После госслужбы — советы адвокатов и юристов

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "После госслужбы — советы адвокатов и юристов". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Федеральная палата адвокатов

Адвокат занималась запрещенными видами деятельности

17 октября 2007 г. в Адвокатскую палату г. Москвы поступило сообщение Заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москвы в отношении адвоката К. (по результатам рассмотрения поступившего в Управление заявления Администрации В. района Тверской области от 14.08.2007 г.). В сообщении указывается, что согласно базе данных единого государственного реестра налогоплательщиков гражданка К. является:

— учредителем и членом коллегии адвокатов г. Москвы «Г. п.»,
— учредителем и руководителем ООО Производственный комплекс «М.-С.» (г. Москва), ЗАО «Агентство «Мегаполис-Сервис» (г. Москва), Регионального общественного фонда содействия жилищным программам (г. Москва),
— учредителем и главным бухгалтером ООО Управляющая компания «М.-С.» (г. Москва),
— главным бухгалтером ООО Производственный комплекс «М.» (г. Москва).

Гр. К. состоит на учете в Инспекции ФНС России по г. Москве в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную системы налогообложения; с 14.07.2004 г. ею были представлены налоговые декларации по единому налогу за 2004-2006 годы, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; в федеральной базе данных имеются сведения о доходах, полученных гр. К. в следующих организациях: ЮК № 38 Юридического бюро «Г. п.» (2002 год), ЗАО «Агентство «М.-С.» (2003 год), Коллегия адвокатов г. Москвы «Г. п.» (2004-2006).

С учетом изложенного автор сообщения считает, что в деятельности адвоката К. нарушены положения ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и просит принять в отношении адвокаты меры.
…Адвокат К. в своих письменных объяснениях от 24 января 2008 г. указала, что она имеет статус адвоката с 1999 г., действительно числится учредителем всех организаций, перечисленных в письме УФНС по г. Москве, однако данные организации в период действия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» хозяйственной деятельности не вели и доходов не получали; таким образом, адвокат от этих организаций доходов (оплаты) не получала. Адвокат считает, что заявление Администрации В. района Тверской области от 14.08.2007 г. № 586-О в отношении адвоката К. в адрес УФНС по г. Москве было вызвано результатами ее адвокатской деятельности в интересах ООО «Б. к.», в результате которой было возбуждено уголовное дело против преступной группировки, в которую входили нынешние сотрудники этой Администрации.

…Изучив письменные материалы дисциплинарного производства, обсудив доводы представления Вице-президента Адвокатской палаты г. Москвы от 17 октября 2007 г., сообщения Заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москвы П. от 10 октября 2007 г., Квалификационная комиссия, проведя голосование именными бюллетенями, пришла к следующим выводам.
Адвокат при осуществлении профессиональной деятельности обязан соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 2 ст. 7 названного Закона).

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования и с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации или Федеральной палате адвокатов.

Адвокат также не вправе:
— заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг;
— вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
— принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя – юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается.

Выполнение профессиональных обязанностей по принятым поручениям должно иметь для адвоката приоритетное значение над иной деятельностью.
Осуществление адвокатом иной деятельности не должно порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры (п. 2-4 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката).
Таким образом, адвокату, с учетом приведенных положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодекса профессиональной этики адвоката, не запрещается быть учредителем хозяйственных обществ и товариществ. Однако адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника (например, руководителя или главного бухгалтера организации), а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из представленных документов усматривается, что гражданка К., имя статус адвоката, одновременно является руководителем ООО Производственный комплекс «М.-С.», ЗАО «Агентство «М.-С.», Регионального общественного фонда содействия жилищным программам, а также главным бухгалтером ООО Управляющая компания «М.-С.» и ООО Производственный комплекс «М.».

[2]

Одновременно из объяснений адвоката К. усматривается, что перечисленные организации в период действия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» хозяйственной деятельности не вели и доходов не получали, и, таким образом, адвокат от этих организаций доходов (оплаты) также не получала.
При рассмотрении дисциплинарного производства, носящего публично-правовой характер, Квалификационная комиссия исходит из презумпции добросовестности адвоката, обязанность опровержения которой возложена на заявителя (участника дисциплинарного производства, требующего привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности), который должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Однако заявителем не представлено доказательств, опровергающих в рассматриваемой части объяснения адвоката К. Наличие же в федеральной базе данных на К. сведений о том, что в 2004-2006 годах она получала доходы только в Коллегии адвокатов г. Москвы «Г. п.», наоборот, подтверждает достоверность данных адвокатом К. объяснений.
Квалификационная комиссия отмечает, что поскольку адвокат не является государственным или муниципальным служащим, то для него формальное занятие должности руководителя или главного бухгалтера в организации, которая никакой хозяйственной деятельности не осуществляет, не может считаться во всех случаях несовместимым со статусом адвоката. Следует иметь в виду, что установленный для адвоката запрет вступать в трудовые отношения в качестве работника, заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг имеет свой целью предупредить потенциальную возможность возникновения ситуаций, когда осуществление адвокатом иной деятельности будет порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры (см. п. 4 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката).

Читайте так же:  Причина расторжения договора страхования жизни по кредиту

Поскольку перечисленные в сообщении заявителя организации хозяйственной деятельности не осуществляют, то нет оснований считать, что действия (бездействие) адвоката К. могут порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры, а потому в ее действия (бездействии) отсутствует нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката.

На основании изложенного Квалификационная комиссия Адвокатской палаты города Москвы, руководствуясь п. 7 ст. 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и пп. 2 п. 9 ст. 23 Кодекса профессиональной этики адвоката, выносит заключение о необходимости прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката К. вследствие отсутствия в ее действиях (бездействии), описанных в представлении Вице-президента Адвокатской палаты г. Москвы от 17 октября 2007 г., основанном на сообщении Заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москвы П. от 10 октября 2007 г., нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Совет согласился с мнением квалификационной комиссии.

Работа на госслужбе

Я работаю на госслужбе в РОСРЕЕСТРЕ, могу ли я при этом проходить стажировку в Коллегии адвокатов?

Ответы юристов ( 1 )

в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указан исчерпывающий перечень ограничений, связанных с гражданской государственной службой. Ваш случай в этот перечень не входит

Согласно ст. 28 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» стажер адвоката принимается на условиях трудового договора.

Поэтому Вы можете как госслужащий работать стажером адвоката по совместительству, с учетом ограничений, указанных в ст.16 79-ФЗ.

Однако, если Вы станете адвокатом, Вы не сможете совмещать статус адвоката с госслужбой. Согласно ст.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокатское сообщество выступило против создания службы государственных защитников

Заменить адвокатов по назначению отдельной службой государственных адвокатов предложил сегодня глава Вологодского облсуда Владимир Шепель, выступая на семинаре-совещании председателей судов. По его мнению, это повысило бы качество бесплатной юрпомощи по уголовным делам, которое оставляет желать лучшего. Адвокатское сообщество негативно отреагировало на инициативу: одних возмутило то, что она посягает на принцип независимости адвокатов, другие указали, что на реализацию потребуется колоссальные средства, за счет которых лучше повысить вознаграждения защитников по назначению. В ФПА же призывают дождаться принятия профстандарта для адвокатов-криминалистов, который должен изменить ситуацию.

Поводом для такой инициативы стало низкое качество работы адвокатов по назначению, пояснил Шепель. Он отметил, что количество дел, рассматриваемых с участием таких адвокатов, постоянно увеличивается, особенно в сельских судах. При этом нередко работа защитников по назначению «либо имитируется, либо отсутствует вовсе», заметил председатель суда. Шепель также напомнил, что занятость адвоката по назначению исчисляется в днях вне зависимости от конкретного количества затраченного времени. В связи с этим многие защитники направляют весь свой профессионализм на выбивание вознаграждения из бюджета, подчеркнул судья.

В качестве примера Шепель привел случай из судебной практики Вологодской области. По одному из дел, которое рассматривалось в особом порядке, поскольку фигурант признал свою вину, защитник по назначению выставил к оплате девять дней. «При этом один день он знакомился с материалами, четыре – участвовал в заседании и еще четыре дня знакомился с протоколами заседания – по одному протоколу в день», – отметил глава суда, добавив, что невольно возникают подозрения о причастности адвоката к затягиванию процесса. В другом деле защитник по назначению настаивал на том, чтобы его рассматривали в особом порядке, однако в итоге апелляция отменила приговор и переквалифицировала обвинение по более мягкой статье. «Нередко участие адвоката в деле сводится к фразе: «Жалобу подсудимого полностью поддерживаю», – подчеркнул Шепель, говоря об участии адвоката в рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб.

Только в Вологодской области на работу адвокатов по назначению в 2016 году из бюджета выделили 70 млн руб., рассказал судья. По его мнению, этих денег было бы достаточно для организации в регионе госслужбы адвокатов по примеру ряда стран. Можно было бы нанять 100 адвокатов с зарплатой на уровне помощника прокурора, подсчитал Шепель. А контроль за их работой он предложил отдать региональным управлениям Минюста. Это позволило бы более эффективно расходовать бюджетные деньги и контролировать качество юруслуг, полагает судья. При этом он признал, что его предложение «дискуссионное». «Но делать что-то надо», – подытожил он (см. «В России предложили создать службу государственных адвокатов»).

ФПА: нельзя по отдельным нарушениям судить о всех адвокатах

«Нельзя на основании отдельных нарушений делать выводы в отношении всех адвокатов, – подчеркивает президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. – Мы работаем над тем, чтобы нарекания на качество защиты по назначению вообще прекратились. Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, который, как мы надеемся, будет принят на Всероссийском съезде адвокатов (пройдет в апрелеприм. ред.), станет руководством к действию для адвокатов, участвующих в процессе, и четким ориентиром для квалификационных комиссий, рассматривающих дисциплинарные производства в их отношении».

Читайте так же:  Программа переселение соотечественников в крыму

Президент Адвокатской палаты Вологодской области Сергей Иванов, в свою очередь, пояснил: «Никакой критической ситуации по защите прав граждан в уголовном судопроизводстве на территории региона не существует. Адвокаты области не делают различия между защитой по назначению и по соглашению. Подавляющее большинство добросовестно исполняют свой профессиональный долг. Вместе с тем выявлены отдельные нарушения адвокатами профессиональных обязанностей. В отношении нескольких возбудили дисциплинарные производства, в двух случаях применили самое строгое наказание – прекращение статуса адвоката». Иванов также отметил, что за последние годы от судов в адрес АП Вологодской области не поступало никаких сообщений по поводу недобросовестного исполнения адвокатами своих обязанностей. «Удивляет позиция председателя Вологодского облсуда Владимира Шепеля, когда он ставит в вину адвокатам их желание ознакомиться с материалами уголовного дела и с протоколом судебного заседания. В этом он усматривает волокиту со стороны адвокатов и желание «обогатиться», – резюмирует президент АП.

«Мы не настолько богатое государство»

«Госбюджет таких финансовых нагрузок просто не выдержит, – говорит Татьяна Бутовченко, президент Палаты адвокатов Самарской области (ПАСО). – Мы не настолько богатое государство, чтобы создавать такую службу. Если просто так учредить ее с нуля, то уже завтра мы обрушим всю правовую систему». При этом Бутовченко согласна с тем, что качество работы адвокатов по назначению оставляет желать лучшего. «Не все адвокатские палаты уделяют этой работе хоть какое-то значение, – признает она. – Нет учета дел по назначению, а раз его не ведут, то никто не знает, сколько дел проводится, как адвокаты работают. Что сделали мы в Самаре? Мы назначаем проверки качества работы адвокатов по назначению. Все досье – в палату на стол. По всем делам, за которые платит бюджет». Поначалу была буря негодования от адвокатов, которые не желали подвергаться этим проверкам, вспоминает Бутовченко. «Но эта работа у нас все-таки привлекательная, если за нее платят, – отмечает она. – Поэтому сейчас адвокат, который вступает в эту систему, сразу дает подписку, что он обязуется предоставить все досье на проверку. И эти проверки у нас массово идут с 2014 года, раньше проверяли точечно».

Адвокаты обращались в суд, заявляли, что это нарушение адвокатской тайны, но позиция палаты была жесткой, говорит президент ПАСО. «Тайна только одна – вы по делу ничего не сделали. И эту тайну мы раскроем, – подчеркивает она. – Конечно, мы прошли много судов – были и индивидуальные, и коллективные иски. Но к чести судебной системы Самарской области все наши решения в этой части устояли. Сейчас по прошествии 3,5 лет каждая такая проверка для адвокатов проходит на низком старте.Срок для предоставления досье у нас – пять рабочих дней. Если мы не можем навести порядок, то этим займутся госорганы, потому что это бюджетные деньги и за них нужно отчитываться. Проштрафившихся адвокатов от этой работы просто удаляют. По первому разу не лишаем статуса, но на год он к этой работе он не допускается. Действует очень эффективно».

Не стоит забывать о принципе независимости адвокатов

Такое предложение нарушает, в первую очередь, принцип независимости адвокатов и противоречит общепризнанным положениям о профессиональной деятельности адвоката, говорит Шамиль Шихшаидов, адвокат московской Коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры». «В соответствии с ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, – напоминает он. – Независимость – это принцип, в соответствии с которым профессиональная деятельность адвоката не связана с мнениями, решениями и действиями органов и должностных лиц. Такая независимость обусловлена спецификой института адвокатуры, являющегося институтом гражданского общества. Государство призвано не контролировать и не надзирать за деятельностью адвокатуры, как это было в советские времена, а обеспечивать гарантии ее независимости. Создание службы госадвокатов порождает риск вмешательства государства в их профессиональную деятельность, а следовательно, нарушается баланс прав и интересов участников процесса. Так, например, при возникновении спора между гражданином и госорганом подобная инициатива может создать конфликт интересов».

Инициативу мы оцениваем крайне негативно, подчеркивает Сергей Егоров, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП. При этом он также напоминает о гарантии независимости адвоката, принявшего на себя защиту в рамках уголовного дела. «Работая в некой госслужбе, такой адвокат неизбежно со временем попадет в служебную зависимость от своего руководства и будет восприниматься своим доверителем как часть государственной правоохранительной системы, – поясняет свою позицию Егоров. – Возможно, качество работы адвокатов по назначению в Вологодской области не удовлетворяет суд, но, совершенно точно, не суд и не прокурор должен оценивать такое качество. Потом довольно не этично считать средства, выделяемые государством на адвокатов по назначению, т. к. эта сумма в любом случае является мизерной, о чем поведает любой защитник, привлеченный к оказанию такой помощи. Не секрет, что, например, адвокатская палата Москвы доплачивает из собранных средств адвокатам, взявшимся за ведение дел по назначению».

Судьи должны заниматься качеством своей работы и в том числе работы судебной системы, говорит адвокат Владимир Постанюк. «Они уже неоднократно высказывались в адрес профессиональных защитников об их некомпетентности, – напоминает адвокат. – Данное предложение не стало исключением. Адвокатское сообщество независимо от государства, и его вмешательство в лице судейского корпуса в том виде в котором советует председатель Вологодского облсуда явно ничего не изменит. Вряд ли удастся достичь обозначенных судьей целей путем создания очередного адвокатского института. Государству и так есть куда приложить свои усилия помимо данных институтов, тем более на данный момент обсуждается серьезная реформа адвокатуры путем внедрения адвокатской монополии, поэтому вести речь о создании «каких-то непонятных» служб явно нет ни времени, ни необходимых для этого ресурсов».

Проблема этического плана. но и вознаграждения мизерные

Прежде чем создавать новую структуру, необходимо разобраться какие есть проблемы у существующей системы адвокатов по назначению и причины таких проблем, говорит Ксения Козлова, юрист Коллегии адвокатов «Делькредере». «Владимир Шепель приводит практику, из которой можно сделать вывод, что адвокаты по назначению формально и некомпетентно подходят к ведению дела, – продолжает юрист. – На мой взгляд, это вызвано недостаточным финансированием, отсутствием надлежащей отчетности адвокатов о проделанной работе и отсутствием реального механизма воздействия на недобросовестных адвокатов». К вопросу создания подобной госслужбы необходимо подойти комплексно, считает Козлова: четко определить права и обязанности адвокатов, требования, предъявляемые к ним, гарантии, предоставляемые адвокатам, порядок оказания помощи, сроки и порядок отчетности перед государством и адвокатской палатой, сроки и порядок выплаты вознаграждения, ответственность за некачественное оказание помощи. Однако эксперт также предупреждает о рисках ограничения независимости адвокатов.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры, находясь в другом городе можно ли так сделать, чтобы прописаться в ином

«В настоящее время размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, за один день участия составляет не менее 550 руб. и не более 2 400 руб. с учетом повышающего коэффициента 1,085 в зависимости от сложности дела, количества обвиняемых, привлечения адвоката в праздничные дни и ночное время, – напоминает Александр Баряев, советник председателя коллегии адвокатов «Яковлев и Партнеры». – Учитывается количество дней участия адвоката вне зависимости от количества часов». При этом Баряев отмечает, что оплата услуг адвоката по соглашению значительно выше. В связи с этим, продолжает он, у адвоката по назначению отсутствует мотивация более внимательно вникнуть в обстоятельства конкретного уголовного дела, досконально изучить собранные доказательства, дать им оценку и построить обоснованную линию защиты своего клиента. «В такой ситуации, с учетом гарантии государства предоставить гражданам бесплатную квалифицированную юрпомощь, целесообразно пересмотреть порядок и суммы оплаты услуг адвокатов по назначению в сторону их увеличения», – считает Баряев.

«Не думаю, что создание службы госадвокатов сможет изменить ситуацию и решить те проблемы, которые сегодня имеют место в работе адвокатов по назначению, – говорит Елена Мякишева, адвокат юргруппы «Яковлев и Партнеры». – Существующие проблемы (формальный подход, работа не в интересах своего подзащитного, а стороны обвинения) обусловлены, в первую очередь, морально-этическими качествами конкретных адвокатов и низким уровнем выплачиваемого вознаграждения. Причем все адвокаты, получая статус, приносили присягу, клялись честно и добросовестно исполнять свои обязанности, защищать права, свободы и интересы своих доверителей. Если в результате создания службы государственных адвокатов в нее придут те же самые люди, которые будут получать то же самое вознаграждение, то ничего не изменится (качество услуг останется прежним). Возможно, будет еще хуже, так как появятся дополнительные рычаги воздействия на «несговорчивых» адвокатов».

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

Видео (кликните для воспроизведения).

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Читайте так же:  Распоряжение от 11.10.2007 n 190р «о внедрении защищенного…

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться здесь.

АДВОКАТ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Адвокат (бывший адвокат), находящийся на государственной службе, при исполнении своих официальных обязанностей должен придерживаться этических стандартов поведения в той же степени, в которой данные правила распространяются на практикующего адвоката.

1. Настоящее правило применяется к адвокату, избранному или назначенному на государственную должность любого уровня, независимо от того, получил ли этот адвокат данную должность в связи с его профессиональной квалификацией или по иным причинам и основаниям. В связи с тем, что данный адвокат занимается публичной деятельностью, адвокатская профессия может быть дискредитирована в результате нарушения адвокатом правил и стандартов профессионального поведения. Адвокату, занимающему государственную должность, рекомендуется идентифицировать себя с адвокатской профессией только в том случае, если он обладает полной уверенностью в том, что никакие его действия по службе не приведут к дискредитации профессии в глазах общественного мнения.

КАК СТАТЬ АДВОКАТОМ

Адвокат на сегодняшний день — очень востребованная профессия, которая, как правило, ассоциируется с высококвалифицированной юридической помощью и является довольно престижной. Согласно Федеральному закону от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тесту – Закон об адвокатуре), адвокатом является лицо, получившее в установленном действующим законодательством порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Стать адвокатом не просто, кроме того действующее законодательство предусматривает для лиц, занимающихся адвокатской деятельностью ряд ограничений.

Какие документы нужно подать в Квалификационную комиссию при Палате адвокатов?
Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Предоставление в квалификационную комиссию недостоверных сведений может быть основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену, либо (в том случае, если статус адвоката уже получен) основанием для прекращения статуса адвоката.
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку представленных документов и принимает решение о допуске к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Может ли адвокат работать на госслужбе?

Адвокат не имеет права заниматься дополнительно никакой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Спасибо за дельный совет!

Адвокат не имеет право в соответствии с Федеральным Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации занимать должности государственной службы одновременно совмещая эту работу со статусом адвоката.

Может ли госслужащий работать помощником или стажером адвоката?

13.03.2017 1169 0 0

Существует мнение, что достаточно сдать квалификационный экзамен, поработать помощником адвоката или пройти стажировку, чтобы получить адвокатское свидетельство. Затем продолжить работу на госслужбе, подав заявление о приостановлении деятельности адвоката. Однако в таком сценарии есть «слабое звено».

Запрещено совмещение

[3]

Согласно ст.7 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» «не может приобретать статус адвоката лицо, которое осуществляет деятельность, несовместимую со статусом адвоката». Кроме того, ст.16 этого закона определены обстоятельства, исключающие работу помощником адвоката.

Читайте так же:  Имеет ли право работодатель заставить работать сверхурочно

Итак, несовместимой с деятельностью адвоката в соответствии со ст.7 закона являются:

работа на должностях, указанных в п.1 ч.1 ст.4 закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»;

военная или альтернативная (невоенная) служба;

Хотя закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» утратил силу, но сейчас действует закон «О предотвращении коррупции». Поэтому-то нормами последнего и следует руководствоваться при определении деятельности, несовместимой со статусом адвоката.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 закона «О предотвращении коррупции» субъектами, на которых распространяется действие этого акта, являются «лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления».

Эти же нормы фактически продублированы в Положении о помощнике адвоката, утвержденного решением Совета адвокатов Украины от 25.09.2015 №113.

Таким образом, для помощника адвоката установлена прямая запрет на выполнение работы, несовместимой с деятельностью адвоката. Поэтому лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, во время пребывания на службе не может быть помощником адвоката.

А для избежания коллизий следует внести изменения в абз.1 ст.7 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и изложить его в следующей редакции: «работа на должностях лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».

Экзамен для всех

Относительно стажировки сложилась неопределенная ситуация. Прямого запрета относительно несовместимости не установлен ни в законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», ни в Положении об организации и порядке прохождения стажировки для получения лицом свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, утвержденном решением РАУ от 25.09.2015 №114.

Не смогли дать четкого ответа на этот вопрос и представители советов адвокатов м.Киева и Киевской области. Они предложили обратиться к Национальной ассоциации адвокатов Украины. В последний посоветовали направить письменный запрос по этому поводу.

Впрочем, согласно ч.2 ст.10 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» «стажером адвоката может быть лицо, которое на день начала стажировки имеет действительное свидетельство о сдаче квалификационного экзамена. Стажировка может осуществляться в свободное от основной работы время стажера».

Более полно эту норму раскрывает п.1.2 положения №114, в котором указано, что «стажером адвоката может быть физическое лицо, которое имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в отрасли права не менее двух лет, сдало квалификационный экзамен, свидетельство о сдаче которого является действительным на день начала стажировки».

Итак, одним из главных требований к стажера является наличие свидетельства о сдаче квалификационного экзамена. Согласно ч.1 ст.8 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности «лицо, которое изъявило желание стать адвокатом и отвечает требованиям частей первой и второй статьи 6 настоящего закона, имеет право обратиться в квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры по месту жительства с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена». То есть можно утверждать, что лицо, желающее сдать квалификационный экзамен, не распространяется запрет относительно несовместимости.

Этот вывод подтверждается и п.11 разд.2 Порядка допуска к сдаче квалификационного экзамена, утвержденного в новой редакции решением СОВЕТА от 30.08.2014 №101. В нем указано, что не является препятствием для решения вопроса о допуске к сдаче квалификационного экзамена лица, если она на время обращения с заявлением о допуске и сдаче квалификационного экзамена занимает должности, предусмотренные ч.1 ст.7 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

На усмотрение советов

Из этого следует предположение, что для получения свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью достаточно сдать квалификационный экзамен и пройти стажировку, при этом оставаясь должностным лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Однако такое утверждение опровергается п.11 разд.2 Порядка допуска к сдаче квалификационного экзамена. В нем указано, что «оценка несовместимости занимаемых лицом должностей с адвокатской деятельностью осуществляется советом адвокатов региона при решении вопроса о допуске лица к стажировка/выдачи свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью». Фактически это единственная норма, из содержания которой можно сделать вывод, что во время прохождения стажировки и на момент выдачи свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью на лицо все же распространяются требования несовместимости.

Таким образом, к сдаче квалифэкзамена может быть допущено лицо, которое выполняет работу, несовместимую с деятельностью адвоката, но во время прохождения стажировки на нее распространяется норма о несовместимости. Поэтому такое лицо во время стажировки не может работать на должности, которая предусматривает выполнение функций государства или местного самоуправления.

[1]

Чтобы избежать разночтений, целесообразно дополнить ст.10 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» ч.10 следующего содержания:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Стажеру адвоката запрещается совмещать стажировку у адвоката с деятельностью, несовместимой с деятельностью адвоката. Стажером адвоката не могут быть лица, указанные в частью второй статьи 6 этого Закона».

Источники


  1. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.

  2. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

  3. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  5. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
После госслужбы — советы адвокатов и юристов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here