Наличие у членов семьи права приватизации

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Наличие у членов семьи права приватизации". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Субъекты приватизации жилищного фонда. Права нанимателя и членов его семьи на приватизацию жилого помещения

Все лица, проживающие и зарегистрированные на конкретной жилплощади, имеют право участия в приватизации. В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», для осуществления приватизации жилья, необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приобретение помещения в собственность, а так же и несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Все эти лица должны подать заявления установленной формы, об участии в приватизации.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 69 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Данная статья корреспондируется со ст. 677 ГК РФ, в которой содержится норма о том, что граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением.

Членов семьи нанимателя можно условно разделить следующим образом:

  • 1) лица, относящиеся к членам семьи нанимателя в силу закона без каких-либо оговорок, — проживающие совместно с ним супруг, дети и родители нанимателя;
  • 2) иные родственники и нетрудоспособные иждивенцы. Эти лица признаются членами семьи нанимателя, если они вселены в качестве членов семьи нанимателя (т.е. указаны в договоре социального найма) и ведут общее с нанимателем хозяйство (т.е. приобретение имущества для совместного пользования, продуктов питания и т.п.). В ЖК РФ не указано, кто относится к иным родственникам. По всей видимости, к ним можно отнести лиц, упомянутых в гл. 63 ГК РФ в качестве наследников по закону;
  • 3) иные лица, признаваемые членами семьи в исключительных случаях в судебном порядке.

Равные полномочия нанимателя и членов его семьи показывают на независимость их прав на жилье от прав нанимателя. В этой связи вполне логично установление солидарной ответственности дееспособных членов семьи (т.е. достигших 18-летнего возраста) и нанимателя по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Согласно ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников (т.е. нанимателя или членов его семьи) кредитор (наймодатель) вправе требовать ее исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и частично. Часть 3 данной статьи: «Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения», — является формальной гарантией реализации членами семьи нанимателя своих прав на жилое помещение. При этом изменение их семейного положения не является основанием для ущемления их полномочий, если они продолжают жить с нанимателем в одной квартире или доме.

Согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными актами РФ и субъектов РФ.

Однако необходимо иметь в виду, что, согласно п. 6 ст. 42 Жилищного кодекса РФ, при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты, поэтому целесообразнее оформлять все договором дарения и ренты, чтобы не сталкиваться с интересами соседей.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, т.е. только на добровольной основе.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, отметим следующее.

1. Приватизация квартиры осуществляется только на добровольной основе, т.е. наниматель жилого помещения дает свое согласие на осуществление приватизации наравне с другими лицами, проживающими (зарегистрированными, т.е. внесенными в договор социального найма) в конкретном жилом помещении.

Соответственно, если не получено согласие, хотя бы одного из вышеперечисленных лиц на приватизацию или нотариально заверенного отказа от участия в приватизации жилого помещения, данное жилое помещение приватизировать невозможно.

2. Осуществить принудительную приватизацию, даже в судебном порядке (т.е. обязать конкретное лицо совершить определенные действия, направленные на приватизацию конкретного жилого помещения), также невозможно.

Отметим еще один важный момент. Лица, совместно проживающие с нанимателем жилого помещения, вписанные в договор социального найма, сославшись на то обстоятельство, что они не являются членами семьи нанимателя и ведут раздельное с ним хозяйство, могут потребовать в органах, в чьей собственности находится спорное помещение, или в судебном порядке разделить лицевой счет на жилое помещение, т.е. де-юре перепрофилировать данное жилое помещение из отдельной квартиры в коммунальную, а затем приватизировать свою (выделенную) часть. Однако это практически невозможно реализовать на практике.

С 1 марта 2005 г. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ приватизация части квартиры стала невозможна, поскольку такая приватизация может быть осуществлена только в случае разделения лицевых счетов, что не предусматривается вступившим в силу с 1 марта 2005 г. Кодексом. Поэтому, чтобы не создавать новые коммунальные квартиры, суды отказывают в разделе лицевого счета.

Наличие у членов семьи права приватизации

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Односторонний выход из договора

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2007 г. N 33-В07-6 Согласие совершеннолетних членов семьи нанимателя на приватизацию жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, использовалось ли ими ранее право на бесплатную приватизацию жилого помещения или нет

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 27 ноября 2007 г. дело по иску М.В.С. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, третьи лица: ООО «Бюро по оказанию услуг населению и предприятиям», М.В.А., об обязании заключить договор о передаче помещения в собственность граждан в порядке приватизации, по надзорной жалобе М.В.А. на постановление президиума Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

М.B.C. обратилась в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района об обязании заключить договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, указывая, что её заявление о приватизации занимаемой квартиры, находящейся по адресу: Ленинградская область, п. Семрино, 1 линия, д. 2, кв. 17, поданное в ООО «Бюро по оказанию услуг населению и предприятиям», не рассматривается без согласия зарегистрированного в квартире её сына М.В.А. Считает, что присутствие М.В.А. и его согласие на приватизацию указанной квартиры не требуется. Спорная квартира получена истицей на основании ордера от 2 октября 1992 г. М.В.А. зарегистрирован в квартире 18 июня 1998 г. До регистрации в её квартире М.В.А. в 1993 году воспользовался своим правом на приватизацию другой квартиры, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Новоселов, д. 6, кв. 71, совместно с М.Т.И. и М.Р.В. и распорядился приватизированной квартирой по своему усмотрению.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2006 г. в удовлетворении иска отказано.


Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 октября 2006 г. решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г. вынесенные судебные постановления были отменены и по делу вынесено новое решение, которым иск удовлетворен.

В надзорной жалобе М.В.А. просит постановление президиума отменить, оставив решение суда первой инстанции и кассационное определение без изменения.

Определением судьи Верховного Суда РФ К. от 13 августа 2007 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации К. от 7 ноября 2007 г. дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Президиумом областного суда при рассмотрении дела было допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в следующем.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К членам семьи нанимателя ст. 69 ЖК РФ относит супруга нанимателя, их детей и родителей. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Как следует из материалов дела, М.В.А. с 18 июня 1998 г. постоянно зарегистрирован на спорной жилой площади в качестве члена семьи нанимателя (л.д. 6).

Таким образом, М.В.А. имел в соответствии с законом равные с нанимателем квартиры М.B.C. права на жилое помещение. Одно из таких прав, как следует из ст. 69 ЖК РФ, — дать согласие на приватизацию жилого помещения или такого согласия не давать. Сама же приватизация жилого помещения возможна только при обязательном наличии согласия на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя. Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на приватизацию квартиры требовалось согласие М.В.А.

Отменяя судебные постановления по делу и вынося новое решение об удовлетворении иска М.B.C., суд надзорной инстанции сослался на то, что согласие М.В.А. на приватизацию квартиры не имеет правового значения, так как ранее им было реализовано право на приватизацию другого жилого помещения. Тем самым, поставив необходимость получения согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя на приватизацию жилого помещения в прямую зависимость от того, использовалось ими ранее право на бесплатную приватизацию жилого помещения или нет.

С таким выводом суда надзорной инстанции согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и применении ее без учета положений ст. 69 ЖК РФ.

Норма, содержащаяся в статье 2 названного Закона, разрешает приватизацию жилого помещения с согласия всех совместно проживающих с нанимателем совершеннолетних членов семьи, не предъявляя к ним каких-либо дополнительных требований, в частности — неучастие ранее в приватизации другого жилого помещения.

В результате неправильного толкования и применения норм материального права судом надзорной инстанции М.В.А. может быть лишен целого ряда жилищных прав, имеющихся у него до приватизации спорной квартиры как у члена семьи нанимателя.

При таких обстоятельствах, постановление суда надзорной инстанции которым удовлетворен иск М.B.C. об обязании заключить с ней договор о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, нельзя признать соответствующим закону.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановление президиума Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г. подлежащим отмене, решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2006 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 октября 2006 г. — оставлению в силе.

Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление президиума Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г. отменить, решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2006 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 октября 2006 г. оставить в силе.

[2]

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2007 г. N 33-В07-6

Читайте так же:  Уведомление о включении в реестр требований кредиторов

Текст определения официально опубликован не был

3.7. Право на приватизацию жилого помещения

Такое право не обозначено в ст. 67 ЖК, содержащей перечень прав и обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 1 упомянутого Закона приватизация жилых помещений есть бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде. Приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые по договору социального найма; осуществляется приватизация только с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона)76. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Статьей 4 предусмотрены случаи, когда жилые помещения не подлежат приватизации (жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитии и т.п.). В их числе были указаны жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г. (ред. ст. 12 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ). Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 № 6-П77 признано, что установленный ст. 4 Закона о приватизации жилых помещений (в ред. ст. 12) запрет на приватизацию жилых помещений, предоставляемых после 1 марта 2005 г. в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ.

Следует отметить, что Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ1 срок действия Закона о приватизации жилых помещений продлен до 1 марта 2010 г. (ст. 8).

Существенным также является предусмотренная Федеральным законом № 93-ФЗ замена слов в ст. 20 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, согласно которой вопрос о «деприватизации» могут решать не только малоимущие граждане.

Таким образом, ликвидирована коллизия между нормами Закона о приватизации жилых помещений и Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ. Так, ст. 91 Закона о приватизации жилых помещений предусматривает право всех граждан, приватизировавших жилые помещения, на передачу (в установленном порядке) этих помещений в государственную или муниципальную собственность, т.е. на «деприватизацию» (с последующим заключением договора социального найма). Тогда как согласно ст. 20 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ правом на такую передачу обладали лишь малоимущие граждане. Предпочтение в данном случае надлежало отдавать ст. 20 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, т.е. иные лица (помимо малоимущих) были лишены этого права.

Следует отметить, что продолжается обсуждение позиции о прекращении приватизации жилых помещений, вызывая вопросы как по срокам, так и относительно ее полной отмены. Как уже было упомянуто, срок приватизации продлен до 1 марта 2010 г.

Вопрос отмены приватизации жилых помещений был (по запросу Верховного Суда РФ и жалоб граждан) предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление от 15.06.2006 № 6-П).

Таким образом, установлено, что положения об отмене приватизации не противоречат Конституции РФ. Вместе с тем можно ли считать, что решение об отмене приватизации жилых помещений является безупречным?

Право на приватизацию жилого помещения есть право нанимателя по договору социального найма, в определенной степени обозначенное ст. 67 ЖК. Вспомним, что ч. 1 этой статьи определены (названы) права нанимателя жилого помещения, а ч. 2 предусмотрено, что наниматель помимо указанных в ч. 1 может иметь иные права, предусмотренные ЖК, другими федеральными законами и договором социального найма.

Обратимся к ст. 1 ЖК. Согласно этой статье жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (перечень закрытый).

Таким образом, для обоснования прекращения приватизации жилья необходимо обратиться к ст. 1 ЖК, а именно: избрать (из числа содержащихся в ч. 3 этой статьи) основание возможного ограничения такого жилищного права.

Представляется, что «привлечение» любого из обозначенных оснований — для такого решения, как прекращение приватизации жилья, — проблематично (недостаточно аргументированно).

Хотелось бы обратить внимание, что Верховным Судом РФ дан ряд разъяснений по вопросам приватизации жилья. Особый интерес представляет позиция Верховного Суда в отношении сохранения права пользования жилым помещением у бывшего члена семьи собственника жилого помещения, отказавшегося от участия в приватизации жилья, при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу.

? Статья 19 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ предусматривает, что действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Согласно ст. 292 ГК переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Статья 2 Закона о приватизации жилых помещений предусматривает одним из условий согласие членов семьи на приватизацию жилья.

По мнению Верховного Суда РФ, следует учитывать, что, «дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушило бы положение ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища».

Верховным Судом РФ разъяснено, что «если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением. При этом необходимо исходить из того, что право пользования носит бессрочный характер». (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2005 г.)

В судебной практике нередко возникают вопросы о приватизации жилых помещений в домах, которые использовались ранее в качестве общежитий, а также о приватизации служебных жилых помещений. Ответы на них даны Верховным Судом РФ.

? Исходя из ст. 4 Закона о приватизации жилых помещений жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма.

Читайте так же:  Особенности заключения договора аренды земельного участка с администрацией

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона о приватизации жилых помещений.

Следует учитывать, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд, могут быть приобретены в порядке приватизации при условии, если эти жилые помещения являются изолированными.

Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям. (Обзор судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 г.).

? В соответствии со ст. 93 ЖК служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью первой ст. 4 Закона о приватизации жилых помещений установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы (а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников) вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, исходя из положений п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений может устанавливать и субъект Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственник жилищного фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения (имеющие жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и оперативного управления) вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации. (Обзор судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 г.)

Условия приватизации жилья, переданного гражданину по договору социального найма

Вопрос приватизации квартир остается актуальным и по сей день.

Не случайно действие программы бесплатной приватизации жилья, запущенной правительством РФ более 20-ти лет назад, постоянно продлевается. Ведь многие граждане до сих пор не решаются оформить жилье в собственность.

Что такое социальный найм?

Дело в том, что все жилье, которое сейчас занимают граждане нашей страны, было получено в советские времена по специальному ордеру, дававшему его обладателю право на пожизненное проживание в квартире.

Теперь же жилплощадь предоставляется не по ордеру, а по договору.

Вышло так, что сейчас кто-то имеет договор, а у кого-то есть только ордер на квартиру.

Вместе с тем, для перевода жилья в собственность договор социального найма обязателен.

Согласно современному законодательству РФ, именно он свидетельствует об оформлении жилищных отношений между гражданами и государством.

Наниматель получает квадратные метры во владение и пользование на определенных условиях.

Так, например, подписав договор, наниматель обязуется:

  • эксплуатировать квартиру в соответствии с ее назначением, не нарушая норм ЖК РФ;
  • гарантировать сохранность жилья и соблюдать требования Санэпидемнадзора; поддерживая нормальные условия проживания;
  • производить ремонт по замене и восстановлению поврежденных частей жилого помещения;
  • регулярно вносить квартплату.

Договор найма оформляется после того, как орган, управляющий жилищным фондом, примет решение о предоставлении жилплощади социального назначения гражданину, обратившемуся к нему с письменным заявлением.

Кто имеет право на приватизацию социального жилья?

Правом приватизации обладают только лица, прописанные в жилье, переданном по договору социального найма.

К таковым относят как нанимателя, оформившего жилищные отношения с государством, так и членов его семьи.

По закону членами семьи нанимателя считаются:
  • муж или жена и близкие родственники (дети и родители) нанимателя, разделяющие с ним жилплощадь;
  • остальные родственники нанимателя, вне зависимости от линии и степени их родства, а также нетрудоспособные иждивенцы, объединенные общей жилплощадью и хозяйством.

Другие родственники и иждивенцы будут признаны членами семьи и таким образом получат право на приватизацию жилого помещения только при одобрении нанимателя их вселения в квартиру.

Кроме того, в особенных случаях через суд могут быть признаны членами семьи нанимателя и другие лица. Этот вопрос решается на основании тех же критериев, что и с иными родственниками.

В случае, когда гражданин выходит из состава семьи нанимателя, но не перестает занимать с ним общую жилплощадь (имеются в виду разведенные супруги), он сохраняет те же права на квартиру, что и раньше, однако, ответственность его перед наймодателем приобретает персональный характер.

Особенности приватизации социальной квартиры

На сегодняшний день не существует каких-либо юридических факторов, ограничивающих приватизацию помещений, оформленных по договору социального найма, кроме:

  • аварийного состояния дома, в котором находится квартира, или самой квартиры;
  • долгов по квартплате или коммунальным платежам, превышающим срок в 6 месяцев.
Читайте так же:  Образец договор аренды фронтального погрузчика с экипажем

Согласно последним поправкам к федеральному закону о приватизации жилья, частные лица могут получить квартиру в собственность бесплатно только до 1 марта 2016 г.

Право на оформление жилья в собственность имеют граждане, зарегистрированные в нем и ранее не принимавшие участия в приватизации квадратных метров по другому адресу проживания.

Бесплатная приватизация может производиться только один раз.

Поэтому, получив квартиру по договору социального найма в одном регионе и имея прописку в другом, вы должны будете предоставить в соответствующий орган выписку из домовой книги по месту прежнего проживания и справку о неиспользованном праве приватизации, чтобы его доказать.

Потенциальными собственниками квартиры выступают наниматели и члены их семей, проживающие и прописанные в ней по договору социального найма. Приватизация жилого помещения осуществляется только с их согласия.

При этом учитывается мнение всех членов семьи старше 14-ти лет.

Все лица, зарегистрированные на приватизируемой жилплощади, получают в собственность равные доли.

Документы для приватизации

Для оформления квартиры в собственность потребуются следующие документы:

  • технический паспорт квартиры в трех экземплярах;
  • экспликация квартиры;
  • кадастровая выписка;
  • справка по форме №7;
  • паспорта (и их копии), прописанных в квартире лиц;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей (2 экземпляра);
  • 2 копии ордера на квартиру;
  • договор социального найма;
  • оплаченная квитанция, подтверждающая регистрацию права приватизации.

Нюансы, связанные с документами:

  1. Если ордер на квартиру был получен после 1998 года, то потребуется копия распоряжения о выдаче нового ордера.
  2. Если место жительства изменилось после 1992 года, то необходимо представить справку формы 9 по каждому из мест проживания (2 экземпляра) и справку о ранее не производившейся приватизации.
  3. Если один из жильцов квартиры отказывается от своей доли в ней, то его отказ заверяется нотариально.
  4. Если лица, заинтересованные в приватизации, не могут присутствовать лично, то от них потребуется нотариальная доверенность (и ее копия).
  5. Если паспорт у зарегистрированных в приватизируемой квартире граждан менялся, то они должны представить документ, подтверждающий это.
  6. Если кто-то из прописанных жильцов умер после 2000 года, то понадобится свидетельство о его смерти.

Порядок оформления в собственность

Чтобы приватизировать жилье, полученное по социальному найму, следует совершить следующие шаги:

Шаг 1. Подать заявление на приватизацию в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по месту жительства, составленное от имени всех прописанных в квартире граждан, сопровождающееся доверенностью от нотариуса.

Шаг 2. Обратиться в БТИ вместе с паспортом, договором найма или ордером на жилье, чтобы оформить кадастровые документы на квартиру. Там составить заявку на вызов инженера-инвентаризатора и заплатить за оформление кадастровых и технических документов.

Шаг 3. Написать заявление на получение выписки из кадастрового паспорта, экспликации и копии плана здания после осмотра приватизируемой квартиры и оформления всех необходимых на нее документов в БТИ.

Шаг 4. Запросить в ЖЭУ выписку из домовой книги о зарегистрированных в квартире гражданах и выписку из лицевого счета жилья.

Шаг 5. Еще раз обратиться в департамент за постановлением о передаче социального жилья в собственность.

Шаг 6. Прийти в Федеральное Управление государственного регистрационного центра и написать там заявление на получение свидетельства о регистрации права собственности на жилье, предъявив все собранные документы и их копии. Внести пошлину за регистрацию.

Срок оформления права собственности

Средняя продолжительность процедуры регистрации права собственности на жилье по договору социального найма, включая оформление, рассмотрение и выдачу всех документов, составляет приблизительно 2 месяца.

Собирая документы, важно учитывать срок действия некоторых бумаг, таких как:

  • выписка из ЕГРП на объект недвижимости (имеет силу 30 дней);
  • выписка из домовой книги (действительна не более 14-ти дней);
  • справка о состоянии лицевого счета жилищно-коммунальных платежей (действует 30 дней).

Стоимость приватизации социального жилья

Хотя сама приватизация – процедура бесплатная, обойтись без финансовых затрат при переводе социального жилья в собственность все же не получится, так как справки и документы стоят денег.

К примеру:
  • ориентировочная стоимость кадастрового паспорта (в зависимости от региона) составит около 1000 рублей;
  • справка о неиспользованном праве приватизации и выписка из домовой книги обойдутся по 100 рублей каждая;
  • плата за свидетельство о праве собственности составляет около 1000 рублей;
  • оформление договора приватизации будет стоить около 1500 рублей.

Таким образом, бесплатная приватизация выльется в сумму 3000-5000 рублей, ее окончательная цифра будет зависеть от сложности вашей ситуации.

Получение свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру

Свидетельство о госрегистрации права собственности на жилье – главный документ, дающий фактическое право обладать и распоряжаться определенной жилплощадью.

Дата регистрации права собственности на квартиру устанавливается в момент внесения номера договора о приватизации в единый Госреестр.

Принят следующий порядок регистрации права собственности:

  • прием и регистрация необходимого пакета документов;
  • установление факта юридической подлинности предоставленных бумаг и законности заключенной сделки;
  • проверка на отсутствие противоречий, способных помешать оформлению права на владение;
  • включение записи в госреестр;
  • выдача свидетельства об оформлении госрегистрации.

Срок регистрации не должен превышать одного месяца с момента подачи в организацию всей необходимой документации.

Регистрация права собственности облагается госпошлиной относящейся к федеральному налогообложению. Все тарифы зафиксированы в НК РФ.

Видео: Приватизация или социальный найм — что выгоднее?

В сюжете разбираются плюсы и минусы социального жилья по сравнению с приватизированным имуществом. Поднимается проблема деприватизации недвижимого имущества и передачи его обратно государству.

Жилищные права граждан, отказавшихся от участия в приватизации жилья

При приватизации занимаемого жилого помещения гражданам и членам их семей бесплатно передается жилье на праве общей долевой собственности. При этом все участники приватизации жилья становятся собственниками и приобретают равные права и обязанности. Следовательно, данные граждане имеют одинаковые жилищные права на приватизированное жилье, умаление жилищных прав одних собственников в пользу других недопустимо.

На практике большое распространение получили случаи, когда некоторые члены семьи нанимателя, проживающие с ним совместно, отказываются от участия в приватизации жилья, но дают согласие на ее осуществление в пользу других лиц. В данном случае за гражданами, не ставшими собственниками в порядке приватизации, сохраняется право бессрочного проживания.

[1]

Однако спорным является осуществление жилищных прав гражданином, отказавшимся от участия в приватизации и давшим согласие на ее осуществление, ставшим бывшим членом семьи собственника.

По общему правилу жилищного законодательства бывший член семьи может быть выселен по требованию собственника на основании решения суда. Данная правовая норма установлена в ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, на основании которой в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

Читайте так же:  Продление договора аренды земельного участка образец заявления на пролонгацию по окончанию срока най

Согласно ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Иными словами, лицо, зарегистрированное в спорном жилом помещении и отказавшееся от приватизации данного жилья не может быть выселено впоследствии ни по иску собственников – бывших членов его семьи, ни по иску нового собственника. Это общее правило.

Основания для признания утратившим право пользования жилым помещением лица, отказавшегося от участия в приватизации жилья

Нередки случаи, когда лицо, заявившее отказ от участия в приватизации жилого помещения, проживать в нем не намерено, о чем со всей очевидностью свидетельствует совокупность доказательств: фактическое непроживание в спорной квартире продолжительное время, неоплата жилищно-коммунальных услуг, отсутствие в спорной квартире вещей, принадлежащих данному лицу, наличие у него иного жилья.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что интереса в использовании спорного жилья у лица не имеется.

Более того, юридически значимым, существенным обстоятельством по делу о признании такого лица утратившим право пользования жилым помещением является факт непроживания в спорном жилом помещении на момент его приватизации, то есть фактический отказ от права пользования спорным жилым помещением.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИЗНАНИЯ ОТКАЗАВШЕГОСЯ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ УТРАТИВШИМ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ

Существенным является вопрос об осуществлении жилищных прав гражданином, отказавшимся от участия в приватизации жилого помещения и давшим согласие на ее осуществление, при переходе права собственности на данное приватизированное жилое помещение.

Согласно положению ч. 2 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Верховный Суд РФ также определил, что согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища [4].

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что к бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование). Аналогичным образом при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу должен решаться вопрос о сохранении права пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения, который ранее реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, а затем вселился в иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма и, проживая в нем, дал необходимое для приватизации этого жилого помещения согласие [6].

Часть 1 статьи 558 ГК РФ предусматривает, что при продаже жилого дома, квартиры, части жилого дома существенным условием совершения сделки является перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением, в котором эти лица проживают. Несоблюдение данного требования влечет невозможность заключения договора, так как не достигнуто соглашение по всем существенным условиям [2, 79 — 80]. Однако на практике существуют случаи, когда, несмотря на требование закона об указании лиц, имеющих бессрочное право пользования жилым помещением, имеет место заключение договора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указанная позиция Верховного Суда РФ является обоснованной, потому как заключение договора, без достижения всех существенных условий, является основанием для его недействительности, а выселение граждан, отказавшихся от участия в приватизации жилья, но давших согласие на ее осуществление, противоречит законодательству.

Источники


  1. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  4. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
  5. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
Наличие у членов семьи права приватизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here