Срок давности привлечения к административной ответственности

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Срок давности привлечения к административной ответственности". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Давность привлечения к административной ответственности

Давность привлечения к административной ответственности – это срок, по истечении которого со дня совершения административного правонарушения не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) продолжительность срока давности зависит от двух обстоятельств: органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, и вида административных правонарушений.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности, если дело рассматривается не судом, составляет 2 месяца.

Если дело рассматривается судьей, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца.

Кроме того, статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены специальные сроки давности привлечения к административной ответственности.

Так, например, не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и т.д.

[1]

Не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и т.д.

Не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении по истечении трёх лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях, о несостоятельности (банкротстве).

Не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным. Так, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Информация подготовлена прокуратурой Ленинского района города Севастополя.

Разъясняем законодательство

Срок давности привлечения к административной ответственности

Разъясняет: старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается. Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

О сроках давности привлечения к административной ответственности

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, преду­сматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Обоснование. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Читайте так же:  Выписать из квартиры в другом городе

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19 [1] ).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Федеральным законом от 22.12.2014 № 434-ФЗ, вступившим в законную силу 01 января 2015 года, были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 4.5), согласно которым срок давности по делам об административных правонарушениях законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) составил 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Кроме того, указанным Федеральным законом введена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение законодательства о государственном контроле (надзоре) (статья 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Тема о сроках давности привлечения к административной ответственности актуальна, поскольку с этим периодически сталкиваются медицинские организации, поэтому в настоящей заметке «Факультет Медицинского Права» решил затронуть эту тему.

В первую очередь, возникает вопрос — что собой представляет данный срок, сколько он составляет и по каким административным правонарушениям.

Срок давности представляет собой срок, по истечении которого со дня административного правонарушения постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено (часть 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП).

Согласно подпункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП истечение сроков давности привлечения административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Как указано в части 1 данной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных в действие Кодекса РФ об АП» предусмотрено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Читайте так же:  Федиральная миграционая служба рф

Итак, согласно нормам Кодекса РФ об АП выделяют следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:

2 месяца – по делам, рассматриваемыми должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении;

3 месяца – по делам, рассматриваемым судьей;

1 год – по отдельным категориям дел об административных правонарушений, например, в случае нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования; законодательства РФ об охране здоровья граждан; в области санитарно – эпидемиологического благополучия; законодательства о налогах и сборах; о защите прав потребителей, (с 1 января 2015 года) законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, страхового законодательства, нарушения трудового законодательства, о пожарной безопасности, о рекламе, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иные.

2 года – за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также нарушение Таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

3 года – за нарушение законодательства о политических партиях;

6 лет – за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции.

Рассмотрим для наглядности некоторые примеры дел об административных правонарушениях с указанием сроков давности:

3 месяца — при рассмотрении судьей;

2 месяца — при рассмотрении должностным лицом органа, АП

Законодатель также отдельно выделяет длящееся административное правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности по которому исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП).

В Пленуме Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 (пункт 14) указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей . Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Сроки Давности Привлечения к Административной Ответственности За Нарушение Требований Охраны Труда и Не Только!

Видео (кликните для воспроизведения).

Приветствую, друзья! Дублирую справочную информацию из нашей официальной группы в ВК про сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований охраны труда и так далее. Сохраните данную заметку себе в закладки (CTRL+D), чтобы не потерять.

Срок давности привлечения согласно КоАП РФ на 2019 год

Справочная выдержка касается, как уже было сказано, не только охрану труда. Трудовое законодательство и охрана труда это ст. 5.27. и ст. 5.27.1., но для специалистов работающих по принципу кофе или шампуня (в смысле 3 в 1) могут быть интересны и другие статьи и сроки давности привлечения по КоАР РФ. Итак, смотрим.

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

  • 2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица;
  • 3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;
  • 1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
  • 1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за любое нарушение, санкция по которому предусматривает дисквалификацию.

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Статья КоАП РФ — Срок давности
5.27 — 1 год (Трудовое законодательство)
5.27.1 — 1 год (Охрана труда)
5.59 — 3 месяца

Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

Статья КоАП РФ — Срок давности
6.3 — 1 год
6.4 — 1 год
6.5 -1 год
6.6 -1 год
6.7 — 1 год
6.16 — 1 год
6.25 — 1 год

[3]

Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности

Статья КоАП РФ — Срок давности
7.3 — 1 год
7.5 — 1 год
7.29 — 1 год
7.29.1 — 1 год
7.29.2 — 1 год
7.29.3 — 1 год
7.30 — 1 год
7.31 — 1 год
7.31.1 — 1 год
7.32 — 1 год
7.32.1 — 1 год
7.32.3 — 1 год
7.32.4 — 1 год
7.32.5 — 1 год

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Статья КоАП РФ — Срок давности
8.2 — 1 год
8.8 — 1 год

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Статья КоАП РФ Срок давности
9.1 — 1 год

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения

Статья КоАП РФ — Срок давности
12.21.1 — 2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца)

Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации

Статья КоАП РФ — Срок давности
13.11 — 3 месяца

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций

Статья КоАП РФ — Срок давности
14.1 — 3 месяца
14.3 — 1 год
14.4 — 1 год
14.5 — 1 год
14.10 — 1 год
14.13, ч. 1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 2 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 3 — 3 года
14.13, ч. 3.1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 года
14.13, ч. 4 — 1 год
14.13, ч. 4.1 — 1 год
14.13, ч. 5 — 3 года
14.13, ч. 5.1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 6 — 1 год
14.13, ч. 7 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 8 — 1 год
14.16 — 1 год
14.43 — 1 год

Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

Статья КоАП РФ — Срок давности
15.1 — 1 год
15.6 — 1 год
15.11, ч. 1 — 2 года
15.11, ч. 2 — 1 год
15.14 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 2 года
15.15.2, ч. 1 — 1 год
15.15.2, ч. 2- 1 год
15.15.2, ч. 3 — 2 года
15.15.3 — 1 год
15.15.4, ч. 1 — 1 год
15.15.4, ч. 2 — 2 года
15.15.5, ч. 1 — 1 год
15.15.5, ч. 1.1 — 1 год
15.15.5, ч. 2 — 2 года
15.15.12 — 1 год
15.15.13 — 1 год
15.25 — 2 года (1 год по ч. 5.1)

Читайте так же:  Кто платит кредит после смерти заемщика если нет наследства

Глава 17. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья КоАП РФ — Срок давности
17.7 -должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца

Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Статья КоАП РФ — Срок давности
18.15 — 1 год

Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления

Статья КоАП РФ — Срок давности
19.5, ч. 1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца
19.5, ч. 7 — 1 год
19.5, ч. 7.1 — 1 год
19.5, ч. 7.2 — 1 год
19.5, ч. 7.3 — 1 год
19.5, ч. 20 — 1 год
19.5, ч. 20.1 — 1 год
19.29 — 6 лет

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Статья КоАП РФ — Срок давности
20.4 — 1 год
20.25, ч. 1 — 3 месяца

Обновление информации от 15.05.2019 г.

Госдума 15 мая приняла в первом чтении законопроект, инициированный Верховным судом РФ, которым устраняется правовая коллизия в КоАП РФ, касающаяся сроков давности привлечения к ответственности.

Как отмечают в ВС, сейчас в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП для ряда нарушений установлен трехлетний срок привлечения к ответственности. В то же время по правонарушениям, предусматривающим более строгое, чем предупреждение и штраф, наказание в виде дисквалификации, этот срок согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП ограничен одним годом. Какая из данных норм является приоритетной, не определено.

Для устранения этой неопределенности предлагается дополнить ч. 3 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) оговоркой «если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности».

Сложности в правоприменении возникли из-за поэтапного увеличения сроков давности в КоАП. Первоначально ч. 1 ст. 4.5 КоАП был предусмотрен общий срок давности привлечения к административной ответственности в два месяца. В то же время ч. 3 ст. 4.5 был также установлен годичный срок давности за административные правонарушения, влекущие применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации. Впоследствии, однако, сроки давности по ч. 1 ст. 4.5 были увеличены до 3 лет. В результате стали возникать ситуации, когда, например, по ч. 1 ст. 4.5 арбитражным управляющим за нарушение законодательства о банкротстве грозит предупреждение или штраф с трехлетним сроком давности. При повторном же нарушении, за что предусмотрено более тяжкое наказание – дисквалификация, срок давности составляет только один год.

Предполагается, что вносимые поправки исключат ситуацию, позволяющую лицам при повторном нарушении законодательства о банкротстве избежать административной ответственности.

Обновление про правовую коллизию взято с legal.report

Присоединяйтесь к нашей официальной группе в ВК, в ней мы публикуем ещё больше материалов.

Если информация про срок давности привлечения по КоАП РФ была полезна, не забудьте поставить рейтинговую звёздочку Спасибо за поддержку и участие!

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца. Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться. Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Помощник Богородицкого межрайонного прокурора Самохина Н.В.

Читайте так же:  Жалоба на постановление по платону

Каким образом следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в случае его приостановления?

Приостановление давностного срока начинается со дня удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Допустим, административное правонарушение было совершено 29 марта, определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мировой судья вынес 15 апреля, а на судебный участок мирового судьи, уполномоченного рассмотреть данное дело, материалы поступили 17 июля. В этом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается на 92 дня (с 15 апреля по 16 июля включительно). Следовательно, датой истечения данного срока будет считаться 29 сентября.

Аналогичный подход к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности реализуется и в практике Верховного Суда РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 05.07.2010, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Ж. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.

Рассмотрев надзорную жалобу Ж., первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ установил, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 26 марта 2010 г. При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия Ж. заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства. Определением мирового судьи от 2 апреля 2010 г. данное ходатайство было удовлетворено, дело направлено мировому судье судебного участка Пряжинского района и, согласно штампу на сопроводительном письме, поступило к нему 23 апреля 2010 г. Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП, на момент его совершения был приостановлен на 21 день (со 2 по 22 апреля 2010 г. включительно) и истек 16 июня 2010 г. .

Норма Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ, увеличившая с двух до трех месяцев срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, дела по которым рассматриваются судьями, вступила в силу с 04.05.2010 и распространяется лишь на те правонарушения, которые совершены после указанной даты.

Следовательно, при вынесении мировым судьей постановления от 5 июля 2010 г. были нарушены требования ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП. При таких обстоятельствах все состоявшиеся по делу судебные решения были отменены, а производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности .

Постановление Верховного Суда РФ от 17.02.2011 N 75-АД11-1.

С какого момента срок давности привлечения к административной ответственности следует считать приостановленным, если определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства не было вынесено?

Согласно ст. ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и п. 6 ст. 29.7 КоАП в их системной взаимосвязи ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства подлежит обсуждению на стадии подготовки дела к рассмотрению либо при непосредственном рассмотрении дела. При этом в случае удовлетворения такого ходатайства решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности должно быть оформлено в виде определения (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 и п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП), дату вынесения которого и следует считать начальным моментом приостановления срока давности привлечения к административной ответственности.

Однако если подобное определение не вынесено, а материалы дела направлены по подведомственности почтой, то приостановление давностного срока следует исчислять со дня проставления соответствующей отметки (штемпеля) на конверте почтовой корреспонденции.

К сожалению, на практике достаточно распространены ситуации, когда по делам, отнесенным к компетенции судей, решение об удовлетворении ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела по месту его жительства, принимается на стадии возбуждения дела сотрудником органа ГИБДД, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, без вынесения определения, а материалы дела направляются в орган ГИБДД по месту жительства правонарушителя для последующей передачи их судье, уполномоченному рассматривать дело. В этом случае срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать приостановленным со дня составления протокола об административном правонарушении и до момента поступления дела соответствующему судье .

Обзор судебной практики Верховного Суда за IV квартал 2006 г. // БВС РФ. 2007. N 8.

Как изменился порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»?

До выхода Постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П сроки давности привлечения к административной ответственности в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислялись со дня принятия решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Данное правило было закреплено в ч. 4 ст. 4.5 КоАП с целью обеспечения реализации принципа неотвратимости наказания и наступления публично-правовой ответственности в том случае, когда правоохранительными органами была дана ошибочная квалификация противоправного деяния как уголовно наказуемого.

Однако Конституционный Суд РФ не воспринял такой законодательный подход, полагая, что он противоречит вытекающим из ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принципам правовой определенности, справедливости, равенства и соразмерности ограничений, вводимых в сфере административной ответственности, конституционно значимым целям. В обоснование этой точки зрения Конституционный Суд РФ указал на то, что обусловливая начало течения срока давности привлечения к административной ответственности принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, т.е. ставя его исчисление в зависимость от правоприменительных действий и от решений, принимаемых в рамках расследования по уголовному делу (которое может приостанавливаться, сроки которого могут продлеваться, причем неоднократно), данная норма позволяет фактически увеличивать срок давности привлечения к административной ответственности на неопределенное время, в связи с чем давность привлечения к административной ответственности может быть даже больше, чем давность привлечения к ответственности уголовной.

На этом основании Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что ч. 4 ст. 4.5 КоАП — в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности не со дня совершения (обнаружения) правонарушения, а со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, — противоречит вытекающим из ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принципам правовой определенности, справедливости, равенства и соразмерности ограничений, вводимых в сфере административной ответственности, конституционно значимым целям. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель вправе устанавливать для таких случаев, а равно для отдельных составов административных правонарушений специальные сроки давности привлечения к административной ответственности, которые превышают существующие, но во всяком случае не могут быть больше минимальных сроков давности привлечения к уголовной ответственности и должны иметь не зависящее от каких-либо юридических фактов календарное исчисление.

[2]

Соответственно до тех пор, пока этого не сделано, исключение из общего правила исчисления сроков давности, закрепленное в ч. 4 ст. 4.5 КоАП, не подлежит применению. Следовательно, в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения давностные сроки необходимо исчислять по общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, т.е. со дня совершения административного правонарушения, а по длящимся — со дня его обнаружения.

Читайте так же:  Увольнение генерального директора по инициативе учредителя

Какой период времени следует включать в срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, дело по которому было возбуждено после прекращения уголовного дела, если ранее производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с возбуждением по данному факту уголовного дела?

Первоначальная редакция ч. 4 ст. 4.5 КоАП предусматривала, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П эта норма была признана не соответствующей Конституции РФ, в связи с чем законодатель изложил ее в новой редакции. В соответствии с ней срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, дело по которому было возбуждено после прекращения уголовного дела, исчисляется по общим правилам ч. 1 ст. 4.5 КоАП, т.е. со дня совершения административного правонарушения, а по длящимся — со дня его обнаружения. Данное положение применяется и в том случае, когда до начала производства по делу об административном правонарушении было вынесено постановление о прекращении уголовного дела, до возбуждения которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с возбуждением по данному факту уголовного дела.

Применяются ли положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП об обратной силе закона в случае увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершенное до вступления такого закона в силу?

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на лицо, совершившее административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Учитывая, что увеличение срока давности привлечения к административной ответственности ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение в период действия прежней нормы, следует сделать вывод, что правило об обратной силе закона к нему не может быть применено.

Так, например, Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2013, были внесены изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП, с трех месяцев до одного года. Тем самым было ухудшено положение лиц, совершивших административные правонарушения до указанного срока. Следовательно, это положение закона не имеет обратной силы и распространяется лишь на те административные правонарушения, которые совершены после 01.09.2013.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  4. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  5. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here