Муниципальные нормативные правовые акты

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Муниципальные нормативные правовые акты". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Система муниципальных правовых актов

Система муниципальных правовых актов – это совокупность нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство механизма правового регулирования вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. правовые акты главы муниципального образования, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Представительный орган муниципального образования принимает правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции законодательством, уставом муниципального образования, для исполнения на своей территории, а также принимает решения по вопросам организации своей деятельности.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам переданных законом государственных полномочий в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (муниципалитета).

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных законодательством, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

newinspire

Понятие, особенности и виды муниципальных правовых актов

Ключевые слова: понятие, особенности, виды, муниципальных, правовых, актов

Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт — это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов . Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих муниципальных образований.

Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон, иной нормативный правовой акт РФ либо закон , иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос об этом разрешается судом.

До вступления в силу решения суда о признании федерального закона, иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Читайте так же:  Какие опастности для продавца квартиры при ипотеке

Следует обратить внимание, что устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В связи с этим иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ . Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. В части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты, как представляется, могут приостанавливаться, отменяться уполномоченными органами государственной власти РФ (уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ). . читать далее .

Муниципальные правовые акты

Особенности правотворчества муниципальных органов

Вопрос о том, имеют ли шанс ли муниципальные органы «создавать» право является важным аспектом в рассмотрении процессов правотворчества и реализации права на уровне муниципальных образований. В нынешней российской юридической теории широко распространена точка зрения, в соответствии с которой правовая природа актов органов местного самоуправления является производной, санкционированной, от государственной воли.

[2]

Статья 12 Конституции Российской Федерации на сегодняшний день устанавливает положение, согласно которому, органы местного самоуправления не входят в общую систему органов государственной власти. В рубежах своих полномочий органы местного самоуправления обладают полной самостоятельностью.

Органы местного самоуправления представляют собой одну из ветвей публичной власти, соответственно они наделяются определенными функциями, реализуемые как в правовых, так и неправовых формах. К неправовым формам можно отнести следующие:

  • идеологические (разработка муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды, градостроения, целесообразного использования природных ресурсов в постоянно изменяющихся условиях и ряд других);
  • экономические (формирование и исполнение бюджета муниципалитета, разумное использование объектов муниципальной собственности, координация деятельности юридических лиц, действующих на территории муниципалитета и другие);
  • организационные (регулирование транспортного и бытового обслуживания населения, управление жилищно-коммунальным комплексом и т.п.).

Что касается правовых форм, то сюда относятся правотворчество и реализация правовых норм. Правотворчество представляет собой работу субъектов органов местного самоуправления по разработке, принятию, внесению изменений и отмене правовых актов, а реализация правовых норм – это воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

То есть, по своей правовой природе муниципальный правовой акт является выражением публично-властной сущности населения муниципального образования, органов местного самоуправления, а в случаях принятия решения по переданным полномочиям, органов государственной власти на территории самоуправляемой единицы.

Акты, которые принимаются органами местного самоуправления, приобретают качество правового не в силу факта наделения их государством правомочием по принятию правовых актов, а в силу специфической природы публичной территориальной власти, которая осуществляется на уровне муниципального образования.

Общими признаками, которые характерны для всех муниципальных правовых актов являются:

  • Это результат правомерных действий, которые направлены на достижение конкретных последствий права при помощи закрепления текста правовой информации в письменной форме;
  • Обладает особенным кругом субъектов, которые наделены правом на его принятие, характеризуемым близким положением субъекта: производителя правовой информации и получателя данной информации;
  • Наделен специфическим предметом правового регулирования, куда относятся вопросы местного значения и вопросы исполнения отдельных государственных полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ переданы органам местного самоуправления;
  • Имеет свойства общеобязательности, однако не выполняет охранительной функции, то есть они не устанавливают правовые основания и пределы юридической ответственности.

Формы и виды муниципальных правовых актов

Наличие общих признаков и черт, а также отличий у муниципальных правовых актов дает возможность классифицировать их в зависимости от того или иного критерия классификации. Поэтому необходимо конкретно отделять друг от друга виды и формы муниципальных правовых актов, так как каждый из них наделен собственной природой и выполняет только ему предоставленное предназначение.

Читайте так же:  Социальные выплаты сотрудникам полиции

К первой группе муниципальных правовых актов относятся законодательные акты, которые обладают высшей юридической силой, в соответствии с ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к таковым относятся уставы муниципальных образований и решения, принятые на местном референдуме и оформленные в виде нормативных правовых актов. Они имеют прямое действие и распространяют свои положения на всей территории муниципалитета. В соответствии с частью 2 ст. 43 анализируемого законодательного акта другие муниципальные правовые акты не должны вступать в противоречия с рассмотренными актами.

Следующее место в системе муниципальных правовых актов, которые закреплены ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», занимаются нормативные и другие правовые акты законодательного органа муниципального образования. Это вторая группа муниципальных правовых актов, выделенная федеральным законодателем.

Третья по юридической силе группа актов, предусмотренная федеральным законодателем, включает в себя акты главы муниципального образования, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

Перечень муниципальных правовых актов признается открытым и может пополняться, исходя и выполнения отдельных государственных полномочий, которые предоставляются местным образованиям, а также от вопросов местного значения. Устав является основным муниципальным правовым актом. Устав муниципального образования по отношению к другим муниципальным правовым актам обладает специфической юридической природой.

На современном этапе правовая природа устава и его место в правовой системе определяются следующими юридическими свойствами, отличающими его от других нормативных правовых актов:

Признаки устава муниципального образования свидетельствуют о том, что он призван выступать в качестве нормативно-правового носителя основных ценностей демократии муниципалитета, он наделен характерными чертами, так сказать местной конституции, выступая в качестве основного закона жизнедеятельности жителей городских и сельских поселений.

Другими муниципальными правовыми актами, которые обладают прямым действием на территории муниципалитета, являются решения, которые принимаются на сходе граждан и местном референдуме. Данная классификация представляет практический интерес, поскольку позволяет определить объем, принадлежащих органам местного самоуправления, полномочий в той или иной сфере.

Как теоретическое, так и практическое значение имеет классификация муниципальных правовых актов на нормативные и ненормативные, так как каждый из них имеет определенную правовую природу и свое предназначение.

Если не проводить разграничения между нормативными актами и ненормативными, то будет невозможным подготовка и оформление проектов законодательных актов, публикация и систематизация, а также введение в действие законодательных актов, а также очистка законодательства от положений, которые устарели и учет нормативных правовых актов, которые действуют в настоящее время.

Целый ряд полномочий органов местного самоуправления могут быть реализованы только посредством принятия нормативных правовых актов: принятие местного бюджета, установление местных налогов и сборов, определение порядка предоставления земельных участков, использования и ограничений на использования земель т.п.

В то же время среди полномочий органов местного самоуправления велика доля тех из них, что реализуются путем применения права: предоставление, изъятие земельных участков в соответствии с законодательством, выдача разрешений на снос, возведение построек и т.п. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной, контрольной деятельности в системе местного самоуправления.

Муниципальное право России

Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления

На местном уровне по вопросам местного значения могут приниматься, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 43 данного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования;
  2. правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

У местного самоуправления нет полномочий принимать законодательные акты.

Муниципальные правовые акты могут приниматься как органами местного самоуправления, так и непосредственно населением (например, на референдуме, сходе граждан).

Важнейшим муниципальным правовым актом является устав, который может приниматься как населением на сходе граждан (в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек), так и представительным органом муниципального образования.

Устав муниципального образования является своего рода «местной конституцией», которой должны соответствовать остальные правовые акты местного самоуправления и которой регламентируется порядок организации и осуществления местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Он обладает высшей юридической силой по отношению к другим муниципальным правовым актам 1 Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999. .

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться:

В уставе муниципального образования могут содержаться кроме обязательных иные сведения о муниципальном образовании, если это не противоречит законодательству и здравому смыслу.

Принятию устава муниципального образования представительным органом обязательно должна предшествовать процедура публичных слушаний, где обсуждается проект устава и жители муниципального образования могут высказать свои замечания и пожелания.

Устав муниципального образования должен быть в обязательном порядке подвергнут государственной регистрации. Государственная регистрация это по своей сути одна из форм государственного контроля над местным самоуправлением.

Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований определяется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Читайте так же:  Выдача постановления об отмене ареста приставом

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах:

  • устав муниципального образования;
  • решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;
  • сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования должно быть принято в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации уставов. » в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки его соответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер.

Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Регистрирующий орган в 5-дневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

В регистрации устава муниципального образования может быть отказано на основании противоречия устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ или выявленного нарушения установленного порядка принятия устава муниципального образования.

В этих случаях регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в 5-дневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В обязанности регистрирующего органа входят:

  1. проверка соответствия устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ;
  2. проверка соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
  3. присвоение уставу муниципального образования государственного регистрационного номера;
  4. выдача свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования;
  5. включение сведений об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

После регистрации устава муниципального образования сведения о нем поступают в виде соответствующей записи и документов в реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ. Совокупность реестров уставов муниципальных образований субъектов РФ образует единый государственный реестр уставов муниципальных образований.

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ включаются следующие сведения:

  1. государственный регистрационный номер устава муниципального образования;
  2. реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);
  3. сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования;
  4. сведения о внесении изменений в устав муниципального образования (реквизиты муниципального нормативного правового акта, которыми внесены изменения в устав).

С 1 сентября 2005 г. в соответствии с требованиями Федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 июля 2005 г. № 97 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», а также Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и приказа Минюста России от 28 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам» главными управлениями Министерства юстиции РФ по федеральным округам и их структурными подразделениями в субъектах РФ осуществляется государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.

Так, уставы муниципальных образований в субъектах РФ, находящихся в пределах какого-либо федерального округа, регистрируются Главным управлением Министерства юстиции РФ по федеральному округу, находящимся в административном центре округа, и его территориальными подразделениями в субъектах РФ.

В структуре каждого Главного управления Министерства юстиции РФ по федеральному округу имеется отдел законодательства субъектов Российской Федерации и регистрации уставов муниципальных образований, который и осуществляет госрегистрацию уставов.

В двух субъектах РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа, по данным Главного управления Минюста по ЮФО, регистрация уставов муниципальных образований не производится, так как в них не созданы органы местного самоуправления. Это Республика Ингушетия и Чеченская Республика.

Однако, исходя из буквы и духа Федерального закона 2003 г., устав муниципального образования вступает в силу и без государственной регистрации, только лишь на основании его принятия.

Факт государственной регистрации устава влечет включение на- именования муниципального образования в реестр муниципальных образований.

Порядок формирования и ведения государственного реестра муниципальных образования в настоящее время определен постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации».

В соответствии с постановлением внесению в государственный реестр подлежат все муниципальные образования, которые прошли процедуру регистрации устава муниципального образования.

Читайте так же:  Как зарегистрировать дом ижс по дачной амнистии

Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет в Министерство юстиции РФ следующие документы:

а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

б) официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

в) копия устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

г) копия свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

[3]

После получения необходимых для внесения записи в реестр документов Министерство юстиции РФ в месячный срок:

а) производит необходимую запись в государственном реестре;

б) оформляет и выдает заявителю свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр:

в) в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.

Государственный реестр муниципальных образований ведется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Таким образом, происходит логичное соединение полномочий по регистрации уставов муниципальных образований и внесению в государственный реестр муниципальных образований, чьи уставы прошли процедуру регистрации.

Информация, содержащаяся в государственном реестре муниципальных образований, находится в свободном доступе и может быть предоставлена в случае запроса любому заинтересованному органу власти или лицу.

Правовые акты, принятые на референдуме или сходе граждан, также как и устав муниципального образования, имеют высшую юридическую силу на всей территории этого муниципального образования и обязательны для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами, предприятиями, организациями, учреждениями и населением.

Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимаются по вопросам местного значения и не могут противоречить уставу муниципального образования.

В муниципальных правовых актах в наибольшей степени проявляется конкретный характер предписаний, так как на них в значительной мере влияет само население муниципального образования.

Все муниципальные правовые акты могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.

Муниципальные нормативные правовые акты

  • Глава I. Основные положения
  • Глава II. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • Глава III. Муниципальные правовые акты
  • Глава IV. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • Глава V. Экономическая основа муниципального округа
  • Глава VI. Заключительные положения

Статья 19. Система муниципальных правовых актов

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) настоящий Устав;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) нормативные и иные правовые акты Совета депутатов;

4) правовые акты главы муниципального округа;

5) правовые акты аппарата Совета депутатов.

2. Настоящий Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального округа.

3. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

[1]

Статья 20. Устав

1. Устав в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы регулирует вопросы организации местного самоуправления в муниципальном округе.

2. Устав, решение о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются Советом депутатов большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.

3. Изложение Устава в новой редакции решением Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав не допускается. В этом случае принимается новый Устав, а ранее действующий Устав и решения Совета депутатов о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового Устава.

4. Проект Устава, проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав (далее для настоящей статьи – проект решения о внесении изменений в Устав) могут вносить депутат, группа депутатов, глава муниципального округа, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан.

5. Проект Устава, проект решения о внесении изменений в Устав рассматриваются на ближайшем заседании Совета депутатов со дня их поступления в Совет депутатов и принимаются за основу большинством голосов от установленной численности депутатов.

6. Поправки к проекту Устава, проекту решения о внесении изменений в Устав принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.

7. Проект Устава, проект решения о внесении изменений в Устав, принятые Советом депутатов за основу, подлежат официальному опубликованию не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса на заседании Совета депутатов о принятии Устава, внесении изменений и дополнений в Устав с одновременным опубликованием установленного решением Совета депутатов порядка учета предложений по проекту Устава, проекту указанного решения, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Порядок учета предложений по проекту решения о внесении изменений в Устав, а также порядок участия граждан в его обсуждении не публикуется в случае, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава города Москвы или законов города Москвы в целях приведения Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

8. Устав, решение Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав подлежат официальному опубликованию после их государственной регистрации в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, вступают в силу и применяются в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте так же:  Составление трудового договора на не полную ставку

Статья 21. Правовые акты, принятые на местном референдуме

1. Решение вопросов местного значения непосредственно жителями осуществляется путем прямого волеизъявления, выраженного на местном референдуме.

2. В случае если для реализации решения, принятого на местном референдуме требуется принятие (издание) дополнительного муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия (издания) соответствующего акта. Указанный срок не может превышать трех месяцев.

Статья 22. Нормативные и иные правовые акты Совета депутатов

1. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, законами города Москвы, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, об удалении главы муниципального округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы, настоящим Уставом.

2. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Иные решения Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.

3. Нормативный и иной правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется главе муниципального округа для подписания и обнародования в течение десяти дней со дня его принятия.

Глава муниципального округа не вправе отклонить нормативный или иной правовой акт, принятый Советом депутатов.

4. Глава муниципального округа подписывает принятый Советом депутатов нормативный или иной правовой акт в течение трех дней со дня его поступления для подписания.

Статья 23. Правовые акты, издаваемые главой муниципального округа

Глава муниципального округа:

1) в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов;

2) издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом;

3) в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами города Москвы, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов, издает постановления аппарата Совета депутатов по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением переданных полномочий, а также распоряжения аппарата Совета депутатов по вопросам организации работы аппарата Совета депутатов.

Статья 24. Официальное опубликование и введение в действие муниципальных правовых актов

1. Муниципальные нормативные правовые акты, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, подлежат официальному опубликованию не позднее тридцати дней со дня их принятия, если федеральными законами не установлены иные сроки для их опубликования.

Печатные средства массовой информации, осуществляющие официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов, определяются решением Совета депутатов. Порядок распространения печатного средства массовой информации должен обеспечивать возможность ознакомления с содержанием таких актов тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

2. Датой официального опубликования муниципального нормативного правового акта является день первого опубликования его полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном Советом депутатов.

3. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальный округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, в том числе других муниципальных образований вступают в силу после дня их официального опубликования, если самим актом или соглашением не установлен другой порядок вступления в силу после их официального опубликования.

Иные муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования.

4. Муниципальные правовые акты не подлежат обязательному опубликованию, если иное не установлено самим актом. В случае принятия решения об опубликовании муниципального правового акта применяются положения, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом акте не оговорено иное.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  5. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
Муниципальные нормативные правовые акты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here