Суд судья разновидности состава суда

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Суд судья разновидности состава суда". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Состав суда и его полномочия

Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему соответствующего наказания осуществляется только судом.

Согласно п. 48 ст. 5 УПК РФ суд – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решение, предусмотренное УПК РФ. Выделение судов (судей) в самостоятельную группу участников уголовного судопроизводства предопределено особенностями той главной уголовно-процессуальной функции, которая возложена на них, – функции разрешения дела.

Суть приведенной выше функции выражена прежде всего в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ, устанавливающих, что лишь суду предоставлено полномочие осуществлять правосудие путем разбирательства уголовных дел и постановления по его итогам приговоров, на основании которых лица, привлекаемые к ответственности, могут быть признаны совершившими преступления и подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие вправе реализовать не любые суды, а лишь те, которые отнесены к числу судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ).

Законодатель выделяет судебные инстанции:

  1. суд первой инстанции (п. 52 ст. 5 УПК РФ) – это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговоры, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;
  2. суд второй инстанции (п. 53 ст. 5 УПК РФ) – суд апелляционной и кассационной инстанций;
  3. суд надзорной инстанции (п. 16 ст. 5 УПК РФ) – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Суд создает необходимые условия для осуществления сторонами своих прав и обязанностей. Конституция РФ и УПК РФ наделяют суд исключительными полномочиями, закрепленными в ст. 29 УПК РФ. Данные полномочия суда распространяются как на судебные, так и на досудебные стадии уголовного производства.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Единоличный состав суда предполагает рассмотрение уголовного дела: мировым судьей, судьей федерального суда общей юрисдикции в районном суде, а также в суде апелляционной инстанции. Коллегиально уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, а также коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции на уровне областных, приравненных к ним судов и в кассационном порядке. Кроме того, коллегиально в составе не менее 3 судей рассматриваются уголовные дела в надзорной инстанции. При рассмотрении дела коллегиальным составом суда один из судей избирается в качестве председательствующего.

Суд как участник уголовного процесса

Суд — единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.

Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.

1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:

  • признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
  • применить к лицу принудительные меры медицинского характера;
  • применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;
  • отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).

2. По ограничению конституционных правграждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • о продлении срока содержания под стражей;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую закономтайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).

3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).

Уголовные дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:

1) о тяжких и особо тяжких преступлениях — коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или единолично судьей;

2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.

Уголовные дела по апелляционным жалобам или апелляционным представлениям на приговоры мировых судей рассматриваются единолично судьями районных судов.

В кассационном порядке и в порядке надзора уголовные дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном — не менее трех судей.

Суд и судья как участники уголовного судопроизводства

Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса).

Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Только те доказательства, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора.

УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве (ч. 2 ст. 29). В частности, суд принимает решения

— о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

Читайте так же:  Где проходят исправительные работы

— продлении срока содержания под стражей;

— помещении подозреваемого и обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

— осмотре жилища без согласия проживающих в нем лиц;

— производстве обыска и выемки в жилище;

[3]

— производстве личного обыска, кроме случаев личного обыска при задержании подозреваемого;

— производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

— наложении ареста на корреспонденцию и ее выемке;

— наложении ареста на имущество;

— временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

— контроле и записи телефонных и иных переговоров.

14. Следователь и руководитель следственного органа как участники уголовного судопроизводства.

Следователь (ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса) – это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно. От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.

Следователь самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, принятии уголовного дела к своему производству или передаче его руководителю следственного органа для направления по подследственности; о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, обязательны для их исполнения органом дознания.

Следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

При несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он осуществляет контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к повышению эффективности расследования, недопущению волокиты.

В соответствии со ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса начальник следственного органа наделен следующими полномочиями:

1. поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю либо принимать уголовное дело к своему производству;

2. проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3. давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4. давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения;

5. разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6. отстранять следователя от дальнейшего производства расследования;

7. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа;

8. продлевать срок предварительного расследования;

9. утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10. давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора;

11. возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу обязательны для исполнения следователем, за исключением случаев несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. При этом прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8358 —

| 7291 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В. Суд — орган правосудия и судебной власти. Полномочия суда, его состав и формы деятельности.

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в уго­ловном судопроизводстве, т.е. рассмотрение и разрешение уголов­ных дел по существу в судебном разбирательстве.

По мнению законодателя, суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий реше­ния, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 48 ст. 5УПК РФ).

В соответствии со ст. 29 УПК РФ суд как орган правосудия пра­вомочен:

1. признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2. применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;

3. применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;

4. прекратить в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с требованиями главы 51.1 УПК РФ (если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред);

5. отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения(касающиеся ограничения конституционных прав и свобод):

· об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

· о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

· о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

· о возмещении имущественного вреда;

· о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

· о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

· о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

· о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 УПК РФ;

· о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

· о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

Читайте так же:  Чем отличается приватизация от оформления в собственность — полезные советы

· о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

· о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии состатьей 114 УПК РФ;

· о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в» пункта 1,подпунктах «б», «в» пункта 2 и пункте 3 части второй статьи 82 УПК РФ;

· о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

· о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).

Состав суда

Состав суда определен ст. 30 УПК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1. судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4;

2. судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных впункте 1 части третьей статьи 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй-четвертой, 212 частью первой, 275, 276,278, 279, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3. коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй-четвертой,212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей,131 частями третьей-пятой, 132 частями третьей-пятой, 134 частями четвертой-шестой, 205.1,205.2, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, третьей и четвертой, 211, 227,228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353-358,359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4. мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

1. в районном суде — судьей районного суда единолично;

2. в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

· президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей,

· Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а

· в порядке надзора — большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 УПК, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1530 | Нарушение авторских прав

Суд: судебные составы, полномочия

1. Суд – орган правосудия, реализующий функцию разрешения уголовного дела по существу. По смыслу ст. 29 УПК РФ суд имеет два основных направления деятельности:

– контроль за деятельностью органов прокуратуры и предварительного расследования, выражаемый в ряде судебных полномочий, реализуемых в досудебном производстве (ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Досудебный контроль, как проверка законности и обоснованности процессуальных действий прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, содержит два аспекта:

а) рассмотрение жалоб на неправомерные действия (бездействия) указанных должностных лиц и органов,

б) санкционирование процессуальных действий, ограничивающих конституционные свободы граждан, в связи с избранием мер уголовно-процессуального принуждения (пресечения) и производством следственных действий;

– судебные полномочия в судебном производстве выражаются в рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции, пересмотре решений нижестоящих судов, вступивших или не вступивших в законную силу, применении принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ) или принудительных мер воспитательного воздействия (гл. 50 УПК РФ).

Суд действует в единоличном или коллегиальном составе. Единолично рассматриваются уголовные дела при производстве у мирового судьи, в апелляционном порядке, при рассмотрении уголовных дел федеральным судьей районного звена.

УПК РФ предусматривает две формы коллегиальности: трое федеральных судей или один федеральный судья и двенадцать присяжных заседателей. Последняя форма реализуется при наличии двух обстоятельств: совершение тяжкого или особо тяжкого преступления обвиняемым (исчерпывающий перечень всех составов данных преступлений закреплен п. 2, 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ) и наличие ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела в коллегиальном составе. Кроме того, в коллегиальном составе действуют кассационная и надзорная инстанции.

Подсудность уголовных дел – это совокупность специальных признаков, по которым конкретное уголовное дело подлежит рассмотрению тем, либо иным судом в соответствии с его компетенцией.

К таким признакам можно отнести тяжесть совершенного преступления, территорию, на которой оно совершено, профессиональный (должностной) статус субъекта преступления.

В соответствии с выделенными признаками, в уголовном судопроизводстве различают три вида подсудности:

1) родовая (предметная);

Родовая подсудность (предметная) означает отнесение уголовного дела к ведению того или иного звена судебной системы, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления.

Подсудность уголовных дел по родовому(предметному признаку) определена законодателем в ст. 31 УПК РФ, из ее содержания следует, что мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, кроме уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных мировым судьям, верховным судам республики, областным, городских федерального значения, автономных образований, а также Верховному суду РФ.

Читайте так же:  Заочное решение суда о разводе как отменить

Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны наиболее сложные уголовные дела, рассмотрение которых предъявляет к судьям повышенные требования (квалификация, опыт работы и т.д.). К ним относятся уголовные дела о таких преступлениях, как убийство при отягчающих обстоятельствах, захват заложника, организация террористической деятельности, бандитизм, преступления против государственной власти, против мира и безопасности человечества и т.д. (п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Кроме указанных уголовных дел, данным звеном суда рассматриваются уголовные дела, переданные в эти суды в соответствии с их подсудностью (ст. 34 УПК) в связи с изменением подсудности дела (ст. 35 УПК), а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ, а также уголовные дела особой сложности, которые он вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Территориальная (местная) подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.

Территориальная подсудность уголовных дел определена законодателем в ст. 32 УПК РФ и включает следующие правила:

1) уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Изменение территориальной подсудности уголовных дел допустимо при удовлетворении отвода всему составу соответствующего суда; если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, при условии, что все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела. Изменение территориальной подсудности уголовного дела возможно до начала судебного разбирательства (ст. 35 УПК). Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела при удовлетворении ходатайства об отводе всего состава суда разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем, о чем выносится постановление;

2) если преступление было начато в месте деятельности одного суда, а окончено в месте деятельности другого суда, уголовное дело о таком преступлении подсудно суду по месту окончания расследования;

3) если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего суда уголовное дело рассматривается тем судом, в месте деятельности которого совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершены наиболее тяжкие из них.

Персональная подсудность означает, что конкретное уголовное дело, в зависимости от должностного положения обвиняемого (подсудимого) подсудно тому суду, который указан непосредственно в законе. Например, Верховному суду РФ подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда при наличии от них соответствующего ходатайства, заявленного до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК). Гарнизонные, окружного (флотского) военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Споры о подсудности между судами не допускаются. Любое уголовное дело, направленное из одного суда в другой, в порядке, предусмотренном ст. 34 и 35 УПК РФ, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено (ст. 36 УПК РФ).

Уголовный процесс

Суд, судья, их процессуальные полномочия

Суд является органом государственной власти, осуществляющим судебную власть. Чтобы понять и осмыслить роль суда в уголовном судопроизводстве, необходимо раскрыть понятие «судебная власть». Если понятие «государственная власть» мы раскрываем через понятие субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями на уровне государства в лице его органов и должностных лиц, то понятие судебной власти уточняется и конкретизируется через понятие «власть», которая осуществляется специально уполномоченным на то органом государственной власти — судом. Статья 1 ФКЗ «О судебной системе» гласит, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемыми в уголовном судопроизводстве в установленном законом порядке представителями народа: присяжными заседателями».

Конституция РФ в ст. 10 закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть — это самостоятельная власть и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного и гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между органами государства, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющих одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд в механизме сдержек и противовесов выступает важным его элементом. Судебная власть, как отмечает И.Л. Петрухин, «учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность и законность их действий и решений».

Судебная власть есть тот реальный фундамент, который предназначен для обеспечения прочности конструкции государственности страны, разрешая конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. Судебная власть призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебная защита посредством уголовного судопроизводства выступает как часть общегосударственной защиты прав и свобод личности. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель (предназначение).

[2]

Именно такой смысл заложен в ст. 6 УПК, в которой отражено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1) и защиту личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 2). Если реализация п. 1 данной статьи осуществляется посредством функции обвинения (уголовное преследование), то п. 2 — посредством функции защиты от обвинения.

Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть (ст. 18. ч. 1 ст. 118). Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.

Читайте так же:  Как вернуть угнанный автомобиль молитва

Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.

Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания. С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство. Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса — возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая — судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства.

Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти. Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то необходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд.

В судебном производстве суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с разрешением дела по существу. Все действия суда и есть сфера действия судебной власти. Судебная власть выступает как особая форма государственно-властных отношений в сфере уголовного судопроизводства. В силу этого судебная власть необходима тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке.

Судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав человека, гражданина. Укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства — это основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства. В Концепции судебной реформы говорится, что «ядром всякой реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначения и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений». Основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты основных прав и законных интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

Исходя из положений уголовно-процессуального закона, центральное место в содержании судебной власти отводится деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу. Наряду с этим в содержание судебной власти в уголовном процессе входит также и деятельность суда, осуществляющего судебный контроль в досудебном производстве.

[1]

Существование судебного контроля как особого вида деятельности суда отрицать сегодня невозможно, ибо он развивается и расширяется. Не случайно в настоящее время вопрос о юридической природе судебного контроля широко обсуждается в науке. Так, В.А. Лазарева пишет, что «уголовное судопроизводство как система распадается на определенное количество подсистем и множество частных процедур, каждая из которых имеет собственные формы, под которыми принято понимать совокупность процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового регулятора.

Участие суда в процессе производства предварительного расследования неслучайно: оно стало возможным сравнительно недавно, что говорит о возникновении новых форм уголовного судопроизводства наряду с такими традиционными формами, как рассмотрение и разрешение уголовных дел в стадии судебного разбирательства, а также в стадиях кассационном и надзорном производствах.

Термин «судебный контроль» не нов, он применялся в научной литературе и ранее, ибо использовался для обозначения, например, деятельности суда по проверке и оценке результатов предварительного расследования в стадии предания суду, а также и в последующих судебных стадиях. Многоступенчатость уголовного процесса позволяет сегодня обеспечивать контроль за законностью результатов уголовно-процессуальной деятельности на всех этапах судопроизводства. Говоря о судебном контроле сегодня, мы говорим о новой его форме, которая выражает существо взаимоотношений судебной власти и органов уголовного преследования.

Судебный контроль, осуществляемый непосредственно при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании, преследует те же цели, что ставятся перед судебными органами: обеспечить законность и эффективность уголовного судопроизводства защиту прав и свобод участников процесса. Это и позволяет считать его одним из способов осуществления правосудия. Наличие такого контроля в досудебном производстве отличается наибольшей эффективностью и своевременностью восстановления нарушенных прав и позволяет заинтересованному лицу незамедлительно обратиться в суд с жалобой за защитой его прав.

Рассматривать судебный контроль в досудебном производстве в качестве особого способа осуществления правосудия позволяет укоренившееся в науке мнение о правосудии как деятельности суда по разрешению социально-правовых конфликтов, по восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства.

Уголовные дела рассматриваются судьями единолично и коллегиальным составом.

Единолично уголовные дела рассматривает судья федерального суда общей юрисдикции. Рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайство о том, что желает рассматривать дело в коллегиальном составе, то дело будет рассмотрено единолично судьей федерального суда общей юрисдикции.

Единолично рассматриваются уголовные дела судьей районного суда в апелляционном порядке. Также единолично рассматривают дела мировые судьи, а в указанных в ч. 3 ст. 30 УПК случаях и судьи гарнизонных военных судов. Единолично рассматривают уголовные дела районные суды и гарнизонные военные суды, действующие в качестве судов первой инстанции, когда они принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 5 ст. 109. ч. 3 ст. 125 и ч. 2 ст. 165 УПК).

Коллегиально суд первой инстанции может рассматривать дело в составе коллегии из трех профессиональных судей, судьи единолично или судьи и 12 присяжных заседателей. Суд присяжных рассматривает дела в краевом (областном, городском) суде.

Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, один из них председательствует в судебном заседании. Председательствующий руководит ходом судебного заседания, обеспечивает равноправие сторон и состязательность процесса. В начале судебного заседания он разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, а затем следит за регламентом судебного заседания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все присутствующие в зале судебного заседания обязаны вставать, когда суд входит в зал судебного заседания. Показания суду дают также стоя. При обращении к суду с заявлениями и ходатайствами, а также при даче показаний обращаются к суду уважительными словами: «Уважаемый суд». Если же разбирательство дела ведет единолично судья, то к нему обращаются словами: «Ваша честь». Этим особо подчеркивается наличие судебной власти и ее значимость.

Читайте так же:  Повышенный налог на недвижимость

Судебный состав, осуществляющий правосудие. Порядок привлечения присяжных заседателей к осуществлению правосудия по уголовным делам.

Судебный состав, осуществляющий правосудие – предусмотренное законом количество судей и представителей народа, которые управомочены осуществлять правосудие при рассмотрение конкретного судебного дела в определенной судебной инстанции.

Все суды общей юрисдикции рассматривают дела по 1й инст. в 2 составах: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и 2 народных заседателей. Арбитр. суды рассматривают дела по 1й инст.: судья-проф. единолично; 3 профессиональные судьи; судья-проф. и 2 арбитр. заседателя. Угол. дела по 1й инст.: 1 судья (в районных, гарнизонных военных, мировыми судьями); 1 профессиональный судья. и 2 нар. заседателя (в районных или гарниз воен. судах – свыше 5 лет; в других – любое наказание); 3 профессиональные судьи. (с согласия обвиняемого в гр. и воен. судах средн. звена и в Верховном Суде); 1 судья-проф. и 12 присяжных заседателей (в гр. судах общей юрисдикции среднего звена Субъектов РФ, в военных судах ср. звена и воен. коллегии Верховного РФ). В кассац. и надзорной инст-х – только в коллегиальном составе. В апелляц. инстанциях: в судах общей юр. 1 судья; в арбитр. судах – 3 судьи).

Понятие судебный состав, осуществляющий правосудие, дает ответ на вопрос, кто осуществляет правосудие. Судебный состав, осуществляющий правосудие – это предусмотренное законом количество судей и представителей народа, которые управомочены осуществлять правосудие при рассмотрении конкретного судебного дела в определенной судебной инстанции.

Судебный состав зависит от вида судопроизводства, в рамках которого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное), а также от судебной инстанции, в которой оно рассматривается (первая, апелляционная, кассационная, надзорная).

Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные законом к их компетенции (уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях).

В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей.


Статья 30 УПК РФ предусматривает также два вида коллегиального состава при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:

а) 3 профессиональных судьи; б) 1 судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей.

Так, в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого.

Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

Гражданские дела по первой инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ст.14 ГПК РФ).

Судья единолично рассматривает и некоторые категории дел, возникающих из административных правоотношений, дела об административных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполнения уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила. Законом предусмотрено два коллегиальных судебных состава: а) три профессиональных судьи и б) судья и два арбитражных заседателя, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально.

Так, в составе трех судей-профессионалов рассматриваются: дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативно-правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК РФ).

Второй коллегиальный судебный состав – судья и два арбитражных заседателя – рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сторон заявит ходатайство об этом.

Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально. Он принимает решения в тех случаях, когда в заседаниях палаты участвовало не менее трех четвертей ее состава от 9 или 10 судей, а в пленарных заседаниях – при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О Конституционном суде РФ»).

Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осуществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районного суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума. Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 52 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. II.5.2) Порядок образования и общие черты магистратуры.
  2. III.1.2) Порядок уголовного судопроизводства.
  3. VII этап. Формирование эффективных условий привлечения кредитов
  4. Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  5. Агнатское и когнатское родство.Порядок счета родства.
  6. Адвокат, статус адвоката и порядок его приобретения.
  7. Адвокатские образования, порядок их создания и организация работы.
  8. Административный порядок обжалования
  9. Адміністративний, судовий, цивільно-правовий порядок
  10. Адміністративні правопорушення, що посягають на встановлений порядок управління

Источники


  1. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
  4. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Суд судья разновидности состава суда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here