Сдача в аренду контейнеров налогообложение

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Сдача в аренду контейнеров налогообложение". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Сдача в аренду контейнеров налогообложение

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Нужно ли физическому лицу получать статус индивидуального предпринимателя для сдачи нежилых помещений в аренду?

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). При этом гражданин может осуществлять деятельность по сдаче имущества в аренду как физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее также — ИП), так как закон не содержит требование о регистрации физического лица в качестве ИП как необходимое условие сдачи в аренду принадлежащего ему имущества.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац третий п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП.

Осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации в зависимости от обстоятельств может явиться основанием для привлечения его к административной (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) или уголовной (ст. 171 УК РФ) ответственности.

Как отмечает судебная практика, а также подчеркивают в своих разъяснениях Минфин России и налоговые органы, о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

— изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

— хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

— взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок;

— устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

При наличии этих признаков физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве ИП. Однако самого по себе факта совершения физическим лицом сделок на возмездной основе для признания осуществляемой им деятельности предпринимательской недостаточно, если совершаемые сделки не образуют деятельности. Поэтому при отсутствии вышеуказанных признаков физическое лицо вправе сдавать в аренду принадлежащее ему имущество без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2012 N 51-АД11-7, письма Минфина России от 28.12.2012 N 03-04-05/10-1454, от 17.11.2009 N 03-04-05-01/808, ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-2-3/[email protected], УФНС России по г. Москве от 15.06.2009 N 20-14/[email protected]).

Данные выводы учитывают позицию, выраженную Пленумом ВС РФ в постановлении от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем». В п. 2 данного постановления ВС РФ указал, что в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).

Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление Верховного Суда РФ от 30.06.2006 N 53-АД06-2). В письме от 08.02.2013 N ЕД-3-3/[email protected] ФНС России подчеркнула, что признаки предпринимательской деятельности носят оценочный характер, квалифицировать в соответствии с ними деятельность физического лица по сдаче в аренду собственного имущества возможно только при наличии полной и всесторонней информации обо всех обстоятельствах его деятельности.

На осуществление предпринимательской деятельности может указывать, например, заключение договора на срок более одного налогового периода (календарного года) или его пролонгация на следующий период, неоднократное получение дохода, неоднократное заключение договоров аренды с одним и тем же юридическим лицом и т.д. (смотрите, например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.04.2005 N 18-12/3/26639, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2004 N А38-4668-5/85-2004). Как свидетельствует правоприменительная практика, при решении этого вопроса принимаются во внимание такие факторы, как направленность действий гражданина на систематическое получение прибыли, постоянный характер деятельности по сдаче имущества в аренду, приобретение имущества для целей его сдачи в аренду.

Если предметом договора аренды является помещение, не предназначенное для проживания граждан; а собственник помещения регулярно получает доход от его сдачи в аренду, существует риск признания таких действий гражданина предпринимательской деятельностью и привлечения его к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением штрафа в размере от 500 до 2000 рублей (смотрите также постановления Алтайского краевого суда от 20.10.2011 N 4а-634/2011, Верховного Суда Республики Татарстан от 16.02.2011 N 7а-138м).

Однако вопрос о квалификации действий по сдаче нежилого помещения в аренду как предпринимательской деятельности гражданина окончательно может быть решен только судом с учетом совокупности конкретных обстоятельств.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

17 февраля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Сдача в аренду контейнеров налогообложение

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2006 г. N 03-04-08/193 О порядке применения НДС в отношении услуг по предоставлению в пользование морских судов по договорам аренды, оказываемых российской и иностранной организациями, а также налога на прибыль организаций с доходов, получаемые иностранной организацией от сдачи в аренду морских судов

Вопрос: ООО является судовладельцем и арендатором теплоходов. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы, касающиеся налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы, получаемые иностранной фирмой от сдачи в аренду имущества.

Читайте так же:  Бланк договора аренды авто между физическими лицами

1. Теплоход арендуется по договору бербоут-чартер у иностранной компании, не имеющей представительства в РФ. Является ли арендатор (российская компания) налоговым агентом по НДС при расчетах за арендную плату, если данный теплоход осуществляет перевозки между портами РФ и иностранного государства? Является ли арендатор (российская компания) налоговым агентом по налогу на доходы, получаемые иностранной фирмой от сдачи в аренду теплохода, если данный теплоход используется для перевозок грузов между российскими и иностранными портами?

2. Теплоход сдается в аренду на условиях тайм-чартер с экипажем иностранной компании, которая не имеет представительства в РФ и осуществляет перевозки между портами, находящимися за пределами территории РФ. Нужно ли арендодателю (российской компании) начислять НДС с арендной платы?

3. Теплоход сдается в аренду на условиях тайм-чартер с экипажем иностранной компании, которая не имеет представительства в РФ и осуществляет перевозки между российскими портами и портами иностранного государства. Как арендодателю (российской компании) начислять НДС с арендной платы?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование морских судов по договорам аренды, оказываемых российской и иностранной организациями, а также налога на прибыль организаций с доходов, получаемые иностранной организацией от сдачи в аренду морских судов, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 18 процентов.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование морских судов по договору аренды без экипажа (бербоут-чартер), оказываемых иностранной организацией, сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, данные услуги на территории Российской Федерации также не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается налогообложения доходов, полученных иностранной организацией от сдачи морских судов в аренду без экипажа, то согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации, не осуществляющей деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.

Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций от предоставления в аренду морских судов, используемых в международных перевозках, исчисляется по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса в размере 10 процентов.

При исчислении налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, удерживаемого российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате дохода, следует руководствоваться положениями статьи 310 Кодекса.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2006 г. N 03-04-08/193

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

О налогообложении дохода иностранной организации за использование арендованных контейнеров-цистерн для перевозок

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2017 г. N 03-08-05/64556 О налогообложении дохода иностранной организации в случае если российская организация осуществляет перевозки с использованием предоставленных иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеров-цистерн между пунктами, находящимися в пределах территории РФ

Согласно нормам пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяются в соответствии нормами статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Статьей 284 Кодекса определены ставки, взимаемые с доходов от сдачи в аренду судов, используемых на территории Российской Федерации и в международных перевозках.

Таким образом, в случае если российская организация осуществляет перевозки с использованием предоставленных иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеров-цистерн между пунктами, находящимися в передах# территории Российской Федерации, то доход указанной иностранной организации подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций по ставке 20 процентов согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса.

В противном случае, если российская организация участвует в международных перевозках, используя предоставленные иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеры-цистерны, то доход указанной иностранной организации подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций по ставке 10 процентов согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса.

Читайте так же:  Парковка у подъезда многоквартирного дома

По вопросу подтверждения фактического права на доход сообщаем следующее.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

С учетом изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ, с 01.01.2017 помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, с 01.01.2017 в случае выплаты дохода иностранной организации данной иностранной организацией не представлены подтверждения в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 312 Кодекса, налоговый агент производит удержание налога на прибыль в соответствии со статьей 310 Кодекса.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. N 03-08-05/25710 О налогообложении доходов иностранной организации — резидента Великобритании от сдачи в аренду контейнеров-цистерн российской организации для целей как международных перевозок грузов, так и перевозок между пунктами, находящимися в пределах территории РФ

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом касательно налогообложения доходов иностранной организации — резидента Великобритании от сдачи в аренду контейнеров-цистерн российской организации для целей как международных перевозок грузов, так и перевозок между пунктами, находящимися в пределах территории Российской Федерации, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее — Конвенция) сообщает следующее.

Согласно нормам пункта 1 статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяются в соответствии с нормами статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Статьей 284 Кодекса определены ставки, взимаемые с доходов от сдачи в аренду контейнеров, используемых на территории Российской Федерации и в международных перевозках.

При этом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

В свою очередь, подпункт «h» пункта 1 статьи 3 Конвенции определяет понятие «международная перевозка» как любую перевозку морским или воздушным судном, управляемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.

Также необходимо учитывать, что к прибыли, полученной лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, согласно нормам статьи 8 Конвенции относятся, в частности, доход, получаемый от сдачи в аренду морских и воздушных судов без экипажа, и прибыль от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для транспортировки товаров или изделий, в случае, если такая сдача в аренду или такое использование, содержание или сдача в аренду являются неосновными видами деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.

При этом нормами статьи 8 Конвенции установлено, что прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках подлежит налогообложению исключительно в государстве резидентства ее получателя.

Обращаем внимание, что из предоставленной в письме информации неясно, в перевозках каким транспортом будут использоваться контейнеры-цистерны, а также является ли арендодатель лицом, для которого такая сдача в аренду контейнеров является неосновным видом деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.

Таким образом, в случае, если налогообложение деятельности по сдаче в аренду контейнеров-цистерн не может рассматриваться в рамках статьи 8 Конвенции, следует руководствоваться нормами статьи 5 «Постоянное представительство» и статьи 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Конвенции.

Также отмечаем, что с учетом норм пункта 2 статьи 28 Конвенции Конвенция между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Союза Советских Социалистических Республик об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31 июля 1985 г. прекратила свое действие.

К сдаче в аренду подвижного состава нулевая ставка НДС не применяется

Владислав Брызгалин, управляющий партнер
Группы компаний «Налоговый щит»

Читайте так же:  Страхование жизни и здоровья в москве (стоимость и виды)

С 1 января 2011 года вступили в силу новые правила применения нулевой ставки НДС в отношении работ и услуг, связанных с экспортом и импортом товаров. О том, как действуют некоторые из них, Минфин России рассказал в комментируемом письме.(Письмо Министерства финансов РФ от 11.01.11 № 03-07-08/02)

Услуги и нулевая ставка

Изменения в статью 164 НК РФ, регулирующую порядок применения налоговых ставок, были внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 309-ФЗ.

Наиболее существенные поправки связаны с изменением подхода к определению работ (услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов. Законодатель отказался от открытого перечня работ (услуг), облагаемых по нулевой ставке, и установил в подпунктах 2.1–2.8 статьи 164 НК РФ их закрытый перечень. Прямо не поименованные в нем услуги подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.

Кроме того, упразднен общий объединяющий признак услуг – их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, который использовался до 1 января 2011 года. Теперь для каждой группы работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1–2.8 статьи 164 НК РФ, установлены самостоятельные квалифицирующие признаки, позволяющие отнести их к работам (услугам), облагаемым НДС по ставке 0 процентов.

В комментируемом письме рассмотрены вопросы обложения НДС услуг, поименованных в подпунктах 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В них речь идет об услугах, оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением перевозчиков на железнодорожном транспорте), по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава или контейнеров для осуществления железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров или продуктов переработки.

Предоставление – это не аренда

В письме проанализировано два случая. Первый касается предоставления (подачи) под погрузку железнодорожного подвижного состава для выполнения железнодорожным транспортом международных перевозок и перевозок по территории РФ экспортируемых товаров или продуктов переработки. Второй – услуг по сдаче в аренду (субаренду) указанного подвижного состава.

Минфин России пришел к выводу, что нулевая ставка НДС распространяется только на услуги по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава. При сдаче в аренду (субаренду) железнодорожного подвижного состава должна применяться ставка НДС 18 процентов.

Подача вагонов

Первый вывод основан на анализе положений подпунктов 2.1, 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В них прямо говорится, что нулевая ставка применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава или контейнеров.

Помимо этого, Минфин России указал на то, что предоставление (подача) железнодорожного подвижного состава является неотъемлемой частью перевозочного процесса. Это следует из положений статьи 2 Федерального закона от 10.01.03 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

В соответствии с ними под перевозочным процессом железнодорожным транспортом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов. А как разъяснил Минтранс России в письме от 20.05.08 № СА-16/3729 (п. 4.10), услуги по подаче вагонов, контейнеров, локомотивов, оказываемые операторами железнодорожного подвижного состава либо иными организациями, которые обладают ими на праве собственности, непосредственно относятся к перевозочному процессу.

С этим, по нашему мнению, следует согласиться, поскольку такая трактовка отвечает положениям статьи 164 НК РФ.

Заметим, что аналогичным образом решался вопрос с налогообложением указанных услуг и до внесения изменений в статью 164 НК РФ. Услуги по предоставлению вагонов под погрузку рассматривались в качестве услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ в прежней редакции).

При применении новой нормы налогоплательщикам нужно учесть несколько важных моментов.

Прежде всего возможность применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость зависит от права, на котором подвижной состав находится у компании. Льгота распространяется на лиц, которым вагоны принадлежат только на праве собственности или на праве аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга). То есть, исходя из буквального смысла положений подпунктов 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в случае принадлежности лицу вагонов на ином законном праве и предоставлении их под погрузку налоговая ставка 0 процентов не применяется.

При оказании услуг по предоставлению вагонов под погрузку для осуществления международных перевозок (подп. 2.1 ст.164 НК РФ) следует также иметь в виду, что в целях применения данной нормы есть два толкования термина «международная перевозка»: ограничительное и расширительное.

В соответствии со статьей 164 НК РФ под международными перевозками понимаются перевозки товаров морскими, речными, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения
товаров расположен за пределами территории РФ.

При ограничительном толковании налогообложению по ставке 0 процентов подлежат операции, в результате совершения которых непосредственно осуществляется пересечение товаром таможенной границы России.

Из расширительного толкования следует, что налогообложение по ставке 0 процентов применимо не только к указанным операциям, но и к услугам по перевозке товаров, оказываемым на любом ее этапе для целей перемещения товаров через таможенную границу России и доставки товаров в пункт назначения.

Эти нюансы могут существенно повлиять на выбор налоговой ставки при оказании услуг по предоставлению (подаче) под погрузку железнодорожного подвижного состава. При этом спрогнозировать, каким образом (расширительно или ограничительно) подпункт 2.1 статьи 164 НК РФ будет толковаться налоговыми органами и судами, не представляется возможным.

Можно предположить, что Минфин России будет придерживаться первой трактовки. В одном из последних писем (от 17.01.11 № 03-07-08/11) ведомство уточняло, что при ввозе грузов на территорию РФ по договору транспортной экспедиции нулевая ставка НДС используется, если перевозка товаров производится между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, находящимся на территории РФ.

Налогоплательщику также необходимо помнить, что он не вправе произвольно применять налоговую ставку (изменять ее в большую или меньшую сторону) или отказываться от ее применения*.

* См. определение Конституционного суда РФ от 15.05.07 № 372-О-П, постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.06 № 1964/06, № 16305/05.

Аренда

Что касается услуг по сдаче в аренду подвижного состава российской организацией другому лицу для осуществления международных перевозок, то вывод Минфина России о налогообложении их по ставке 18 процентов также соответствует законодательству.

Читайте так же:  Как уходят в декретный отпуск с работы

Перечень услуг, облагаемых по нулевой ставке, приведенный в новой редакции статьи 164 НК РФ, не содержит такого вида услуг, как сдача в аренду подвижного состава для осуществления международных перевозок. Следовательно, данные услуги подлежат обложению НДС по общеустановленной ставке в размере 18 процентов.

Аналогичную позицию Минфин России высказывал в письмах от 20.01.11 № 03-07-08/14 и от 28.01.11 № 03-07-08/28.

Налогообложение при международных перевозках: налог на прибыль

Налоговый кодекс РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций понимает под международными перевозками «любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ» (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).

В Российской Федерации обложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранной организации, полученные ею в связи с осуществлением перевозок: а) между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой – вне ее; б) между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.

Рассмотрим несколько вариантов возникновения обязанности и порядка уплаты налога на прибыль в зависимости от маршрута движения товара при доставке его перевозчиком, наличия или отсутствия постоянного представительства иностранной организации-перевозчика на территории РФ, а также возможности применения заключенных РФ соглашений об избежании двойного налогообложения с государством, где зарегистрирована иностранная компания.

1. В случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения действуют следующие правила, касающиеся порядка уплаты налога на прибыль.

Иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в России через постоянное представительство (состоящее на налоговом учете в РФ), обязана самостоятельно уплачивать налог на доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 307 НК РФ).

[2]

В этом случае иностранная организация, получающая доход, должна предоставить налоговому агенту нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, оформленную не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

А. При перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов с территории РФ в иностранное государство (либо из иностранного государства на территорию РФ) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой организацией, относятся, согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, к доходам от источников в РФ.

В соответствии со ст. 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ определен в статье 310 НК РФ. Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 310 и пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10%. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом.

[3]

Равным образом, у иностранной организации возникает обязанность уплаты налога на прибыль (на доходы) в государстве, где данная компания зарегистрирована, по ставке, установленной налоговым законодательством данного государства.
Б. Аналогичная ситуация имеет место при перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов в пределах территории РФ. Российская организация, выплачивающая иностранной организации доход, будет исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст. 24, 310 НК РФ.
В. Если иностранная организация осуществляет перевозку исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ, такая перевозка не считается «международной» в смысле ст. 309 НК РФ, а доходы, полученные иностранной организацией в связи с оказанием таких услуг, не являются доходами от источников в РФ и не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ (См. Письмо УФНС России по г. Москве от 06.11.2007 № 20-12/105711; Постановление ФАС МО от 15.08.2007 № КА-А40/7815-07-П).

2. Если между РФ и соответствующим иностранным государством имеется действующее соглашение, регулирующее вопросы налогообложения, положения такого соглашения имеют приоритет над нормами налогового законодательства РФ (ст. 7 НК РФ). Сегодня Российской Федерацией заключено около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения. В данных соглашениях, в частности, уделяется внимание избежанию двойного налогообложения доходов от международных перевозок.

При наличии между государствами, где зарегистрированы компании – стороны договора перевозки, соглашения об избежании двойного налогообложения, порядок уплаты налога на прибыль следующий.

При налогообложении доходов иностранных организаций, полученных ими в связи с осуществлением международных перевозок, необходимо учитывать положения соответствующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих в отношениях между РФ и соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация — перевозчик.

При этом положения такого соглашения (конвенции) применяются с учетом ст. 312 НК РФ. Иностранная организация должна представить налоговому агенту (российской организации, выплачивающей ей доход) подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Россия заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (подробнее – см. ст. 312 НК РФ; пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

Пример 1. В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 5 декабря 1998 г.).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы.

Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг кипрской компании, то доход, получаемый кипрской компанией, будет облагаться налогом только на Кипре.

Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 8 Соглашения будет изменен с момента вступления в силу Протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного 16 апреля 2009 года.

Читайте так же:  Перевести пенсию из сбербанка в другой банк

Согласно статье IV Протокола пункт 1 ст. 8 «Доходы от международных перевозок» был изменен: признак резидентности в

Договаривающемся государстве лиц, получающих соответствующие доходы (благодаря которому налоговая нагрузка переносилась в государство, где зарегистрирован перевозчик, то есть на Кипр), был заменен на признак места эффективного управления таких лиц. Иными словами, доходы от международных перевозок будут подлежать налогообложению только в государстве, в котором находится место эффективного управления лица, оказывающего услуги по перевозке и получающего соответствующие доходы.

Данные изменения позволяют сделать вывод о том, что договаривающиеся государства стремятся исключить применение одной из распространенных схем налогового планирования с использованием кипрских транспортных компаний. То есть, при наличии соответствующих доказательств, свидетельствующих о месте эффективного управления лиц, получающих доходы от международных перевозок (таким местом может оказаться Россия), прибыль будет облагаться налогом не на Кипре, а в России.

Согласно названному Протоколу, если место эффективного управления лицом не может быть определено, компетентные органы договаривающихся государств, принимая во внимание все факторы, которые они сочтут относимыми, предпримут необходимые меры для определения путем взаимосогласительной процедуры места эффективного управления в каждом конкретном случае.

Пример 2. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложении и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 16 декабря 1996 года).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том Договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом.
Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг (морской или воздушной перевозки) голландской компании, то доход, получаемый голландской компанией, облагается налогом только в Нидерландах. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что голландская организация имеет постоянное местонахождение в Нидерландах.

Как видно из процитированных статей, сфера действия статьи «Прибыль от международных перевозок» в Соглашении с Нидерландами сформулирована уже, чем соответствующая статья Соглашении РФ и Кипром в действующей редакции. То есть, исходя из буквального толкования, положения об избежании двойного налогообложения касаются лишь прибыли от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках.

Пример 3. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Дания действует межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 8 февраля 1996 г.).

Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции, доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства.

Под доходом от международных перевозок Конвенция понимает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или аренду контейнеров и сопутствующего оборудования.

Исходя из этого, если российская компания платит за оказание транспортных услуг датской компании, то доход, получаемый датской компанией, облагается налогом только в Дании. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что датская организация имеет постоянное местонахождение в Дании.

Вместе с тем, названный вариант возможен только в случаях, подпадающих под пояснение, данное в том же п. 1 ст. 8 Конвенции, предельно ограничивающее сферу деятельности по перевозке, которая подпадает под освобождение от двойного налогообложения. Данное толкование было, в частности, применено в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2005 по делу № А40-35442/05-99-229. По мнению суда, «действие Конвенции распространяется не на все виды доходов, получаемых от международных перевозок.

Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства». В рассмотренном судом случае поставки такого рода не производились.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, рассматривая возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения при международных перевозках, необходимо учитывать соответствующие положения конкретного соглашения, устанавливающие различный объем их применения (как правило, в зависимости от видов международных перевозок).

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  3. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  4. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  5. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
Сдача в аренду контейнеров налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here