Порядок производства в европейском суде по правам человека

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Порядок производства в европейском суде по правам человека". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

1.5. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека

Европейский Суд по правам человека (в дальнейшем ЕСПЧ) рассматривает конкретные уголовные дела и проверяет правильность приговоров и других решений, но не по любым вопросам. Он принимает к рассмотрению только такие дела, при разрешении которых в России была нарушена Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод.

Например, ЕСПЧ усмотрел нарушение Конвенции в том, что осужденному и его адвокату не сообщили дату рассмотрения дела в кассационной инстанции и поэтому они не смогли выступить в этом суде. По нескольким делам ЕСПЧ признал неправильным длительное содержание под стражей до суда и т. д.

В случае нарушения Конвенции Европейский суд взыскивает с государства в пользу заявителя ущерб, но не может сам отменить или изменить приговор. Однако впоследствии это, как правило, делают судебные органы страны (либо заявитель и государство заключают мировое соглашение).

Заметим, что ЕСПЧ принимает жалобы только на приговор, вступивший в законную силу. С другой стороны, это значит, что в ЕСПЧ можно обращаться сразу после вступления приговора в силу, т. е. после рассмотрения дела в кассационной инстанции (или если приговор не был обжалован в течение срока, предусмотренного для подачи кассационной жалобы), не ожидая рассмотрения жалоб в порядке надзора в вышестоящих судах. Второе непременное условие — после вступления приговора в силу должно пройти не более шести месяцев, и этот срок ЕСПЧ никогда не продлевает, несмотря ни на какие уважительные причины. Поэтому желательно обращаться одновременно и в российские суды с жалобами в порядке надзора, и в ЕСПЧ (если есть к тому основания), ибо, если ждать результатов рассмотрения надзорных жалоб, то можно пропустить шестимесячный срок. А вот сроки рассмотрения жалоб в ЕСПЧ не преду-смотрены, практически дела рассматриваются очень долго (в настоящее время примерно два года).

В целом же вопрос об обращениях в ЕСПЧ довольно сложный, подробно изложить его можно в отдельной работе.

Некоторую помощь должна оказать администрация учреждения, на что указывает Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ут-вержденный приказом Министерства юстиции РФ №383 от 26 декабря 2006 г., в п. 54 которого сказано: «В целях реализации прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на подачу жалобы в Европейский суд по правам человека заявитель информируется админист-рацией учреждения УИС о порядке подачи таких жа-лоб, ему предоставляется официальный формуляр жа-лобы, пояснительная записка и почтовые реквизиты Суда».

Общая характеристика стадий производства в Европейском Суде по правам человека.

10 . Возбуждение дела в Европейском Суде по правам человека: право обращения в суд. Статус жертвы

11.Условие о шестимесячном сроке – наиболее жесткое из всех условий приемлемости, а следовательно, является самостоятельным основанием для признания жалобы неприемлемой.

12,13.Европейский суд по правам человека, учрежденный на основании Конвенции с изменениями, внесенными Протоколом № 11, состоит из судей, число которых соответствует количеству Государств-участников Конвенции (в настоящее время судей сорок четыре). Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени Государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда, двух заместителей Председателя Суда и двух Председателей Секций. Согласно Регламенту, Суд разделен на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен представлять различные правовые системы Государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей Секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают. Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на двенадцать месяцев. Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель Секции и судья, избранный от Государства-ответчика. Если последний не является членом Секции, он заседает в качестве члена Палаты exofficio. Члены Секции, не являющиеся членами Палаты, участвуют в заседании в качестве запасных судей.

3-х судей полномочия: Комитет из трех Судей Европейского Суда по правам человека, которому единоличный Судья передал жалобу или на рассмотрение которого жалоба была передана Секретариатом, минуя единоличного Судью, может в любое время единогласно:

  • объявить жалобу полностью неприемлемой, то есть не соответствующей критериям приемлемости, сформулированным в статьях 34-35 Конвенции, в том числе в связи с выводом об отсутствии признаков нарушений прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, либо
  • исключить жалобу из списка подлежащих рассмотрению дел на одном из оснований, предусмотренныхстатьей 37 Конвенции.

В отличие от единоличного Судьи, Комитет из трех Судей Европейского Суда по правам человека может объявить жалобу приемлемой (частично приемлемой), но только одновременно с вынесением по ней Постановления (Judgment) по существу (читайте об этом ниже). Объявить жалобу приемлемой (хотя бы в части) отдельным Решением (Decision) Комитет из трех Судей Европейского Суда по правам человека не может.

7-ми судей полномочия: Европейский Суд по правам человека может рассмотреть жалобу на предмет ее приемлемости в составе Палаты с вынесением Решения (Decision) о ее полной неприемлемости, не коммуницируя жалобу властям государства-ответчика. Обычно это делается в том случае, когда Европейский Суд по правам человека хочет продемонстрировать (в том числе потенциальным заявителям), какие жалобы являются более или менее очевидно неприемлемыми, что требует вынесения Решения (Decision), имеющего текст, но не требует привлечения к разбирательству сторон процесса, то есть заявителя (заявителей) и государства-ответчика.

Решения (Decisions), принятые Европейским Судом по правам человека в составе Палаты, являются окончательными, то есть не могут быть обжалованы и пересмотрены, так как Конвенция не предусматривает такой возможности, и вступают в силу в день принятия.

14. На сегодняшний день правам человека структуры власти должны уделять первостепенное значение.

В первую очередь это связано, с тем, что большинство из нас живет в демократическом обществе.

Однако, несмотря на это, права человека очень часто нарушаются.

Когда в вопросах входящих в компетенцию Европейского Суда, не помогает обращение в местные судебные инстанции человек, или группа людей, чьи права были нарушены, вынуждены подавать жалобу в Европейский Суд по правам человека.

В компетенцию Европейского Суда входят вопросы, связанные правом человека на жизнь; право не подвергаться унижающему отношению и бесчеловечному обращению, пыткам.

В тех случаях, когда кто-либо попадает в рабство или же становится жертвой принудительного труда, человек также может обратиться в Европейский суд.

Также в компетенции европейского суда решать вопросы, связанные с правом каждого на справедливое судебное разбирательство.

Очень часто поступают жалобы, связанные с правами человека на религиозную свободу и свободу совести.Все вопросы, входящие в компетенцию Европейского Суда, описаны в Европейской Конвенции, принятой и вступившей в силу в 1953 году.

Данная конвенция содержит информацию о защите прав человека, а также информацию об основных свободах, которыми он пользуется.

Стоит отметить, что правовой системой Российской Федерации данная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г.Этот свершившийся факт дает возможность каждому человеку или же группе людей, которые столкнулись с проблемами, входящими в компетенцию Европейского Суда по правам человека, могут подать официальную жалобу в Европейский Суд и рассчитывать на справедливое рассмотрение его вопроса.

Важно учитывать, что все вопросы, которые входят в компетенцию Европейского суда, перечисляются в упомянутой выше Конвенции, а также в прилагающихся к ней протоколах № 1, 6, 7, 12, и 13.

В случаях, когда поступают жалобы с вопросами, которые не перечисляются в этих документах, суд признает их неприемлемыми ввиду того, что они не входят в предметную компетенцию Европейского Суда.

В тех случаях, когда этот факт учитывается заблаговременно, эффективность обращения с вопросом в Европейский Суд по правам человека значительно возрастает.

Что делать, если вопрос приемлем? Необходимо подать жалобу в соответствии со всеми установленными правилами и стандартами.

Лучше всего сотрудничать при этом с хорошими адвокатами.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

Порядок обращения и производство в Европейском суде по правам человека.

Государственная Дума Российской Федерации 20 февраля 1998 г. приняла ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», одобренный Советом Федерации 13 марта 1998 г. и подписанный Президентом РФ 30 марта 1998 г. .В данный момент структура Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд, ЕСПЧ, Суд) напрямую связна с тем, что ЕСПЧ рассматривает дела, направляемые от сорока семи стран, являющихся членами Совета Европы.

Так, в суде работает сорок семь судей, каждый из которых занимается одной страной.

Структура Европейского Суда предусматривает, что каждый судья избирается и работает 6 лет. Судьи могут переизбираться. В качестве кандидатов на этот пост предлагаются лица, представленные странами членами Совета Европы. Как правило, каждое дело судьи не рассматривают самостоятельно. Обычно с целью рассмотрения дела собирается коллегия из трех судей-рассмотрение жалобы на предмет приемлемости. После признания жалобы приемлимой, дело передается в Палату, где его рассматривает группа судей, состоящая из семи человек. Эта группа принимает окончательные решения по рассматриваемому делу. Кроме того, структурой ЕСПЧ предусмотрено, что если решение, принятое Палатой, не устраивает какую-либо из сторон, то дело передают на рассмотрение в Большую Палату. Решения Большой Палаты не подлежат дальнейшему обжалованию. Также структура Европейского Суда предусматривает рассмотрение дел без личного участия заявителя.

Таким образом, основанием для разбирательства является жалоба, поданная заявителем.

Такой способ во многом содействует ускорению работы судебных инстанций.

Структура Европейского суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека действует, образуя:
-Комитеты 3 судьи),
-Палаты (7 судей).
-Большую палату (17 судей).
Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.
Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятия его с очереди.
Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.
Большая Палата рассматривает дела:
1. По межгосударственным жалобам,
2. По индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также войти в противоречие с предыдущим решением суда.

В подавляющем большинстве случаев процедура рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека является письменной и не предполагает присутствия в Страсбурге заявителя и (или) его представителя. Устные слушания, на которых такое присутствие обязательно, проводятся Европейским Судом по правам человека лишь по делам, привлекающим большой общественный интерес, и только с целью демонстрации судопроизводства. В год проводится порядка 20—30 устных слушаний, включая слушания в Большой Палате. Сравните с количеством Постановлений, которые оглашаются Европейским Судом по правам человека ежегодно. То есть речь идет о 2—3% от общего числа разбирательства. Конечно, речь о тех разбирательствах, которые проводятся на уровне Палат и Большой Палаты Европейского Суда по правам человека. Другими словами, разбирательства на уровне единоличных Судей и Комитетов во внимание в принципе не принимаются, т.к. в них никаких устных слушаний не бывает. В итоге по жалобам против России в последние годы проводится от 2 до 5 слушаний ежегодно. Если устные слушания по делу не проводятся, то заявителю и (или) его представителю просто нечего делать в Страсбургском Суде, так как им не в чем принять участие.

Все Решения (Deсisions) и Постановления (Judgments), принятые Европейским Судом по правам человека в составе Палаты и Большой Палаты, публикуются в доступной через интернет базе решений Европейского Суда по правам человека. Стороны — заявитель и государство-ответчик — в любое время могут прийти к мировому соглашению по делу. В соответствии с Правилами 39, 40 и 41 Регламента Европейского Суда заявитель может ходатайствовать о принятии на время рассмотрения жалобы обеспечительных мер (например, запрете его выдачи другому государству, где он может быть подвергнут пыткам), о досрочном уведомлении государства-ответчика о поданной против него жалобе и о приоритетном рассмотрении жалобы соответственно (хотя прямо право заявления последнего ходатайства Регламентом не предусмотрено). Процедура подачи ходатайства о принятии обеспечительных мер дополнительно регулируется Практической инструкцией по заявлению в Европейский Суд по правам человека ходатайств о принятии обеспечительных мер.

Тема 34. Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека

История создания Европейского Суда по правам человека. Общая характеристика этого суда, цель деятельности. Судьи Европейского Суда. Компетенция Европейского Суда по правам человека и организация его работы. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека. Приемлемость обращений. Порядок принятия жалоб и рассмотрения дел. Прекращение производства по делу. Акты Европейского Суда. Исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека. Значение решений и постановлений Европейского Суда для национальных судов Российской Федерации.

Раздел VI

Арбитражный процесс

Тема 35. Основы знаний об арбитражном процессе

Источники арбитражного процессуального права. Система и устройство арбитражных судов. Подведомственность споров арбитражным спорам. Принципы арбитражного процесса. Порядок возбуждения дел. Условия принятия искового заявления. Соединение и разъединение исковых требований. Участники арбитражного процесса. Права и обязанности сторон в арбитражном процессе.

Доказательства в арбитражном процессе.

Производство в суде первой инстанции.

Решения и определения арбитражного суда: содержание, порядок постановления, правовые последствия. Исправление недостатков решения. Проверка законности и обоснованности решений арбитражного суда. Исполнение актов арбитражных судов.

Раздел VII

Читайте также:
  1. I Однословная характеристика I ПОДЗЫВАТЬ.
  2. I. Краткая характеристика физико-химических и токсических свойств метилового спирта.
  3. I. Общая теория и функции систематической теории
  4. I.Специальные показатели воспроизводства
  5. PAGE73. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖ
  6. Quot;Восточная» и «западная» модели человека.
  7. А) Характеристика методів візуалізації сечової системи, показання до застосування, їх можливості та обмеження.
  8. А. Общая характеристика
  9. Анализ имеющегося производства
  10. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
Читайте так же:  Образец заполнения заявления на единовременную выплату пенсионных накоплений

Несудебные формы защиты права

Тема 36. Нотариальная форма защиты и охраны права

Основные источники законодательства о нотариате.

Понятие нотариата и его задачи. Компетенция нотариальных органов.

Основные правила совершения нотариальных действий (место, сроки, отложение и постановление, установление личности, проверка документов, ограничения в праве совершения нотариальных действий). Оспаривание нотариальных действий.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Нотариальные действия по удостоверению бесспорного права. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.

Выдача свидетельств о праве на наследство.

Совершение нотариальных надписей. Перечень документов, на которых могут быть совершены нотариальные надписи.

Нотариальные действия по удостоверению фактов. Удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей). Засвидетельствование верности переводов. Передача заявлений. Принятие в депозит для передачи по принадлежности денежных сумм и ценных бумаг. Обеспечение доказательств.

Охранительные нотариальные действия. Принятие мер охраны наследственного имущества. Наложение запрещения отчуждения жилого дома. Принятие документов на хранение.

Тема 37. Третейское судопроизводство

Третейский суд. Значение третейского разрешения гражданско-правовых споров между гражданами, гражданами и организациями.

Правовое регулирование третейского судопроизводства.

Содержание соглашения о передаче спора в третейский суд. Порядок рассмотрения споров в третейском суде. Содержание решения третейского суда. Исполнение решений третейских судов. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Литература

Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2007. Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004.

Гражданский процесс / Под ред. В.В. Яркова. М., 2005.

Гражданский процесс/ Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. СПб., 2003.

Гражданский процесс: Хрестоматия. 2-е изд.; перераб. и доп.: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005.

Читайте так же:  Суд отказал в установлении отцовства

Часть вторая

Тематика и содержание практических (семинарских) занятий

Предмет, система и источники гражданского процессуального права

Вопросы

Роль правосудия по гражданским делам в реализации концепции правового государства и конституционного права на судебную защиту.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 229 | Нарушение авторских прав

Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Гражданскому процессу

СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

Государственная Дума Российской Федерации 20 февраля 1998 г. приняла ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», одобренный Советом Федерации 13 марта 1998 г. и подписанный Президентом РФ 30 марта 1998 г.

С принятием этого Федерального закона Россия стала полноправным членом Совета Европы, признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция, Европейская конвенция) была принята 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Впоследствии к ней были приняты одиннадцать Протоколов, дополняющих ее и вносящих в нее изменения.

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя сторонами по Конвенции, был образован контрольный механизм Конвенции, состоящий из Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (далее — Суд, Европейский Суд).

Европейский Суд по правам человека был учрежден в 1959 г., тогда и состоялись первые выборы судей. Ранее выборы судей не могли состояться по той причине, что в соответствии со ст. 56 Конвенции первые выборы членов Суда могли быть проведены после того, как восемь Высоких Договаривающихся Сторон признали обязательную юрисдикцию Суда по правам человека. Восьмым государством — участником Конвенции, признавшим юрисдикцию Суда, стала в 1958 г. Австрия. Европейский Суд по правам человека находится во Франции, в г. Страсбурге.

Деятельность контрольных органов Конвенции — Европейской Комиссии и Европейского Суда — была направлена на достижение одной цели — защиты нарушенного права, свободы.

В Суд с жалобой или индивидуальной жалобой могут обратиться:

любое государство — участник Конвенции в случае предполагаемого нарушения положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником Конвенции;

физическое лицо, неправительственная организация, группа частных лиц, утверждающих, что они явились жертвами нарушения одним из государств — участников Конвенции их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

Как правило, интересы заявителя при рассмотрении дела представляет адвокат.

[1]

От имени государства-ответчика в суде выступает представитель — Уполномоченный государства, который вправе пользоваться помощью адвокатов и советников. Большинство обращений отклоняется по причине несоответствия условиям приемлемости жалоб, нарушения правил их оформления и направления.

Условия приемлемости жалобы заинтересованного лица определены в ст. 35 Конвенции. К ним относятся исчерпание внутренних средств правовой защиты, соблюдение срока обращения и правил подачи жалобы.

Начатая подачей жалобы процедура защиты прав и свобод не заканчивается вынесением постановления Суда, она продолжается до момента его исполнения ответчиком — государством — участником Конвенции.

Надзор за исполнением постановления Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы (п. 2 ст. 46 Конвенции). Конвенция не предусматривает каких-либо санкций за неисполнение постановлений Суда. Устав Совета Европы такие санкции предусматривает. В соответствии со ст. 3 Устава уважение прав человека является основным принципом, лежащим в основе участия в Совете. Статья 8 предоставляет Комитету министров право приостановить членство в Совете Европы или даже исключить из Совета Европы любое государство-член, виновное в нарушениях прав человека. Неисполнение постановления Суда, отказ исполнить постановление Суда может рассматриваться Комитетом министров как нарушение государством-ответчиком прав человека, что, в свою очередь, может повлечь наложение указанных санкций.

Как свидетельствует практика, до настоящего времени не было зафиксировано ни одного случая отказа государства-ответчика исполнить постановление Европейского Суда по правам человека. В случаях, когда государство-ответчик не могло исполнить постановление Суда, оно извещало Суд, Комитет министров Совета Европы о том, что аналогичные нарушения будут иметь место «до завершения внутренней законодательной реформы

Помните, что «Порядок обращения и производство в Европейском Суде по правам человека» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

Адвокат в ЕСПЧ

Какие дела рассматриваются в Европейском суде по правам человека?

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
— право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
— право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
— право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
— право на свободу мнения;
— право на жизнь и неприкосновенность личности;
— право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
— право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Читайте так же:  Может ли работодатель не согласовать график отпусков

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы — судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

Тема 22 ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

1. Общая характеристика Европейского Суда по правам человека, цель деятельности.

2. Компетенция Европейского Суда по правам человека и организация его работы.

3. Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека. Приемле­мость жалобы.

4. Порядок принятия жалоб и рассмотрения дел.

5. Акты Европейского Суда. Порядок их исполнения.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Значение актов Европейского Суда по правам человека.

Афанасьев С.Ф. Право на справедливое судебное разбирательство: общая харак­теристика и его реализация в российском гражданском судопроизводстве. Саратов, 2009.

Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание.

Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд. М., 2014.

Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике

ее применения / Под ред. В.А. Туманова, Л.М. Энкина. М., 2002.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней».

Федеральный закон от 4 февраля 2010 г. № 5-ФЗ «О ратификации Протокола № I4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года».

Протокол № 11 к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод о реор­ганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией» (Страсбург, 11 мая 2004 г.).

Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допол­няющий контрольную систему Конвенции (Страсбург, 13 мая 2004 г.).

Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. (с после­дующими изменениями и дополнениями).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О ир»* менении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и нор>’ международного права и международных договоров Российской Федерации»-

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О су­дебном решении».

Прежде чем приступить к изучению данной темы, необходимо познакомиться с содержанием Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в Риме 4 ноября 1950 г., с последую­щими изменениями, внесенными в ее текст рядом Протоколов, являющихся неотъемлемой частью Конвенции.

Европейский Суд по правам человека является одной из состав­ляющей контрольного механизма Конвенции о защите прав челове­ка и основных свобод, обеспечивающего соблюдение обязательств, принятых на себя сторонами, подписавшими Конвенцию.

Компетенция Суда основана исключительно на Конвенции. Европейский Суд может рассматривать все вопросы, касающиеся толкования и применения положения Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть переданы ему путем обращения заинте­ресованного лица, утверждающего о нарушении государством — участником Конвенции его прав, признанных Конвенцией и Протоколами к ней.

Необходимо обратить внимание на то, что трудовые, социаль­ные, жилищные права не входят в права, гарантируемые Конвен­цией, а, следовательно, находятся вне компетенции Европейского Суда по правам человека.

Для изучения порядка обращения в Суд необходимо помимо Конвенции изучить также и Регламент Европейского Суда.

Важно уяснить содержание понятий «приемлемость жалобы», «внутреннее средство правовой защиты», «исчерпание внутренних средств правовой защиты», «пилотное постановление».

Необходимо проанализировать определения Европейского Суда по правам человека, принятые в отношении России по вопросу исчерпания внутренних средств правовой защиты.

Отдельное внимание необходимо обратить на порядок рассмо­трения дела в Европейском Суде по правам человека, принимаемые судебные акты и порядок их исполнения.

Поскольку практика Европейского Суда по правам человека имеет прецедентный характер, то важно проследить влияние Решений и постановлений Суда: на процесс реформирования Российского законодательства; формирование правовых позиций, высказываемых Конституционным Судом РФ по вопросу реали­зации права на судебную защиту; рассмотрение и разрешение дел сУдами общей юрисдикции.

Гражданка Миронова М.А. обратилась в Европейский Суд по правам человека с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение, принятое Н-ским районным судом по делу о выселении ее из жилого помещения, как постановленное с на­рушением норм материального и процессуального права.

Читайте так же:  Займ физическому лицу от юридического

Какова компетенция Европейского Суда по правам человека? Под­лежит ли принятию жалоба гражданки Мироновой М.А. ?

Решением районного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, сделка купли-продажи квартиры была признана недействительной, гражданин Семе­нов В.А. выселен из занимаемого жилого помещения.

Гражданин Семенов В.А., считающий себя добросовестным приобретателем, полагал, что был лишен квартиры в нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции и ст. 6, 8 Конвенции.

Намереваясь обратиться в Европейский Суд по правам чело­века с жалобой на действия Российской Федерации, гражданин Семенов В.А. обратился за правовой помощью к адвокату.

Какую консультацию должен дать адвокат в рассматриваемой ситуации?

Гражданин Б. обратился в Европейский Суд по правам чело­века с жалобой на нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допущенное при рассмотрении его дела судом общей юрисдикции. Из жалобы усматривается, что гражданин Б. обжаловал решение районного суда в апелляцион­ном порядке: апелляционное определение принято 15 мая 2014 г.; в кассационном порядке: определение Президиума областного суда — 30 октября 2014 г.; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ — 29 ноября 2014 г- Определением заместителя Председателя Верховного Суда РФ было отказано в передаче надзорной жалобы гражданина Б. 0 Президиум Верховного Суда РФ.

[2]

Суд отклонил жалобу гражданина Б. как неприемлемую.

Каковы условия приемлемости жалобы? Имеются ли основани* для отклонения жалобы Судом?

Каким требованиям должна отвечать жалоба, подаваемая в Европейский Суд по правам человека? Каким правовым актом регулируется порядок подачи жалобы?

Составьте жалобу по стандартному формуляру, размещенному на шЪ-сайте Суда

Во время рассмотрения дела Европейским Судом по правам человека представитель государства-ответчика заявил, что спор урегулирован: решение суда отменено в порядке надзора, нару­шенное право заявителя восстановлено в установленном законом порядке.

Суд прекратил производство по делу, о чем принял соответ­ствующее решение.

В каких случаях прекращается производство по делу? Имеются ли в данном случае основания для прекращения производства по делу? Может ли Суд после принятия решения о прекращении производства по делу вернуться к его рассмотрению?

Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека.

Что такое индивидуальные жалобы? Согласно ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Таким образом, заявителем может быть любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.

Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» — с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.

«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.

«Косвенная жертва» — лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.

Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает ЕСПЧ.

Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации. Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное. Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.

Условия приемлемости жалобы (ст. 35 Конвенции):

1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права (Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций), и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она:

a) является анонимной; или

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями статьи 34, если он сочтет, что:

a) эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы; или

b) заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ

Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую — решает председатель суда).

В секции есть несколько комитетов и палат.

По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.

Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).

1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.

Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.

Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.

Читайте так же:  Какие права и обязанности у детей в семье

71. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иностранных граждан: международно-правовое регулирование

Гражданство – это правовая связь человека с государством, определяющая взаимные права и обязанности.

Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г. В ней говорилось, что государства должны привести свое внутреннее право в соответствие с ее принципами и нормами. Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

Приобретение гражданства.

Существует два основных способа приобретения гражданства:

— первоначальный — приобретение гражданства при рождении (филиация)

— производный — приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение).

Государства в отношении способов приобретения гражданства придерживаются:

1. либо принципа права крови — ребенок приобретает гражданство родителей

2. либо принципа права почвы — гражданство ребенка определяется местом рождения.

Однако получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории.

Что касается изменения гражданства после брака, то Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., которая предусмотрела, что брак не влияет на гражданство жены, в равной мере как и его расторжение (ст. 1). Однако, жена-иностранка может приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке.

Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают:

а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом;

б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.

Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц:

— супругов их граждан;

— детей, один из родителей которых приобрел их гражданство;

— детей, усыновленных одним из граждан;

— лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих;

— лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6).

Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция, означающая восстановление ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства.

Оптация — это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.

Утрата гражданства

В Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, — такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, которое в течение 7 лет проживает за границей.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства.

[3]

Двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.:

1. лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством

2. находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство принимает во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.

Иностранцы.

Иностранец

— лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.

Широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями (н-р, отсутствие права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности).

Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, указала на недопустимость массовой высылки иностранцев, законно находящихся на территории страны.

Таким образом, существует два основных режима иностранцев: национальный и специальный.

Национальный – положение иностранных граждан равное с местными гражданами.

Специальный – предоставление дополнительных прав (привилегий) одним иностранным гражданам по сравнении с другими (н-р, упрощенный порядок перехода границы, безвизовый въезд). Такие привилегии предоставляются, когда заключается двусторонний договор между государствами.

Дипломатическая защита

Дипломатическая защита — дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.

Источники:

— Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

— Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Право на дипломатическую защиту всегда рассматривалось как дискреционное право государства: государство по своему усмотрению решает вопрос об оказании защиты в конкретном случае. Т.е. права гражданина на дип.защиту международным правом не подтверждается.

Условия оказания дипломатической защиты:

— на территории государства причинен существенный ущерб законным интересам гражданина иностранного государства. Такой ущерб может быть причинен действиями органов самого государства либо частных лиц. В последнем случае право на защиту возникает, если местное государство не предприняло необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;

— ущерб причинен противоправными действиями.

— иностранец предварительно использовал все доступные ему юридические средства защиты прав в соответствии с законами страны пребывания, включая судебные, исключение составляют случаи, когда очевидно, что использование местного права будет безрезультатным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  2. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  5. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
Порядок производства в европейском суде по правам человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here