Общая характеристика стадий производства в европейском суде по правам человека

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Общая характеристика стадий производства в европейском суде по правам человека". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

2.3 Основные стадии судопроизводства

Европейский Суд по правам человека предполагает судопроизводство, из четырех стадий:

I. признание приемлемости жалобы;

II. урегулирование ее на уровне государства-заявителя;

IV. исполнение решения, принятого Судом.

Перед тем, как рассмотреть жалобу на предмет приемлемости Европейский Суд направляет ее Представителю Российской Федерации в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касаемые самого предполагаемого нарушения прав, а также вопросов приемлемости. Основная цель Представителя РФ на данном этапе, не допустить чтобы жалоба была рассмотрена по вопросу приемлемости в Европейском Суде, и не получила огласки. В такой момент правоохранительные органы РФ по собственной инициативе занимаются пересмотром гражданских и уголовных дел и принимают противоположные решения».

Если будет доказано, что права человека действительно были нарушены, то приговор может быть пересмотрен и преступление будет переквалифицировано с более тяжкого на менее тяжкое, а также заявитель может быть освобожден из мест лишения свободы.

Европейский суд по правам человека, уважительно относиться к таким действиям государства, но если государство стремится уйти от ответственности, чем восстановить нарушенные права, Европейский Суд может вынести решение не в пользу государства. Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень сложный ответственный этап для заявителя, потому что, государство показывает свою позицию защиты и заявитель обязан выступить против возражений Представителя РФ или, доказать их недоброкачественность». К примеру, когда обращение в Европейский Суд по правам человека касается применения пыток, то заявитель может утверждать, о том, что правоохранительные органы не провели надлежащего расследования по заявлению о применении пыток. В этом случае аргумент Представителя РФ, что через три года после применения пыток правоохранительные органы все таки возбудили уголовное дело по факту причинения телесных увечий, не является убедительным для Европейского суда.

Европейский суд по правам человека может вынести решение на предмет приемлемости жалобы только после того как будет рассмотрена позиция Представителя РФ и заявителя. Часто, рассмотрение жалобы на предмет ее приемлемости происходит без участия заявителя и представителя государства.

Условия приемлемости жалобы перечислены в статье 34, 35 Конвенции. Порог приемлемости достаточно высокий в среднем 11% зарегистрированных жалоб считаются приемлемыми, и рассматриваются по существу. В отношении России, на январь 2008 года было подано более 8500 жалоб, из которых 1800 дел были зарегистрированы и ожидают рассмотрения Судом, более 3500 жалоб признаны неприемлемыми.

Вопрос о приемлемости жалобы рассматривает судья-докладчик, который изучает все обстоятельства жалобы, устанавливает контакт со сторонами, составляет досье и делает заключение о рассмотрении жалобы Судом. Затем оно передается в Комитет, состоящих из трех судей. Судьи единогласно могут отклонить жалобу, которая отвечает всем требованиям. Решение Комитета окончательно и не подлежит обжалованию (содержит ссылку на тот критерий приемлемости, который не был соблюден).

В случае если Комитет одобряет приемлемость жалобы, то направляет ее для изучения в Палату из семи судей, которая либо признает жалобу приемлемой, либо неприемлемой.

Следует отметить, что с 1 января 2010 года вводится упрощенная процедура рассмотрения дел на предмет их приемлемости. После того, как жалоба приходит в Суд — она попадает к юристу той страны, на которую пришла жалоба, заявителю сообщаю его права, посылаются инструкции, анкета, текст Конвенции. После ответа заявителя регистрируется дело, ему присваивается регистрационный номер и ожидает рассмотрения на предмет приемлемости. Главную роль здесь играет юрист, который готовит проект решения (если он видит, что дело неприемлемое, то посылает письмо заявителю в котором предупреждает его о дефектах жалобы и о причинах, по которым она может быть неприемлема).

На любой стадии после признания дела приемлемым может быть заключено мирное урегулирование при поддержке и содействии Суда. В случае дружественного урегулирования, суд исключает дело из списка. Также он может вычеркнуть дело из списка в случаях когда заявитель не проявляет интереса к продолжению разбирательства дела. В постановлении Суда лишь кратко излагаются факты принятого решения.

Если мирное урегулирование не достигнуто и дело не вычеркнуто из списка, начинается рассмотрение дела по существу.

Рассмотрение дел проводится открыто для публики в виде слушаний по делу, либо в письменной форме. При этом, общественности доступны формуляр жалобы, пояснения сторон и другие материалы, представленные сторонами в Секретариат Суда.

традициям, которыми руководит Председатель Палаты и определяет порядок, в котором заслушиваются представители, адвокаты советники сторон. Время выступления сторон в Европейском Суде жестко регламентировано и не превышает тридцати минут. Палата имеет право вызвать на слушание свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут повлиять на справедливое вынесение решения. Неявка на слушанье без уважительной причины не служит основанием для его отмены. Европейский Суд может оплатить расходы на приезд в Страсбург лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета.

После того, как все стороны заслушаны, свидетели и эксперты опрошены, Палата принимает постановление, являющееся официальным документом Суда и имеющее четко оформленный вид, в котором указаны:

— Председатель, судьи, Секретарь или заместитель Секретаря Палаты которые входят в состав соответствующей Палаты;

— время вынесения и объявления постановления;

— все данные о сторонах в деле;

— представители, адвокаты, советники сторон;

— правовая документация и мотивировка;

— решение относительно покрытия судебных издержек;

— число судей, составивших большинство (в случае если решение не было принято единогласно).

Суд в своем решении может только прийти к выводу о том, имело ли место в отношении заявителя нарушение статей Конвенции и протоколов к ней, или нет. Если Суд выявит, что права были нарушены, то вправе присудить заявителю выплату компенсации за это нарушение (компенсация обычно взыскивается Европейским Судом в размере до сорока тысяч долларов США). Компенсация определяется в зависимости от характера нарушения, последствий для гражданина и состоит из трех моментов:

— компенсации материального ущерба (если таковой имеется);

— возмещения судебных издержек;

— компенсации морального вреда.

В ходе определения компенсации Суд может ориентироваться на ранее вынесенные решения. Постановление подписывается Председателем и Секретарем Палаты.

Читайте так же:  Можно сменить судебного пристава если он грубит

В редких случаях дело передается для дальнейшего рассмотрения в Большую Палату из семнадцати судей, в состав которых входит Президент Европейского суда по правам человека, а также судья от той страны, против которой рассматривается дело. Компетенция Большой Палаты имеет строгие рамки определения:

Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные пономочия, если стороны не согласятся с решением Палаты и заявят об этом в течение трех месяцев.

Во-вторых, Большая палата рассматривает те обращения, при разрешении которых вынесены решения, противоречащие уже существующим.

В третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна жалоба «Ирландия против Соединенного Королевства».

Решения выносятся как на английском, так и на французском языке.

Решение Европейского Суда не оглашаются сразу после слушания, его подготовка может занять несколько месяцев. Когда решение вынесено, оно направляется Генеральному Секретарю Совета Европы и другим заинтересованным сторонам. Контроль за исполнением решения возглавляет Комитет Министров Совета Европы, который также призван следить за своевременной выплатой денежной компенсации и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права, со стандартами Совета Европы. Комитет министров может требовать широкого спектра мер, направленных на исправление и предотвращения повторения подобных нарушений путем принятия соответствующих резолюций и оказания постоянного политического давления на государства (отмены примененного акта, пересмотра судебных решений и других действий). К примеру, в результате ряда дел против Турции, в которых были признаны факты применения пыток и жесткого и бесчеловечного обращения с задержанными, Турция была вынуждена провести реформу законодательства, обеспечить более широкий доступ неправительственных организаций в места лишения свободы, провести обучающие и другие программы с сотрудниками полиции и правоохранительных органов.

Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства- ответчика по делу, иногда значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и привести к исключению государства из состава Совета Европы. Если государство подтверждает, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотрения Европейским Судом ситуация может повториться, оно осуществляет необходимы новации.

ПРОИЗВОДСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 437. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г

437. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней.

438. Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека; основания и порядок обращения, критерии приемлемости жалобы.

439. Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

440. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера.

441. Использование в адвокатской практике судебных прецедентов Европейского суда.

ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

442. Конституция как акт прямого действия. Применение судами Конституции при осуществлении правосудия.

443. Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение.

444. Защита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия.

445. Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни.

446. Защита конституционного права на свободу слова. Особенности споров со СМИ.

447. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов.

448. Защита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу. Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9276 —

| 7394 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРОИЗВОДСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней.

435. Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека; основания и порядок обращения, критерии приемлемости жалобы.

436. Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

437. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера.

438. Использование в адвокатской практике судебных прецедентов Европейского суда.

ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

439. Конституция как акт прямого действия. Применение судами Конституции при осуществлении правосудия.

440. Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение.

441. Защита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия.

442. Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни.

443. Защита конституционного права на свободу слова. Особенности споров со СМИ.

444. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов.

445. Защита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу. Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8303 —

| 7925 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общая характеристика Европейского суда по правам человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Направление: 030900.62– Юриспруденция

«Постановления Европейского суда по правам человека в правоприменительной деятельности судов РФ»

Студентка 4 курса

«___»_________ 2015г. ____________________ (Агишева Д.М.)

[1]

Научный руководитель

«___»_________ 2015 г. ____________________ (Загидуллин М.Р.)

Казань – 2015

§Глава 1.Общая характеристика и правовой статус Европейского суда по правам человека ………………………………………………………………….5

§1.1. Общая характеристика Европейского суда по правам человека…. 5

Читайте так же:  Развод и алименты в одном иске

§1.2. Правовой статус решений Европейского суда по правам человека…. 11

§Глава 2. Решения Европейского суда по правам человека в системе судов РФ…………………………………………………………………………………18

§2.1. Юридическая природа решений Европейского суда …………. 18

§2.2. Исполнение решений Европейского суда по правам человека ………. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Введение

Европейский суд по правам человека является специфическим надгосударственным органом правосудия, распространяющий свою юрисдикцию на все государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Страсбургский суд — независимый орган правосудия, задача которого осуществлять контроль за соблюдением основных прав человека, закрепленных Конвенцией. Суд фактически является официальным органом, который посредством толкования, определяет единственно правильные, с точки зрения Конвенции, смысл и содержание. Вступление России в совет Европы, подписание и ратификация Конвенции, дают также право любому гражданину РФ, чьи права были нарушены, обратиться за защитой в Суд. Постановления обязательны к исполнению государствами-участниками, в том числе и Российской Федерацией. При этом Европейский суд рассматривает не любые нарушения прав, а только те, которые предусмотрены Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Вопрос о проблематике природы решений Европейского Суда и их правовых последствий, как Российской Федерации, так и во многих других зарубежных странах является на сегодняшний день до сих пор дискуссионным. Важное практическое значение играет при этом анализ деятельности Суда по толкованию норм Конвенции.

Таким образом, актуальность данной работы заключается определении юридической природы принятых решений Суда, с его одновременными сложностями правоприменительной деятельности на внутригосударственном уровне.

Объектом исследования являются юридическая природа решений и Европейского суда по правам человека в системе судов РФ и их исполнение.

Целью данной курсовой работы является анализ правовой природы актов Европейского суда по правам человека, рассмотрение правовой природы решений, механизма реализации его решений в правовой системе РФ.

Для достижения поставленной цели ставятся задачи:

— определить правовой статус решений Европейского суда;

-определить влияние практики толкования Европейским Судом норм Конвенции на национальную систему права РФ;

-определить механизм действия решений Суда на нормотворческий процесс государства и выявить особенности реализации его решений в правоприменительной деятельности судов РФ .

Глава 1.Общая характеристика и правовой статус Европейского суда по правам человека

Общая характеристика Европейского суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека – это международный судебный орган, расположенный во Франции, в Страсбурге. Является специфическим органом правосудия, предназначение которого заключается в защите предусмотренных Конвенцией прав и свобод человека и гражданина. Его юрисдикция распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Распространяется на Россию с 1998 года, с момента ратификации.

Страсбургский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. «Суд в Страсбурге следует рассматривать в качестве чрезвычайной инстанции, когда действительно исчерпаны все обычные средства защиты прав, и в силу различных причин невозможно добиться справедливого решения на национальном уровне»[1].

В своей деятельности Страсбургский Суд опирается только на Европейскую Конвенцию по правам человека. По мнению Гомиен Д., Европейская Конвенция «по сути является своеобразным продолжением Всеобщей декларации прав человека 1948 года, но в отличии от нее, не только провозгласила основополагающие права и свободы человека, но и создала особый механизм их зашиты, которая является наиболее прогрессивной в мире»[2].

В тексте Конвенции два раздела: перечень защищаемых прав (раздел 1, ст. 2 — 18) и порядок деятельности Европейского Суда (раздел 2 , ст. 19-59).

а) право на жизнь (ст. 2);

б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения, или наказания (ст. 3);

в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);

г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);

д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);

е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);

[3]

ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);

Видео (кликните для воспроизведения).

з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);

и) свободу выражения мнения (ст. 10);

к) свободу ассоциаций (ст. 11);

л) право на вступление в брак (ст. 12);

м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);

н) запрет дискриминации (ст. 14).

Конвенция была дополнена и изменена следующими Протоколами:

— Протокол № 1 (1952 г.);

— Протокол № 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;

— Протокол № 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол № 1»;

— Протокол № 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;

— Протокол № 7 (1984 г.);

— Протокол № 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией»;

— Протокол № 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Конвенции).

Протокол № 1 к Конвенции предусматривает: а) защиту собственности (ст. 1); б) право на образование (ст. 2); в) право на свободные выбо­ры (ст. 3).

Протокол № 4: а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1); б) свободу передвижения (ст. 2); в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3); г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).

Протокол № 6 включает отмену смертной казни (ст. 1).

Протокол № 7: а) возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст. 1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3); г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4); д) равноправие супругов (ст. 5).

Протокол №11 уточнил положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека.

Протокол № 14 дополняет контрольную систему Конвенции. Российской Федерацией был ратифицирован 4 февраля 2010 года.

Таким образом, Европейский суд по правам человека призван следить за соблюдением государствами прав и свобод, гарантированных Конвенцией. Эта задача выполняется путем рассмотрения жалоб, поданных гражданами, а иногда и государствами. Суд вправе рассматривать только те жалобы, устранение нарушенных прав и интересов которых предусмотрены Конвенцией по правам человека. То есть Суд не вправе рассматривать нарушения законодательства какой-либо страны, а рассматривает жалобы на нарушенные права, предусмотренные Конвенцией.

Читайте так же:  Какие документы надо на биржу труда по сокращению

Официальными языками Европейского суда являются английский и французский, но написать жалобу можно на русском языке.

Европейский суд может освободить гражданина от оплаты юридической помощи, а также компенсировать его расходы на проезд, проживание и иные расходы его и его представителя, если будет установлено, что заявитель не располагает необходимыми для этого средствами.

Структурой Суда предусмотрено создание трех типов органов: комитетов, Палат и Большой Палаты.[3]

Первоначально в соответствии со ст.19 Конвенции были созданы Европейская комиссия и Суд по правам человека. В 1998 году Протоколом №11 к Конвенции Комиссия была упразднена для упрочения независимости Суда и его судебных функций, а также большой его перегруженностью. Теперь единственным органом правосудия становится Суд. Парламентская Ассамблея Совета Европы, Согласно Протоколу N 14 Европейской конвенции, на девятилетний срок из списка трех кандидатур, выдвигаемых каждым государством. Судьи имеют право быть переизбранными на один последующий срок. Отстранении судьи от должности возможно только в том случае если двумя третями голосов остальными судьями было принято решение о несоответствии.

На пленарных заседаниях Европейского суда избираются Председатель, один или два заместителя Председателя и два председателя секций сроком на три года; принимаются также Правила процедуры Суда и избирается руководитель секретариата и его заместители. На пленарных заседаниях рассматриваются и другие вопросы, касающиеся организации и деятельности Европейского суда,

После того, как Суд объявляет о принятии жалобы, наступает очередь рассмотрения принятого к судопроизводству дела с представителями сторон. Суд может также по своему усмотрению осуществить, если это необходимо, собственное расследование. Если Суд примет решение о проведение расследования, то для этого заинтересованные государства «создают все необходимые условия[4]».

За исключением «исключительных обстоятельств»[5], все заседания Суда являются открытыми. При любых обстоятельствах все постановления подлежат публикации. От Суда не требуется выносить единодушное решение, и каждый судья может изложить свое мнение, которое публикуется наряду с мнением большинства.

Также предусмотрено заключение мирового соглашения «на любой стадии производства по делу. В своем решении Суд дает лишь краткое изложение фактов и достигнутого разрешения спора. Это решение направляется Комитету Министров, «который осуществляет надзор за выполнением условий мирового соглашения, как они изложены в решении»[6].

Третьей возможной процедурой при рассмотрении дела по существу является объявление жалобы неприемлемой, поданную в соответствии со Статьей 34, или ее исключение «из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы»[7]. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

Организационно Европейский суд подразделяется на пять секций, формируемых на трехлетний срок. Состав секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать при этом различные правовые системы государств — участников Конвенции. Каждую секцию возглавляет председатель. В рамках каждой секции на срок 12 месяцев формируются комитеты из числа трех судей. Комитет — важный элемент структуры Европейского суда, поскольку на них возложена значительная часть работы по отбору дел и, при наличии прецедентов, принятия предварительного решения по делу. Из числа членов каждой секции образуются палаты в составе семи судей. Члены палаты назначаются в алфавитном порядке по названию страны, руководствуясь принципом ротации. По каждому делу в состав палаты входят председатель секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной (ответчиком) в деле. Если такой судья не является членом секции, то он заседает в качестве члена палаты ex officio. Палаты занимают центральное место в системе структурных подразделений Европейского суда, поскольку именно они рассматривают преимущественную часть дел и разрабатывают по ним правовые позиции (прецеденты).

Большая палата состоит из семнадцати судей и образуется сроком на три года. В ее состав ex officio входят Председатель Суда, его заместители и председатели секций, а также по очереди две группы судей, сформированные таким образом, чтобы их состав был по возможности географически сбалансирован и отражал различные правовые системы государств — участников Конвенции. Большая палата разбирает дела по межгосударственным и индивидуальным жалобам в тех случаях, когда палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию[8]. Такое чаще всего происходит, если разбираемое дело затрагивает серьезный вопрос, например сложные вопросы права, не отраженные в существующей судебной практике Европейского суда, или если решение вопроса может войти в противоречие с существующей судебной практикой. Кроме того, в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле с просьбой о передаче его на рассмотрение Большой палаты. Наконец, Большая палата созывается для рассмотрения просьбы, подаваемой в соответствии со ст. 47 Конвенции, о вынесении консультативного заключения.

3.1. Основные принципы судопроизводства в Европейском суде.

Основными контрольными органами, созданными Европейской конвенцией, являются Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В системе контроля европейской конвенции функции Комиссии предполагают, что она выступает как бы фильтром на пути индивидуальных сообщений в Европейский Суд.

Слушания носят открытый характер, кроме случаев, когда,в силу исключительных обстоятельств Палата примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

Пресса или публика могут не допускаться на слушания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

После регистрации жалобы, доступ ко всем документам, переданным на хранение в Секретариат, за исключением приобщенных к делу в рамках переговоров о дружественном урегулировании является открытым, кроме случаев, когда Председатель Палаты, по основаниям, изложенным в пункте 2 данного правила, примет иное решение либо по своей инициативе, либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица.

Любое требование о соблюдении конфиденциальности, выдвинутое должно быть мотивированным и указывать, следует ли полностью или частично закрыть доступ к слушанию или, в зависимости от обстоятельств, документам.Правило 33 Регламента Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда»

Официальными языками Суда являются английский и французский.

До принятия решения о приемлемости жалобы всякое общение с заявителями, или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть, если не на одном из официальных языков Суда, то на одном из официальных языков государств-участников Конвенции.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога со строительства дома

После объявления дела приемлемым или в связи со слушаниями, всякое общение с такими заявителями или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не даст разрешение продолжить использование официального языка государства-участника Конвенции.

Всякое общение с государствами-участниками Конвенции или третьими сторонами, а также их состязательные бумаги должны быть на одном из официальных языков Суда. Председатель Палаты может разрешить использование языка, не являющегося официальным.

Если такое разрешение предоставлено, сторона, которая обратилась с подобной просьбой, несет ответственность за обеспечение устного или письменного перевода на английский или французский языки устных доводов или сделанных письменных заявлений.

Председатель Палаты может предложить, чтобы государство-ответчик обеспечило перевод своих письменных материалов, представленных на официальном или одном из официальных языков этого государства, с целью способствовать пониманию этих материалов заявителем.

Любой свидетель, эксперт или иное лицо может выступать в Суде на своем родном языке, если он или она в недостаточной степени владеет одним из двух официальных языков. В этом случае Секретарь принимает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода.Правило 34 Регламента Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда»

1.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступившая в действие с 3 сентября 1953г. провозгласила основные права, и свободы человека, разработала механизм их защиты.

Изначально механизм состоял из трех органов которые отвечали за соблюдение обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

1 ноября 1998 года, вступивший в силу Протокол № 11, заменил Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека, единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Он находится во Дворце прав и свобод человека в Страсбурге (Франция), рядом расположен совет Европы.

Первоначально все жалобы, которые были поданы индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, предварительно рассматривались Европейской комиссией по правам человека. Комиссия устанавливала их приемлемость, затем передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не было передано в Суд, то решение принимал Комитет министров.

Основная цель Европейского суда — обеспечивать обязательное соблюдение и исполнение норм Конвенции государствами-участниками. Суд решает эту задачу методом рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых на основе индивидуальных жалоб, заявленных физическими лицами, группой лиц или неправительственной организацией. Жалобу на нарушение Конвенции может, также, подать государство — член Совета Европы на другого члена — государства.

Европейский Суд, начав свою деятельность в 1959 году, к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, большинством из которых являлись жалобы граждан.

После того, как Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию то все лица, находящиеся под ее юрисдикцией, могут обращаться в Европейский суд, если считают, что их права были нарушенными. Это подтверждается статьей 46 (ч.3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Признание юрисдикции Европейского Суда, ратификация Конвенции, означает, что деятельность всех российских органов государственной власти, их решения и применяемые процедуры не должны противоречить положениям Конвенции, такт как в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции, поэтому он не: полномочен отменить решение, которое вынес орган государственной власти или национальный суд; не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики; не может дать распоряжение о мерах, имеющих юридическое последствия. Европейский Суд рассматривает только конкретные жалобы, для того, чтобы выявить, действительно ли было допущено нарушение требований Конвенции. Тем не менее, Европейский суд имеет право присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации морального вреда (материального ущерба), а также возмещения стороне, выйгравшей дело, всех расходов и издержек.

Многолетняя практика Европейского суда показывает, что за все время его работы не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. Устав Совета Европы показывает, что неисполнение решений может привести к приостановлению членства государства и исключению состава Совета Европы.

Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который следит за своевременной выплатой денежной компенсации, и затем как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными, расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.

Глава 18. Производство в Европейском суде по правам человека

Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее также — Европейская Конвенция, Конвенция) была разработана Советом Европы, была открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 г. и вступила в силу в сентябре 1953 г.

Опираясь на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г., авторы Конвенции стремились достичь целей Совета Европы путем защиты и развития прав человека и основных свобод. Конвенция стала первым шагом на пути коллективного осуществления некоторых прав, закрепленных во Всеобщей декларации.

Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — наличие реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать ее при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

В действующей редакции Конвенции содержится 59 статей. Она состоит из введения и трех разделов. Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы «составляют единое целое».

В первом разделе Конвенции «Права и свободы» (ст.ст. 2-18) перечислены права и свободы, охраняемые данной Конвенцией (это нормы материального права):

а) право на жизнь (ст. 2);

Читайте так же:  Передается ли долг по квартире несовершеннолетним детям

б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст. 3);

в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);

г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);

д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);

е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);

ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);

з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);

и) свободу выражения мнения (ст. 10);

к) свободу ассоциаций (ст. 11);

л) право на вступление в брак (ст. 12);

м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);

н) запрет дискриминации (ст. 14).

Протокол N 1 к Конвенции предусматривает:

а) защиту собственности (ст. 1);

б) право на образование (ст. 2);

в) право на свободные выборы (ст. 3).

а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1);

б) свободу передвижения (ст. 2);

в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3);

г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).

Протокол N 6 включает отмену смертной казни (ст. 1).

а) возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст. 1);

б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2);

в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3);

г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4);

д) равноправие супругов (ст. 5).

В Конвенции не только провозглашены некоторые гражданские и политические права и свободы, но и предусмотрен механизм обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции*(176).

Контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую комиссию по правам человека (учреждена в 1954 г.), Европейский суд по правам человека (учрежден в 1959 г.) и Комитет министров Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств-участников или их представителей.

Раздел 2 Конвенции «Европейский суд по правам человека» (ст.ст. 19-51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила, то есть — норм процессуального права.

В разделе 3 Конвенции «Различные положения» (ст.ст. 52-59) содержатся нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции — это положения технического характера, касающиеся, например, порядка денонсации Конвенции, порядка совершения оговорок и т.п.

Конвенция дополнялась и изменялась следующими Протоколами:

— Протокол N 1 (1952 г.);

[2]

— Протокол N 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;

— Протокол N 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол N 1»;

— Протокол N 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;

— Протокол N 7 (1984 г.);

— Протокол N 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией»*(177);

— Протокол N 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Конвенции);

— Протокол N 15 (2016 г.);

Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г. (за исключением протоколов N 6, 12 *(178), 13 к Конвенции; протокол N 14 был ратифицирован Россией в 2010 г.; 14.03.2017 Президент РФ внес в Государственную Думу РФ на ратификацию протокол N 15).

Обратим внимание, что Протокол N 15 к Конвенции:

— сокращает с 6-ти до 4-х месяцев срок на обращение с жалобами в Европейский Суд по правам человека;

— упрощает новый критерий приемлемости жалоб, введенный Протоколом N 14 к Конвенции, — согласно которому ЕСПЧ объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если он сочтет, что заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом, — исключая из него это самое условие;

— разрешает Палатам уступать свою юрисдикцию в пользу Большой Палаты вне зависимости от возможных возражений сторон разбирательства;

— включает в преамбулу Конвенции указание на принцип субсидиарности, согласно которому государства несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и пользуются при этом свободой усмотрения, надзор в отношении реализации которой осуществляется Европейским Судом по правам человека;

— вводит ограничение на возраст кандидатов в Судьи ЕСПЧ — 65 лет (в настоящее время — 70 лет).

Вместе с тем, стоит заметить, что для вступления Протокола в силу необходимо, чтобы его ратифицировали все государства — члены Европейской Конвенции (сейчас их 47), и после этого прошло еще 3 месяца. Положение об ограничении срока на обращение с жалобой в Европейский Суд по правам человека вступит в силу еще позже — по прошествии 6 месяцев со дня вступления в силу самого Протокола N 15 к Конвенции, которым, в свою очередь, станет первый день месяца, следующего по истечении трехмесячного срока, считая с даты, на которую все Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции выразят свое согласие быть связанными Протоколом. При этом положения Протокола N 15 к Конвенции, касающиеся ограничения срока на обращение с жалобой в ЕСПЧ, не будут иметь обратной силы, то есть не будут применяться к жалобам, в отношении которых окончательное решение по делу в смысле п. 1 ст. 35 Конвенции (см. ниже, п. 18.2 настоящего пособия) было вынесено до дня вступления этих положений (не самого Протокола N 15, а именно этих его положений) в силу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 206 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  2. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
  5. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Общая характеристика стадий производства в европейском суде по правам человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here