Новая структура судов общей юрисдикции

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Новая структура судов общей юрисдикции". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Система судов общей юрисдикции в РФ и их полномочия.

Система судов общей юрисдикции:

· Суды субъектов РФ

· Верховный Суд РФ

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

[3]

· дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

· дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

· дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

· рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

· рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

· рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

· рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

· о продлении срока содержания под стражей;

· помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

· производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

· производстве обыска и (или) выемки в жилище;

· производстве личного обыска;

· производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

· наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

· наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

· временном отстранении обвиняемого от должности;

· контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

· рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

· осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Читайте так же:  Утерян госномер что делать

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

· осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Военным судам подсудны:

· гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

· дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

· дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Верховный суд РФ разработал проект масштабной реформы судов общей юрисдикции

На прошлой неделе Пленум Верховного суда РФ одобрил проект масштабных поправок в законодательство, которые предполагают реформирование системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Если поправки примут, то проверять решения судов первой инстанции будут во многих случаях в других регионах, а порой и в других федеральных округах.

На заседании Пленума Верховного суда РФ, которое состоялось 13 июля, судьи обсудили и одобрили проект масштабной структурной реформы судов общей юрисдикции. В рамках этой реформы Верховный суд РФ предлагает создать систему обособленных от регионов апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и, в частности, передать им полномочия по рассмотрению конкретных дел, которые сегодня находятся на рассмотрении президиумов региональных судов.

На сегодняшний день разработан только законопроект о внесении изменений в федеральные конституционные законы от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», от 23.06.99 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в котором определяются полномочия, порядок образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. А вот поправки в процессуальное законодательство — ГПК РФ, УПК РФ и КАС РФ — пока не разработаны. Сделать это планируется перед внесением проекта на рассмотрение Госдумы.

Цель реформы — создание независимой системы проверки решений судов общей юрисдикции

В соответствии с действующим законодательством апелляционные и кассационные инстанции в системе судов общей юрисдикции во многих случаях являются, по сути, структурными подразделениями тех же судов, в которых дела рассматриваются в нижестоящих инстанциях. Например, кассационные жалобы на апелляционные определения верховных судов субъектов подаются в президиумы этих же судов (ч. 2 ст. 377 ГПК РФ). То есть на практике региональные суды общей юрисдикции могут выполнять одновременно роль первой, апелляционной и кассационной инстанций. И даже если проверка решений нижестоящих инстанций проводится не теми же судами, в которых решения принимались, то в большинстве случаев рассмотрение дела по всем трем инстанциям проходит в судах одного региона.

В связи с этим, как поясняют разработчики проекта реформы, на сегодняшний день существует объективная потребность в функционировании отдельных судебных уровней и формировании независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб. Причем деятельность этих инстанций не должна осуществляться в том же субъекте РФ и тем более в том же суде, в котором дело рассматривалось по первой инстанции.

Структурное выделение звена кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ, должно позволить усовершенствовать иерархию построения судебной системы и оптимизировать судебную нагрузку. Предполагается, что предложенная в проекте структура судов позволит максимально оградить апелляционные и кассационные инстанции от влияния региональных властей.

В качестве положительного примера существования обособленных кассационных и апелляционных судов разработчики проекта реформы приводят опыт деятельности системы арбитражных судов.

Принципы организации работы и полномочия новых апелляционных и кассационных судов

Согласно проекту реформы кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Иными словами, к кассационным судам должны перейти полномочия президиумов судов субъектов РФ по проверке решений, вступивших в законную силу.

Читайте так же:  Благодарность за безупречный труд взаимодействие

Согласно законопроекту апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве судов апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции планируют передать часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке региональных судов, а также часть функций Верховного суда РФ. Так, апелляционные суды будут вместо Верховного суда РФ рассматривать дела, которые суды субъектов рассматривали в качестве первой инстанции.

Какие изменения в работе судебной системы планируются по итогам реформы?

На основе анализа данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке по соответствующим категориям дел за несколько предыдущих лет разработчики проекта реформы предложили создать девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции.

Такое соотношение количества судов обусловлено тем, что кассационные суды будут рассматривать большее количество дел, чем апелляционные. Количество судей в них также будет отличаться. Если в апелляционных судах общей юрисдикции будет работать по 36—37 судей, то в кассациях их в целом будет значительно больше — от 27 в Пятом кассационном суде (кассация по делам, рассмотренным в судах общей юрисдикции кавказских республик и Ставропольского края) до 113 и 103 в Шестом и Первом кассационных судах соответственно.

По итогам реформы существенно изменятся полномочия президиумов региональных судов — они больше не будут рассматривать конкретные дела, а займутся обобщением и анализом судебной практики.

Кроме того, в результате преобразований предполагается также снижение нагрузки на Верховный суд РФ. Это должно позволить судьям высшей судебной инстанции больше внимания уделять обобщению судебной практики и разработке разъяснений для нижестоящих судов.

Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

Также надо отметить, что предполагаемые судебные округа апелляционных и кассационных инстанций не будут совпадать с административно-территориальным делением государства.

Например, согласно проекту апелляционной инстанцией для споров, рассмотренных в Московском городском суде, будет Второй апелляционный суд общей юрисдикции, разместить который предлагают в здании Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расположенном соответственно в г. Санкт-Петербурге. Этот же Второй апелляционный суд общей юрисдикции будет апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных в Санкт-Петербургском городском суде. А вот кассации для споров, рассмотренных Санкт-Петербургским городским судом и Московским городским судом, будут разные — Первая и Вторая соответственно.

Значительное число новых судов общей юрисдикции планируется разместить в зданиях арбитражных судов.

Предложенная система размещения апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции вызывает вопросы в связи с тем, что граждане будут вынуждены ездить для проверки судебных решений в другие регионы. Между тем этот вопрос отчасти пытается разрешить законопроект, предусмотрев, например, возможность образований постоянных судебных присутствий, расположенных вне места постоянного пребывания судов как апелляционной, так и кассационной инстанций. Такие судебные присутствия будут являться обособленными подразделениями судов и осуществлять их полномочия.

Верховный суд начал масштабную реформу судов общей юрисдикции

Пленум Верховный суд предложил соответствующие изменения в июле 2017 года. Они станут началом масштабной реформы судов общей юрисдикции.

ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Первый апелляционный суд общей юрисдикции – город Иваново Ивановской области (или город Воронеж Воронежской области);

Второй апелляционный суд общей юрисдикции – город Санкт-Петербург ;

Третий апелляционный суд общей юрисдикции – город Сочи Краснодарского края (или город Краснодар Краснодарского края);

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции – город Нижний Новгород Нижегородской области,

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции – город Томск Томской области.

Отметим, что в апелляционных судах общей юрисдикции планируется почти одинаковая численность штата – по 36 судей. Только в Первом апелляционном суде общей юрисдикции будет 37 судей.

Первый кассационный суд общей юрисдикции – город Калуга Калужской области;

Второй кассационный суд общей юрисдикции – город Москва ;

Третий кассационный суд общей юрисдикции – город Санкт-Петербург ;

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции – город Краснодар Краснодарского края;

Пятый кассационный суд общей юрисдикции – город Пятигорск Ставропольского края;

Шестой кассационный суд общей юрисдикции – город Казань Республики Татарстан;

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции – город Пермь Пермского края;

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции – город Кемерово Кемеровской области;

Девятый кассационный суд общей юрисдикции – город Владивосток Приморского края.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самым большим кассационным судом общей юрисдикции по числу судей планируется сделать Шестой КСОЮ (113 судей), а самым маленьким – Пятый КСОЮ (27 судей).

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию.

Президиумы областных, районных судов окажутся полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов.

Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты на ребенка детей статья 218 налогового кодекса

Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов, позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов.

В Верховном суде отмечают, что принятие данного ФКЗ потребует внесения изменений в Уголовно-процессуальный и Гражданский кодексы, Кодекс административного судопроизводства и Кодекс об административных правонарушениях, а также ряд федеральных законов, например, «О статусе судей».

Планируется, что предлагаемый закон вступит в силу с 1 июля 2018 года. Решение о дне начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции примет Пленум Верховного суда после назначения на должности двух третей от установленной численности судей соответствующего суда.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно здесь.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно здесь.

Структура судов общей юрисдикции в России

По мнению студента М., структура судов общей юрисдикции , полномочия председателей судов и их заместителей определяются Конституцией РФ, Федеральным конституционным Законом «о судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации, процессуальными кодексами. Каково ваше мнение по данному поводу? Ответ обоснуйте со ссылкой на соответствующие правовые нормы

Ответы юристов ( 1 )

Структура судов общей юрисдикции, полномочия председателей судов и их заместителей определяются Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Структура системы судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции включают четыре уровня:

— суд первой инстанции;

— кассационный суд (2 уровня);

— суд надзорного обжалования.

Все подведомственные судам общей юрисдикции дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации.

Звено́ судебной системы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное положение в судебной системе.

Судебное звено — это суд, либо совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией, а также схожими составом и структурой.

Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Критерием отнесения конкретных дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора. Каждое последующее рассмотрение возможно после прохождения рассмотрения на более низком уровне.

Решения судов первой инстанции могут быть обжалованы в течение одного месяца с момента их вынесения. Апелляционный суд рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Новые свидетельства принимаются только в том случае, если сторона может доказать, что у нее не было возможности предоставить их суду первой инстанции по не зависящим от нее обстоятельствам, и суд посчитает эти причины обоснованными. Решения апелляционного суда вступают в силу сразу после их вынесения.

Решения апелляционного суда (и решения суда первой инстанции) могут быть обжалованы в кассационном суде в течение шести месяцев после их вступления в силу. Как правило, кассационное рассмотрение возможно только после апелляционного рассмотрения. Решения суда первой инстанции, которые не рассматривались на апелляционных слушаниях, могут направляться в кассационный суд, только если апелляция не была рассмотрена из-за несоблюдения срока ее подачи и срок подачи не был восстановлен.

Кассационное рассмотрение включает два уровня. После подачи кассационная апелляция рассматривается соответствующим судьей кассационного суда, который имеет право определить, имеются ли основания для проведения кассационного рассмотрения. Если такие основания установлены, кассационная апелляция передается на рассмотрение сессии кассационного суда. В противном случае судья выносит решение об отказе в передаче кассационной апелляции на рассмотрение.

Кассационный суд может отменить или изменить решение суда только в случае обнаружения существенных нарушений материальных или процессуальных правовых норм, которые повлияли на исход дела.

Решения кассационного суда вступают в силу сразу после принятия и могут быть обжалованы в кассационном суде еще один раз (в высшем подразделении кассационного суда). Таким образом, в системе судов общей юрисдикции предусмотрено два кассационных рассмотрения.

Наконец, апелляции по некоторым судебным решениям могут направляться (в течение трех месяцев с момента вступления в силу) в суд надзорного обжалования – Президиум Верховного суда Российской Федерации.

Надзорный суд может отменить или изменить решение/постановление суда, если будет установлено нарушение:

— прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, международных правовых принципов и международных соглашений Российской Федерации;

— прав и законных интересов неопределенного количества человек или интересов общества;

— единства толкования и применения закона судами.

МИРОВОЙ СУД

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей)проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока.

Читайте так же:  Здравствуйте ! я устраиваюсь на работу и прошел оплаченную медкомиссию… — юриспруденция

Компетенция мировых судейопределена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела: 1)о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

[2]

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы,за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

[1]

Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда,структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

В ПМР институт мировых судей предусмотрен Конституцией и КЗ «О судебной системе ПМР», но по факту отсутствует.

| следующая лекция ==>
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. | Районный суд – основное звено судов общей юрисдикции; его состав и полномочия

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 1168 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Система федеральных судов. Общая характеристика судов общей юрисдикции

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции:Конституция Российской Федерации, ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ФКЗ «о судах общей юрисдикции»

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8709 —

| 7458 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В России появились новые суды

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Читайте так же:  Принудительное взыскание штрафа судебными приставами

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

«Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

«Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах», – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
Новая структура судов общей юрисдикции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here