Смета доходов и расходов общественной организации образец

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Смета доходов и расходов общественной организации образец". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

4.3. Смета доходов и расходов

В отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих последовательно выручку от продажи, себестоимость продукции (работ, услуг), прибыль, бухгалтерия некоммерческой организации в рамках уставной непредпринимательской деятельности учитывает целевые доходы и целевые расходы.

Целевые расходы в НКО должны соответствовать целевым доходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет (в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможен и другой вариант: в случае если средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения, часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное, что необходимо иметь в виду: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только по целевому назначению. Без письменного согласия жертвователя (благотворителя, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае если такого согласия не получено, средства следует вернуть.

В ходе осуществления целевых программ в НКО составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год или любой более длительный срок). Пример сметы приведен в следующей таблице.

Смета доходов и расходов на 2001 — 2002 гг.

|Но- | Наименование статей доходов и | Планируется на |

|стро| |2001 — 2002| в том числе |

| Раздел I. Доходы некоммерческой организации |

|1.1 |Вступительные взносы |33000 |15000 |18000 |

|1.2 |Членские взносы |220000 |100000 |120000 |

|1.3 |Добровольные целевые взносы|880000 |400000 |480000 |

|1.4 |Добровольные целевые взносы|3540200 |1611000 |1929200 |

| |Итого по разделу I |4673200 |2126000 |2547200 |

| Раздел II. Расходы некоммерческой организации |

[2]

|2.1 |Заработная плата исполнителей|1320000 |600000 |720000 |

|2.2 |Отчисления во внебюджетные фонды |508200 |231000 |277200 |

|2.3 |Командировочные расходы |363000 |165000 |198000 |

|2.4 |Канцелярские и хозяйственные расходы |66000 |30000 |36000 |

|2.5 |Приобретение основных средств |95000 |45000 |50000 |

|2.6 |Расходы на аренду и содержание зданий|1650000 |750000 |900000 |

|2.7 |Административные расходы |660000 |300000 |360000 |

|2.8 |Непредвиденные расходы |11000 |5000 |6000 |

| |Итого по разделу II |4673200 |2126000 |2547200 |

Смета утверждается высшим органом управления НКО или ее исполнительным органом, если это предусмотрено уставом. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету. Как уже отмечалось, смета может быть рассчитана на ряд лет.

В настоящее время основным документом, прямо обязывающим составлять смету доходов и расходов, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Это требование относится к организациям, осуществляющим благотворительную деятельность.

Вместе с тем практика показывает, что смета — это первое, с чем знакомится налоговая инспекция, начиная документальную проверку некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может иметь более чем одну целевую программу. В этом случае смета составляется по каждой из них. Программы могут иметь разные сроки реализации.

Организация самостоятельно определяет количество своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы.

НКО может согласовывать свои сметы только с жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить коррективы в направления расходования средств, если такое использование соответствует уставным целям организации.

При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая предусмотренные формальности.

Отметим, что по большинству вопросов организации бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности НКО используют те же нормативные акты, что и коммерческие организации.

Смета доходов и расходов общественной организации образец

Доходы и расходы некоммерческой организации

1. Вступительные и членские взносы.

Эти средства формируются, главным образом, в общественных объединениях, их союзах и ассоциациях. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

Смета доходов и расходов общественной организации образец

В отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих последовательно выручку от продажи, себестоимость продукции (работ, услуг), прибыль, бухгалтерия некоммерческой организации в рамках уставной непредпринимательской деятельности учитывает целевые доходы и целевые расходы.

Целевые расходы в НКО должны соответствовать целевым доходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы. Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет (в соответствии с Федеральным законом

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Смета доходов и расходов общественной организации образец

В общепринятом понимании сметой доходов и расходов признается документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности организаций и учреждений.

Как правило, структура сметы состоит из трех частей: вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части.

Смета доходов и расходов общественной организации образец

Наряду с коммерческими существуют и некоммерческие организации, целью которых является не получение прибыли как таковой, а разработка и реализация социальных программ, общественно значимых мероприятий. К таким организациям относятся и общественные организации инвалидов.

Их задачи социальная реабилитация людей, имеющих физические недостатки, защита прав и законных интересов этих людей, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Смета доходов и расходов некоммерческой организации — документ доступен для скачивания с нашего сайта. Воспользуйтесь прямыми ссылками для загрузки. Скачайте пример заполнения и пустой бланк в форматах для открытия в программах Word и Excel. Распечатайте и заполните правильный образец документа. Во избежании ошибок используйте инструкцию по заполнению.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации обеспечивает бухгалтерам понимание финансовой ситуации компании и прогнозировать ее изменение. При этом он является частью обязательного документального корпуса НКО. Такими компаниями считаются те организации, которые разрабатывают алгоритм работы, не нацеленный на получение прибыли. Это могут быть спортивные, образовательные, волонтерские проекты. Они не имеют права «зарабатывать деньги» в классическом понимании.

Смета фиксирует движение средств. В нее вносят все расходы, которые совершает НКО. При этом учреждение существует на добровольные взносы участников или спонсоров. Таким образом, отчет помогает подтвердить целевое направление бюджетных трат.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога при двух собственниках

Скачайте смету с сайта. Она разделена на два блока: доходы и расходы. В конце указывают денежный остаток на конец отчетного периода. По его завершению составляют аналитическую базу, которая подтверждает или опровергает прогнозируемые цифры.

Интересные материалы по теме:

© 2019 Все права защищены
Информационный бухгалтерский сервис. Правовая база и аналитика онлайн.

Данный сайт является некоммерческим информационным проектом, никаких услуг не предоставляет. Документы, отчетности, инструкции, видео и другие материалы взяты с открытых источников.

Логотипы и товарные знаки, размещённые на сайте, принадлежат их законным владельцам, правообладателям.

Правовая помощь

Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи. Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности. Кто составляет смету Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

Смета доходов и расходов

Форма создания НКО Кто утверждает смету Корпоративные Потребительский кооператив Общее собрание участников Общественная организация Общественное объединение Ассоциация Союз Товарищество собственников недвижимости Казачье общество Община коренных малочисленных народов РФ Адвокатская палата Коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация Унитарные Фонд Правление Автономная некоммерческая организация Наблюдательный совет Религиозная организация Определяется уставом Когда можно менять смету Как правило, НКО придерживаются величины расходов, утвержденной сметой. Но если видите, что текущие затраты не укладываются в запланированные, то лучше смету изменить. Изменять смету можно столько раз, сколько сочтет нужным руководство некоммерческой организации.
Чем ближе фактические показатели к цифрам в статьях сметы, тем лучше в организации уровень финансового планирования.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.
Что входит в понятие смета, как ее составить и для чего она нужна Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств. Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты.

2.4. смета доходов и расходов некоммерческой организации

В качестве приложений могут быть расчеты, на основании которых составляли смету, но не обязательно. Смету можно составить в целом по организации. А можно еще и на какое-либо конкретное мероприятие. На какой период составлять смету Можно разработать смету на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

А можно и не делать разбивки – просто дать планируемые показатели по каждой статье на год. Смета может быть даже на несколько лет вперед с разбивкой по годам. Кто утверждает смету Смету утверждает высший орган управления НКО.

Это может сделать и постоянно действующий коллегиальный выборный орган НКО, если такое право дано ему уставом организации (п. 3 ст. 29 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Кто именно утверждает смету, зависит от формы создания НКО. Все варианты смотрите в таблице ниже.

Вы точно человек?

Смета некоммерческой организации

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь. Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации. Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Особенности составления сметы, общие моменты Если вы являетесь членом НКО или вам просто поручили составить смету, а у вас для этого не хватает опыта, воспользуйтесь приведенными ниже советами и посмотрите образец документа.

Нюансы составления сметы некоммерческих организаций

  • 1 Как составить и утвердить смету
  • 2 Когда можно менять смету
  • 3 Примеры смет

Чтобы запланировать доходы и расходы в некоммерческой организации (далее – НКО), составляют финансовый план. Бухгалтеры еще называют такой документ сметой доходов и расходов, или бюджетом. Как составить и утвердить смету Смету доходов и расходов можно составлять в свободной форме.
Каждая НКО сама решает, что отразить в документе, исходя из своей специализации и потребностей. Никаких строгих требований для оформления сметы-бюджета нигде в законодательстве не прописано. Состоит смета из доходной и расходной частей. В доходной части отражают предполагаемые в будущем году поступления.
А в расходной – планируемые затраты. Смета может быть очень подробной, а может быть и укрупненной. То есть в ней можно показать каждую статью расходов, а можно дать показатели лишь по группам.

Смета расходов на проведение мероприятия

Каждое предприятие время от времени сталкивается с необходимостью провести какое-либо мероприятие. Это может быть семинар, конференция, презентация, соревнование, конкурс, проведение переговоров, какого-либо государственного или внутрикорпоративного праздника.

Перед тем как перейти к подготовке мероприятия, ответственные за его проведение лица составляют список расходов. Документ, в который они вносятся, называется сметой.

Для чего нужен документ

Смета по своей сути — предварительная верстка величины предстоящих расходов. Этот документ нужен для того, чтобы руководство предприятия имело четкое представление о том, какие затраты ему предстоят.
В смету включается:

  • цена аренды помещений;
  • стоимость презентационных материалов, сувениров, подарков, продуктов питания;
  • транспортные расходы;
  • оплата труда привлеченного персонала;
  • сюда же вносится количество человек, задействованных в мероприятии и дата его проведения.
Читайте так же:  Кредиторская задолженность при ликвидации кредитора

Таким образом, грамотно, по всем правилам оформленная и завизированная смета позволяет не только предусмотреть все расходы, но и вычесть затраты, без которых вполне можно обойтись.

Кроме того, уже после проведения мероприятия, она дает возможность найти несоответствия в планируемых тратах и произведенных расходах, а также разобраться в их причинах.

Следует отметить, что смета не относится к первичной бухгалтерской документации, поскольку она только лишь включает в себя план расходов, который в дальнейшем еще понадобится утвердить приказом по организации. А вот подтверждением произведенных затрат по смете служат соответствующая «первичка»: квитанции, счета-фактуры, накладные, акт выполненных работ и т.п.

Варианты формирования документа

Смета может быть составлена разными способами:

  1. Индексный метод, при котором в расчет берутся нормативные показатели, корректируемые на индекс текущих цен.
  2. Аналоговый, когда средний размер затрат черпается из расценок по сметам на такие же мероприятия.
  3. Ресурсный метод основывается на планировании трат по фактической стоимости каждой позиции сметы и их суммирования.

Последний способ, в силу своего удобства, и пользуется наибольшим распространением.

Кто составляет смету

Смета всегда составляется заранее, как минимум за месяц до мероприятия.

Это обусловлено тем, что обычно, перед тем как попасть к директору для окончательного одобрения, документ проходит еще ряд структурных подразделений.

Обычно непосредственная обязанность по формированию сметы лежит на сотруднике или руководителе того отдела, который напрямую занимается проведением мероприятий:

[3]

  • специалист по внутрикорпоративному развитию
  • маркетолог
  • работник отдела кадров
  • секретарь и т.д.

В любом случае, это должен быть человек, хорошо знакомый с политикой предприятия в плане проведения различного рода «корпоративов» и имеющий навыки по составлению подобного рода документов.

После формирования смета передается на подпись в бухгалтерию, в профсоюзную организацию (если, конечно, она на предприятии имеется), а также в структурные подразделения, представители которых должны ее одобрить. Только после этого она попадает на стол директора, который и ставит на ней свою резолюцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

При необходимости к смете можно приложить сравнительные отчеты, которые удостоверят то, что цифры, в ней представленные имеют актуальный и конкурентный характер.

Допустимо ли нарушать указанные в смете цифры

Особенностью любой сметы является то, что она не гарантирует того, что указанные в ней цены останутся неизменными.

Поскольку смета всегда носит предварительный характер, в период фактического ее исполнения, некоторые цены могут претерпевать изменения.

Этот нюанс обязательно должен быть отмечен в самой смете (например, то, что цены могут быть увеличены на некоторый процент и т.д.)

Как составить бланк

На сегодня унифицированного бланка расходов на проведение мероприятия не существует, поэтому представители предприятий и организаций могут составлять его в произвольном виде или, если у компании есть разработанный и утвержденный типовой шаблон, – по этому образцу. При этом вне зависимости от того, какой именно способ будет выбран, необходимо, чтобы по своей структуре документ соответствовал некоторым стандартам делопроизводства, а по тексту включал в себя ряд определенных сведений.

Вверху документа (справа или слева) следует оставить место для резолюции директора фирмы. Затем, в «шапку» вносится:

  • номер, место, дата составления бланка;
  • информация об организации, в которой проводится мероприятии;
  • название мероприятия и его дата.

Далее, в основной части документа формируется таблица, состоящая из нескольких столбцов и строк. В нее включаются:

  • порядковый номер
  • цель расходов
  • количество человек
  • цена расходов в расчете на одного человека
  • общая стоимость.

При необходимости можно добавить и дополнительные столбцы. Длина таблицы зависит от того, в каком формате и объеме планируется проведение мероприятия (чем оно значительнее, тем больше позиций в бланке). Для удобства таблицу можно разделить на разделы.

Под таблицей следует сделать отметку о том, являются ли цены окончательными или в процессе проведения работ могут быть откорректированы.

Как оформить смету

Как к содержанию документа, так и к его оформлению никаких четких критериев не предъявляется – смета может быть сформирована в рукописном виде или напечатана на компьютере, на обыкновенном листе любого удобного формата или на фирменном бланке компании.

Важно соблюсти лишь одно условие: она должна быть подписана директором предприятия (или лицом, уполномоченным действовать от его имени), а также ответственными сотрудниками, при этом подписи должны быть только «живыми» — использование факсимильных автографов не допускается.

Смету можно удостоверить при помощи печати компании, но только при том условии, что использование штемпельных изделий зарегистрировано в ее внутренних локально-нормативных актах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Бумага делается в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно сделать ее копии.

ИЗДАНИЯ
для некоммерческих организаций

Журнал
«Некоммерческие
организации
в России»
Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» Как заказать издания
ПУБЛИКАЦИИ в СМИ и специализированных изданиях

М.Л. Макальская ,
к.э.н.,
доцент кафедры экономического анализа и аудита
Финансовой академии при Правительстве РФ,
гл. редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов — это финансовый план НКО. Смета показывает, как мы предполагаем изыскать средства для деятельности НКО и как мы их используем. Смета доходов и расходов НКО обычно составляется перед началом календарного года и утверждается ее высшим органом управления.

Иногда смету доходов и расходов называют бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.

Допустим, создается организация, имеющая членство, например ассоциация. В этом случае в смете мы можем предусмотреть поступления за счет вступительных и членских взносов.

Например, членами ассоциации в 2006 году должны стать 10 человек, вступительный взнос составляет 5 тыс. руб., членский — 10 тыс. руб.

Нетрудно подсчитать общую сумму поступления за счет этого источника — 150 тыс. руб.

Допустим, что в первый год существования ассоциации эти деньги будут использованы: на заработную плату руководителя и бухгалтера, включая единый социальный налог (80 тыс. руб.), канцелярские расходы (10 тыс. руб.), на консультирование членов ассоциации (20 тыс. руб.), на проведение выставки продукции членов ассоциации (40 тыс. руб.).

Смета доходов и расходов ассоциации может выглядеть следующим образом.

Смета доходов и расходов ассоциации на 2006 год

Утверждена Общим собранием членов ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.)

Статьи доходов и расходов Всего на год
Остаток средств на начало года
Доходы:
вступительные и членские взносы членов организации 150
Итого доходов: 150
Расходы:
заработная плата с ЕСН административно-управленческого персонала 80
канцелярские расходы 10
консультирование членов ассоциации 20
проведение выставки продукции членов ассоциации 40
проведение выставки продукции членов ассоциации 40
Итого расходов: 150
Остаток средств на конец года

После окончания года должен быть составлен и утвержден высшим органом управления НКО отчет о выполнении сметы. Ниже приводится примерная форма отчета о выполнении сметы доходов и расходов НКО.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ассоциации на 2006 год

Утвержден Общим собранием членов ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.)

[1]

Статьи доходов и расходов По плану на год Фактически за год Отклонение от плана
в рублях в %
+
Остаток средств на начало года
Доходы:
вступительные и членские взносы членов организации 150 140 –10 93
Итого доходов: 150 140 –10 93
Расходы: 150 140 –10 93
заработная плата с ЕСН административно-управленческого персонала 80 80
канцелярские расходы 10 5 –5 50
консультирование членов ассоциации 20 15 –5 75
проведение выставки продукции членов ассоциации 40 40
Итого расходов: 150 150 –10 93
Остаток средств на конец годa

Анализ исполнения годовой сметы доходов и расходов ассоциации показывает, что имело место недопоступление доходов на 7% (вследствие того, что один из членов ассоциации прекратил свою деятельность, уплатив только вступительный взнос). Соответственно план работы ассоциации был выполнен не в полной мере. Пришлось сэкономить на канцелярских расходах и урезать программу консультирования членов ассоциации.

Примерно с таким докладом по вопросу финансирования деятельности ассоциации и выполнения плана ее работы выступит руководитель ассоциации на общем собрании членов ассоциации в 2007 году.

здесь представлены только самые общие подходы к сметному планированию. Этот процесс можно усложнить, разбив годовую смету на квартальные.

При выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить отдельный бюджет (смету), в котором можно выделить административно-хозяйственные расходы.

Целевые средства, полученные для осуществления той или иной программы, должны быть использованы по назначению в течение срока реализации программы. Но это не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы. Возможна также ситуация, когда средств, полученных на программу, для ее выполнения не хватает. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет. Главное правило, которое должно быть соблюдено: средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели.

В течение года смету можно корректировать, но так, чтобы не выходить за рамки устава организации.

Государственные органы, в том числе налоговые, не могут вносить коррективы в сметы доходов и расходов некоммерческих организаций.

Будьте внимательны, когда на конец отчетного года остается неизрасходованный остаток средств. Если это вступительные и членские взносы, то можно не беспокоиться. Но если это целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой в этом году заканчивается, то остаток средств потребуется, скорее всего, вернуть. Иначе вас обвинят в нецелевом использовании средств и обложат этот остаток налогом на прибыль.

Учтите также, что Отчет о выполнении сметы доходов и расходов является важным финансовым документом. Он вместе с Программой деятельности НКО и отчетом о ее выполнении подтверждает, что НКО действует в рамках своего устава.

Тема 11. Смета доходов и расходов

Денежные отношения, составляющие содержание финансов кредитных учреждений. Финансовые ресурсы коммерческого банка, их место в денежном обороте банка. Источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования. Особенности формирования и использования.

Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности граждан. Предпринимательский доход, его состав и структура. Отличия предпринимательский дохода от оплаты труда граждан, работающих по найму. Особенности использования дохода (на производственное и личное потребление). Налогообложение граждан-предпринимателей. Значение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей. Право выбора системы налогообложения. Налог на совокупный доход. Преимущество и недостатки патента на занятие предпринимательской деятельностью.

Влияние единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на финансы предпринимателей без образования юридического лица.

Особенности организации финансов у разных хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Раздел III. Налогообложение

Тема 12. Нко (ндс, Акцизы, ндфл, есн и страховые взносы на опс и фсСт, налог на прибыль организаций, усн, Налог на имущество организаций, земельный налог.

Рисковой характер общественного производства, его страховая защита. Страховой фонд как источник возмещения последствий стихийных бедствий и других непредвиденных событий. Методы формирования страхового фонда (бюджетный и страховой). Направления использования страхового фонда.

Экономическая сущность страхования, его отличительные признаки и определение. Функции страхования.

Основы организации страхования. Формы страхования — добровольная и обязательная, критерии их использования. Коммерческое и некоммерческое страхование, их отличия. Отрасли коммерческого страхования: личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Основные особенности каждой отрасли коммерческого страхования, их роль в жизни общества.

Развитие страховых отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Страховое дело как форма использования страховых отношений. Становление и развитие страхового рынка в Российской Федерации.

Некоммерческое страхование. Отрасли некоммерческого страхования. Государственное социальное страхование, его принципы. Негосударственное некоммерческое страхование. Взаимное страхование как отрасль негосударственного некоммерческого страхования.

Объективная необходимость социального страхования, его экономическая сущность и роль в системе социальной защиты граждан. Характеристика рисков по государственному социальному страхованию. Виды страхового обеспечения, их общая характеристика. Фонды социального страхования, их виды и взаимосвязь с другими звеньями сферы государственных и муниципальных финансов. Методы формирования фондов социального страхования. Политика государства в области социального страхования.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 3

Уставная деятельность любой некоммерческой организации, в том числе АНО, осуществляется на основании запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов, то есть финансового плана. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа — сметы доходов и расходов. Как составить данный документ, учитывая, что на этот счет отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях?

С чего начать составление сметы некоммерческой организации?

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение — аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено. Стоит ли в данном случае под самостоятельным балансом подразумевать бухгалтерский баланс, который является лишь одной из форм бухгалтерской отчетности, составлением которой занимаются и АНО, — вопрос достаточно спорный (хотя многие эксперты именно так и поступают). В то же время, что подразумевается под сметой, тоже не понятно, кроме того, не уточняется, идет ли речь о смете доходов и расходов.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Кроме того, в п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления НКО (в АНО — это коллегиальный высший орган управления) утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений. Следовательно, остается следующее. Во-первых, АНО в силу требований законодательства РФ составляют бухгалтерский баланс. Во-вторых, поскольку положений об обязательном составлении сметы доходов и расходов (финансового плана) в нормативных актах нет, считаем, что решение о необходимости составления сметы АНО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. При этом смету доходов и расходов в обязательном порядке должен утвердить высший орган управления АНО либо постоянно действующий коллегиальный орган управления, если таковой создается в соответствии с учредительными документами.

Автономная некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Примечание. В Законе об автономных учреждениях отсутствует указание на необходимость составления АУ сметы доходов и расходов. В то же время для них есть другой документ аналогичного содержания — это план финансово-хозяйственной деятельности. По сравнению со сметой (финансовым планом) он является более объемным документом, включающим не только доходы и расходы, но и другие, в том числе натуральные, показатели деятельности, такие как объем оказанных населению услуг .

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Подробнее с порядком составления плана финансово-хозяйственной деятельности можно ознакомиться в статье М.В. Семенова «Составляем план финансово-хозяйственной деятельности АУ», N 10, 2008.

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления. В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения . Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.

Утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и т.д.). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Автономная некоммерческая организация, конечно, не бюджетное учреждение, но она может позаимствовать структуру и основные показатели сметы бюджетников. При этом у АНО больше возможностей для маневра при составлении данного документа, так как ее не ограничивают рамки Бюджетного кодекса. Со своей стороны добавим, что АНО, осуществляющая деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущей сметы и доработать их, а если смета не была выполнена, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АНО за предыдущий период. АНО, которая не имеет наработок для подготовки сметы доходов и расходов, за основу может взять показатели АНО или АУ, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других сферах деятельности. На основании данных «конкурентов» АНО может запланировать свои доходы и расходы на предстоящий год с учетом потребностей и возможностей в оказании социальных услуг.

Какие доходы и расходы включают в смету?

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности — отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие «коммерческие» поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) . Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось. Что делать в таком случае?

См. Письмо Минфина России от 25.11.2002 N 16-00-14/453.

Что предпринять, если остались неизрасходованные средства?

По окончании года у АНО может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24). Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) АНО может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период.

Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить АНО в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход (п. 14 ст. 250 НК РФ). Заметим, в названной статье Налогового кодекса речь идет об имуществе, использованном не по целевому назначению, а не об имуществе, которое вообще не было использовано. Поэтому у АНО есть шанс оспорить претензии налоговиков, которым предстоит доказать, что АНО использовала выделенные средства не по целевому назначению. Тем не менее не стоит доводить дело до суда, а следует попытаться до налоговой проверки согласовать с распорядителем целевых средств новый срок, в течение которого АНО может эти средства использовать. Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету. Возможно ли такое?

Можно ли изменить смету АНО?

Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, АНО нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года. Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор АНО не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности АНО. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Что можно сделать, если расходы превысили затраты, запланированные в смете?

Нужно ли составлять отчет об исполнении сметы?

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ — отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета АНО, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.

Читайте так же:  Протокол об отстранении от управления транспортным средством

Источники


  1. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  2. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  3. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
  4. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Смета доходов и расходов общественной организации образец
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here