Гражданско правовая ответственность госслужащих

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Гражданско правовая ответственность госслужащих". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего (ст.ст. 13 — 20.2)

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

>
Гражданский служащий
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

[1]

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Гражданско – правовая ответственность гос.служащих .

Это обязанность гос служащего возместить имущественный вред нанесенный гос-ву или 3-м лицам в следствии неисполнения либо надлежащего исполнения своего дол. Обязательства.

ГС –ий может быть освобожден от этого вида ответственности, если ущерб был нанесен в результате непредномеренной силы крайней необходимости или необходимой обороныю

ГСО может быть полной и ограниченной

Уголовная ответственность гос. служащего

Уголовное приступление – это все диления состоящие в злоупотребление властью, с целью получения денег, выгод, иных преимуществ, или с целью оказания давления. Основные составы преступлений субьектами кот-х являются гос. или муниц. Служаших содержатся в главе 30 УКЗФ ст. 285-293.

Статьи: 285 ст. злоупотребление должностными полномочиями испол-е своих полномочий вопреки интересам службы, ради получения опред. Выходы.

286 ст. превышения должн. Полномочий т.е совершение действий в кот вышли за пределы должн. Полномочий долж-го лица и привлекли сущест-е нарушение прав и свобод граждан или гос-во.

287 ст. отказ о предост-е инф-ии фед. собранию или счетной палате.

288 ст. присвоения полномочий должностнного лица.

289 ст. незаконное участие в предпринемательской деятельности.

290 ст. получение взятки

291 ст. дача взятки

292 ст. служебный подлог

293 ст. халатность это неисполнение либо, ненадлежащие испол-е своих обяз-ей в следствие недобросовесного или небрежного отношения к службе.

Ст 170 регистрация незаконных сделок с землей.

Ст 169 воспрепятствование законной предпринемательской деятельности.

Ст 149 восприпятствование проведение митингов, собраний.

Ст 144 воспрепят-е законной деятельности журналистов.

Меры уголовного наказания : 1. Штраф ; 2.обязательные или испровительные работы; 3.арест; 4.лишение свободы; 5. Лишение права замещать опред. Долж-ти или заним-ся опред. Деятельностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10211 —

| 7799 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.

Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.

Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.

Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.

Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Читайте так же:  Бухгалтерский и налоговый учет в общепите

ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.

Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.

Государственные служащие, виновные в причинении материального ущерба не при исполнении должностных обязанностей, несут материальную ответственность в общегражданском порядке (гл. 59 ГК РФ).

Ответственность государственного служащего как за непосредственный (прямой), так и за опосредованный имущественный вред, причиненный государственному органу, с которым он состоит в служебных отношениях, регулируется нормами Трудового кодекса РФ. При этом государственный служащий, во-первых, обязан возместить причиненный им действительный (реальный) имущественный вред и, во-вторых, он может привлекаться к ограниченной или полной материальной ответственности на основании правовых предписаний Трудового кодекса РФ.

Руководитель государственного органа при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Административное расследование может не проводиться, если причина ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Государственные служащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность. Как правило, таким пределом является определенная часть месячного денежного содержания государственного служащего. Привлечение государственного служащего к полной материальной ответственности производится в судебном порядке. Руководитель государственного органа может обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании материального ущерба с государственного служащего в течение года со дня обнаружения материального ущерба.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Контрольные вопросы

1. Каковы основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего?

2. Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего?

3. За какие правонарушения может быть привлечен к административной ответственности государственный служащий?

4. Каковы пределы привлечения к материальной ответственности государственного служащего?

5. В каких составах преступлений в качестве специального субъекта выступает государственный служащий?

6. Назовите виды юридической ответственности государственных служащих?

7. Назовите составы преступлений государственных служащих?

8. В чем состоит особенность гражданско-правовой ответственности государственных служащих?

9. Что вы думаете относительно имеющегося утверждения «в России чиновники безответственны»?

Ответственность государственного гражданского служащего

Понятие государственного служащего и особенности классификации госслужащих. Источники законодательства о государственной службе. Содержание дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности государственных служащих.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.04.2016
Размер файла 38,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1). злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2). превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

[3]

3). незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4). получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5). дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6). халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7). контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

По итогам работы можно сделать выводы о сущности и содержании ответственности государственных служащих:

1. ответственность государственных служащих представляет собой межотраслевой комплексный функциональный институт права, состоящий из взаимосвязанных норм уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Соответственно, юридическая ответственность государственных служащих как система включает в себя подсистемы уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

2. особенности правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих и ее место в системе юридической ответственности отражаются в предмете правового регулирования и специальном субъекте ответственности; специфике оснований ее наступления; двухуровневой системе правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность государственных служащих (общая и специальная ответственность во внешних и внутренних правоотношениях); особенностях системы мер ответственности государственных служащих и особом порядке их применения; принципах юридической ответственности и государственной службы.

3. структуру ответственности государственных служащих можно представить в виде следующих уровней: 1) юридическая ответственность государственных служащих как совокупность уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности; 2) юридическая ответственность государственных служащих на уровне отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность; 3) юридическая ответственность государственных служащих на уровне нормы права.

Читайте так же:  Нужен ли приказ на оплату больничного по беременности и родам образец

Список использованной литературы

1.Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учеб. пособие / В. Д. Граждан.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2007.- 496 с.

2.ФЗ № 58-ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы РФ»

3. Конституция Российской Федерации Российская газета, 19 января 2009 г.

4.Федеральный Закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

5.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред.14 февраля 2010 г.)

6. Указ Президента РФ — № 32 от 11.01.1995 г. «О государственных должностях РФ» в редакции от 01.12.2008 N 1658, № 1574 от 31.12.2005г.

7.Старилов Ю. Н. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА, 2007. — С.83

8. Тамасханов И.А. Актуальные вопросы ответственности должностных лиц публично-правовых органов Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.20-22

9. Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причинённый незаконными действиями должностных лиц государственных органов //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 1, с.28

10. Бесчастнова Л.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 9, с.37

11. Киселёва Н.В. Проблемы привлечения к ответственности государственных служащих в результате предоставления некачественных государственных услуг //Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 9, с.33

12. Кудашев Ш.А. Должностные лица — субъекты административной ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках // Государственная власть и местное самоуправление, 2010, № 8, с.46

Юридическая ответственность государственных служащих за их деятельность (стр. 2 из 2)

4. Гражданско-правовая ответственность

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. [5]

ГК РФ (ст.1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежной компенсации в тех случаях, когда он явился результатом действий (бездействия) госслужащих, нарушивших личные неимущественные права либо посягавших на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Хотя гражданско-правовая ответственность госслужащих и наступает в связи с должностным проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, и она может применяться одновременно и наряду с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому привлечение госслужащих к этому виду ответственности не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный имущественный вред. Более того, привлечение к административной или уголовной ответственности является необходимым условием привлечения и к материальной ответственности.

Заключение

Необходимо введение ответственности не только по принципу вины в деятельности государственных служащих (доказанность коррумпированности, взяточничество и т.д.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последствия действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности.

Литература

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Российская газета» от 18, 19, 20, 25 июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118

3. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // «Российская газета» от 31 июля 2004 г. № 162

4. ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // «Российская газета» от 31 мая 2003 г. № 104

5. Ноздрачев А.Ф.Государственная служба. Учебник. — М.; «Статут», 1999.

[1] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М., 1999. ст. 499.

[2] ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

[3] Ст. 53 Конституция РФ, ст. 16, 1069 ГК РФ

Формы ответственности государственных и муниципальных служащих.

Ответственность — многоаспектное явление, наступающее за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка и по иным установленным законом основаниям.

Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная — за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая — применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.

Основным видом для муницип. и гос.служащих является дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок – виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) увольнение.

За дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Применять/ не применять дисциплинарное взыскание – право, а не обязанность представителя нанимателя.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1месяца со дня обнаружения дисциплинарного взыскания. Не может быть наложено на человека, если он на больничном, в отпуске или отсутствует на службе по др.уважительным причинам.

Читайте так же:  Пошлина за дарение земельного участка

Административная ответственность – вид юр.ответственности к которой привлекается гос.служащий в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Виды административной ответственности:

[2]

3.Дисквалификация на определенный срок (судом)

Административная ответственность государственных служащих сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную.

Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.

Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Виды преступлений против интересов ГС: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Гражданско – правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии с ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Материальная ответственность может быть отдельно или в совокупности с др. видами ответственности.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания

Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев

-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

уголовная – за совершение должностных преступлений;

административная – за совершениеадминистративных проступков;

дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;

материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).

Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

— злоупотребление должностными полномочиями;

-превышение должностных полномочий;

-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ;

-присвоение полномочий должностного лица;

-незаконное участие в предпринимательской деятельности;

-отказ в предоставлении гражданину информации;

-воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;

-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

-регистрация незаконных сделок с землей;

-провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Административная ответственность государственных служащих.За административные правонарушения, не связанные с выполнением служебных обязанностей, государственные служащие несут административную ответственность на общих основаниях и по общим правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За некоторые административные правонарушения к административной ответственности привлекаются только определенные категории государственных служащих, если нарушение им должностных обязанностей определяется как административное правонарушение.

Читайте так же:  Как не допускать ошибок в тексте, или почему грамотность всегда в моде

Речь идет о должностных лицах, в служебные обязанности которых входит выполнение определенных правил (требований). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Административная ответственность государственных служащих — это меры воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемая в уголовном порядке . Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться лишь два — предупреждение и штраф.

Конкретные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность государственных служащих, указаны в статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Обязанности государственного служащего определены в Трудовом кодексе Российской Федерации, Правилах внутреннего трудового распорядка государственного органа, трудовом договоре (контракте), должностной инструкции.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений суда.

Согласно Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», видами дисциплинарных взысканий являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Если государственный служащий совершил должностной проступок, то руководитель государственного органа проводит служебное расследование. Целью расследования является выяснение всех обстоятельств проступка: какие обязанности не выполнены, степень вины служащего, условия (обстоятельства), при которых совершен проступок, его тяжесть, последствия проступка и т.д.

На время расследования служащий, допустивший проступок, может быть временно, на срок не более месяца, отстранен от исполнения должностных обязанностей распоряжением руководителя государственного органа. На время отстранения служащий выполняет указания лица, проводящего расследование. В это время за ним сохраняется денежное содержание.

До применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Если государственный служащий отказывается дать объяснение, то об этом составляется акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется государственному служащему под расписку в течение трех дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Гражданско-правовая ответственность государственных служащих.Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возмещение нанесенного ущерба госслужащим

Проблемы обеспечения безопасности государством, в том числе защиты существенных интересов собственника, присутствовали еще с древнегреческих времен. Особенности защиты интересов собственника достаточно широко освещаются в судебных речах Демосфена — известного оратора Македонского царства. По существу, эти же проблемы в настоящее время существуют и в Российском государстве [2] .

Проводимые реформы в сфере госслужбы в России в условиях незащищенности населения от насилия, роста преступности одновременно требуют обеспечения правовой защиты и самих госслужащих всех категорий, которые осуществляют функции правоприменительной деятельности при применении мер ограничения, пресечения по тем или иным видам правонарушений. Возмещение нанесенного ущерба госслужащим в связи с их служебной деятельностью — это обязанность государства и условие прохождения любого вида госслужбы. Вопросы возмещения вреда в различное время в рамках разрешения гражданских и уголовных дел рассматривались многими известными учеными, такими как О.В. Баулин [3] ,

А.М. Белякова [4] , А.Т. Боннер [5] , И.В Решетников [1] , О.М. Садиков [2] , М.К. Треушников [3] , А.М. Эрделевский [4] , В.В. Ярков [5] и др.

Сегодня практика подтверждает также то, что в процессе осуществления правоприменительной деятельности добросовестные и законопослушные государственные служащие различных правоохранительных органов (судьи, прокуроры, сотрудники ОВД и т.д.) также подвергаются противоправному воздействию со стороны граждан, выражаемому в различных формах. Кроме того, в некоторой степени такому риску подвержены также и члены его семьи. Зачастую такие действия совершаются в виде нанесения ущерба их имуществу путем уничтожения либо повреждения. Скажем, это может быть угон автотранспортного средства с последующим поджогом; поджог дачного домика или повреждение дачного участка, приведение в негодность личных вещей и т.д. В итоге госслужащие правоохранительных органов сами могут оказаться в роли жертв, что связывается с их государственно-служебной деятельностью.

Необходимость в особой защите сотрудников полиции выражается отраслевой спецификой их государственно-служебной деятельности. Кроме того, закономерно следует предусмотреть возможность защиты материальных интересов не только самих сотрудников ОВД (полиции), но и членов их семей в тех случаях, когда в отношении объектов, находящихся у них в собственности, материальных ценностей совершаются противоправные действия. Скажем, наносится вред правонарушителями. Их действия в основном совершаются путем оказания морального давления, шантажа или угрозы в целях достижения желаемых результатов, а также изменения и влияния на деятельность сотрудника ОВД.

При этом все действия правонарушителя проявляются: в мести за законные действия государственного должностного лица (сотрудника ОВД), совершенные в процессе исполнения им своих должностных обязанностей (объектом покушения является служебная деятельность сотрудника ОВД); в попытке восприпятствования принятию госслужащим законного решения по факту правонарушения (проявление угрозы или шантажа со стороны правонарушителя); в принуждении должностного лица или оказании давления на него при решении им вопроса о принятии мер пресечения по факту правона- [11] [12] [13] [14] [15]

Читайте так же:  Оформление наследства на земельный участок и дом

рушения, в интересах правонарушителя; в компрометации госорга- на или умалении достоинства госслужащего за проявленное им правосознание в ходе разбирательства по факту правонарушения (автор не считает, что этот приведенный перечень является исчерпывающим).

Реформа, проводимая с 2002 г. в сфере госслужбы в России по инициативе Президента России, должна затронуть рассматриваемый [18] [19] [20] [21]

вопрос весьма серьезно. По существу, государство еще не рассматривало проблему всесторонне. В связи с этим всем категориям госслужащих, в том числе сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и их близким, постепенно гарантируется безопасность — защита государством даже в процессе исполнения своего служебного долга, особенно это касается их имущественных интересов. В целом механизм правовой защиты имеет системный характер не только в отношении сотрудников ОВД, но и всех категорий госслужащих на равных условиях. Следует отметить, что известный специалист по теории права и философии С.С. Алексеев отметил, что любое правовое регулирование требует юридической системы механизма [22] . Эти вопросы фактически учтены в федеральных законах «О государственной гражданской службе РФ» № 79 от 27.07.2004 [23] и «О муниципальной службе в РФ» № 25 от 2.03.2007 [24] .

Подтверждающим данный довод фактором является то, что впервые государством принимается нормативный правовой акт, регулирующий вопросы возмещения ущерба госслужащим правоохранительных органов (в том числе сотрудникам ОВД), а также членам их семей. Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства России «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью» от

В соответствии с Правилами установлено, что рассмотрение вопроса по возмещению материального ущерба инициируется только заинтересованными лицами, которым может выступать только само должностное лицо или в случае его гибели член его семьи. Ущерб возмещается в полном объеме путем выплаты денежных средств или в натуральном виде, включая упущенную выгоду. В целом это еще раз подтверждает то, что в России «защита владения является в нашем законодательстве результатом запрещения насилия и самоуправства» [26] в отношении чужого имущества — госслужащего и членов его семьи. Этими правилами установлена процедура возмещения нанесенного ущерба, которая проходит четыре стадии:

(1) письменное обращение, т.е. подача заявления в соответствующий государственный орган лицом, понесшим материальный ущерб на основе представляемых им доказательств; (2) принятие заявления с доказательствами и проведение проверки по факту нанесенного материального ущерба; (3) вынесение решения о возмещении или об отказе в возмещении ущерба; (4) получение возмещения за нанесенный ущерб.

Все перечисленные стадии имеют специфические процессуальные правила их прохождения, которые обязаны соблюдать все субъекты доказывания (потерпевший, понесший материальный ущерб, руководитель госоргана, обладающий правом возмещения ущерба, и должностное лицо госоргана, производящее проверку и выносящее заключение по факту обращения о возмещении ущерба). Кроме того, они обладают определенными процессуальными правами и обязанностями, а также имеют свою заинтересованность при разрешении данного дела.

Как уже отмечалось, инициатором возбуждения дела о возмещении ущерба является собственник — потерпевший. Основанием обращения о возмещении ущерба является убежденность сотрудника ОВД (его близкого) о том, что ущерб его имуществу нанесен в связи с его служебной деятельностью. Началом процесса рассмотрения госорганом является письменное заявление заинтересованного лица (потерпевшего) и приобщенные к заявлению соответствующих доказательств. Ими являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях обеспечения реализации своих прав лицу (потерпевшему), обратившемуся с заявлением о возмещении ущерба, законодатель предоставляет право обращения в соответствующие государственные органы о предоставлении ему тех или иных доказательств, сведений, а государственные органы обязывает их исполнить. Ибо в отношении должностных лиц, в том числе государственных органов, может наступать и административная ответственность. Так, за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, сведений или документов и материалов (в том числе несвоевременное предоставление) в случаях, предусмотренных законом, должностные лица несут административную ответственность по ст. 5.39 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.) [28] . Правом возбуждения дела об административном правонарушении обладают прокурор, сотрудники органов внутренних дел (начальники территориальных ОВД и их заместители, сотрудники дежурной части ОВД, участковые уполномоченные полиции, сотрудники дознания [29] ). Рассматриваются дела только судьями.

Источники


  1. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
Гражданско правовая ответственность госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here