Какой характер работы у водителя тягача

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Какой характер работы у водителя тягача". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

#1 12.10.2013 17:57:14

Разъездной характер труда

Помогите разобраться! Руководство предприятия пытается перевести доп. соглашением водителей на разъездной характер труда. За это добавляет к окладу порядка 1500 р. и все. При этом у водителей суммированный учет рабочего времени и в этом случае, при осуществлении междугороднего рейса, смена может быть продлена до 12 часов. Руководство обещает, если заранее будет ясно, что водитель не укладывается в 12 часов, ему будет оформляться командировка. В чем собственно вопрос? 1. За чей счет водитель, как минимум, должен покушать один, а то и два раза за рейс? 2. За чей счет водитель, как минимум, должен покушать один, а то и два раза за рейс, где то заночевать (отдых между сменами 12 часов), позавтракать — если по каким-либо причинам он не успел вернуться на базу за смену? 3. Как соотносятся утверждения руководства об оформлении командировки работникам с разъездным характером труда со ст. 166 ТК РФ в той части, где говориться, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

#2 14.10.2013 10:19:21

Re: Разъездной характер труда

«Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте», 2012, N N 2, 3

ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ:
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ, ОПЛАТЫ ТРУДА И РАСХОДОВ,
СВЯЗАННЫХ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
.
Разъездной характер работы

Не все служебные поездки могут признаваться командировками. Служебные поездки работника, работа которого имеет разъездной характер, не признаются служебными командировками (ч. 1 ст. 166 ТК РФ). Документы, издаваемые при направлении в командировку (служебное задание, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение), в таком случае не оформляются. Несмотря на это, работодатель на основании ст. 168.1 ТК РФ обязан возместить расходы, связанные со служебными поездками работника, работа которого имеет разъездной характер.
ТК РФ не содержит ни определения работ, которые носят разъездной характер, ни перечня (категорий) работников, выполняющих такие работы.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что если работа носит особый характер, то определяющие ее условия указываются в трудовом договоре в качестве обязательных.
В локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) работодатель должен установить перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ).

Примечание. При суммированном учете рабочего времени водителей продолжительность учетного периода составляет один месяц.

Примечание. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Какой характер работы у водителя тягача

Кроме того, для таких сотрудников работодатель может предусмотреть упрощенный порядок представления отчетности по поездкам и перемещениям, например, раз в неделю или в месяц, в зависимости от потребностей и целей самой организации. Из ответа «Как оформить прием сотрудника на работу» 2. Формы:Трудовой договор с водителем-экспедитором ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № 15-ТД г. Москва 29.07.2013 Закрытое акционерное общество «Альфа» (ЗАО «Альфа») в лице директора ЛьвоваАлександра Владимировича, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем«Работодатель», с одной стороны и Колесов Юрий Иванович, именуемый в дальнейшем«Работник», с другой стороны заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.

Какой может быть характер работы у водителя?

В коллективном договоре или в локальном нормативном акте, например приказе, работодатель может предусмотреть конкретный перечень должностей с разъездным (подвижным) характером работы (ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ). В него можно включить сотрудников, в должностные обязанности которых входят периодические поездки и перемещения. Например, специалистов по наладке оборудования, менеджеров по продажам, страховых агентов и т.
п. Документально оформить разъездную (подвижную) работу проще, чем командировки. Единовременно в коллективном договоре или в локальном акте нужно определить:

  • перечень разъездных (подвижных) работ (ст. 168.1 ТК РФ);
  • размер возмещаемых расходов (ст. 168.1 ТК РФ);
  • порядок подтверждения производственного характера поездок (перемещений).
    • в случае привлечения водителя к сверхурочной работе оплата часов переработки производится согласно ст.

Трудовой договор с водителем грузовика

Особые требования к уровню подготовки водителя стали действовать с августа 2016 года, установлены правила для тех организаций, деятельность которых связана с транспортом, в данном случае — это перевозки посредством грузовых автомобилей. Трудовой договор должен учитывать предъявлямые к работнику требования, должен четко описывать условия труда водителя грузовика. Особенность в том, что характер работы разъездной, причем перевозки могут осуществляться как в пределах одного города, так и за ее пределы.

Во втором случае речь идет о, так называемых, дальнобойщиков, которые ездят на грузовых автомобилях на дальние расстояние в пределах РФ и за ее пределы. В целом, условия, подлежащие обязательному включению в трудовой договор, прописаны в ч.2 ст.57 ТК РФ. Образец трудового договора с водителем грузовика можно скачать ниже.
Далее рассмотрено особенности заполнения отдельных пунктов соглашения.

Особенности труда водителей

Приказ минтранса №15: режим труда и отдыха водителей

При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха. Вот некоторые из них:

    До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках.

После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели.

Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами. Его можно разделить части.

Трудовой договор с водителем

Медицинские осмотры водителей, как периодические, так и регулярные, путевые листы – это документы и процедуры, требование к проведению которых не является исключительно бюрократическим. Во многих ситуациях от качества работы водителей и их безопасности для окружения зависит и прибыль предприятия. Принимая на работу водителей по трудовому договору, ИП или любой другой субъект хозяйствования всегда может быть уверен в их фактической трезвости и здоровье.

Следствием же этого будет непосредственная безопасность груза, транспорта предприятия, если он ему принадлежит, и безопасность пассажиров.

  • Возможность эффективного управления персоналом. В отношении своих работников работодатель вправе применять дисциплинарные наказания, а также выдавать приказы и распоряжения, обязательные к исполнению.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Обоснование вывода: Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Трудовое законодательство содержание понятия «разъездной характер работы» не раскрывает.

Читайте так же:  Доверенность на получение почты – образец и бланк получения корреспонденции, письма, посылки на почт

Какой характер работы у водителя тягача

В первую очередь работодателю следует обратить внимание на следующие аспекты заключения трудового договора с водителями:

  • Медосмотр. С точки зрения законодательства, медосмотр водителей является обязательной процедурой как при приеме на работу, так и при последующем ведении трудовой деятельности с периодичностью один раз в два года. Кроме этого, также законодательно на работодателя возлагается обязанность обеспечивать предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые медосмотры.

В приеме на работу без справки о медосмотре работодатель может отказать на законных основаниях.

  • Проверка документов, подтверждающих право на управление транспортным средством. Заключая трудовой договор с водителем, работодатель вправе удостовериться в наличии у соискателя на должность водителя наличия у него водительских прав.
  • То есть, трудовой договор должен предусматривать использование водителем транспортного средства предприятия, либо же транспортного средства, которое находится у него самого в собственности. О том, как используется личный автомобиль в служебных целях или как может происходить использование служебного автомобиля в личных целях, можно узнать из отдельных соответствующих статей. Трудовой договор с водителем экспедитором потребует наличия у водителя расширенного спектра прав и полномочий.

    Причем все эти права и полномочия в обязательном порядке должны учитываться в заключаемом трудовом договоре. Срочный трудовой договор с водителем потребует обязательного указания обоснования, в соответствии с которым заключается именно договор срочного характера – без него водителей принимать на срочную работу, как и любых иных сотрудников, запрещено.
    Однако минусами подобного способа организации деятельности могут являться повышенные затраты и меньшее количество способов воздействия на самих водителей.

    • Договор аренды транспортного средства с экипажем. В данном случае, в отличие от договора с другим предприятием, договор касается не оказания определенных услуг, а непосредственно предоставления конкретного транспортного средства. Таковой договор аренды возлагает на заказчика обязанность по его обслуживанию, компенсации всех связанных с транспортом расходов, однако также позволяет закрепить за предприятием транспортное средство и повысить уровень гарантий и эффективность использования такового транспорта в сравнении с договором о предоставлении транспортных услуг.
    • Аутсорсинг и аутстаффинг водителей.

    Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126). При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

    Какой характер работы у водителя тягача

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Как правильно указать в трудовом договоре характер работы («разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути») и место работы работника при заключении трудового договора с водителями, которые будут ездить по всей России, но при этом организация, принимающая их на работу, находится в г. Казани?

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Какой характер работы у водителя тягача

    Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    Обоснование вывода:

    Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

    Трудовое законодательство содержание понятия «разъездной характер работы» не раскрывает. Тем не менее в некоторых ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать разъездным характером работы. Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (Примечание к Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

    Определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

    По нашему мнению, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. В рассматриваемой ситуации характер работы водителя связан с необходимостью постоянного перемещения в пределах одного населенного пункта. Иными словами, регулярные поездки водителей в связи с выполнение ими трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.11.2014 по делу N 33-24511/14).

    Читайте так же:  Срок давности налогового нарушения

    Поскольку служебная поездка водителя, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15), в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.

    Кроме того, как мы указывали, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:

    • расходы по проезду;
    • расходы по найму жилого помещения;
    • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
    • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

    Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ оформление разъездного характера работы сводится к следующему.

    1. Издается локальный нормативный акт, например приказ или положение о разъездном характере работ. В данном акте должны быть указаны:

    • перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;
    • размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками;
    • при необходимости также иные сведения исходя из специфики выполняемой работы.

    Эти сведения могут быть также в установленном порядке включены в коллективный договор, если он заключен.

    [3]

    2. Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в трудовые договоры с работниками, выполняющими такую работу. В трудовых договорах также можно установить размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками.

    В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.). Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

    При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Павлова Наталия

    Ответ прошел контроль качества

    19 марта 2015 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Является ли характер работы водителей- разъездным?

    Здравствуйте! В нашей организации работают водители. Обязаны ли мы в их трудовых договорах указывать, что у этой категории работников характер работы- разъездной ? Понятно, что водители не сидят на месте, а выполняют работу и передвигаются по городу и району на автомобилях организации. И должна ли им быть установлена доплата за разъездной характер работы? Спасибо заранее за ответ.

    Вопрос относится к городу Печора, Республика Коми

    В Вашем вопросе есть ответ, цель водителя разъезжать на служебном транспорте по заданиям руководства. О какой надбавке идет речь, откуда Вы ее взяли?

    Здравствуйте. О никакой доплате не может идти и речи.

    Указывайте в трудовом договоре факт разъездной работы.

    Согласно ст.168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

    расходы по проезду;

    расходы по найму жилого помещения;

    дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

    [1]

    иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

    Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

    Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

    Трудовое законодательство содержание понятия «разъездной характер работы» не раскрывает. Тем не менее в некоторых ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать разъездным характером работы. Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (Примечание к Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

    . Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

    По нашему мнению, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. В рассматриваемой ситуации характер работы водителя связан с необходимостью постоянного перемещения в пределах одного населенного пункта. Иными словами, регулярные поездки водителей в связи с выполнение ими трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.11.2014 по делу N 33-24511/14).

    Читайте так же:  Можно ли обменять игрушку без упаковки

    Поскольку служебная поездка водителя, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15), в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.

    Кроме того, как мы указывали, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:

    — расходы по проезду;

    — расходы по найму жилого помещения;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

    — иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

    Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ оформление разъездного характера работы сводится к следующему.

    1. Издается локальный нормативный акт, например приказ или положение о разъездном характере работ. В данном акте должны быть указаны:

    — перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;

    — размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками;

    — при необходимости также иные сведения исходя из специфики выполняемой работы.

    Эти сведения могут быть также в установленном порядке включены в коллективный договор, если он заключен.

    2. Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в трудовые договоры с работниками, выполняющими такую работу. В трудовых договорах также можно установить размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками.

    В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.).

    Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

    При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Должностная инструкция водителя

    Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

    УТВЕРЖДАЮ:
    Генеральный директор
    ООО «Поставки оптом»
    Широков /Широков И.А./
    «12» августа 2014 г.

    Должностная инструкция водителя автомобиля

    І. Общие положения

    1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

    1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

    1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

    1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

    1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

    1.6. Водитель должен быть знаком с :

    • законами РФ в области гражданского и трудового права;
    • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
    • Уставом организации;
    • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
    • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
    • дорожными картами региона.

    1.7. Водитель обязан владеть:

    • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
    • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
    • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
    • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
    • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

    ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

    2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

    ІІІ. Права

    3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

    • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
    • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
    • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
    • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
    • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
    • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
    • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
    • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
    • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

    ІV. Ответственность

    Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

    4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

    4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

    Читайте так же:  Управление транспортным средством без одного или двух регистрационных знаков

    4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

    4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

    4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

    4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

    4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

    4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

    4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

    СОГЛАСОВАНО
    Руководитель транспортного отдела
    ООО «Поставки оптом»
    Мышкин /Мышкин Т.В./
    «12» августа 2014 г.

    С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
    Иванов Р.С.
    Водитель ООО «Поставки оптом»
    Паспорт 8735 № 253664
    Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
    14.09.2012 код подразделения 123-425
    Подпись Иванов
    «17» августа 2014 г.

    Для чего нужна должностная инструкция водителя

    Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

    Основные правила составления должностной инструкции водителя

    Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

    • «Общие положения»,
    • «Должностные обязанности»,
    • «Права»,
    • «Ответственность».

    При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

    Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

    Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

    Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

    Составление должностной инструкции водителя

    В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

    Основные разделы

    В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

    Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

    Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

    Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

    В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

    После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

    Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

    Оформляем трудовой договор с водителем

    Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда — грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.

    Работа с кандидатом

    Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ . Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.

    Заключение трудового договора

    Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.

    [2]

    В документе обязательно указывают ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):

    • место работы — это, как правило, фактический адрес работодателя;
    • трудовая функция — т.е. конкретный круг обязанностей сотрудника;
    • дата начала работы (если заключается срочный контракт, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого соглашения);
    • условия оплаты труда;
    • режим рабочего времени и времени отдыха;
    • характер работы (разъездной, в пути и др.);
    • условия труда на рабочем месте;
    • условие об обязательном социальном страховании работника.

    Дополнительные условия трудового договора

    Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:

    • 20 000 руб. — для ответственного должностного лица;
    • 100 000 руб. — для организации и индивидуального предпринимателя.

    Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

    Должностная инструкция

    Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

    Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 ). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

    Читайте так же:  На сколько дней имеют право задерживать зарплату

    Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.

    Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

    Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .

    Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.

    Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

    Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

    В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

    1. доплата за сверхурочную работу;
    2. доплата за работу в ночное время;
    3. надбавка за классность;
    4. доплата за разделение рабочего дня на части.

    В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

    • расходы на проезд;
    • расходы по найму жилого помещения;
    • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
    • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Карта для тахографа — это важно

    Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

    1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
      • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
      • на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
    2. по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

    Источники


    1. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

    2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

    3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
    4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
    5. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
    Какой характер работы у водителя тягача
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here