Обжалование предписаний роспотребнадзора через адвоката

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Обжалование предписаний роспотребнадзора через адвоката". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Обжалование результатов проверки Роспотребнадзора

Обжалование результатов проверки Роспотребнадзора

Если проверяемое лицо не согласно с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным Роспотребнадзором предписанием, оно вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю органа Роспотребнадзора, назначившего проверку (или вышестоящего), или сразу в суд (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 82 Регламента N 764*(1)). Кроме того, если по результатам проверки лицо привлечено к административной ответственности, оно также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 89 Регламента N 764).

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ фиксирует лишь фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, вследствие чего протокол отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О).

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган Роспотребнадзора или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

[3]

Жалоба (возражение) проверенного лица на действия (бездействие) и решения должностного лица, проводившего проверку, на акт проверки, на предписание подается в орган Роспотребнадзора в письменной форме (п. 82 Регламента N 764). К такому возражению целесообразно приложить документы, обосновывающие доводы жалобы. Такие жалоба и документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Срок досудебного обжалования результатов проверки установлен в 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 82 Регламента N 764).

Поступившая жалоба подлежит обязательной регистрации. Решение по поданной жалобе принимается в течение одного — двух месяцев (п. 87 Регламента N 764). Какие это могут быть решения?

— действия должностного лица Роспотребнадзора, нарушившие права заявителя, признаются незаконными и указываются способы устранения таких нарушений;

— результаты проверки отменяются полностью (если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);

[2]

— жалоба оставляется без удовлетворения (п. 88 Регламента N 764).

На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемых документов не приостанавливается (для федерального санитарно-эпидемиологического надзора это прямо предусмотрено (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ), для остальных — предполагается).

Полученное решение может быть обжаловано в суд.

Помимо выдачи предписания, Роспотребнадзор принимает меры по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушении обязательных требований. Для этого Роспотребнадзор составляет протокол об административном правонарушении. Этот протокол передается для рассмотрения и принятия решения: либо в суд, либо главному государственному санитарному врачу (заместителю)*(2). В суд передаются протоколы по делам, которые:

— неподведомственны Роспотребнадзору (но по ним Роспотребнадзор вправе составлять протоколы),

— подведомственны Роспотребнадзору (т.е. перечислены в ст.ст. 23.13 и 23.49 КоАП РФ), но Роспотребнадзор желал бы применения к виновному конфискацию, дисквалификацию или административное приостановление деятельности (ч. 1 ст. 3.7, ч. 1 ст. 3.11, ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Главный государственный санитарный врач (его заместитель) выносит постановление о назначении административного наказания. Оно может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган Роспотребнадзора в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба на постановление должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Принятое решение по жалобе на постановление может быть обжаловано в арбитражный суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Обжалование акта проверки

Обжаловать в суде акт проверки не имеет смысла, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом (не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого они изданы, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определённых правовых последствий, носит информационный характер, констатирует результаты проверки). Производство по указанным заявлениям суд прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2013 N Ф04-2527/13, ФАС Дальневосточного округа от 26.03.2014 N Ф03-907/14).

Гораздо более эффективно судебное обжалование предписаний, выданных Роспотребнадзором. Обращаться в суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в Роспотребнадзор в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Исключение предусмотрено для предписаний, выданных Роспотребнадзором в области защиты прав потребителей. Исполнение таких предписаний, в случае их обжалования в арбитражный суд, приостанавливается автоматически на весь срок разбирательства (п. 5.1 ст. 40 ЗЗПП).

Обжалование осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа Роспотребнадзора, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ). При подаче этого заявления уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей — для физических лиц и 3000 рублей — для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Читайте так же:  Можно ли объединить два кредита в сбербанке

Роспотребнадзор будет обязан доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Обжалование постановления Роспотребнадзора о
назначении административного наказания

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).

Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на такое постановление поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП).

Жалоба на постановление рассматривается судом в двухмесячный срок (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ, ст. 210 АПК РФ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют постановление Роспотребнадзора о назначении административного наказания по большинству составов в арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) по правилам, установленным статьями 207 — 211 АПК РФ. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (см. решение Верховного Суда Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013).

Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», также см. постановления ВС РФ от 01.10.2014 N 304-АД14-841, от 29.09.2014 N 303-АД14-450). В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3 — 6.7, 6.24, 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2014 N Ф08-7301/14, АС Уральского округа от 26.09.2014 N Ф09-6575/14, АС Московского округа от 02.10.2014 N Ф05-10463/14, АС Поволжского округа от 06.08.2014 N Ф06-13476/13, ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2013 N Ф07-4182/13).

Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящий арбитражный (апелляционный) суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).

Обжалование решения арбитражного апелляционного суда (т.е. обжалование в кассационном порядке) обставлено существенными ограничениями. Безусловно можно обжаловать судебный акт, если сумма назначенного административного штрафа превышает 100 000 рублей для организаций (для физлиц — 5 000 рублей) (ч. 4.1 ст. 206 АПК РФ). Если сумма штрафа меньше, то кассационное обжалование возможно только по безусловным основаниям отмены решения (см. ч. 4 ст. 288 АПК РФ, например, рассмотрение дела в незаконном составе суда, нарушение тайны совещания судей и пр.). Таким образом, назначение штрафа в размере 100 000 рублей или меньше практически автоматом приводит к невозможности его обжалования в арбитражном суде округа.

Сведения и об обжаловании проверки, и о результатах этого обжалования будут внесены в Единый реестр проверок (пп. «е», «ж» п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415) не позднее пяти рабочих дней со дня поступления такой информации в Роспотребнадзор (п. 20 указанных Правил).

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее — Регламент N 764).

*(2) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. «а» п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. «а», «в», «г» п. 8 Положения N 476).

Обжалование предписаний Роспотребнадзора через адвоката

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Коллеги добрый вечер!
Скажите, кто то сталкивался с обжалованием сразу нескольких предписаний в одном заявлении об обжаловании?
препятствий нет, как мне видится.
Сроки обжаловании всех предписаний не истекли, орган их выдавший один, предприятия одно и тоже, местность одна и та же.
Только с гос.пошлиной не пойму, могут сказать, что за каждое предписание платить нужно!!

Читайте так же:  Фсс возмещает расходы на медосмотр

Ситуация просто получилась следующая:
Жил.инспекция провела проверку, выдала предписания, все в рамках трех месяцев.
Суть — устранение нарушений ЖК РФ в разных домах ,которые обслуживает одна и та же управляющая компания.
До истечения срока устранения нарушений по этим предписаниям ДОМА расторгли договора на ком.услуги с управляющей компанией и все. Теперь управляющая компания НЕ ИМЕЕТ возможности устранить нарушения, т.е. произвести перерасчет за ком.услуги, т.к. не обслуживает больше эти дома.
А предписания то есть! Вот хочу их отменить. Что подскажите?

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 г. N 03АП-3789/14

г. Красноярск
05 сентября 2014 г. Дело N А33-3093/2014

Резолютивная часть постановления объявлена «01» сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен «05» сентября 2014 года.

Обжалование предписания государственного органа

Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).

1. Порядок обжалования предписания.

Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.

В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:

1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности

2.предписание не соответствует закону или иному НПА

Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).

К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.

2.Срок обжалования предписания.

Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.

В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.

Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.

3. Госпошлина за обжалование предписания.

В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.

Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.

4.Образец обжалования предписания.

В Арбитражный суд

(наименование, адрес местонахождения)

(наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

«__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.

Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.

Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.

На основании изложенного,

Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.

Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов , которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.

Квитанция оплаты госпошлины.

Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.

Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).

[1]

Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.

Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление

«__»_________2013 г. подпись

Видео (кликните для воспроизведения).

В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.

5.Заключение

В указанном в настоящей статье порядке происходит:

— обжалование предписания трудовой инспекции

— обжалование предписания пожарного надзора

— обжалование предписания жилищной инспекции

— обжалование предписания роспотребнадзора

— обжалование предписания гибдд

— обжалование предписания фас

-обжалование предписания гжи

-обжалование предписания гпн

-обжалование предписания мчс

— обжалование предписания ростехнадзора

Если после прочтения статьи у Вас возникли дополнительные вопросы или Вам необходима помощь в обжаловании предписания органа контроля (надзора), позвоните нам по номеру (812) 98-332-98 и мы обязательно Вам поможем. Так же вы можете прислать нам письмо на эл.почту: [email protected]

Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.

Обжалование решений Роспотребнадзора

Каждое юридическое лицо вправе обжаловать решение Роспотребнадзора, принятое на основании результатов проверки организации. На первом этапе предпринимателю рекомендуется ознакомиться с соответствующими нормативами, которые регулируют взаимоотношения между надзорным органом и компаниями. Действующее законодательство предусматривает ряд возможностей, обеспечивающих защиту прав и интересов предпринимателей в случаях, если те не согласны с решением Роспотребнадзора.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» готовы оказать всестороннюю помощь по обжалованию подобных решений. Мы защищаем интересы наших клиентов при урегулировании вопроса во внесудебном и административном порядке. Также юристы принимают участие в судебных разбирательствах.

Читайте так же:  Образец разрешения от родителей на покупку автомобиля в гибдд

Надзорная проверка

Роспотребнадзор осуществляется контроль за деятельностью юридических лиц в виде:

  • камеральной (документальной) или выездной проверки;
  • плановой и внеплановой проверки.

Согласно закону, плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года. О внеплановом выезде в компанию сотрудники Роспотребнадзора обязаны уведомить предпринимателя не позднее, чем за 24 часа до начала инспекции.

Данные мероприятия проводятся при соблюдении одного из следующих условий:

  • истек срок предписания;
  • в адрес Роспотребнадзора поступила жалоба на предпринимателя от физических или юридических лиц, госорганов.

Внеплановая проверка проводится при условии предварительного согласования ее с местной прокуратурой. Последняя должна выдать особо разрешение на внеочередную инспекцию.

Любые ошибки, совершенные сотрудниками Роспотребнадзора в ходе проверки, являются прямым нарушением законодательства, что приводит к отмене итоговых результатов: они признаются необоснованными.

Камеральная (документальная) инспекция не предусматривает выезд специалистов надзорного органа по месту нахождения компании. Предприниматель должен отправить в местное отделение Роспотребнадзора определенную информацию. В ходе выездной проверки исследованию и оценке подвергаются документы, условия работы, продукция компании и оборудование, используемое при выпуске изделий.

Вне зависимости от типа проведенной инспекции специалист надзорного органа должен сделать соответствующую отметку в журнале учета и составить акт.

В течение 15 дней по окончании проверки предприниматель имеет право обратиться непосредственно к руководителю местного отделения Роспотребнадзора с жалобой на вынесенное решение. Ответ из надзорного органа должен быть выдан не позднее, чем через 30 дней с момента обращения представителя компании. Важно отметить, что, согласно юридической практике, руководство Роспотребнадзора принимает точку зрения предпринимателя только в случаях, когда выявлены достаточно грубые нарушения в результатах проверки.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» рекомендуют в подобных случаях дождаться мотивированного решения органа надзора, после чего обратиться с этим документом с суд.

Меры воздействия на предпринимателя

Закон наделяет Роспотребнадзор большим перечнем полномочий по оказанию воздействия на юридические лица. К основным мерам, которые орган может применить в отношении предпринимателей, относятся:

  1. Возбуждение дела по главам 24-29 КоАП. Предприниматель получает соответствующее постановление в отделении органа, расположенном по месту нахождения юрлица. В данном документе отражены штрафные санкции, наложенные на компанию.
  2. Выдача предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. В документе содержится срок, в течение которого предприниматель должен их исправить.
  3. Составление протокола, на основании которого выносится временный запрет на ведение коммерческой деятельности. Запрет вводится с целью обеспечения мер административного характера. Данный запрет снимается после того, как соответствующее постановление вступает в законную силу.
  4. Подача искового заявления в суд с требованием приостановить коммерческую деятельность юрлица. К этой мере надзорный орган прибегает в случаях неоднократного нарушения законов и неисполнения ранних предписаний.

Способы обжалования решения

Обжаловать решение Роспотребнадзора можно посредством обращения в вышестоящие органы или суд. В заявлении предприниматель должен указать, какие нарушения были допущены в ходе проверки, обязательно ссылаясь на процессуальные нормы и нормы материального права. Особое внимание необходимо уделять следующим обстоятельствам:

  • неверное толкование действующих законодательных норм;
  • применение несуществующих норм в отношении юрлица;
  • иные недочеты, выявленные в итоговом отчете.

Рассмотрение жалобы, поступившей в отношении Роспотребнадзора, осуществляется в арбитражных судах. Предприниматель может обжаловать одновременно все решения надзорного органа.

Юристы адвокатского бюро «Честь и Закон» предлагают свои услуги по защите интересов и законных прав предпринимателей в спорах с Роспотребнадзором.

Как правильно произвести обжалование предписания и решения Роспотребнадзора

Обжаловать предписание Роспотребнадзора достаточно проблематично, ввиду того что данный орган имеет неограниченные полномочия и курирует столь важную сферу, как безопасность жизни и здоровья потребителя. Однако выполнить процесс вполне реально главное соблюсти все требования и правила.

Нормативное регулирование

Уполномочен орган проводить контрольные проверки и выносить предписания на основании законодательного акта от 2012 года № 764.

Предписание согласно законодательным актам – это приложение к основному акту об итогах проверки. Составляются оба документов в 3-дневный срок по окончанию проверки. Обычно в нем выставляются требования к исправлению недочетов и указываются сроки для их исполнения, которые важно соблюсти, так как в противном случае будет штраф за неисполнение предписания.

В свою очередь при неправомерных действиях сотрудников органа, юридические лица и предприниматели вправе действовать на основании ФЗ № 294 от 2008 года относительно защиты прав лиц, подвергающихся проверке государственными органами.

Обжалование предписания и прочих актов Роспотребнадзора

Предписание – документ, наделенный юридической силой и просто не исполнение прописанных в нем требований, не допускается. Но при этом можно попытаться его обжаловать, если существуют хотя бы малейшие доказательства неправомерности действий сотрудников органа.

Оснований для составления иска может быть несколько:

  • несогласие с установленными документом ограничениями;
  • издание предписания с грубыми нарушениями;
  • на момент проведения проверки и выдачи предписания проводились изменения в деятельности предприятия;
  • предписание накладывает на нарушителя незаконные обязанности или препятствует его экономической и коммерческой деятельности.

Сроки и особенности

Обжаловать предписание необходимо в течение 3 месяцев с момента его вынесения. Но при этом следует помнить, что согласно законодательству, срок жалования вышестоящему органу не установлен, это указывает на то, что пропуск срока не лишает возможности истца жаловаться, необходимо только обосновать этот момент.

Подавать иск нужно по месту расположения организации или отдела Роспотребнадзора, проводившего проверку.

Любое действие органа можно обжаловать с соблюдением требований законодательства. Весь процесс начинается с подготовительного этапа и досудебного порядка.

Также необходимо подготовить документы для обжалования:

  • заявление с соблюдение требований к претензии/иску;
  • удостоверение личности;
  • документы на право заниматься коммерческой деятельностью;
  • копия предписания.

Досудебная

Перед принятием кардинальных решений – обращением в суд, можно попытаться решить вопрос частным путем – официальное заявление в Роспотребнадзор. Такой вариант дает возможность решить недопонимания в досудебном порядке.

В претензии следует указать, что именно для заявителя является неправомерным. При этом она должна составляться согласно требованиям:

  • наименование органа обращения заявителя;
  • реквизиты предписания;
  • указание на конкретные нарушения прав заявителя, по причине которых не исполняются требования органа.

Если на заявление в течение 14 дней с момента его подачи, согласно законодательству, не поступит ответ, тогда остается иск в суд.

Читайте так же:  Взыскание долга с физического лица по расписке

Постановлением Пленума ВС РФ от 2009 года №2 бизнесмен наделен правом обращаться в суд на действия Роспотребнадзора, как и другого контролирующего государственного органа. Важно: заявление подается в арбитражный суд.

Ст. 209 АПК РФ обозначает, что формирование заявления в суд должно осуществляться с учетом требований и норм. Согласно данному акту иск должен соответствовать требованиям ст. 125 настоящего Кодекса и содержать следующие пункты:

  • название судебного органа с полным указанием места положения;
  • реквизиты постановления или предписания, относительно которого происходит обращение;
  • обозначить права и интересы заявителя, нарушенные проверяющими;
  • требования заявителя;
  • законодательные акты, на основании которых он обращается.

К заявлению необходимо приложить все документы и их копии, являющиеся подтверждением личности обращающегося и наличия предписания.

Кроме этого следует помнить, что при подаче иска относительно обжалования предписания государственного органа нужно уплатить госпошлину, размер которой соответствует статусу заявителя:

  • для физлица – 200 рублей;
  • для предприятия – 2 000 рублей.

Судебная практика

На практике существует много примеров принятых положительных решений относительно удовлетворения жалоб на действия Роспотребнадзора.
  • Например, в 2012 году жительница Москвы пожаловалась на Роспотребнадзор из-за неправомерных действий его сотрудников. Они выдали ей постановление в отказе рассмотрения жалобы в отношении действий банка.
  • Истец обратился в банк относительно кредитования на 100 000 рублей, тот в свою очередь навязал ей услугу защиты от финансовых рисков и на руки выдал только 80 000 рублей. В процессе жалобы в Роспотребнадзор, заявительница получила отказ в ее рассмотрении, так как не приложила доказательства и получила предписание исправить этот недочет, что якобы не соответствует требованиям Роспотребнадзора к подобным случаям.
  • После рассмотрения данного дела суд принял решение, что нет необходимости прикладывать доказательства к претензии и удовлетворил иск заявительницы.

Оспорить предписание Роспотребнадзора, как и прочих контролирующих органов вправе любой гражданин, чьи интересы были нарушены, но при этом важно соблюсти процедуру подачи и составления иска.

Как отменить решение о нежелательности пребывания, вынесенное Роспотребнадзором, смотрите в этом видео:

Предписание от Роспотребнадзора: должна ли ему предшествовать проверка?

В марте текущего года предметом рассмотрения Экономической коллегии ВС РФ стало дело о признании незаконным предписания Роспотребнадзора об устранении нарушения санитарного законодательства. Предписание было вынесено без проведения проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Несмотря на то, что суды трех нижестоящих инстанций сочли предписание законным, Экономическая коллегия ВС РФ заняла прямо противоположную позицию (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 марта 2015 г. № 309-КГ14-7461).

Действительно, у Роспотребнадзора есть право выносить предписание об устранении таких нарушений (п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; далее – Закон № 52-ФЗ). Однако вопрос о том, является ли данное полномочие самостоятельной формой государственного санитарно-эпидемиологического надзора или же частью процедуры проверки в рамках Закона № 294, остается спорным. Мы рассмотрели аргументы судов всех инстанций в этом деле, а также обобщили позиции других арбитражных судов по схожим спорам.

КРАТКО

Требование заявителя: Признать незаконным предписание Роспотребнадзора об устранении нарушения санитарного законодательства, поскольку оно выдано без проведения проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ.

Суд решил: Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований является незаконным, поскольку не могло быть выдано вне процедуры проверки предусмотренной Законом № 294-ФЗ.

В территориальный орган Роспотребнадзора поступила жалоба гражданина на повышенный уровень шума от работы дробильно-сортировочного комплекса рядом с жилым домом. Ведомство вынесло предписание о проведении экспертизы уровней шумового воздействия данного предприятия силами аккредитованного федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ).

По результатам экспертизы было установлено, что уровень звука не соответствуют нормативным величинам. При этом уровень шума измерялся на дороге рядом с жилым домом, в котором проживает гражданин, то есть без проведения выездной проверки и какого-либо иного взаимодействия ведомства или ФБУЗ с самим предприятием. В итоге Роспотребнадзором было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Предприятие с предписанием не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании документа незаконным, считая, что имела место внеплановая выездная проверка. Соответственно, по мнению заявителя, ведомство обязано было издать приказ (распоряжение) о проведении проверки, получить согласование прокуратуры и составить акт по итогам проверки (ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ), чего сделано не было.

Роспотребнадзор, в свою очередь, указал, что Закон № 294-ФЗ не распространяется на проверки, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующих органов и проверяемых лиц и на последних не возлагается обязанность по предоставлению информации и исполнению требований контролирующего органа (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). В связи с этим, по его мнению, предписание могло быть вынесено без проведения проверки.

Первая инстанция, апелляция, кассация

Суды первых трех инстанций приняли аргумент Роспотребнадзора, указав, что надзорные функции могут быть реализованы ведомством не только в форме проверок, но и в иных предусмотренных законом формах. Так, порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается Роспотребнадзором. При этом могут проводиться как должностными лицами самого ведомства, так и по его предписанию аккредитованными организациями (п. 1ст. 42, подп. 4 п. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ).

Основаниями для подобных мероприятий могут быть в том числе предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Также они могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государственной власти (п. 4 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок). При выявлении нарушения санитарного законодательства инспекторы Роспотребнадзора, могут выдавать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ).

Читайте так же:  Перечисление алиментов на счет ребенка судебная практика

В связи с этим, по мнению судов, достаточным основанием для вынесения в адрес предприятия предписания явилось установленное Роспотребнадзором нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Поскольку это было сделано только на основании данных лабораторных испытаний, без проведения проверки, то довод общества о нарушении Закона № 294-ФЗ был отклонен, а предписание признано законным всеми тремя инстанциями (решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2014г. по делу № А60-48527/2013; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2014 г. № 17АП-4863/14 по делу № А60-48527/2013; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2014 г. № Ф09-6115/14 по делу № А60-48527/2013).

Экономическая коллегия ВС РФ

Экономическая коллегия ВС РФ заняла противоположную позицию. Экспертизы и расследования, по ее мнению, являются частью санитарно-эпидемиологического надзора, который проводится только в рамках Закона № 294-ФЗ, а значит, в форме проверок.

Как отметил Суд, при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона № 52-ФЗ). Исключением являются случаи проведения административного расследования, расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и другие (ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Как отметил Суд, порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам проведения проверок также установлен Законом № 294-ФЗ (ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Однако проверка в соответствии с этим законом не проводилась, и обстоятельств, исключающих его применение, не имелось.

«Суды пришли к ошибочным выводам о том, что предприятию могло быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований вне процедуры проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ», – говорится в Определении Экономической коллегии ВС РФ.

В итоге действия Роспотребнадзора были отнесены к грубым нарушениям законодательства о государственном контроле (надзоре) (п. 2, п. 4, п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Предписание было признано недействительным на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Практика рассмотрения схожих дел

Стоит отметить, что рассмотренный случай является довольно редким. Обычно Роспотребнадзор по такого рода жалобам граждан проводит административное расследование и выдает предписание по его итогам. Казалось бы, в данном случае позиция ведомства непоколебима – ведь при проведении административного расследования Закон № 294-ФЗ не применяется (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ) Соответственно, и соблюдать предусмотренные им процедуры не нужно.

Однако и в таких случаях не все однозначно. Ряд судов придерживаются позиции, похожей на изложенную Экономической коллегией ВС РФ: предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства может выдаваться исключительно в рамках Закона № 294-ФЗ. Несмотря на то, что п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ предусматривает право Роспотребнадзора выдавать предписание, этот нормативный акт не устанавливает порядок его выдачи. По мнению судов, предписание как документ, содержащий властные указания и являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдан произвольно.

Поскольку к отношениям, связанным с осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона № 52-ФЗ), то порядок выдачи предписания в данном случае установлен именно этим документом. Однако поскольку в ходе проведения административных расследований Закон № 294-ФЗ не действует, то должен применяться КоАП РФ. Проблема только в том, что выдачу такого документа, как предписание, он не предусматривает в принципе.

«Из содержания изложенных норм права следует, что предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований может быть выдано административным органом только по результатам проверки, проведенной в порядке Закона № 294-ФЗ», – делают вывод суды.

Однако другие арбитражные суды, руководствуясь этими же нормами, напротив, считают, что выдача Роспотребнадзором предписания по результатам административного расследования, не противоречит ни КоАП РФ, ни Закону № 294-ФЗ, ни Закону № 52-ФЗ. Их позиция схожа с подходом первых трех инстанций в рассмотренном выше деле: проведение проверок и выдача предписаний отнесены к различным формам исполнения ведомством функции федерального государственного надзора санитарного надзора.

В случае реализации этих функций посредством проведения проверки деятельность Роспотребнадзора регламентируется, в том числе, положениями Закона № 294-ФЗ. Однако предусмотренное в нем право выдать по итогам проверки обязательное к исполнению предписание (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ) не говорит о том, что предписание может выдаваться исключительно в таком порядке.

«Осуществление органами Роспотребнадзора государственного надзора в форме выдачи предписания нормативно не обусловлено необходимостью осуществления этими органами проверки», – отмечается в судебных актах.

Таким образом, вопрос законности выдачи предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства вне рамок Закона № 294-ФЗ по-прежнему до конца не разрешен. Экономическая коллегия ВС РФ рассмотрела только случай выдачи предписания по результатам экспертизы и не касалась проведения административного расследования. Однако ее определение сформулировано все-таки в логике той группы судов, которые не допускают выдачу предписаний без соблюдения процедуры, предусмотренной Законом № 294-ФЗ. Это, возможно, отразится на практике рассмотрения таких споров судами, занимающих противоположную точку зрения.

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  2. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  4. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
Обжалование предписаний роспотребнадзора через адвоката
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here