Формы организации учебного процесса

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Формы организации учебного процесса". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Формы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении

Организационные формы образовательного процесса можно рассматривать, как характеристику установленного порядка и режима взаимодействия участников образовательного процесса.

Выбор и становление разнообразных форм и систем организации образовательного процесса обуславливается различными факторами: целями и задачами обучения; количеством обучаемых; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы и др.

Классификация организационных форм и систем обучения зависит от содержания, методов, технологий, средств, видов деятельности и способов взаимодействия участников образовательного процесса.

Лекционно-семинарская система обучения возникла с появлением первых университетов и является основной в высших учебных заведениях. Основными составляющими этой системы являются: лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации и прохождение практики. Для ее применения необходимо наличие у обучающихся изначально достаточного опыта учебно-познавательной деятельности, сформированности общенаучных навыков, умения самостоятельного приобретения знаний.

Несмотря, на тот факт, что лекционно-семинарская система обучения является фактически безальтернативной в системе высшего профессионального образования, это не свидетельствует о том, что формы организации образовательного процесса в вузах не развиваются.

Традиционной и наиболее распространенной является дисциплинарная система организации образовательного процесса. Особенностью дисциплинарной системы обучения является организация образовательного процесса на основе постепенного, последовательного изучения дисциплин. Общие требования к организации образовательного процесса в высшем.

учебном заведении устанавливаются законодательством. Однако, сказанное не означает, что у вузов нет вообще ни какой свободы и самостоятельности. Вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание и структуруобразования, дается возможность уточнения дисциплин и определения их оптимального расположения во времени.

Не смотря на то, что традиционная дисциплинарная система организации образовательного процесса формировалась на протяжении нескольких столетий и успешно выдерживала испытание временем на протяжении более 400 лет, претензий к ней в настоящее время накопилось уже не мало. Наиболее существенным недостатком традиционной дисциплинарной системы обучения принято считать противоречие между характером образовательной деятельности студента и требованиями к его будущей деятельности на производстве. Указанное противоречие обусловлено следующими причинами:

абстрактным предметом учебной деятельности студента и конкретным. Реальным;

предметом будущей профессиональной деятельности специалиста;

разделением процесса усвоения знаний по учебным дисциплинам и необходимостью интеграции и системного их использования в будущей производственной деятельности;

опорой в традиционном обучении, главным образом. на процессы внимания, памяти студента и вовлеченностью в его будущую деятельность, прежде всего, понимания, мышления, включения всей личности специалиста в эту деятельность;

трансляционной, репродуктивной позицией студента и принципиально иной;

инициативной, конструктивной (в предметном и социальном смысле) позицией специалиста в профессиональной деятельности;

индивидуальным характером учебной работьт студента и коллективным характером профессиональной деятельности, предполагающей общение. взаимодействие и сотрудничество специалистов.

По мнению одних ученых традиционная система организации образовательного процесса устарела и не отвечает современным принципам. задачам и потребностям образования.

[2]

Другие считают. что, несмотря на отмеченные недостатки, дисциплинарная структура содержания подготовки специалистов лучше, чем какая либо другая, позволяет формировать у студентов систему научных и профессиональных знаний и умений, полное представление о различных сторонах действительности. Следовательно, нет причин отказывать от данной системы, необходимо только ее совершенствовать и искать пути интеграции получаемых студентами знаний.

Многие недостатки традиционной дисциплинарной системы обучения позволяет устранить модульная форма организации образования. Сущность модульного обучения заключается в том, чтобы максимально обособить отдельные блоки (модули) учебного материала. Каждый модуль при его изучении обеспечиваетдостижение некоторой дидактической цели. Учебный материал, охватываемый модулем, должен быть настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания из отдельных модулей без нарушения логичности изложения материала. Крюков В.Ф. «Современная методика преподавания» М. : Норма.. — 2006. — 176 с.

Такое построение обучения обеспечивает существенную гибкость образовательного процесса, так как позволяет перемещать во времени отдельные блоки (модули) учебного материала без анализа их внешних связей.

С другой стороны, значительным недостатком такой организации обучения является то, что в модули помещается информация, не относящаяся непосредственно к изучаемой дисциплине.

Причем, информация фундаментальных наук (в частности, для инженерного образования математика, физика и другие общетехнические дисциплины) может дублироваться несколько раз в различных модулях. Это, конечно же, положительно влияет на качество усвоения материала, но значительно сокращает общий объем учебного материала, который можно преподнести студенту за срок его обучения в вузе. Кроме того, многочисленное дублирование одной и той же информации может вызвать и негативную реакцию, особенно если информация излагается разными преподавателями и их мнения на один и тот же вопрос, не совсем совпадают или даже более того — противоречат друг другу.

Еще один метод организации учебного процесса осуществляется в форме проектного обучения. «Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Отличительной особенностью данной формы организации образовательного процесса является тот факт, что все необходимые знания, умения и навыки студенты получают не в процессе изучения той или иной дисциплины, а в процессе работы над тем или иным проектом.

[3]

Метод проектов можно определить как способ обучения через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, имеющим жизненный контекст.

В образовательном процессе вуза проект — это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2006. — 264 с.

Основной предпосылкой к использованию метода проектов является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения и возможность ее решения через создание продукта деятельности в самостоятельной групповой деятельности.

В результате выполнения проекта студенты приобретают как стандартные компетенции дисциплинарные знания, умения и навыки, так и необходимые компетенции другого уровня: умения поиска, обработки, систематизации информации. в том числе и в процессе общения с профессионалами, учатся выдвигать гипотезы и обосновывать полученные результаты, синтезировать в процессе решения знания и умения. руководить микротруппой и др. Кроме этого, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам относятся умение работать в коллективе. брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность — ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент. характер, время интересам общего дела.

Читайте так же:  Подают ли коллекторы в суд и что делать, если иск уже подан

Основным принципом взаимодействия участников образовательного процесса является сотрудничество.

По мнению многих исследователей, применение проектной системы обучения позволяет:

увеличить объем усваемого материала, глубину его понимания;

обеспечить формирование необходимых умений и навыков с меньшими затратами времени, чем при фронтальном обучении;

увеличить уровень удовлетворенности студентов от занятий. повысить их уверенность в себе;

повышает познавательную активность и творческую самостоятельность студентов;

способствует сплоченности студентов. лучшему пониманию ими друг друга:

способствует развитию таких качеств. как самооценка, самоконтроль, самокритичность и др.

Однако, несмотря на отмеченные выше достоинства, переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение считается нецелесообразным.

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений является применение в образовательном процессе информационных технологий и организация дистанционного обучения.

В настоящее время ключевой формой обучения студентов является аудиторная, которая предполагает непосредственный контакт участников образовательного процесса.

Сущность дистанционного обучения заключается в том, что обучение осуществляется посредством применения электронных и прочих средств связи. При этом, наиболее значимым является тот факт, что данная система обучения подразумевает отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентом на всех этапах образовательного процесса: при проведении занятий, при оказании консультативной помощи, при проведении аттестации и контроля сформированных знаний, умений и навыков.

При анализе сущности дистанционной формы организации образовательного процесса важно осознать тот факт, что дистанционное обучение это не модификация заочной формы обучения, не просто вспомогательное средство и инструмент обучения. Дистанционное обучение это новая форма обучения, обладающая своими специфическими инструментами и технологиями. Демкин В.11., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Учебно-методическое пособие. Томск. — ТГУ. — 2009. — 135 с.

Основные преимущества дистанционного обучения:

дистанционное обучение существенно увеличивает интенсивность обмена информации не только между студентом и преподавателем, но и между студентами;

предоставляет возможность организации образовательного процесса по индивидуальному плану, в соответствии с индивидуальными особенностями, желаниями и возможностями студентов;

предоставляет возможность для студентов более свободного планирования своего учебного графика и нагрузки.

дает возможность совмещения обучения в вузе с другими видами деятельности: обучение в другом вузе, практическая трудовая деятельность и др.

обеспечивает более высокий уровень доступности обучения, за счет снижения стоимости обучения, транспортных и прочих расходов, связанных с получением образования для лиц, проживающих вне места нахождения вуза;

существенно расширяет круг потенциальных и увеличивает численность фактических студентов вуза;

индивидуальные планы развития, возможные в условиях гибкости планов дистанционного обучения позволяют обеспечить внутривузовскую академическую мобильность студентов.

информационные технологии используются достаточно широко в любой форме обучения, но в дистанционном обучении создается соответствующая инфрмационно-образовательная среда, в которой доступ к нужным источникам информации организуется наиболее удобно для обучающегося.

Как в любой системе обучения, так и в дистанционной, есть свои недостатки и ограничения:

необходимо наличие у обучающихся некоторых стартовых знаний, в том числе в отношении навыков работы в интернете;

необходимо соответствующее техническое обеспечение участников образовательного процесса (как у вуза, так и у его студентов).

высокий уровень риска фальсификации обучения, и как следствие необходимость разработки и применения дополнительных механизмов контроля и защиты.

Однако, по мнению ряда исследователей, в будущем все формы получения образования (очное, заочное, дистанционное) станут неотличимыми друг от друга и сольются в одну единую форму. Лобачев С.Л. «К вопросу создания системы сетевого ДО в вузе: проблемы и пути решения», Материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006», С-Петербург 2006.

В заключение, хотелось бы отметить, в соответствии с современными концепциями образования, в качестве приоритетного во многих странах мира признан личностно ориентированный подход, который ориентирован на формирование и развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Личностно ориентированный подход предполагает в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В центре внимания находится деятельность познания, учения, а не преподавания. Внедрение этого подхода не возможно путем простой смены одной системы или формы обучения на другую, необходимо осознание происходящих изменений всеми участниками образовательного процесса, что подразумевает определенную ломку привычек и стереотипов и требует не столько финансовых, сколько временных ресурсов.

Формы организации учебного процесса

Знание, различно переданное, будет иметь совершенно различное действие на учащихся.

Организационные формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (И. П. Подласый). Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы.

Классно-урочная система обучения, элементы которой возникли еще в XVI веке в братских школах Белоруссии и Украины, до сих пор остается наиболее распространенной в мире.

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:

основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;

• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;

• ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;

• класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса на протяжении учебного года почти не изменяется);

Читайте так же:  Права на кроссовый мотоцикл

• класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;

• для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;

• учебный год определяется учебными четвертями и каникулами, учебный день -количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;

• учебный год завершает итоговая отчетная работа по каждой дисциплине;

• обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.

Тип — это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью организации обучения. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных

занятий. Уроки могут быть сгруппированы по содержанию и по способу

(И. Н. Казанцев). По основной дидактической задаче выделяют следующие типы уроков: вводный (пропедевтический), урок первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знаний, применения полученных знаний на практике, урок формирования новых умений и навыков, закрепления, повторения и обобщения, контроля и коррекции знаний, умений и др.

В специальных школах наиболее распространен комбинированный тип урока (до 80% учебного времени). К основным видам деятельности на практических уроках относится опытная работа на пришкольном участке, выполнение заданий на местности, лабораторно-практические занятия в школьных кабинетах, занятия в учебно-производственных мастерских и т. п. Помимо основных типов уроков, проводятся уроки коррекции, интегрированные и другие формы нетрадиционного проведения занятий: урок-сказка, урок-путешествие, урок-семинар, урок- конференция, урок-портрет ученого, урок-аукцион, ролевая, регламентированная дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения и др.

Целеполагание учебных занятий (постановка целей к уроку) имеет принципиальное значение. При формулировке образовательных, коррекционно- развивающих и воспитательных целей лучше пользоваться глагольными существительными или глаголами несовершенного вида: обучение (обучать) решению задач на приведение к единице, формирование (формировать) приема сравнения путем приложения, воспитание (воспитывать) положительного отношения к труду и т. д.

Структура урока отражает закономерности и логику процесса обучения. В частности,

• каждый урок имеет четко сформулированную тему и задачи;

• содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам урока, быть научно, но в то же время доступно учащимся, тесно связано с жизнью и трудом, соответствовать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода;

• методы и приемы работы на уроке призваны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий;

• на каждом уроке следует вести контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков;

• урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом;

• урок должнна отличать организационная четкость: точная, конкретная цель каждой структурной части и подчиненность их главной дидактической задаче, детальное планирование урока и правильное распределение времени между структурными частями;

• сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом;

• на уроках необходимо соблюдать требования охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутка, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовка учителя к уроку включает два аспекта: общепедагогический и поурочный. Существующие рекомендации к разработке компьютерных программ можно отнести и к конспектам безмашинных уроков. Это — выделение и формулировка для педагога и для учащихся; составление списка тех понятий, которые должны быть включены в содержание урока и тех типов учебных действий, которые необходимы для усвоения этих понятий (устанавливается количество понятий, терминов, обобщений, выводов, теоретических положений, одновременно осмысливается логика формирования знаний, структура изложения, определяется, что будет изучаться основательно, а что попутно); структурирование информационного блока; блока заданий и вопросов, моделирующего, контрольного, блока подсказок; определение последовательности введения инструкций, заданий, подсказок и других видов помощи, проверочных упражнений или тестов.

Экскурсия может выступать не только как метод, но и как форма организации учебного процесса. Она может быть фронтальной, групповой и микрогрупповой (бригадной). Выбор организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями их безопасности и охраны здоровья. По видам экскурсии делятся на тематические и комплексные, которые имеют свои особенности подготовки и проведения. Они планируются как по отдельным предметам, так и по нескольким сразу. Очень важен заключительный этап экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала.

Современный учебный план специальной школы предусматривает также организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они проводятся с учетом объективных и субективных условий, конкретной школы. Это и интересы учащихся, и актуальность содержания, и возможности педагогического коллектива.

Ассамблея как форма организации учебного процесса у нас почти неизвестна, но она заслуживает распространения. Проводится, как правило, один раз в неделю для учащихся нескольких классов: параллельных или смежных. Это позволяет не только реализовывать образовательно-коррекционную тему занятия, но и дает возможность учащимся разных классов лучше узнать друг друга. В качестве тем для таких занятий следует выбирать наиболее жизненно важные и «спектабельные» (демонстрационные) из плана коррекционно-реабилитационной работы, например: «Эмоции человека», «На вкус и цвет — товарищей нет». Ассамблеи несколько напоминают утренники, викторины. Однако они могут носить не только праздничный, но и деловой характер, на которых обсуждается план работы коллектива или итоги его выполнения. В этом случае их можно условно сравнить со школьными линейками.

Проведенные занятия можно разбирать по плану общего или одного из видов тематического анализа урока, что определяется целью посещения.

Вопросы и задания

1. Выделите достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.

2. Какие признаки деятельности учащегося на уроке характеризуют знание учебного предмета, понимание, применение изученного материала?

3. Сделайте эскизы вариантов создания продуктивной рабочей обстановки в классе.

4. Чем отличается урок в специальной школе от урока в массовой общеобразовательной школе?

5. Составьте тематику проведения ассамблей.

Литература для самообразования

Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2001.

Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., 1989.

Читайте так же:  Постановка автомобиля на учет в гибдд

Подласый И. П. Педагогика: Новый курс в 2-х кн. Кн 1. М.: Владос, 1999.

Дата добавления: 2015-09-19 ; просмотров: 335 . Нарушение авторских прав

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

[1]

Заказать написание уникльной работы

«>Тема 2.6. Виды и формы организации учебного процесса в школе

«>Виды обучения

«>Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией.

«>Вид (тип) обучения «> — «>это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

«>Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов:

«>1) характера деятельности учителя;

«>2) особенностей обучения учеников;

«>3) специфики применения знаний на практике и др.

«> По этому общему критерию выделяется несколько видов обучения: «>догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное, модульное, эвристическое, дифференцированное и др. «>. В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Педагоги не отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, переносят лучшее из старых систем в новые.

«>Самым первым видом обучения «> была беседа. Ее применял Сократ. Его ученики находили истину путем ответов на наводящие вопросы — сократическая беседа. Учитель (он же философ) самой постановкой вопросов вызывал любопытство, познавательный интерес ученика и сам устно рассуждал.

«>Догматическое обучение «> — это форма коллективной организации обучения. Это было обучение, в основе которого положено писание. Главный вид деятельности учащихся — слушание и механистическое заучивание. Распространено было в средние века.

«>Объяснительно-иллюстративное обучение. «> Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.

«>Компьютерное обучение «>. Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.

«>Дифференцированное обучение «>— такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения в школе — уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выравнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

«>Эвристическое обучение «> — интегрированная педагогическая технология, ориентированная на достижение в совместной деятельности педагога и учащихся образовательной продукции различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного, психологического и др.

«>В современной дидактике эвристическое обучение конкретизируется в четырех аспектах:

«>• помощь учащимся в поиске собственного решения проблемной ситуации;

«>• обучение учащихся специальным способам решения познавательных задач;

«>• ориентация учебно-познавательной деятельности обучающихся на частичное воссоздание последовательности размышления, методов поиска и открытия решения определенной проблемы;

«>• проектирование учащимися нового знания, отнесенного к существенной части содержания учебного материала, в опоре на личный образовательный опыт и соответствующие педагогические технологии.

«>Эвристическое обучение реализуется посредством «>эвристической беседы, эвристической дискуссии, педагогической мастерской, «>через «>метод проектов и др. «>

«>Поиск педагогом вариантов реализации эвристического обучения, воплощения обобщенных знаний в образовательные продукты направлен на построение личностно-ориентированного пути в образовании учащихся и придает достижениям в обучении личностную значимость.

«> Модульное обучение «> стало использоваться в некоторых вузах в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Суть модульного обучения заключается в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе.

«>Модуль — это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

«>По своему содержанию модуль — это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он содержит в себе цель и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны усвоить обучающиеся, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форму отчетности и критерии оценки. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается практически все: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются аналогичные задания и критерии их рейтинговой оценки.

«> Дистанционная форма обучения «> (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. «>Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

«>Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Читайте так же:  Как проверить судимость человека через интернет как узнать судимость онлайн в россии, проверка в баз

«>Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

«> Развивающее обучение «> – «>учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направлен на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Формы и методы организации учебного процесса

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов и методов. При этом не следует отождествлять формы и методы обучения. Метод характеризует внутреннюю сторону процесса обучения, а форма — внешнюю, которая связана с количеством учащихся, временем, местом и порядком обучения. Кроме того, в рамках одной формы возможно использование нескольких методов обучения.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формы организации учебного процесса трансформировались по мере развития человечества. Организационные формы обучения — варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.

Они классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); месту учебы (школьные, внешкольные); продолжительности учебных занятий (45 мин., 90 мин. и т.д.).

Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель — ученик, ученик — ученик).

Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по М.Н. Скаткину) или в диалогических сочетаниях (по А.Г. Ривину), или в динамичных парах (по А.С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации занятий. Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, главным образом через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это так называемая индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоятельная работа учащихся. Общие, или структурные, организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т.д.). Групповая, парная и индивидуальная формы работы — традиционные для большинства вузов и школ.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос «как учить?» выводит на категорию методов обучения.

Методы обучения — это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, развития их умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природой и обществом.

В структуре методов обучения выделяются приемы, т.е. отдельные элементы метода, его составные части. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении — это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей.

В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная обусловлена постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами, субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся и конкретными условиями обучения.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Среди различных классификаций методов обучения выделим традиционную, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации: словесные методы; наглядные методы; практические методы.

Классификация методов обучения по источнику знаний

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. В процессе разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Объяснение — это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Рассказ — это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения. Лекция — монологический способ изложения объемного материала. От других методов словесного изложения школьная лекция отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Читайте так же:  Как поменять адвоката в уголовном процессе

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных.

Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. Использование единых мировых информационных систем обеспечило внедрение ИКТ в образование: формируется единое информационное образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, коррекции обучения для полного достижения цели.

К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения.

Упражнение — многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения их качества. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей обучаемых. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности обучаемых могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Существуют и другие классификации методов обучения.

По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

По дидактической цели: методы изучения новых знаний; методы закрепления знаний; методы контроля.

По месту в структуре деятельности (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения — это источники получения знаний, формирования умений. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  4. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Формы организации учебного процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here