Какое правовое значение имеют постановления правительства рф

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Какое правовое значение имеют постановления правительства рф". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Правовые акты Правительства РФ, их значение, юридическая сила и место в системе права.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ, подписываются Председателем Правительства РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ (в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации»).

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через СМИ безотлагательно.

Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве устанавливаются Регламентом Правительства РФ.

Постановления и распоряжения подписываются Председателем Прав-ва РФ. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяются Президентом. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Прав-ва РФ и нпа ФОИВ» акты Прав-ва подлежат официальному опубликованию, кроме актов или их отдельных положений, содержащих гостайну, или сведения конфиденциального хар-ра.

Акты Прав-ва подлежат официальному опубликованию в течениии10 дней после дня их подписания. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Прав-ва осущ Аппарат Прав-ва. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В актах может быть установлен иной порядок вступления их в силу. Акты могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Прав-ва в случае их противоречия Конституции РФ, фз и указам Президента могут быть отменены Президентом.

Предметы ведения ГосДумы Федерального собрания РФ. Регламент ГосДумы Федерального Собрания РФ.

Государственная Дума является палатой Федерального Собрания — парламента РФ и состоит из 450 депутатов; самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, фкз и фз. В регламенте ГосДумы Федерального Собрания РФ установлен порядок решения Думой вопросов, отнесенных к ее ведению статьей 103 Конституции РФ. В части 1 этой статьи определяются вопросы исключительного ведения Госдумы, которые не относятся к законодательной компетенции, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции.

2) В Регламенте ГосДумы установлен и порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Гос Думы. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ вносится в Совет Гос Думы в письменной форме с приложением проекта постановления Гос Думы и списка депутатов ГосДумы — инициаторов выражения недоверия Правительству РФ. В списке указываются наименования фракций, проставляются дата и личные подписи депутатов ГосДумы. ГосДума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения.

Председатель Правительства РФ, а в его отсутствие один из заместителей Председателя Правительства РФ, исполняющий его обязанности, вправе выступить на заседании ГосДумы с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении недоверия Правительству РФ. ходе обсуждения предложения о выражении недоверия Правительству РФ депутаты ГосДумы задают вопросы Председателю Правительства РФи другим членам Правительства РФ, высказываются за выражение недоверия Правительству Российской Федерации или против этого; преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций. ГосДума принимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов ГосДумы. Постановление о недоверии Правительству принимается открытым или тайным (по решению ГосДумы) голосованием. Если Президент РФ не согласился с решением ГосДумы о недоверии Правительству РФ и ГосДума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 117 (часть 3) Конституции РФ – Президент объявляет об отставке Прав-ва либо распускает ГосДуму.

Председатель Правительства РФ может поставить перед ГосДумой вопрос о доверии Правительству РФ. Такое представление Председателя должно быть мотивировано. Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии во внеочередном порядке. Совет ГосДумы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству. Решение о доверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГосДумы. При постановке Председателем Правительства перед ГосДумой вопрос о доверии Правительству первым рассматривается предложение депутатов Гос Думы о выражении недоверия Правительству. В случае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству и объявления Президентом о несогласии с решением ГосДумы представление Председателя Правительства рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

79. Правовые акты Правительства Российской Федерации: виды, порядок их подготовки и принятия

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Читайте так же:  Образец перечня имущества при сдаче квартиры

Проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции РФ.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

[1]

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

нормативное распоряжение — ставит задачу по использованию каких-либо определенных форм и методов достижения результата;

индивидуальное (ненормативное) распоряжение — содержит задачи по выполнению определенных индивидуальных действий, должно быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему распоряжение.

24. Правительство рф: правовой статус.

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Читайте так же:  Сроки исковой давности по экономическим преступлениям

Постановлением Правительства от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Конституционное право

Акты Правительства РФ

Свои полномочия Правительство РФ реализует посредством соответствующих актов, которые принимаются и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительственные акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Существует две формы актов Правительства РФ. (1) постановления, носящие нормативный характер; (2) распоряжения — по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Согласно Положению о подготовке правительственных постановлений и распоряжений проекты указанных актов могут быть внесены в Правительство РФ его членами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Предложения, поступающие от граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства, направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

К проектам актов, которые вносятся в Правительство РФ, прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Такие проекты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов, носящих нормативный характер, должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ; если в Правительство РФ вносятся предложения, требующие принятия федерального закона или решения Президента РФ, то одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Президент РФ определяет порядок вступления в силу правительственных актов, которые подлежат обязательному официальному опубликованию (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер) не позднее 15 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием считается публикация их текстов в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». При необходимости безотлагательного широкого обнародования указанных актов они доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации немедленно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а остальные — со дня подписания, если само постановление не предусматривает иной порядок вступления в силу.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента, могут отменяться главой государства.


В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует достаточно сложная система исполнительной власти. Однако нельзя забывать о том, что она прежде всего является подсистемой государственной власти, ее ветвью в едином организационно-правовом механизме государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенную структуру, включающую в себя уровни (строение по иерархической вертикали), звенья (одноуровневые образования однородных органов), виды и формы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти, ибо от этого, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Важнейшая роль Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции страны, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществлении систематического контроля за их реализацией федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в принятии мер по устранению нарушений федерального законодательства. Иными словами, Правительство РФ в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство России возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, своевременная выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия Правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.

3. Акты Правительства рф.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов к которым относятся постановления и распоряжения. Данное право предоставлено Правительство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ. Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Актам Правительства присущи следующие признаки:

-обязательный характер — обязательны к исполнению в Российской Федерации, т. е. на всей ее территории и всеми субъектами РФ и органами местного самоуправления.

— возможность отмены- все акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Читайте так же:  Приказ на отпуск по беременности и родам и его оформление

-особый порядок вступления в силу — акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, после чего, в течение 10 дней, если иное не установлено самим актом, вступают в силу. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу ни ранее дня их официального опубликованию. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжение Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Как постановления, так и распоряжения Пра­вительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях — единолично Председателем Правительства. Данные нормативно- правовые акты обязательны для подписания Председателем Правительства РФ.

Наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (членов) палаты, если иной порядок не предусмотрен конституционными нормами.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. Проекты актов Правительства РФ нормативного характера должны в обязательном порядке согласоваться с Министерством юстиции РФ. При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона РФ или решения Президента РФ, одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Тема «Конституционные основы судебной власти в России»

Место и роль судебной власти в конституционной системе власти РФ.

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ.

Судебная система РФ: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов РФ.

Конституционные правосудие в РФ. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ и их юридическая сила.

Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ.

Законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

По своему значению следом за Конституцией РФ идут принимаемые по особой процедуре федеральные конституционные законы. Здесь к СМИ имеет отношение ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», в котором есть статья «Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Российской Федерации».

Следующими по значению являются федеральные законы. Они принимаются Государственной Думой простым большинством голосов. (До вступления в силу Конституции 1993 года такие законы назывались законами РФ, ещё раньше – законами РСФСР и принимались высшими на то время законодательными органами.) После принятия в Думе закон подлежит одобрению Совета Федерации (путем голосования или без рассмотрения, по умолчанию) и подписанию и обнародованию Президентом РФ. Основная часть рассматриваемого в книге материала будет иметь отношение к содержанию тех или иных федеральных законов.

После законов ступенькой ниже стоят указы Президента РФ, многие из которых имеют отношение к свободе слова и к деятельности средств массовой информации. Указы не должны противоречить Конституции и законам России. В нашей стране президентские указы отличаются важной особенностью: если те или иные отношения не урегулированы законом (существует правовой пробел – то ли Дума не успела принять закон, то ли появилась новая сфера отношений), Президент имеет право самостоятельно регулировать эту сферу своими указами (т.е. при наличии ниши в системе законов он может заполнить её своим указом). Эти указы действуют до тех пор, пока сам законодатель, т.е. парламент, не заполнит эту нишу законом, либо дольше – если они не вступают с ним в противоречие.

Такой нишей является, в частности, сфера отношений в электронных СМИ. У нас в стране до сих пор нет действующего закона о телевидении и радиовещании, хотя, конечно, специфика правоотношений в этой сфере существует. Следовательно, при отсутствии закона Президент РФ принимает соответствующие указы, по которым, например, создаются органы, выдающие лицензии на вещание, утверждается определённый порядок функционирования телекомпаний и радиокомпаний. Такая картина будет сохраняться до тех пор, пока парламент не примет соответствующего закона.

[2]

В то же время по нашей Конституции у Президента достаточно широкие полномочия, в том числе право налагать вето на законы, которые принимает парламент. Тот же закон о телевидении и радиовещании многократно рассматривался парламентом, но когда он был принят, Президент наложил на него вето. Преодолеть вето можно только путём нового голосования, причём большинством голосов, не менее двух третей от числа депутатов (хотя для принятия закона достаточно простого большинства). Предположим, что Президент заинтересован в наложении вето на не устраивающий его закон. При этом получается замкнутый круг: закона о телерадиовещании нет, потому что Президент налагает вето, а Президент в свою очередь принимает указы, касающиеся телевидения и радиовещания, потому что нет закона.

С постановлениями Правительства РФ дело обстоит проще, потому что они не имеют такой силы, как указы Президента. Постановления Правительства должны приниматься на основе принципов и положений Конституции, законов и указов Президента, т.е. они должны регламентировать порядок их исполнения, детализировать то, что в них записано.

Наконец, следующая ступень в иерархии норм российского законодательства – приказы и постановления органов исполнительной власти (например, приказы Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций – МПТР). Они также входят в законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Российское административное право

Правовые акты Правительства Российской Федерации

Порядок издания, опубликования и вступления в силу правовых актов Правительства РФ устанавливается: Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»; Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Регламентом Правительства Российской Федерации; Положением об Аппарате Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Сколько раз кредиторы могут звонить на работу

Особенно детально порядок издания постановлений и распоряжений, иных актов Правительства РФ устанавливается Регламентом Правительства РФ и его постановлениями в соответствии с законом. Акты Правительства РФ по вопросам, подлежащим решению исключительно на заседаниях Правительства РФ, издаются только после их рассмотрения на заседании.

Акты Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, установленном федеральным законодательством. Акты Правительства РФ, протоколы заседаний и совещаний, поручения Председателя Правительства РФ и его заместителей оформляются и рассылаются Аппаратом Правительства РФ.

Руководители органов и организаций, на которые возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Материалы по вопросам, включенным в план заседания Правительства РФ, представляются не позднее чем за 15 дней до даты, определенной планом. Вопросы, связанные с рассмотрением проектов актов Правительства РФ, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ, вносятся в проект повестки дня заседания по мере готовности таких проектов с учетом времени, необходимого для их подготовки к рассмотрению в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Правительство РФ принимает также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. Правительство РФ рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных законов, которые вносятся Правительством РФ Президенту РФ или в Государственную Думу.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства РФ, разработке иных актов, по которым требуется решение Правительства РФ, рассматриваются Председателем Правительства РФ или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей).

Правительство РФ в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов РФ предложения по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и информирует указанные органы о результатах рассмотрения.

Проекты актов Правительства РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов РФ до внесения их в Правительство РФ. Предложения органов государственной власти субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Если подготавливаемый акт Правительства РФ влечет за собой изменения или дополнения других актов Правительства РФ, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде отдельного акта.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство РФ проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ и иных актов, по которым требуется решение Правительства РФ, осуществляется Аппаратом Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления — со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Важным положением Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» является установление возможности обжалования актов Правительства РФ в суд.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, которые не имеют правового содержания.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Правительство РФ может вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ч. 7 ст. 12 Закона о Правительстве РФ).

Конституционное право России

Правовые акты Правительства

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения. Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

  1. подзаконность, означающая их издание на основании и во исполнение федеральных законов, детализацию и конкретизацию отдельных положений федеральных законов и указов Президента;
  2. фундаментальность, поскольку они занимают высшую ступень в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступают основой для ведомственных нормативных актов и актов органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  3. многофункциональность, связанная с выполнением ими различных юридических функций, в том числе регулятивных, правоприменительных и правореализационных;
  4. обязательность к исполнению на всей территории Российской Федерации;
  5. обеспеченность исполнения всей системой федеральных органов государственной власти.

В том случае, если федеральный закон не предусматривает конкретный срок для принятия правительственного акта, этот срок определяется Правительством и закрепляется в плане его нормотворческой деятельности. Правительственные акты, издаваемые во исполнении е указов 1I резидента. принимаются не „позднее чем в месячный срок после вступления в силу соответствующих указов, если последними не установлен иной срок.

Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера издаются в форме распоряжений. В практике издания правительственных актов встречаются распоряжения нормативно-технического и нормативно-организационного характера.

В форме постановлений Правительства принимаются акты, которые устанавливают:

  • порядок реализации гражданами конституционных прав, свобод, обязанностей;
  • правила предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • программно-целевые акты, обеспечивающие комплексное развитие определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
  • статус федеральных органов исполнительной власти, федеральных учреждений и предприятий.

Механизмы отдельных видов публичного администрирования, включая формы и порядок реализации властных полномочий должностными лицами, взаимодействия между государственными органами.

Распоряжения Правительства принимаются по вопросам:

  • служебно-кадровым, связанным с назначением и освобождением от должности, с применением мер дисциплинарных взысканий и поощрений;
  • наделения, распределения отдельных функций и полномочий;
  • организационно-структурным, связанным с образованием различных органов и организаций;
  • по финансово-хозяйственным — о выделении денежных средств, передаче государственного имущества.
Читайте так же:  Полгода не подали на наследство

С предложением в Правительство о разработке того или иного акта вправе обращаться руководители федеральных государственных органов, учреждений и предприятий, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, граждане и организации. По результатам рассмотрения указанных предложений, если они будут признаны обоснованными, Председатель Правительства и его заместители дают поручения о разработке проекта акта.

Проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Все проекты постановлений Правительства, имеющие нормативный характер, согласовываются с Министерством юстиции РФ, а проекты актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета, согласовываются с Министерством финансов РФ.

Следует иметь в виду, что проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления и распоряжения Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства либо его президиума, а также Председателем Правительства единоначально в пределах его компетенции. Окончательную доработку проекта акта, в том числе рассмотренного на заседании Правительства и получившего одобрение, его редактирование перед внесением на подписание Председателя Правительства осуществляют аппарат Правительства.

Подготовленный и согласованный всеми службами проект постановления или распоряжения визируется заместителем Председателя Правительства (в соответствии распределение обязанностей) и передается руководителю аппарата Правительства для доклада председателю Правительства. Руководитель аппарата Правительства проставляет дату подписания постановления, подтверждая его подлинность своей визой и организует издание акта в установленном порядке.

Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства, а в период его временного отсутствия — исполняющим обязанности Председателя Правительства. За время деятельности Правительства, сформированного в мае 2000 г., ни одного акта, подписанного исполняющим обязанности Председателя Правительства, в Собрании законодательства РФ не было опубликовано.

От правовых актов Правительства следует отличать иные виды актов, исходящих от Правительства или его членов и оформляемых в виде различных управленческих документов, таких как письма, поручения, служебные записки, протоколы заседаний, обращения, заявления.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по. истечении семи дней со дня первого официального опубликования, но не ранее дня официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, или с той даты, указанной в самом постановлении.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня подписания, если в них не указан иной срок. Датой официального Опубликования правительственного акта считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после подписания. Правительственные акты официально публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации», но могут быть неофициально опубликованы в иных печатных изданиях, а также разосланы конкретным исполнителям. Контроль за правильностью и своевременностью их опубликования осуществляет аппарат Правительства.

Акты Правительства могут быть отменены. Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. За девять лет действия Конституции 1993 г. Президент воспользовался своим правом отмены правительственных актов не более трех раз, что говорит о «резервном» характере указанного полномочия, закрепленного не столько с целью реального использования сколько в качестве элемента конституционной модели формы правления.

[3]

Правительство вправе отменять или приостанавливать действие своих актов по собственной инициативе, если их издание не было обусловлено вышестоящей правовой нормой.

Постановления Правительства могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции. Постановления и распоряжения Правительства могут быть обжалованы (оспорены) гражданами, организациями, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в Верховный Суд, в Высший Арбитражный Суд в соответствии с их подведомственностью в случае несоответствия правительственных актов федеральным законам и указам Президента и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Если суд установит, что постановление Правительства не соответствует акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя, то он принимает решение о признании нормативного акта недействующим, т.е. не подлежащим применению со дня издания или со дня вступления в силу решения суда, Распоряжения Правительства, не соответствующие законодательству, признаются недействительными, т.е. не порождающими юридических последствий с момента издания.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае вынесения судом решения о признании акта Правительства несоответствующим Конституции, недействующим или недействительным, оно обязано привести свои акты в соответствие с федеральным законодательством, а судебные решения незамедлительно довести до сведения исполнителей правительственных актов.

Источники


  1. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  4. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  5. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
Какое правовое значение имеют постановления правительства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here