государственной библиотеки.

    Этот вид регистрации авторских прав со всех сторон является самым надежным, поскольку главное в этом вопросе – сам автор, факт регистрации и оригинальный экземпляр его произведения, надежную сохранность которого обеспечивает один из главных «книжных банков» страны и мира.

    Следует учесть, что для правообладателей юридических лиц базовая стоимость оформления регистрации авторского права на фотографии составляет 1300 руб. Оплата депонирования и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ или банковским переводом.

    Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании «презумпции авторства». Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а в случае возникновения претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированную фотографию.

    Авторские права подтверждает:

    1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.

    2. Регистрация авторских прав. Запись в официальном Реестре, оформленное Свидетельство о регистрации прав и депонирование произведения в Российской (Ленинской) государственной библиотеке подтверждают авторство на экземпляр фотографии с именем автора.

    Подробнее с Инструкцией по оформлению и подготовке документов на регистрацию авторских прав на фотографию можно познакомиться на портале Copyright.ru.

    Статьи и новости по теме:

    В самое ближайшее время, по инициативе министерства, планируется изменить законодательство, например >>

    Представители Google публично заявили о том, что крайне негативно относятся к последним нововведениям в Европейском Союзе по поводу сборов авторского вознаграждения >>>

    Представители Национальной Ассоциации Телерадиовещания Казахстана и руководство зарубежных телевизионных каналов сделали совместное заявление >>>

    Председатель КНР Си Цзиньпин рассказал о последних политических и экономических изменениях в стране >>

    На днях президент США Дональд Трамп удивил мировое сообщество, подписав указ о 25% пошлинах на всю продукцию из Китая >>

    Коммерческим и некоммерческим предприятиям, имеющим веб-сайты, где пользователи могут публиковать контент, необходимо будет получить или продлить свою защиту в 2017 году >>>

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О возможном сенсационном иске к крупнейшему в мире видеохостингу от правообладателя заявил Ирвинг Азофф. Музыкальный менеджер и продюсер работает с популярным исполнителем Фареллом Уильямсом и именно о его видеоклипах и идет речь >>>

    Источники


    1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

    2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

    3. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
    4. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
    5. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
    Это нужно знать о праве на изображение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here