Порядок применения льгот особенностей налогообложения

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Порядок применения льгот особенностей налогообложения". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

20. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия — это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

• на постоянной основе и на ограниченный срок;

• как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки — это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

• лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); • общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты — это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

• снижение ставки налога;

• вычет из налогового оклада (валового налога);

• отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

• возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

• зачет ранее уплаченного налога;

• целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия «законодательство о налогах и сборах» оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся льготами в соответствии с настоящим Законом, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 г. N 24 часть 2 статьи 13 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Налогоплательщики, имеющие право на применение установленных настоящим законом налоговых льгот на день вступления в силу закона, предусматривающего отмену данных льгот, установление новых обязанностей или иным образом ухудшающего положение налогоплательщиков, применяют налоговые льготы без учета положений этого закона до окончания периода, на который они были предоставлены. Данный порядок предоставления льгот не применяется в том случае, если нормы, устанавливающие налоговые льготы, признаются утратившими силу в соответствии с Налоговым кодексом.

3. В случае если установленные настоящим Законом порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

4. Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим законом, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик должен их зарегистрировать.

Для регистрации льгот налогоплательщик обязан в сроки, установленные для представления налоговых деклараций по налогам (расчетов авансовых платежей), предоставлять сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения льготы.

[1]

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации льгот определяются органом исполнительной власти края, уполномоченным в области финансов.

>
Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 7.3. Основания, порядок и условия применения налоговых льгот

Статья 7.3. Основания, порядок и условия применения налоговых льгот

1. Применение налоговых льгот осуществляется при:

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 3 мая 2012 г. N 204-ОЗ подпункт а) пункта 1 статьи 7.3 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

Читайте так же:  Отказ одной из сторон выполнять договор

а) отсутствии недоимки по:

налогам, подлежащим перечислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением отсроченной, рассроченной, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленной к взысканию;

страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области;

б) обеспечении уровня рентабельности реализованной продукции, определяемого как отношение прибыли от продаж к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, за предшествующий год, а также за отчетный период не ниже 1 %;

в) превышении уровня среднемесячной заработной платы одного работника за каждый квартал календарного года по отношению к установленной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения Новосибирской области за соответствующий квартал:

для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в городе Новосибирске, — не менее чем в 2 раза;

для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в городах областного значения, — не менее чем в 1,4 раза.

Для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в иных населенных пунктах области, допускается уровень среднемесячной заработной платы одного работника не менее установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Новосибирской области;

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 5 марта 2013 г. N 299-ОЗ в подпункт г) пункта 1 статьи 7.3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

г) обеспечении прироста выручки нарастающим итогом с начала года. При определении прироста выручки сравнивается выручка, отражаемая в отчете о прибылях и убытках за I квартал текущего года с выручкой, отражаемой в отчете о прибылях и убытках за I квартал предыдущего года с учетом коэффициента сопоставимости, аналогично сравнивается выручка за полугодие, 9 месяцев и год;

См. постановление Правительства Новосибирской области от 16 февраля 2015 г. N 62-п «Об установлении коэффициентов сопоставимости на 2015 год для товаропроизводителей в Новосибирской области»

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 3 мая 2012 г. N 204-ОЗ в подпункт д) пункта 1 статьи 7.3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

д) ежеквартальном предоставлении в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере промышленности, до 12 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, и до 12 апреля по итогам года следующих документов:

справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на конец последнего отчетного периода;

сведений о товаропроизводителе для внесения в реестр (наименование организации, район, почтовый адрес, телефоны руководителя и главного бухгалтера, основные виды выпускаемой продукции) в случае первого получения налоговых льгот в отчетном году;

налоговых деклараций, в которых заявлены налоговые льготы, с отметкой налоговых органов;

справки о среднемесячной численности работающих на предприятии и средней заработной плате одного работающего за предшествующий и текущий год;

пояснительной записки, объясняющей динамику представляемых сведений по финансово-экономическим показателям и платежам в областной бюджет Новосибирской области;

справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам за последний отчетный период;

копии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за последний отчетный период.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 5 марта 2013 г. N 299-ОЗ пункт 2 статьи 7.3 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона

2. Для вновь созданных предприятий налоговые льготы применяются со второго года деятельности.

3. Товаропроизводители, не представившие либо представившие в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере промышленности, искаженную информацию, предусмотренную настоящей статьей, право на получение налоговых льгот не имеют.

>
Дополнительные основания и иные условия изменения сроков уплаты налогов
Содержание
Закон Новосибирской области от 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ИСПОЛЬЗУЕМОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К УПЛАТЕ

Основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам. В Налоговом кодексе РФ отсутствует полный перечень налоговых льгот. В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, их можно условно разделить на три основных вида: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты. Ключевые слова: налоги, льготы, стимулирование, освобождение, скидки, кредиты.

В первую группу налоговых льгот входят следующие налоговые освобождения. Под налоговой амнистией обычно понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою просроченную задолженность по налогам в обмен на отмену наказания, которое может быть наложено за неуплату. Целями проведения налоговой амнистии обычно являются: пополнение бюджета за счет поступления налоговой задолженности; расширение налоговой базы путем вовлечения средств из теневого бизнеса в легальный оборот; получение дополнительных источников инвестиций в виде репатриируемых зарубежных денежных накоплений.

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (например, участников войны, инвалидов и т.д.) применяется по отношению к личным налогам, реже от налогов могут освобождаться некоторые категории юридических лиц. Освобождения удобны тем, что, в отличие от прочих видов льгот, они более приспособлены к учету имущественного положения налогоплательщика. Так, в соответствии с гл. 2 закона “О льготном налогообложении ” освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств, общественные организации инвалидов, некоммерческие организации, бюджетные учреждения; освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, не относящегося к имуществу, используемому ими для осуществления религиозной деятельности, религиозные организации; и т.д.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. В отношении налога на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Статьей 381 НК РФ предусмотрен перечень видов имущества, освобождаемых от налогообложения. В отношении налога на прибыль в ОАО «Электросигнал» изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если она была получена налогоплательщиком от определенного вида деятельности. Число изъятий по этому налогу не- велико, однако они существуют и предусмотрены гл. 25 НК РФ. К примеру, в подп. 14 п. 1 ст. 251 при определении налоговой базы по налогу на имущество не учитывается имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Кроме того, изъятия предусмотрены НК при обложении доходов физических лиц. Не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения.

Читайте так же:  Предварительная частная жалоба на определение суда

Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий.

Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым. Так, к примеру, для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применяться специальный коэффициент, но не выше 3.

В широком понимании налоговые кредиты — это группа условных (требующих дополнительных оснований) льгот, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения. В действующем налоговом законодательстве налоговый кредит оторван от налоговых льгот и под ним подразумевается отсрочка, либо рассрочка уплаченного налога, либо целевой (инвестиционный) кредит. Отсрочка или рассрочка по уплате налога регламентированы ст. 64 НК РФ.

[2]

Отсрочка уплаты налогов — это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей. Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 НК РФ, где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет, по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Налоговые льготы — это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциации ставок налогов, изменением сферы их распространения налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования, а в отдельных случаях сдерживания предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Льготы по налогу

Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются от налогообложения:

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

  • — бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
  • — предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • — предприятий народных художественных промыслов;
  • — жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
  • — национально-культурных обществ и др.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В то же время, как верно определяет А.В. Толкушин, предусматривая налоговые льготы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе определять налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, устанавливать или изменять объект налогообложения, вводить свои (региональные) правила определения налоговой базы по налогу, так как эти элементы налогообложения установлены нормами гл.30 НК. Если в региональном акте законодательства по налогу на имущество организаций предусмотрено освобождение от налогообложения каких-либо категорий лиц, то, соответствующая норма может рассматриваться как противоречащая ст.374 НК. Освобождение от налогообложения отдельных видов имущества по региональному законодательному акту вступает в противоречие со ст.373 НК. Толкушкин А.В. Комментарий к главе 30 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» — М.: Экономист, 2013. — С.62-63.

Корректно де-факто освободить от обязанности по уплате налога отдельные категории налогоплательщиков в отношении всего или части (отдельных видов) имущества законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут лишь путем введения налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

При этом, освобождение от налогообложения для налогоплательщика существенно отличается от налогообложения по налоговой ставке 0 процентов.

При освобождении от налогообложения какого-либо лица это лицо не только освобождается от обязанности платить налог, но может и не выполнять никаких иных обязанностей, связанных с конкретным налогом (например, не вести учет объектов налогообложения, не представлять налоговые декларации и налоговые расчеты).

[3]

Когда от налогообложения освобождается отдельный вид имущества, то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за ошибки при учете такого имущества или за представление искаженных данных о таком имуществе, если такие ошибки и искажения не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

Читайте так же:  Покупаю новую машину сколько можно ездить без страховки

Несомненно, что при освобождении от налогообложения региональные власти (как законодательные, так и исполнительные органы субъектов РФ) лишаются возможности на основе данных налоговой статистики оценить размеры тех доходов, которые могли быть ими получены, если бы не вводилось соответствующее освобождение (так называемые налоговые расходы бюджетов).

В подавляющем большинстве субъектов РФ, однако, законодательные (представительные) органы предпочли устанавливать налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и отдельных видов доходов.

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

Статья 13. Порядок применения налоговых льгот

1. Налогоплательщики, воспользовавшиеся льготами в соответствии с настоящим Законом, обязаны обеспечить раздельный учет показателей, необходимых в целях налогообложения и применения льгот, а также операций, связанных с целевым использованием высвобожденных средств.

Информация об изменениях:

Законом Хабаровского края от 28 июля 2010 г. N 24 часть 2 статьи 13 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Налогоплательщики, имеющие право на применение установленных настоящим законом налоговых льгот на день вступления в силу закона, предусматривающего отмену данных льгот, установление новых обязанностей или иным образом ухудшающего положение налогоплательщиков, применяют налоговые льготы без учета положений этого закона до окончания периода, на который они были предоставлены. Данный порядок предоставления льгот не применяется в том случае, если нормы, устанавливающие налоговые льготы, признаются утратившими силу в соответствии с Налоговым кодексом.

3. В случае если установленные настоящим Законом порядок и условия применения льготы налогоплательщиком не соблюдаются, право на применение льготы у налогоплательщика не возникает, и налог исчисляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством о налогах. Суммы налогов, причитающиеся к уплате по итогам прошедших налоговых периодов, исчисляются в соответствии с законодательством, действовавшим в течение периода, в котором были предоставлены налоговые льготы.

4. Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, воспользовавшиеся налоговыми льготами, установленными настоящим законом, при исчислении налогов должны подтвердить право на их использование.

В целях подтверждения правомерности использования налоговых льгот налогоплательщик должен их зарегистрировать.

Для регистрации льгот налогоплательщик обязан в сроки, установленные для представления налоговых деклараций по налогам (расчетов авансовых платежей), предоставлять сведения о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Регистрация налоговой льготы подтверждает право на ее использование и является условием применения льготы.

Форма сведений о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот, порядок регистрации льгот определяются органом исполнительной власти края, уполномоченным в области финансов.

>
Особенности применения налоговых льгот для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности
Содержание
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Понятие, виды и порядок установления налоговых льгот

Льготы по налогам и сборам — это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот

в зависимости от формысобственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала;

2) нормы законодательства

о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться

от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать

налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства

о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышение уровня социальной защиты населения;

обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы

по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот

по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение, но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен.

Читайте так же:  Акт о разделе имущества супругов образец

Следует отметить, что кроме налоговых льгот в литературе встречается и парный (противоположный) термин — «налоговое ужесточение«, под которым, очевидно, понимается повышенное (иногда близкое к штрафному) налогообложение некоторых видов деятельности (имущества). Однако рассчитывать на то, что такой термин будет введен в законодательство, не приходится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и виды налоговых льгот

Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, ко­торые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров является одним из важнейших методов осуществления на­логовой политики.

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необхо­димости:

— соблюдения справедливости при перераспределении фи­нансовых средств;

— улучшения материального положения отдельных кате­горий физических лиц;

— повышения финансовой устойчивости отдельных кате­горий организаций;

— стимулирования определённых видов деятельности и производств;

— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

Льготами по налогам и сборам

признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла­тельщиков сборов предусмотренные налоговым законодатель­ством преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.

Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик са­мостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться нало­говой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налого­плательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих осно­ваний её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие осно­вания, порядок и условия применения льгот по налогам и сбо­рам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

В зависимости от того, изменение каких элементов нало­гообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следую­щие их виды:

— понижение ставки налога;

— освобождение от уплаты налога;

изменение срока уплаты налога;

— реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право умень­шения налогооблагаемой базы на сумму определённых выче­тов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

— в силу положений законодательства о налогах и сборах;

— на основании решения уполномоченного органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточ­но иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах, дополнитель­но требуется ещё соответствующее решение уполномоченно­го органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений фе­дерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8303 —

| 7925 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

Читайте так же:  Дети войны — льготы и выплаты в россии

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Источники


  1. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.

  2. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
Порядок применения льгот особенностей налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here