Меры предвариьельной защиты по избирательеыи делам

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Меры предвариьельной защиты по избирательеыи делам". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Меры предвариьельной защиты по избирательеыи делам

Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде: — наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия; — приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; — запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. В ч.

Статьи по предмету административное право

Общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства

Исходя из положений ст. 139 ГПК РФ суд вправе принять меры по обеспечению заявленных требований во всяком положении дела, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. При этом указанные меры не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод избирателей, создавать препятствия к осуществлению избирательными комиссиями своих полномочий, предоставленных законодательством

Префектура заявила, что мероприятие нужно согласовывать и направила соответствующие письма Яшину и заодно в прокуратуру. Туда же пожаловался сам депутат на незаконные, по его мнению, действия префектуры ЦАО.
Позднее Мещанская межрайонная прокуратура Москвы прислала Яшину уведомление о недопустимости проведения «несанкционированного митинга» в форме районного праздника «День свободных выборов». После этого Яшин подал жалобу в Таганский районный суд Москвы на мэра Сергея Собянина.

На 24 декабря мэрия Москвы согласовала митинг Дмитрия Гудкова. 20 декабря Гудков отозвал заявку.

Антимайдан — российское движение. официальный сайт. новости и аналитика.

В качестве мер предварительной защиты по административному иску судом могут быть приняты: — приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения; — запрет на совершение определенного действия; — иные меры предварительной защиты по административному иску, соответствующие указанным выше условиям. Например, в соответствии со ст. 211 Кодекса по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Согласно ч. 2 ст.

Вы точно человек?

ГПК РФ, и не будут являться необходимыми для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Для выполнения установленных ч. 3 ст. 140 ГПК РФ требований о соразмерности мер по обеспечению иска необходимо принимать во внимание характер допущенных нарушений (в частности, относятся ли они к случаям злоупотребления свободой массовой информации или являются иными нарушениями законодательства о средствах массовой информации), а также оценивать негативные последствия для свободы массовой информации, которые может повлечь применение таких мер

Сегодня Мосгорсуд принял меры предварительной защиты по делу о признании незаконным решения Совета депутатов Красносельского муниципального округа о проведении 24 декабря акции «День свободных выборов», пишет РАПСИ со ссылкой на пресс-секретаря суда Ульяну Солопову. Муниципальным депутатом от Красносельского округа является Илья Яшин.
«Запретить применение строки 6 приложения к решению Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года «Об утверждении перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на 2017 год», в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года до вступления в законную силу решения Мосгорсуда от 20 декабря 2017 года», — говорится в определении суда.

Меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Условиями применения мер предварительной защиты являются: — существование до принятия судом решения по административному делу явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; — невозможность или затруднительность защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 178 Кодекса при принятии решения суд в числе прочих также решает вопрос о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Меры предварительной защиты по административному делу

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. 3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий. 4.

Общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства

Вместе с тем не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел: о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 КАС РФ); о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (глава 28 КАС РФ); об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свобода (глава 29 КАС РФ); о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (глава 30 КАС РФ). 34.

Статья 85. применение мер предварительной защиты по административному иску

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным Кодексом (часть 1 статьи 141 КАС РФ). При этом по смыслу части 2 статьи 141 КАС РФ по сложному административному делу срок рассмотрения и разрешения дела, установленный в данной или другой специальной статье Кодекса, может быть продлен не более чем на один месяц определением, вынесенным председателя суда, его заместителем без проведения судебного заседания и, соответственно, осуществления аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.

Меры предварительной защиты по административному иску

Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

  • Лично или курьером в канцелярию суда.
  • Заказным письмом с уведомлением.
  • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Читайте так же:  Испытательный срок в армии по контракту

Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251. Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

  • 1 инстанции;
  • апелляционной инстанции.

Статьи по предмету административное право

Статья 85. применение мер предварительной защиты по административному иску

Глава 7. меры предварительной защиты по административному иску

Тема 5. общие правила рассмотрения дел административного судопроизводства.

О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи. В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу.

Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

Меры предварительной защиты по административному делу

Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

  • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
  • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
  • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу. Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

Меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. Условиями применения мер предварительной защиты являются: — существование до принятия судом решения по административному делу явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; — невозможность или затруднительность защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 178 Кодекса при принятии решения суд в числе прочих также решает вопрос о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску.
Обжалование определения о применении или отмене МПЗ На основании п. 1 ст. 90 КАС РФ определение, которым наложили или отменили МПЗ, может быть оспорено путем подачи частной жалобы. В такой жалобе на основании п. 1 ст. 299 КАС РФ надлежит указать:

  • наименование судебного органа, в который направляется частная жалоба;
  • данные лица, обратившегося с жалобой (наименование юрлица, обратившегося с жалобой, и его юридический адрес или Ф.

И. О. физлица и адрес его местожительства, если жалобу подает физлицо);

  • реквизиты оспариваемого определения и его краткое содержание (МПЗ, которые были наложены или отменены);
  • основания, по которым оспариваемое определение является неправильным;
  • требование об отмене оспариваемого определения;
  • список документов, которые прикладываются к жалобе;
  • подпись лица, обратившегося с жалобой.
  • Статья 243. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

    Статья 243. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

    См. комментарии к статье 243 настоящего Кодекса

    1. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

    2. Административные дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

    3. О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

    4. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума — представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

    5. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

    1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

    2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

    3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

    6. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

    7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

    Глава 21. Особенности производства по делам, связанным с осуществлением избирательного права и права на участие в референдуме

    Глава 21. Особенности производства
    по делам, связанным с осуществлением избирательного права и права
    на участие в референдуме

    Статья 196. Право на обращение в суд

    Читайте так же:  Виды мошенничества в уголовном праве

    1. С заявлением (жалобой) о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в суд вправе обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, считающие, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

    2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд о признании неправомерными, нарушающими избирательное законодательство, законодательство о референдуме, имеющих юридическое значение действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума.

    3. Обращение заявителя в избирательную комиссию, комиссию референдума не является препятствием для обращения в суд.

    Статья 197. Возмещение судебных издержек

    Избирательные комиссии, комиссии по проведению референдума освобождаются от уплаты государственной пошлины и возмещения судебных издержек.

    Статья 198. Меры предварительной защиты

    1. По жалобам (заявлениям) о нарушении правил ведения агитации суд может в качестве меры предварительной защиты заявленных требований наложить запрет на распространение определенной информации, включая наложение ареста на печатные материалы.

    2. Судом не могут применяться в качестве мер предварительной защиты: приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума или отдельных их членов; запрещение проведения митингов и собраний; наложение до окончания выборов ареста на бюллетени для голосования; запрещение свободного доступа избирателей на участки для голосования.

    Статья 199. Подсудность дел

    1. Подсудность дел, предусмотренных настоящей главой, определяется статьями 18-20 настоящего Кодекса.

    2. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются (оспариваются) в суды соответствующего уровня (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий).

    3. Суд вправе по ходатайству участвующих в деле лиц рассмотреть не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, чьи решения и действия (бездействие) обжалуются, но и одновременно решения и действия (бездействие) любых нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если эти решения и действия (бездействие) могли повлиять на результаты указанных выборов, референдума.

    Статья 200. Состав суда

    1. Дела об обжаловании (оспаривании) решений избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; о включении в списки кандидатов в депутаты или на выборную должность и об исключении из этих списков; о назначении выборов и их отмене; о включении (исключении) вопросов, выносимых на референдум; о составе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума рассматриваются коллегией из трех судей.

    2. Остальные дела, предусмотренные настоящей главой, рассматриваются в межрайонных административных судах судьей единолично.

    Статья 201. Особенности рассмотрения дел

    1. При принятии жалобы к рассмотрению суд извещает избирательную комиссию, комиссию по проведению референдума о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

    2. Жалоба в суд на решение избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. Пропущенный срок восстановлению не подлежит.

    3. После опубликования результатов выборов, референдума жалоба на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшие место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

    4. Жалоба, поступившая в период избирательной кампании, кампании референдума, рассматривается и решение по ней принимается в пятидневный срок (кроме жалоб на неправильности в списках избирателей, участников референдума, решение по которым принимается в трехдневный срок), но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно (в день поступления). Если факты, содержащиеся в жалобе, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Не может быть отложено принятие решения при рассмотрении поступившей в день голосования жалобы на нарушение запрета на проведение агитации в день голосования, жалобы на неправильности в списках избирателей, участников референдума, на отказ в выдаче избирателю избирательного бюллетеня, на действия, препятствующие осуществлению прав наблюдателей по наблюдению за ходом голосования и подсчетом голосов.

    [1]

    5. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за десять дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования, не считая дня принятия решения.

    6. Суды обеспечивают своевременное рассмотрение жалоб в сроки, установленные в настоящей статье, при необходимости рассматривая дела в выходные дни.

    Статья 202. Постановление суда

    1. Суд, установив, что оспариваемым правовым актом либо иными действиями нарушены избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, допущено иное нарушение избирательного законодательства и законодательства о референдуме, выносит постановление о признании правового акта или действия правового характера неправомерными и обязывает удовлетворить требование заявителя или иным путем, предусмотренным соответствующим избирательным законом, законом о референдуме, восстановить нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

    2. В случаях, предусмотренных федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

    3. Суд вправе обратить к немедленному исполнению постановление по делу об обжаловании (оспаривании) решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если иное сделает невозможным реализацию подлежащих защите избирательных прав или права на участие в референдуме.

    Статья 203. Производство в суде второй инстанции

    1. Кассационная жалоба на решение суда по делам, предусмотренным настоящей главой, может быть подана через суд первой инстанции не позднее пяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Кассационные жалобы на решения суда по делам об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов могут быть поданы не позднее чем за четыре дня до дня выборов.

    В случае наступления форсмажорных (чрезвычайных) обстоятельств суд первой инстанции вправе принять жалобу за три дня до дня выборов.

    2. Суд первой инстанции, получив кассационную жалобу, немедленно направляет дело с жалобой в суд второй инстанции, о чем уведомляет лиц, участвующих в деле, не обжаловавших решение суда.

    3. Органы исполнительной власти, организации — владельцы транспортных средств по требованию суда обязаны оказать содействие в срочной доставке дела в суд второй инстанции. За отказ в оказании такого содействия должностные лица и руководители организаций могут быть судом подвергнуты штрафу до пяти тысяч рублей.

    Читайте так же:  Характеристика и е важность при приме на работу

    4. Суд второй инстанции рассматривает дело не позднее пяти дней со дня поступления его в суд с кассационной жалобой. В случаях, предусмотренных частью пятой статьи 201 настоящего Кодекса, дело должно быть рассмотрено не позднее чем за день до дня выборов.

    Статья 204. Сроки подачи жалобы в порядке надзора

    Жалоба на вступившее в законную силу решение суда по делу об обжаловании (оспаривании) решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан или право граждан на участие в референдуме, имевших место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана не позднее одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

    • Статья 196. Право на обращение в суд
    • Статья 197. Возмещение судебных издержек
    • Статья 198. Меры предварительной защиты
    • Статья 199. Подсудность дел
    • Статья 200. Состав суда
    • Статья 201. Особенности рассмотрения дел
    • Статья 202. Постановление суда
    • Статья 203. Производство в суде второй инстанции
    • Статья 204. Сроки подачи жалобы в порядке надзора
    >
    Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
    Содержание
    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (проект) («Российская юстиция», N 3, март 2004 г.)
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Меры предварительной защиты по административному иску

    Условия применения мер предварительной защиты

    В соответствии со ст. 85 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) применение мер предварительной защиты (далее — МПЗ) по административному иску возможно в том случае, когда:

    • до момента вынесения судебного решения имеется очевидная опасность, что права и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц, в чью защиту подан иск, будут нарушены;
    • защита нарушенных прав указанных выше лиц без использования МПЗ будет невозможна или затруднена.

    Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соразмерны требованию, которое было заявлено в исковом заявлении.

    К рассматриваемым МПЗ не относится приостановка действия нормативных актов или решений, произведенная должностными лицами или муниципальными и госорганами, их принявшими (п. 3 ст. 85 КАС РФ).

    Виды мер предварительной защиты

    Ч. 2 ст. 85 КАС РФ предусматривает следующие меры предварительной защиты по административному иску:

    • приостановку обжалуемого решения полностью или в какой-либо части;
    • наложение запрета на осуществление конкретных действий и др.

    Например, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 к другим мерам предварительной защиты по административному иску отнесены:

    • наложение ареста на собственность ответчика, причем даже на имущество, находящееся в данный момент в пользовании у третьих лиц;
    • возложение на ответчика обязанности осуществить определенные действия или воздержаться от их производства (данная обязанность может быть возложена как на ответчика, так и на других участников процесса, а также на лиц, которые таковыми не являются);
    • приостановка взыскания, производимого по оспариваемому исполнительному документу.

    Допускается возможность принятия судебным органом нескольких мер сразу.

    Предмет МПЗ должен быть связан с предметом спора. В противном случае в использовании заявленных МПЗ будет отказано (например, определение Мосгорсуда от 14.11.2017 по делу № 33а-5587/2017).

    Заявление (ходатайство) об использовании МПЗ

    Требования к наполнению заявления об использовании мер предварительной защиты по административному иску прописаны в ст. 86 КАС РФ. Так, обязательными атрибутами документа являются:

    • наименование судебного органа, в который направляется ходатайство;
    • данные заявителя (название и юридический адрес юрлица, Ф. И. О. и место жительства физлица, контакты, в том числе адрес электронной почты, номер телефона и т. п.);
    • данные административного ответчика (подробнее о сторонах процесса читайте в нашей статье Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ);
    • предмет административного искового заявления;
    • причина, по которой заявитель просит об использовании МПЗ, а также обоснование указанной причины;
    • мера предварительной защиты по административному иску, которую заявитель просит использовать;
    • список документов, которые прикладываются к заявлению (например, доверенность, если заявление было подписано представителем административного истца).

    Допускается указать приведенные выше сведения непосредственно в исковом заявлении.

    Ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена государственная пошлина за подачу рассматриваемого заявления. О размерах госпошлины, применяемой при подаче искового заявления, читайте в статье Госпошлина по административному исковому заявлению.

    Порядок подачи заявления о предварительной защите

    Заявление об использовании МПЗ может быть подано прокурором или административным истцом (п. 1 ст. 86 КАС РФ):

    • вместе с исковым заявлением, в том числе путем указания ходатайства в самом иске;
    • или до момента окончания судебного разбирательства в суде 1 инстанции;
    • или до момента вступления судебного решения в законную силу.

    Рассматриваемое заявление может быть доставлено:

    • Лично или курьером в канцелярию суда.
    • Заказным письмом с уведомлением.
    • Посредством заполнения установленной формы на сайте судебного органа. В этом случае оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Таким же образом должно быть подписано исковое заявление, в котором содержится ходатайство об использовании МПЗ.

    Подробнее о подаче в судебные органы документов в электронном виде см. в приказе судебного департамента при Верховном суде РФ от 27.12.2016 № 251.

    Правила рассмотрения заявления об использовании МПЗ

    Поданное заявление об использовании МПЗ подлежит единоличному рассмотрению судьей в судебных органах:

    • 1 инстанции;
    • апелляционной инстанции.

    Заявление может быть оставлено без движения, если не соответствует установленным требованиям, о которых мы рассказывали ранее.

    Заявление об использовании МПЗ подлежит рассмотрению не позднее чем на следующий день после его получения судом или после устранения недостатков, послуживших причиной оставления заявления без движения. Эти же сроки применяются и в том случае, когда ходатайство было заявлено в самом исковом заявлении.

    Меры предварительной защиты по административному иску осуществляются на основании определения, которое выносится без присутствия участников судебного процесса и приводится в исполнение незамедлительно. Копии данного определения направляются участникам процесса также без промедления.

    При отсутствии оснований для использования МПЗ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (определение Мосгорсуда от 10.11.2017 по делу № 33а-5510/2017).

    Обжалование определения о применении или отмене МПЗ

    На основании п. 1 ст. 90 КАС РФ определение, которым наложили или отменили МПЗ, может быть оспорено путем подачи частной жалобы. В такой жалобе на основании п. 1 ст. 299 КАС РФ надлежит указать:

    • наименование судебного органа, в который направляется частная жалоба;
    • данные лица, обратившегося с жалобой (наименование юрлица, обратившегося с жалобой, и его юридический адрес или Ф. И. О. физлица и адрес его местожительства, если жалобу подает физлицо);
    • реквизиты оспариваемого определения и его краткое содержание (МПЗ, которые были наложены или отменены);
    • основания, по которым оспариваемое определение является неправильным;
    • требование об отмене оспариваемого определения;
    • список документов, которые прикладываются к жалобе;
    • подпись лица, обратившегося с жалобой.
    Читайте так же:  Как снизить процент по кредиту в втб 24. о том как снизить процент на законых основаниях по кредиту

    Подробнее о правилах составления и подачи такой жалобы читайте в статье Частная жалоба на определение суда по КАС РФ — образец.

    При направлении частной жалобы на определение, которым были установлены МПЗ, действие оспариваемого судебного акта не приостанавливается. В том случае, когда обжалуется определение, отменяющее рассматриваемые меры, действие такого судебного акта приостанавливается судом (п. 2 ст. 90 КАС РФ).

    Отмена и замена мер

    На основании п. 1 ст. 89 КАС РФ МПЗ могут быть отменены:

    • по инициативе самого судебного органа, в чьем производстве находится дело;
    • заявлению участников административного процесса.

    Изменение МПЗ производится только по заявлению участников судебного процесса (ст. 91 КАС РФ). Такое заявление, поданное участниками процесса, подлежит рассмотрению в судебном заседании в 5-дневный срок с момента его поступления в судебный орган. О времени и месте судебного заседания извещаются лица, которые участвуют в процессе, однако их отсутствие не препятствует разбирательству по данному заявлению. Судебное заседание оканчивается вынесением судебного определения, копии которого направляются участникам процесса. О правилах оспаривания данного судебного акта мы рассказывали в предыдущем разделе статьи.

    В том случае, когда судебный орган отказал в отмене установленных мер, МПЗ продолжают свое действие до момента вступления в силу судебного решения по административному делу. Решение об отмене МПЗ суд может вынести как одновременно с принятием решения по делу, так и позднее. В том случае, если административное исковое заявление было удовлетворено, действие МПЗ сохраняется вплоть до того момента, когда судебное решение будет исполнено.

    Таким образом, меры предварительной защиты по административному иску являются специфическим видом защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве, которые выражаются, как правило, в приостановке оспариваемых действий или решений должностных лиц. Условиями использования рассматриваемых мер являются очевидная опасность нарушения прав лиц, в чью защиту подан административный иск, и невозможность защиты нарушенных прав в дальнейшем без использования данных мер.

    Кубанское агентство судебной информации

    Кубанское агентство судебной информации Pro-Sud-123.ru: Юридический сетевой электронный научный журнал. 2017. № 3.

    ISSN: 2542 — 2014

    Лупарев Евгений Борисович,

    доктор юридических наук, профессор,

    заведующий кафедрой административного и финансового права,

    Кубанский государственный университет,

    академик Евразийской академии административных наук

    Меры предварительной защиты по административному иску: проблемы соотносимости и соразмерности

    Provisional measures of protection in administrative complaint: the problem of substitution and proportionality

    Статья посвящена проблеме соотносимости и соразмерности мер предварительной защиты по административному иску заявленным исковым требованиям и интересам участников спора, а также иных лиц.

    Ключевые слова: административный иск, предварительная защита.

    The article deals with the problem of substitution and the proportionality of the provisional measures of protection in administrative complaint alleged claims and interests of the parties to the dispute, as well as other persons.

    Keywords: administrative proceedings, provisional protection.

    © Лупарев Е.Б., 2017.

    Часть 4 статьи 85 КАС РФ требует, чтобы меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему. Речь в том числе идет о точном определении средств и юридических параметров предварительной защиты [4] .

    Соотносимость с заявленными исковыми требованиями предполагает, наличие единства предмета административно-правового спора и предмета предварительной судебной защиты, а также соотносимость субъектного состава спора и мер предварительной защиты.

    Применительно к арбитражно-процессуальному законодательству (которое сохранило свою силу в части производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений действие и после вступления в силу КАС РФ), Я.А. Львов в своей кандидатской диссертации называет следующие признаки соответствия обеспечительных мер заявленным требованиям: непосредственная связь с предметом спора, соразмерность заявленному требованию, необходимость и достаточность для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба [5] . Понятно, что конструкция статьи 85 КАС РФ исключает такие предложенные Я.А. Львовым признаки, как соразмерность и достаточность из характеристики соотносимости мер предварительной защиты.

    Анализ предмета административно-правового спора и предмета мер предварительной судебной защиты возможен через анализ соотношения типа «объект-предмет». Предмет выражает наиболее существенные признаки объекта административно-правового спора. Если исходить из того, что объект административно-правового спора – это защита публичных прав, свобод и законных интересов лиц, под предметом административно-правового спора следует понимать сами эти публичные права, свободы и законные интересы. Конечно, можно пойти примитивным путем, заявляя, что предметом административно-правового спора и предметом мер предварительной защиты являются действия и бездействия соответствующих органов, лиц или организаций. Так возможно проще, понятней, но, увы, это не соответствует действительности. В гражданско-процессуальной литературе предмет иска определяется по-разному, но мы выделим получившие наибольшую поддержку позиции: как субъективное право, подлежащее защите [6] , как материально-правовое требование истца к ответчику [7] ; как способ защиты.

    Применительно к административному процессу наиболее приемлема, на наш взгляд, первая из приведенных выше точек зрения. Помимо предмета иска в материально-правовом смысле, можно говорить о предмете иска в смысле процессуальном, как об обращении к суду. Надо понимать, что важны не действия или бездействия лиц наделенных государственно-властными или иными публичными полномочиями сами по себе, а то, что за этими действиями или бездействиями, по мнению административного истца стоит нарушение его прав, свобод и законных интересов. Не случайно КАС РФ в статье 125 в качестве предмета административного искового заявления называет:

    в п. 4) части 2 — сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

    [3]

    в пункте 5) части 2 — содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

    Соотносимость субъектного состава предполагает, что обеспечительные меры имеют отношение к тем субъектам, в отношении которых подан административный иск. Но здесь возможны особенности. Это обусловлено тем, что КАС РФ с одной стороны, не содержит исчерпывающего перечня мер предварительной защиты, а с другой предполагает многообразие содержательной характеристики предмета административного иска.

    Административный иск может быть направлен на защиту прав и законных интересов в связи с изданием нормативного акта, где субъект принятия акта и субъект его исполнения не совпадают. Соответственно, административным ответчиком выступать орган или должностное лицо, принявшие акт, а обеспечительные меры могут быть адресованы и ему, и исполнителю акта.

    Соразмерность мер предварительной защиты заявленному исковому требованию заключается в соответствии (адекватности) [11] характера и степени принудительной силы мер предварительной судебной защиты характеру и степени возможных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

    Выводы суда о соразмерности мер предварительной защиты исковым требованиям не должен носить характер предположений, а должен быть основан на конкретных доказательствах. В этой связи мы считаем, что отсутствие в 87 статье КАС РФ возможности лиц, заявивших требование о применении мер предварительной защиты участвовать в судебном заседании при решении вопроса о применении этих мер, хотя и вызвано требованием процессуальной экономии, но лишает заявителя возможности уточнить и дополнительно обосновать заявление о применении данных мер.

    Читайте так же:  На меня оформили несколько фирм как их закрыть

    Соразмерность мер предварительной защиты по административным делам имеет не только количественный, но и качественный характер. Объясняется это характером административных дел, разрешаемых в порядке административного судопроизводства. В отличие от гражданских дел, где есть сумма иска и соразмерность обеспечительных мер количественно не должна превышать этой суммы, по административным делам такая строгая арифметическая зависимость присутствует по строго определенным категориям дел. Прежде всего, это могут быть по дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. Существует сумма компенсации, и можно предположить, что административный истец потенциально может заявить о применении мер предварительной защиты, соизмеряя их с суммой возможной компенсации.

    Пункт 3 части 3 статьи 1 КАС РФ предусматривает дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц. Имущественный характер данных обязательств позволяет применять к ним все выработанные наукой гражданского процессуального права и практикой применения АПК РФ и ГПК РФ критерии соразмерности, включающие в себя соответствие суммы подлежащей взысканию с должника и размера мер предварительной защиты.

    В остальных случаях соразмерность также присутствует, но носит скорее качественный характер. Качественная характеристика соразмерности принятия мер предварительной защиты может дифференцироваться в соотношениях типа «приостановить полностью – приостановить в части оспариваемое решение», «запретить совершать то или иное количество действий».

    Что же касается иных мер предварительной защиты, то КАС РФ не дает их перечня и применительно к отдельным категориям дел можно анализировать их к ним относимость и соразмерность за исключением случаев, когда применение мер предварительной защиты запрещено законом.

    Итак, в соответствии со статьей 211 КАС РФ в рамках производства по административному иску об оспаривании нормативного правового акта относимой считается лишь такая мера предварительной защиты, как запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Но если вопрос с лицами, которые обратились в суд в защиту своих прав, свобод или законных интересов понятен, то в отношении прокурора, органа, осуществляющего публичные полномочия, или должностного лица, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций вопрос должен решаться в зависимости от круга лиц, в защиту интересов которых обратились упомянутые в части 2 статьи 38 обращения в соответствии со статьей 40 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц запрет применения оспариваемого нормативного акта должен носить абсолютный характер, то есть распространяться на неограниченный круг лиц.

    В отличие от дел, связанных с оспариванием нормативных актов, по делам, связанным с о признанием незаконными решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, соотносимым законодателем признаётся не запрет применения, а приостановление действия оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановление совершение в отношении административного истца оспариваемого действия, что вытекает из природы этих актов как правоприменительных.

    В связи с тем, что главой 23 КАС РФ не устанавливается прямого запрета на применение мер предварительной защиты по административном делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, и часть 1 статьи 229 КАС РФ включает в себя ссылку на главу 22 КАС РФ относимыми мерами предварительной защиты являются те же меры, что предусмотрены 22 главой КАС РФ.

    По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации запретительные меры предварительной защиты носят усеченный характер, определяемый частью 5 статьи 243 КАС РФ, исключая из возможных мер предварительной защиты следующие:

    1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

    2) приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

    3) запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

    Это означает, что хотя эти меры предварительной защиты соотносимы с иском, но не соразмерны ему в любом случае.

    Список цитируемой литературы

    [1] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс . URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221441&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.786426996801836#0 (дата обращения 04.11.2017).

    [2] Старилов М.Ю. Меры предварительной защиты по административному иску как форма охраны сферы административных и иных публичных правоотношений // Актуальные проблемы административного судопроизводства: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 28 ноября 2014 г.) / отв. ред. Ю.П. Соловей. – Омск: Омская юридическая академия 2015. С. 223.

    [ 3] См.: Старилов М.Ю. Предварительная правовая защита по делам в административном судопроизводстве в системе модернизации судебной власти России // // Модернизация судебной системы в условиях международной интеграции: проблемы и перспективы: Сборник научных статей / Под ред. О.И. Александровой, Ю.В. Мишальченко, Е.В. Трофимова. – СПб: Дитон, 2014. С. 158.

    [4] Старилов М.Ю. Меры предварительной защиты по обеспечению требований административного истца: функции, виды и отдельные вопросы применения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2017. № 1. С. 205.

    [5] Львов А.Я. Особенности применения арбитражными судами обеспечительных мер по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Автореф. дисс. канд юрид наук. Саратов, 2005. С. 6.

    [6] Гурвич М.А. Учение об иске. М., 1981, С. 6 – 7.

    [7] Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М., 2015. С. 149.

    [8] Львов А.Я. Указ. соч. С. 7.

    [9] Раздьяконов Е.С. Злоупотребление акционерами правом на применение обеспечительных мер: проблемы и пути совершенствования законодательства // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 10. С.32-36.; Егорова О.В. Злоупотребление обеспечительными мерами: пути решения проблемы // http://vologda.arbitr.ru/welcome/show/633200023/

    Видео (кликните для воспроизведения).

    [10] Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер, 2007. С 3.

    Источники


    1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

    2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

    3. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
    4. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
    5. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
    Меры предвариьельной защиты по избирательеыи делам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here