Европейский суд по правам человека — традиция

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Европейский суд по правам человека — традиция". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Адвокат в ЕСПЧ

На какие страны распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека и к чему это обязывает обе стороны?

Местом его дислокации стал Страсбург (Франция), а именно Дворец прав человека. Под юрисдикцию Суда подпадают все страны, что подписали Европейскую Конвенцию.

Исторический момент

Европейский Суд учредили в 1959 году, этот орган с 1998 года поглотил все полномочия, что были разделены ранее между Судом, Комиссией и Комитетом министров СЕ (Совета Европы). Этот международный орган рассматривает в установленном международным правом порядке обращения и жалобы граждан, права и свободы которых были ущемлены в государствах-участниках СЕ. За несоблюдение регулируемых конвенцией норм может наступить должная правовая реакция – индивидуальная жалоба.

Весь период существования Суда международного значения позволил мировому сообществу утвердиться во мнении что ЕКПЧ – уважаемый и влиятельный, а еще эффективный инструмент защиты человеческих прав на международном уровне. Этот регулирующий механизм действенен не только на территории Европы, а и по всему миру. На данном этапе развития всего 47 государств, являющиеся участниками СЕ, автоматически становятся членами Европейского суда, регулирующего права человека.

Государства-участники Совета Европы, находящиеся под юрисдикцией ЕСПЧ:

[3]

Австрия, Азербайджан, Андорра, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Люксембург, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Македония, Польша, Россия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Турция, Словения, Финляндия, Украина, Франция, Черногория, Чехия, Хорватия, Эстония, Швейцария, Швеция.

Дела, попадающие под влияние Европейского Суда

ЕСПЧ не имеет полномочий в рассмотрении уголовных дел и вынесении приговоров по ним. Основоположное предназначение этого органа – проверка достоверности соблюдения обязанностей теми государствами, что являются подписантами ЕКПЧ. В вынесенном Судом решении должен фигуририровать факт наличия или отсутствия нарушений по выполнению обязательств, предусмотренных международным договором.

Предусмотрено три уровня нарушений, что подлежат рассмотрению ЕСПЧ:

1. Случаи, где нарушение норм по ЕКПЧ наблюдаются со стороны государственной власти. В качестве примера: сотрудник правоохранительных органов ведет себя по отношению к заключенному жестоко и неуважительно, тем самым унижает человеческое достоинство, а, значит, нарушая права гражданина. В этой ситуации нарушается запрет на пытки, что оговаривается в ЕКПЧ.
2. Ненадлежащее выполнение своих обязательств государством. В частности, когда нет полномерного расследования дела, ущемляются права потерпевшей стороны, а, значит, не наступает восстановление тех правах что были нарушены.
3. Невыполнение государством норм конвенции международного значения. На этом уровне находятся дела, в течение которых права гражданина не были защищены государством.

Практически в каждом государстве-участнике СЕ имели место нарушения на каждом из уровней. 1959-1998 годы – тот период, за который ЕСПЧ сумел рассмотреть тысячи дел, основная часть которых включала в себя индивидуальные жалобы граждан. Как показывает современная практика нормы, включенные в I раздел Конвенции и еще в протоколы дополнений к этому разделу, приобретают ту трактовку, что дает им Европейский Суд.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для выполнения своей основной функции, а именно выполнения обязательств странами-подписантами ЕКПЧ, Европейский Суд берет на себя обязательство рассмотрения конкретного случая, а также вынесения вердикта по нему. К производству принимаются те индивидуальные жалобы, что были поданы одним из участников. Заявителем может выступать:

• Физическое лицо;
• Группа граждан;
• Неправительственная организация;
• Государство – член СЕ.

Таким образом, все граждане, их объединения, неполитические организации, что попадают под юрисдикцию государства-подписанта ЕКПЧ, могут напрямую обращаться в ЕСПЧ за восстановлением справедливости, если имеет место факт нарушения свобод, прав, регулируемых Конвенцией. Страна-подписант международного договора имеет право обратиться с жалобой на нарушение конвенционных норм другим членом СЕ. Но обращение может иметь место, когда соблюдены некоторые условия.

Условия, соблюдение которых, позволяет обращаться в Европейский Суд

• Предмет. Стать предметом жалобы могут исключительно права, прописанные в тексте ЕКПЧ и в ее Протоколах. Несмотря на то, что перечень регулируемых норм очень широк, он не охватывает всех современных прав, встречающихся в новейшем конституционном законодательстве современных стран. Например, право на социальное обеспечение, на труд-нормы, что регулируются другим международным документом, а именно Европейской Социальной Хартией. Следовательно, такие положения не могут попасть под юрисдикцию ЕСПЧ.
• Субъект. Участником процесса, истцом может быть исключительно потерпевший. И в тех случаях, когда с обращением выступает группа лиц, каждый из них будет являться отдельным участником процесса и отстаивать собственные интересы.
• Сроки. Подавать жалобу следует не позднее как через 6 месяцев после вынесения решения государственным судебным органом.
• Ратификация. В ЕСПЧ могут рассматриваться исключительно те нарушения, что имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством, под юрисдикцией которого находится потерпевший.
• Соблюдение всех судебных ступеней. Жалоба может быть принята к рассмотрению лишь после прохождения иска по всем внутригосударственным судебным инстанциям.

Европейский суд по правам человека

С начала пятидесятых годов двадцатого столетия Евросуд по правам человека осуществляет свою деятельность.

Его работа основывается на признанной в то же время Европейской Конвенции о защите прав человека.

Международный судебный орган – Евросуд по правам человека принимает и рассматривает споры между государствами, а также принимает жалобы граждан на неправомерные действия со стороны государственных структур.

Решения, которые принимаются Евросудом по правам человека, должны быть исполнены ответчиком в полной мере.

Контролирует Евросуд по правам человека Комитет Министров Совета Европы.

Основная работа Евросуда заключается в принятии и рассмотрении индивидуальных жалоб граждан.

Читайте так же:  Как рассчитать отпуск при беременности

В течение первых десятилетий нагрузка на Евросуд по правам человека была скромной, около двух вердиктов в год.

Позже, к девяностым годам, было уже подано более четырехсот исков.

Причина такого увеличения обращений заключается в присоединении к Европейской Конвенции новых стран.

Сегодня Евросуд по правам человека обслуживает сорок семь государств, при этом на каждого судью приходится более одной тысячи дел в год.

Большинство жалоб в Евросуд по правам человека рассматривается путем использования письменной процедуры.

Евросуд по правам человека, начиная судопроизводство по жалобе, оправляет запрос заявителю на согласие слушания без его присутствия.

Со своей стороны, Евросуд полностью оплачивает ведение переписки на родном языке заявителя.

Процедура принятия и рассмотрения дела в Евросуде по правам человека достаточно сложна.

Заявитель лично обращается в Секретариат Евросуда и в письменной форме представляет суть жалобы.

В Секретариате европейского суда жалобу регистрируют и присваивают номер и об этом извещают заявителя.

Далее Страсбургский суд по правам человека запрашивает копии документов, которые использовались в судопроизводстве внутри страны.

Обязательных условий в принятии жалобы несколько: во-первых, жалоба должна быть составлена грамотно с точки зрения юриспруденции.

В требования заявителя могут входить компенсация по материальному и моральному вреду.

Во-вторых, автором обращений может быть сам потерпевший или его представитель.

В-третьих, обращение должно быть подано не позднее шести месяцев с момента использования всех возможностей правовой защиты внутри страны.

Окончательное решение по рассмотрению дел Евросуд направляет в Совет Европы

Адвокат в ЕСПЧ

Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека?

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
— право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
— право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
— право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
— право на свободу мнения;
— право на жизнь и неприкосновенность личности;
— право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
— право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы — судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

[2]

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

39. Европейский суд по правам человека

Международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Читайте так же:  Срок исковой давности по кредиту, какой срок исковой давности по взысканию долга по кредиту

Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые конвенцией или её протоколами.

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней.

Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закрепленные в конвенции, будут нарушены.

Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.

Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.

Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций. Надзорная инстанция не признается эффективным средством правовой защиты, так как заявитель не обладает правом самостоятельно инициировать процедуру судебного разбирательства по своему делу, а может только просить уполномоченное лицо об этом.

Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Решение носит обязательный характер. Исполнение решения должно быть добросовестное. Существует контроль за исполнением, который осуществляет комитет министров Совета Европы. Иначе: членство гос-ва приостанавливается из СЕ или исключается. Предусматривается предоставление правовой помощи – освобождение заявителя от всех судебных расходов. Например предоставить декларацию о доходах. Палата рассматривает все «за» и «против» и решает, предоставлять ли помощь.

Дело рассматривается в Палате. Решение может быть обжаловано в Большую Палату.

40. Международные трибуналы. Международный уголовный суд.

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за международные преступления.

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями.

МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

2011г. Международный уголовный суд выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи. Проведение арестов, однако, является сложной задачей для МУС ввиду отсутствия собственной полиции, что заставляет суд полагаться в этом деле на страны-участницы.

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

А) прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;

Видео (кликните для воспроизведения).

Б) Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;

В) прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu). Действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор

Трибунал — чрезвычайный суд, нередко (но не обязательно) военный, так или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции.

Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии 1945г. Был сформирован на паритетных началах: США, Великобритании, СССР, Франции. Осуждено 28 человек.

[1]

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года. Цель – восстановление справедливости. Юрисдикция ограничена территориально и по времени. Соотношение юрисдикции трибунала и национальных судебных учреждений – юрисдикция трибунала имеет преимущество. Трибунал может на любой стадии суд. разбирательства затребовать материалы дела. Наказания: макс. срок лишения свободы – пожизненно, смертной казни нет.

Международный трибунал по Руанде. Вспомогательный орган Организации Объединённых Наций, учрежден для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид, совершенный на территории соседних государств. Подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью

Европейский Суд по правам человека — Традиция

Коллегия адвокатов «ЭксЛедж» г.Москвы

АДВОКАТ
Кустовский Алексей Евгеньевич

г.Москва, ул.Б.Каменщики, д.2
ст. М.: Таганская, Марксистская

+7 (962) 980 69 45

Сайт адвоката Кустовского Алексея Евгеньевича

Категории дел

Мы ответим на любые Ваши вопросы

+7(962)-980-69-45

Запишитесь к нам для личной консультации

Читайте так же:  Агентский договор оформление первичных документов

с 9.00 до 21.00 ежедневно

Вы можете связаться с нами

Европейский Суд по Правам Человека

Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (European Court of Human Rights, Cour européenne des Droits de l’Homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, и касается всех вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Содержание

История [ править ]

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Европейский Суд и национальные законодательства [ править ]

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.

Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства — ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников Конвенции.

Тем не менее, Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он

  • не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю,
  • не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики,
  • не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия.

Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда.

Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

Европейский Суд и Россия [ править ]

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Ратификация Конвенции Российской Федерацией и признание юрисдикции Европейского Суда означает, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Условия принятия жалобы в Страсбургский Суд [ править ]

Прежде, чем жалоба будет подана в Европейский Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Европейский суд по правам человека (стр. 1 из 7)

Глава 1. Правовые позиции Европейского суда по правам человека….. 5

1.1 История возникновения Европейского суда ………………. 9

1.2 Европейская правосубъектность …………………………… 11

Глава 2. Право человека на защиту своих прав в Европейском суде …. 15

2.1 Условия и порядок подачи индивидуальных жалоб ………. 18

Список использованной литературы …………………………………… 30

Введение.
Международное право- это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства. Международное право одна из наиболее сложных отраслей права. Ряд проблем международного права получают неоднозначную трактовку. Кроме того, международное право тесно связано с международной политикой, что существенно осложняет его применение.

Читайте так же:  Сколько составляют алименты на беременную жену

Особенности международного права проявляются, прежде всего, в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Становление и развитие принципов и норм международного права в сфере прав человека с неизбежностью ставит вопрос об их соотношении с внутригосударственным законодательством. Он решается в зависимости от того, что представляет собой международное право в целом на определенном этапе своего развития и каково отношение к нему различных субъектов права. В настоящее время проблема межгосударственного сотрудничества в области защиты прав и основных свобод человека — одна из наиболее актуальных в международном праве. Международное право и внутригосударственное постоянно развиваются, изменяются их принципы и нормы, объекты и методы правового регулирования, сфера действия. Все это влияет на характер взаимодействия международного и внутригосударственного права и превращает вопрос об их соотношении в целом и в области прав человека в частности в острейшую теоретическую и практическую проблему. Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» в их внутренние дела. Такая связь между международным и внутригосударственным правом в области прав человека влияет на процесс становления и согласования норм по этим вопросам. Этот процесс занимает в ряде случаев длительный промежуток времени и характеризуется значительной сложностью и противоречивостью. Хотя международное право реализует межгосударственные отношения, а внутригосударственное право — внутригосударственные и международные немежгосударственного характера, свою регулирующую функцию международное право без внутригосударственного не смогло бы осуществить. 28 февраля 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы и взяла тем самым на себя обязательство признавать «принцип преимущества права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами» (ст.3 Устава Совета Европы). Принцип защиты прав и основных свобод человека является самым приоритетным направлением в деятельности Совета Европы и созданной в его рамках системы по защите этих прав, в центре которой находится Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 году и вступила в силу 3 сентября 1953 года после его ратификации восемью странами. Конвенция содержит обязательства по обеспечению основных гражданских и политических прав лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников. Для этих целей был создан специальный контрольный механизм, в рамках которого рассматриваются факты нарушения включенных в нее прав и принимаются решения, которые выполняются государствами-участниками. Однако достоинство системы состоит в том, что она непрерывно эволюционирует и пополняется новыми документами. Об этом, в частности, свидетельствует проведенная в недавнем прошлом реформа контрольного механизма Конвенции, приведшая к созданию Единого Европейского Суда по правам человека. Многие видные ученые и государственные деятели, изучая и анализируя положения Европейской Конвенции по правам человека и работу всей созданной на ее основе контрольной системы, делают вывод о том, что она стала самым современным и эффективным договором в области прав человека в мире. Именно деятельность Европейского Суда по правам человека, заключающаяся в вынесении решений по жалобам о нарушениях прав и основных свобод человека в странах-членах Совета Европы в совокупности с деятельностью Комитета Министров Совета Европы, осуществляющего надзор за исполнением этих решений, является одной из основных гарантий обеспечения прав человека в странах-членах Совета Европы, поскольку практически почти во всех этих государствах Европейская Конвенция по правам человека инкорпорирована в национальные законодательства и имеет прямое действие на их территории.

Правовые позиции Европейского суда по правам человека.

Термин «правовые позиции», как подчеркивает В. А. Туманов, сравнительно недавно получил научное обоснование в юридической доктрине(1).

Представляется, что в объем данного понятия входят те установки, подходы, которые были выработаны Европейским судом вследствие толкования соответствующих конвенционных положений. В мотивировочной части решения и/или постановления Суд, излагая практически по каждому делу свою позицию, использует следующие выражения: «Суд вновь повторяет», «Суд снова отмечает», «Суд напоминает» , «согласно сложившейся практике суда» . Данные формулировки и являются словесным оформлением тех или иных позиций Европейского суда.

Правовые позиции можно подразделить на материальные и процессуальные. Если с помощью той или иной позиции Суд уясняет содержание конвенционных понятий, то речь идет о материальных правовых позициях. В случае, если в результате неоднократного применения конвенционных положений в судебной практике вырабатывается алгоритм применения конкретных статей Конвенции, то здесь речь идет о процессуальных правовых позициях.

Во многих статьях Конвенции содержатся словосочетания, связанные со словом «закон»: предусмотрено законом, законное заключение под стражу, в соответствии с законом . Давая толкование данных выражений, Суд сформулировал позицию в отношении понятия «закон».

Во-первых, понятие «закон» охватывает как таковой закон, иные нормативно-правовые акты, принимаемые Президентом, Парламентом, Правительством, государственными должностными лицами, то есть законодательство страны, так и неписаное право, характерное, как известно, для англо-саксонской системы права. То есть понятие «закон», с точки зрения Суда, носит автономный характер.

Во-вторых, любой закон должен быть определенным. Критерий определенности, с точки зрения Суда, означает следующее: закон должен быть сформулирован достаточно точно, чтобы позволить заинтересованным лицам, пользуясь, в случае необходимости, юридической помощью, предвидеть с разумной степенью те последствия, которые могут повлечь их действия.

(1)Туманов В.А. Европейский суд по правам человека.Очерк организации и деятельности.М.: Норма,2001.с.106-107

Как следует из текста Конвенции, любое вмешательство со стороны государства в права и свободы человека должно соответствовать, в частности, закону. Государственные и муниципальные органы, осуществляя нормотворческую деятельность, должны принимать во внимание критерии закона, выработанные практикой Европейского суда по правам человека. В противном случае возникает вероятность того, что в отношении Российской Федерации может быть вынесено соответствующее негативное постановление.

Вмешательство государства в права и свободы человека должно быть не только в соответствии с законом, но и необходимым в демократическом обществе. При рассмотрении целого ряда дел Суд определил, что включается в понятие «необходимый».

Читайте так же:  Как правильно начисляется аванс и сколько процентов от зарплаты он составляет

39. Европейский Суд по правам человека.

На протяжении ряда десятилетий существовали два орга­на — Европейская комиссия по правам человека и Европей­ский Суд по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Первоначально функции принятия и рассмотрения индивиду­альных жалоб принадлежали Комиссии, которая могла в случае невозможности урегулирования передать дело в Суд, решение которого считалось окончательным. На определенной стадии деятельности такого контрольного механизма доступ в Суд по­лучили сами заявители, но только после констатации безрезультативности усилий Комиссии.

С 1 ноября 1998 г. — даты вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции, заменившего II, III и IV разделы Конвен­ции новым разделом II «Европейский Суд по правам челове­ка», — наступил новый этап: осуществлена реорганизация кон­трольного механизма. Европейская комиссия по правам челове­ка была упразднена (фактически она прекратила деятельность год спустя, после завершения рассмотрения ранее принятых дел). Европейский Суд по правам человека стал единым в рам­ках Совета Европы контрольным органом, функционирующим на постоянной основе.

Регламентация статуса, полномочий и процедуры деятельно­сти Суда составляет содержание раздела II Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также специальных доку­ментов — Европейского соглашения относительно лиц, участ­вующих в процедурах Европейского Суда по правам человека, шестого Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, определяющего привилегии и иммунитеты, а также Правил процедуры (Регламента) Суда, принятых самим Судом 4 ноября 1998 г.

В состав Европейского Суда по правам человека входят су­дьи, представляющие государства — члены Совета Европы и, соответственно, участники Конвенции; в их числе — судья от Российской Федерации.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными ка­чествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть право­ведами с общепризнанным авторитетом.

Каждый судья избирается Парламентской ассамблеей Сове­та Европы сроком на шесть лет и может быть переизбран. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. Суд из­бирает председателя и двух его заместителей, образует палаты, избирает их председателей, а также секретаря-канцлера Суда. Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех су­дей, палаты в составе семи судей каждая и Большая палата в составе 17 судей (в ее состав входят также председатель Суда, его заместители и председатели палат). Все судьи делятся на две группы, которые сменяют друг друга каждые девять месяцев. Официальные языки Суда — английский и французский.

В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толко­вания и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы. Имеются в виду межго­сударственные дела, индивидуальные жалобы, а также запросы Комитета министров Совета Европы относительно консульта­тивных заключений по юридическим вопросам.

Согласно ст. 33 Конвенции любое государство — участник Конвенции может передать в Суд вопрос о любом предполагае­мом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим госу­дарством-участником.

Согласно ст. 34 Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что яви­лись жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб, включая исчерпание всех внутренних средств правовой защиты (см. § 4 гл. 15 настоящего учебника).

Суд может объявить жалобу неприемлемой по указанным в этой статье основаниям и отклонить ее. Предусмотрена процеду­ра мирового соглашения по договоренности заинтересованных сторон, что влечет исключение дела из списка Суда.

При рассмотрении дела по существу палата или (в опреде­ленных случаях) Большая палата выносит окончательное поста­новление, которое государства — участники Конвенции обязу­ются исполнять применительно к делам, в которых они являют­ся сторонами. Предусмотрена также возможность справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае необходимости. Имеются в виду возложение компенсации за ущерб (имущественный и (или) моральный), а также возмещение судебных рас­ходов индивидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Российская Федерация, признавая обязательной юрисдик­цию Европейского Суда по правам человека, предусмотрела в одном из федеральных актов — Положении об Уполномочен­ном РФ при Европейском Суде по правам человека — соответ­ствующие действия со стороны компетентных органов РФ в случае вынесения Судом решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями органов РФ и (или) о восстановлении нарушенного права. Важным компонентом этого нормативного акта является возложение на Уполномоченного функций изучения правовых последствий постановлений Европейского Суда для государств — членов Совета Европы и подготовки «с учетом прецедентного права Совета Европы» (очевидно, точнее говорить о прецедентном праве самого Суда) рекомендаций по совершенствованию зако­нодательства РФ и правоприменительной практики.

Источники


  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  4. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
Европейский суд по правам человека — традиция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here