Предельный возраст пребывания на гражданской государственной службе

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Предельный возраст пребывания на гражданской государственной службе". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе снижен с 65-ти до 60 лет

При этом установлено, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. В случае продления срока гражданской службы по решению представителя нанимателя с гражданским служащим заключается срочный служебный контракт.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, так же, как это установлено и в настоящее время, по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт должен перезаключаться на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Таким образом в настоящее время срочный служебный контакт должен заключаться со всеми гражданскими служащими, достигшими возраста 60 лет, но срок этого контракта может быть и меньше, чем срок, оставшийся до достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе, то есть 65-ти лет.

Каков предельный возраст пребывания на гражданской службе в России?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе в каждом государстве разный. Какой же он в России? От чего зависит? Насколько долго человек может быть занят своими должностными обязанностями? Есть ли какие-либо индивидуальные аспекты, влияющие на продолжительность гражданской службы? Учитываются ли в определении возрастных ограничений территориальные и климатические условия?

Подобные вопросы вряд ли можно рассматривать без четкого понимания того, что именно считается гражданской службой.

Что же это такое?

Гражданская служба – это не что иное, как трудовая деятельность человека в различных органах или структурных подразделениях, имеющих отношение к государственной власти.

Как правило, трудовая деятельность осуществляется в следующих ведомствах:

  • органы исполнительной и законодательной власти;
  • судебное производство.

Это означает, что работники муниципальных или же ведомственных предприятий, получающие жалованье из бюджетных средств, таких как больницы, школы, учреждения культуры и прочие, государственными служащими не являются. Военные также не считаются исполняющими обязанности служащих государства.

Каковы возрастные ограничения?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет в данное время 65 лет. Эта цифра была установлена не так давно, раньше она составляла только 60 полных лет.

Безусловно, все граждане России слышали о пенсионной реформе, но мало кто знает, что началось воплощение в реальную жизнь данного законопроекта именно со служащих государственного сектора.

Первого января были внесены некоторые изменения в основное содержание закона, который называется «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Изменения коснулись последней редакции нормативного акта от 27.07.2004.

Закон № 79-ФЗ регламентирует возрастные цензы для осуществления трудовой деятельности. Согласно этим изменениям предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличивается. То есть трудиться придется дольше на пять лет. Также были утверждены те варианты, при которых срок трудовой деятельности может быть продлен.

В чем суть обновленных правил для государственных служащих?

Разумеется, предельный возраст пребывания на гражданской службе, сколько лет бы он не составлял, меняется постепенно, не в одночасье. Это означает, что срок службы увеличивается поэтапно.

К полному показателю, который составляет предельный возраст пребывания на гражданской службе, согласно внесенным дополнениям, поправкам и изменениям, страна придет ближе к середине столетия. Это произойдет в 2026 году. К этому времени мужчинам придется трудиться уже полных 65 лет. Для женщин возрастная планка установлена немного ниже — 63 года.

Однако фактически данный возрастной ценз является условным. В определенных обстоятельствах допускается продолжение трудовой деятельности на государственных должностях.

Каким образом можно остаться на службе после достижения предельного возрастного порога?

Для того чтобы предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе был увеличен, достаточно сочетания трех нюансов:

  • желание человека;
  • возможность исполнять обязанности на надлежащем уровне;
  • согласие непосредственного руководства.

Если человек хочет остаться на работе, способен выполнять свои обязанности, у руководства нет аргументированных возражений, то срок службы вполне может быть продлен. Оформляются трудовые взаимоотношения в такой ситуации договором между сторонами или же продлением контракта с человеком.

Таким образом, предельный возраст пребывания на гражданской службе может быть продлен до достижения полных 70 лет. Но и это еще не окончательный возрастной рубеж для осуществления трудовой деятельности. Однако после достижения 70 лет желающий работать человек уже не сможет быть государственным служащим.

Это означает, что законодательно на данный момент времени фактический максимально возможный предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 70 лет.

Что еще нужно знать?

Оказаться на пенсии работники, занятые на государственных должностях, могут не только по достижении определенного законодательством возраста, но и по выслуге лет.

Что это такое? Это общая продолжительность непрерывающейся трудовой деятельности в определенной сфере. Это не синоним понятия «стаж». Для того чтобы получить выслугу лет, трудиться следует в одном учреждении или же области. То есть если человек работает в течение 20 лет в органах судебной системы, но в разных городах, выслугу лет он заслуживает. Если же он трудится год в ведомствах, имеющих отношение к структурам власти, потом несколько месяцев в частном ресторане, продолжает свою деятельность в больнице или нефтяной компании, то о выслуге лет речь уже идти не может. Подобная трудовая деятельность обеспечивает только стаж.

Согласно содержанию одного из приложений закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для выхода на отдых чиновникам требуется выслуга лет. Продолжительность выслуги лет, как и возрастные пределы, после внесения изменений в статью закона увеличивается.

В настоящее время ее показатель для государственных служащих составляет 16 лет. После того как пенсионная реформа завершится, то есть к 2026 году, эта цифра составит уже 20 лет. Начисление выслуги никоим образом не зависит от половой принадлежности. Это означает, что как мужчинам, так и женщинам, занятым в государственных учреждениях, к 2026 году потребуется достичь выслуги в 20 лет. Разумеется, если они ее не достигнут, то выходу на пенсию это не помешает, но ряд льгот и финансовых надбавок не будет начислен.

Читайте так же:  Как написать жалобу в роспотребнадзор

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

При причинении ущерба от загрязнения с судов нефтью правила, установленные главой XVIII настоящего Кодекса, применяются к:

ущербу от загрязнения с судов нефтью, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море, и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни принимались.

Законопроект, устанавливающий предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Пояснительная записка к проекту федерального закона:

Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) – 65 лет.

При этом в части 5 статьи 25 Федерального закона предусмотрено, что с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключённого на неопределённый срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Практика применения этой нормы выявила немало проблем, связанных с понуждением сторон служебного контракта к его перезаключению.

В связи с этим законопроектом устанавливается предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. При этом законопроектом предусматривается, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и желающему продолжать прохождение гражданской службы, срок гражданской службы может быть продлён представителем нанимателя сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет.

Одновременно в статьи 21, 25 и 39 Федерального закона вносятся изменения, направленные на устранение избыточности и упорядочение норм, касающихся предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Предельный возраст пребывания на гражданской государственной службе

1 января 2017 года в законную силу вступил Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее – Федеральный закон №143-ФЗ), которым внесены изменения в федеральные законы, регламентирующие условия назначения пенсий федеральным государственным служащим.

Так, согласно новой редакции части 1 статьи 25.1 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличен с 60 лет до 65 лет. При этом, гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Срочные служебные контракты, которые заключены на 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 25 Федерального закона №79-ФЗ с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.

Одновременно Федеральным законом №143-ФЗ изменены условия назначения пенсий федеральным государственным служащим, установленные статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 7).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 — 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Согласно приложению к Федеральному закону №166-ФЗ, стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется с учетом данной нижеприведенной таблицы.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

Каким возрастом ограничена государственная гражданская служба?

ТК не устанавливает предельного возраста для лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателями. Однако это правило не применяется к государственным гражданским служащим. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождение на государственной службе не является дискриминацией и не нарушает закрепленного Конституцией принципа равного доступа граждан к государственной службе. Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равенства, закрепленный Конституцией, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Следовательно, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Читайте так же:  Специфика проводок по зарплате

Установив предельный возраст пребывания на гражданской службе, законодатель определяет и условия действия служебного контракта до достижения возраста 65 лет. Если с гражданским служащим заключен служебный контракт на неопределенный срок, то по достижении 60 лет его контракт перезаключается на срочный служебный контракт. Срок перезаключения — от 1 года до 5 лет. В отличие от прежних правил закон не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с гражданским служащим. Возможно перезаключение на любой срок в пределах от 1 года до 5 лет. Гражданский служащий, достигший 65 лет, подлежит увольнению с гражданской службы. Иное решение представитель нанимателя не вправе принять.

Вместе с тем представитель нанимателя с согласия гражданина вправе заключить с ним срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом его квалификации, результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, замещаемой должности и состояния здоровья. На гражданских служащих, заключивших трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, распространяются общие нормы трудового законодательства.

Законопроект, устанавливающий предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Пояснительная записка к проекту федерального закона:

Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) – 65 лет.

При этом в части 5 статьи 25 Федерального закона предусмотрено, что с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключённого на неопределённый срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Практика применения этой нормы выявила немало проблем, связанных с понуждением сторон служебного контракта к его перезаключению.

В связи с этим законопроектом устанавливается предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. При этом законопроектом предусматривается, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и желающему продолжать прохождение гражданской службы, срок гражданской службы может быть продлён представителем нанимателя сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет.

Одновременно в статьи 21, 25 и 39 Федерального закона вносятся изменения, направленные на устранение избыточности и упорядочение норм, касающихся предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

12 мая 2016 года был принят в третьем чтении закон о повышении пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих, который вступит в силу 1 января 2017 года. При этом поправки не затронут тех, кто уже получил к настоящему моменту право на пенсию за выслугу лет или получит его до указанной даты.

23 мая 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ, который предусматривает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию по старости для лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, а также несущих государственную и муниципальную службу.

Согласно закону, начиная с 2017 года, пенсионный возраст чиновников начнет поэтапно повышаться. Кроме того, для слуг народа будут введены более строгие порядки, касающиеся стажа необходимого для получения пенсии. Также, по обещаниям властей, высвобожденные в результате реформы средства пойдут на увеличение пенсий всех граждан России.

Новые правила коснутся государственных гражданских и муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов Федерации, муниципальные должности на постоянной основе. Другими словами, пенсионный возраст увеличится как у чиновников, работающих в аппаратах госорганов, так и у депутатов.

По данным Минтруда, в настоящее время в России насчитывается около 1,1 миллиона служащих различного уровня. В принятом законе говорится, что для тех, кому страховая пенсия уже назначена, пересмотра после вступления закона в силу не будет.

Согласно действующему законодательству для россиян пенсионный возраст составляет: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. В то же время, чиновники и военные получают государственную пенсию по выслуге лет, а не обычную. Однако, если кроме госслужбы у них есть достаточный стаж на другой работе, они могут получать и долю пенсии по старости.

Повышение пенсионного возраста для чиновников

Закон подписан Президентом 23 мая и вступит в силу с 1 января 2017 года. Предельный возраст пребывания на гражданской службе будет составлять 65 лет. В настоящее время эта возрастная планка равна 60 лет (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Гражданские служащие

Продление службы останется возможным, но только для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)», учрежденные для содействия лицу, замещающему государственную должность. Не изменится для них и срок продления – до окончания срока полномочий.

Надо отметить, что остальные госслужащие, которым срок несения службы может быть продлен сегодня до 65 лет, возможность дальнейшего продления госслужбы утратят.

Руководители госслужбы

Для руководителей, как и сегодня, срок несения госслужбы сможет быть продлен до 70 лет. Но для них изменится порядок согласования такого продления. Если в настоящее время это происходит по решению президента, то после вступления в силу поправок дальнейшее прохождение службы такими лицами будет продлеваться назначившими их на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Пенсия по выслуге лет. Стаж госслужбы

Увеличен и минимальный стаж госслужбы, по достижении которого чиновник вправе претендовать на пенсию по выслуге лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты). Напомним, сегодня он составляет 15 лет (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Он также будет повышаться постепенно – на полгода каждый год, начиная с 2017 года. А с 2020 года и в последующие годы минимальный стаж государственной гражданской службы будет составлять 20 лет.

Помимо этого, депутатам для получения 55-процентной надбавки нужно будет исполнять полномочия 5 лет (сейчас 1 год), а чтобы получать надбавку в размере 75% нужно будет пробыть депутатом или сенатором не 10 лет (сейчас, как минимум, 3 года).

Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет

Год назначения пенсии за выслугу лет

Видео (кликните для воспроизведения).

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

Читайте так же:  Не позволяют прописать родственника

15 лет 6 месяцев

16 лет 6 месяцев

17 лет 6 месяцев

18 лет 6 месяцев

19 лет 6 месяцев

2026 и последующие годы

Как рассчитывается пенсия за выслугу лет?

Право на получение пенсии за выслугу лет имеют государственные гражданские служащие со стажем не менее 15 лет (по действующему законодательству до 1 января 2017 года).

Право получать такую пенсию будут иметь только те госслужащие, которые уволены:

  1. из-за ликвидации государственного органа, в котором они состояли на службе
  2. в связи с сокращением штата
  3. из-за достижения предельного возраста, позволяющего им состоять на госслужбе
  4. по состоянию здоровья
  5. по собственному желанию в связи с выходом на пенсию

Увольнение со службы по другим причинам лишает госслужащего права на получение пенсии по выслуге лет.

При этом данное правило распространяется только на тех граждан, которые до своего увольнения замещали должность на государственной гражданской службе полные двенадцать месяцев. Исключение составляют только госслужащие, уволенные по первому основанию.

Пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с пенсией по старости. Такую пенсию нельзя получить, если вы продолжаете работать на той должности, которая и предоставляет право на пенсию по выслуге лет.

Пенсия по выслуге лет назначается госслужащим при соблюдении следующих условий:

  • при выслуге 15 лет назначается пенсия в размере 45% от среднемесячного заработка.
  • за каждый полный год службы свыше 15 лет назначается трехпроцентная надбавка (она высчитывается исходя из среднемесячного дохода).

Следует учесть, что учетом данных надбавок, сумма пенсии по выслуге лет не может быть больше 75% от среднемесячного дохода госслужащего.

Страховая пенсия по старости

Новым законом о повышении пенсионного возраста для чиновников предусматривается поэтапное повышение возраста, с которого чиновники смогут получить страховую пенсию по старости.

В свою очередь, женщины-чиновники будут получать страховую пенсию с 63 лет к 2032 г. В связи с этим также увеличивается минимальный стаж госслужбы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, с 15 до 20 лет.

Установленные принятым законом нормы коснутся лиц, замещающих как федеральные, так и региональные госдолжности, а также муниципальных служащих.

[1]

Как утверждает замглавы Минтруда Андрей Пудов экономический эффект от реформы в первое время будет равен около 600 млн в год, но со временем он будет расти.

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

ГД приняла закон о продлении возраста пребывания на госслужбе в регионах

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу одобрила в третьем, окончательном чтении закон о возможности продления до 70 лет предельного возраста пребывания на государственной службе для региональных чиновников.

«Федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов являются одним видом государственной службы, для обеспечения успешного функционирования деятельности государственных органов законопроектом предлагается предоставить право на продление срока пребывания на гражданской службе субъектов до 70 лет государственным гражданским служащим субъектов РФ, замещающим должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, назначившему их на должность государственному органу или соответствующему должностному лицу», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе

Вопрос-ответ по теме

Согласно 79-ФЗ по достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе 65 лет по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы. В связи с последними изменениями о выходе на пенсию государственных служащих в 65 лет, возможно ли пролонгация отношений все-таки на должности государственного служащего?

Государственные служащие старше 65 лет могут работать в органе власти только по трудовому договору (ст. 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Никаких изменений в этой части не произошло. Отношения, связанные с государственной службой, регулируются указанным законом. Пенсионное законодательство не может предопределять вопросы, связанные с госслужбой.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы*.»

Может ли гражданин Российской Федерации, достигший возраста 60 лет, поступить на государственную гражданскую службу Российской Федерации?

Согласно части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации – 60 лет. Государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий), достигшему предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба), срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность,- до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем достижения им возраста 70 лет.

Читайте так же:  Обязательно прописать детей в доме построенном по мат капиталу

Нормы части 1 статьи 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ распространяются только на гражданских служащих, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе и состоящих в государственно-служебных отношениях с представителем нанимателя.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 60 лет, не может быть принят на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе

Разъяснения ч.1 ст.25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Согласно ч.1 ст.25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закона) предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет.

Служебный контракт с достигшим этого возраста гражданским служащим прекращается, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Исключение составляют случаи, когда гражданскому служащему в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона срок гражданской службы продлевается сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе. Данные выводы следуют из п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 Закона гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, с его согласия решением представителя нанимателя срок службы может быть продлен, но не более чем до 65 лет, а в случае замещения им должности категории «помощники (советники)», учрежденной для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.

Федеральному гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе с его согласия срок службы может быть продлен, но не более чем до 70 лет. Решение о продлении принимает Президент РФ.

С 1 января 2017 г. предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Согласно ч.1 ст.25.1 Закона для отдельных категорий гражданских служащих по достижении указанного возраста срок пребывания на гражданской службе может продлеваться.

Действующая редакция

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

УВОЛЬНЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ПРЕБЫВАНИЯ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Статья посвящена проблеме совершенствования механизма расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. В частности, требует уточнения пункт 2 части 1 статьи 37, допускающий увольнение гражданского служащего за неоднократное неисполнение им без уважительных причин должностных обязанностей.

The article is devoted to the problem of improvement of the mechanism of termination of the employment contract on the initiative of the representative of the employer. In particular, requires a clarification of paragraph 2 of part 1 of article 37, allowing the dismissal of a civil servant for repeated failure to perform them without valid reasons duties.

Спорным является термин «неоднократное», что вызывает его субъективное толкование. На отсутствие терминологической ясности в названной норме указывается в специальной литературе. Так, Е .А. Ершова, проводя аналогию между пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пунктом 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечает: «На практике расторжение трудового договора по данному основанию традиционно называют увольнением за систему. Поскольку расторжение трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ весьма популярно, постольку, прежде всего, необходимо попытаться ответить на вопрос о числе дисциплинарных взысканий, необходимых для расторжения трудового договора по данному основанию. Два? Три?» [1]. Нечеткость формулировок рассматриваемой нормы потребовала разъяснений на уровне Верховного Суда Российской Федерации [2].

Обобщая сказанное выше, считаем целесообразным внести в редакцию статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе» следующие изменения. Пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции: «повторного (в течение срока действия предыдущего взыскания) неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей». В подпункте «д» пункта 3 части 1 исключить термин «профессиональная служебная деятельность», оставив при этом термин «охрана труда».

Такое основание предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе», при этом служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Однако новый служебный контракт должен заключаться, во-первых, с учетом условий, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «О государственной гражданской службе», во-вторых, с учетом предельного возраста.

Гражданский служащий, достигший предельного возраста на службе, естественно, отвечает требованиям статьи 21 рассматриваемого закона, вместе с тем 60-летний возраст является препятствием для заключения нового контракта на общих основаниях. В связи с этим, как было указано выше, статья 25.1 предусматривает возможность «продления» срока государственной службы.

Таким образом, из общего правила заключения служебного контракта сделано исключение для случая продления по решению представителя нанимателя срока службы гражданскому служащему, достигшему предельного возраста, то есть предельный возраст не является препятствием для заключения нового контракта. Далее возникает вопрос, заключать ли новый контракт или продлевать действующий на момент достижения служащим предельного возраста. Для упрощения ситуации, учитывая факт достижения предельного возраста, на практике, как правило, не заключают со служащими новый контракт, но продлевают действие прежнего контракта.

Анализируя данную ситуацию, Л.В. Щур-Труханович отмечает, что «сгладить углы» при решении вопроса оформления неоднократного продления срока пребывания на гражданской службе может продление срока первого служебного контракта, заключенного при достижении 60 лет, путем составления соглашения к служебному контракту на основании соответствующего акта о продлении срока пребывания на гражданской службе [5]. Мы полагаем, что продлевать действие контракта, заключенного на определенный срок, нецелесообразно. Срок действия срочного договора всегда обусловлен определенной причиной, в связи с которой закон дозволяет ограничивать договор (в данном случае служебный контракт) определенным сроком. В том случае, если на момент достижения предельного возраста с государственным гражданским служащим был заключен бессрочный договор, действие его закономерно заканчивается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, то есть при достижении гражданским служащим предельного возраста (пункт 4 части 2 статьи 39). Если же служащий замещал должность на основании срочного договора, то тем более логично предположить, что срок его окончания должен быть ориентирован на момент достижения служащим предельного возраста и заканчиваться с его достижением.

В обоих случаях, как нам представляется, более логичным является заключение нового служебного контракта, тем более что закон прямо предусматривает такую возможность в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста (пункт 6.1 части 4 статьи 25).

[3]

В данной ситуации важной остается моральнопсихологическая сторона дела. Л.В. Щур-Труханович справедливо указывает: «С одной стороны, эти процедуры не согласуются с принципом стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ) с точки зрения профессиональной стабильности и устойчивости служебного положения гражданских служащих [6], стабильности кадров [7]. С другой — продление срока пребывания на гражданской службе, напротив, может быть истолковано как обеспечение указанного принципа, поскольку, несмотря на достижение предельного возраста для пребывания на гражданской службе, представитель нанимателя предпринимает действия по продолжению государственно-служебных отношений» [5]. Представляется, что для служащего в меньшей степени имеет значение форма трансформации служебного контракта из бессрочного в срочный, а в большей степени его интересует сам факт возможности продолжить государственную службу. Кроме того, поступая на государственную службу, каждый служащий должен быть ознакомлен с условиями службы, в том числе и таким, как предельный возраст пребывания на ней, и морально быть готовым к ее окончанию.

Читайте так же:  Россельхозбанк как начисляется страховка

Обобщая сказанное выше, мы полагаем, что представителю нанимателя при заключении срочного контракта со служащим, достигшим предельного возраста (в данном случае 60 лет), необходимо исходить из следующего:

— срочный служебный контракт заключать на пять лет (то есть до достижения 65-летнего возраста, что не противоречит закону);

— в случае если служебный контракт заключается на срок менее пяти лет, это должно быть мотивировано в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы, предшествующем заключению контракта.

[2]

В условиях проведения закономерных мероприятий, направленных на повышение ответственности государственных гражданских служащих, реализация указанных выше положений позволит расширить гарантии социальной защиты государственных служащих. Являющееся составной частью социальной защиты государственных служащих социальное обеспечение указанной категории граждан не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Как указывалось выше, основу структуры пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих составляет Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 названного закона право на государственную пенсию из числа государственных служащих имеют федеральные государственные гражданские служащие, а также военнослужащие.

Приведенный перечень вызывает закономерный вопрос, почему законодатель под термином «военнослужащие» понимает такой широкий круг лиц? Во-первых, это идет вразрез с определением, содержащимся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Во-вторых, если под дефиницию «военнослужащие» попали прокурорские работники, то почему здесь не указаны, например, судьи? Они ведь также получают государственное пенсионное обеспечение и не относятся к государственным гражданским служащим? Очевидно, что в текстах нормативных актов терминология должна соответствовать ее содержанию и сочетаться с другими нормативными актами.

Рассмотренные выше проблемы свидетельствуют, на наш взгляд, о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования социальной защиты государственных служащих.

Реализация данной цели может быть достигнута путем формирования в рамках административного законодательства правового института социальной защиты государственных служащих. Содержанием правового института должны стать, во-первых, нормы, регулирующие социальное обеспечение государственных служащих в виде единого комплексного закона, определяющего круг лиц, условия социального обеспечения для всех категорий государственных служащих по трем видам государственной службы, во-вторых, нормы, устанавливающие правила государственного обязательного страхования.

1. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России: монография. — М., 2010.

2. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №63) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 3.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 27. — Ст. 3866.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 49. — Ст.6413.

5. Щур-Труханович Л. В. Изменение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: снижение и фиксация предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе // СПС «Консультант Плюс».

6. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбаненко // СПС «Консультант Плюс».

7. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы // СПС «Консультант Плюс».

8. О прекращении трудовых отношений по инициативе нанимателя: рекомендации МОТ от 22.06.1982г. №16 9. Шахмаметьев А. А. Подзаконные акты в правовом регулировании налогообложения в Российской Федерации // Право. 2010. № 1.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию: приложение к жyрналy «Финансы». 2010. № 6, 7, 8.

Источники


  1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  2. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Предельный возраст пребывания на гражданской государственной службе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here