Тюрьма история и современность — студопедия

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Тюрьма история и современность — студопедия". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Зачем придумали тюрьму?

Сейчас кажется, что тюрьма была всегда. На самом деле «отсидка» как мера наказания появилась в уголовных кодексах Европы совсем недавно — в XVIII веке. С тех пор устройством и бытом тюрьмы интересовались лучшие умы человечества — писатели, медики, психологи и даже философы.

Тюрьмы в период Античности

Все тюрьмы древности были или предварительными, или долговыми. В Греции и Риме условия содержания зависели от положения сидельца. Свободные граждане имели право на комфорт — им позволяли принимать посетителей, снабжали хорошей едой, отпускали на праздники домой. К заключенному в афинской тюрьме Сократу свободно приходили друзья и во всеуслышание предлагали ему устроить побег. Охрана была чистой формальностью, и только верность этическим принципам не позволила философу бежать. Превратить свою смерть (Сократа приговорили выпить чашу с цикутой) в эффектное зрелище с участием учеников и друзей философу помог сверхгуманный тюремный режим.

В Древнем Риме тюрьмы (carceres) использовались в тех же целях: заключенные сидели там, дожидаясь суда или наказания. Иногда сенат мог приговорить к отсидке в сarсеr, если вина осужденного была слишком незначительна для смертной казни или ссылки. Однако чаще всего использовался домашний арест. Срок при этом не устанавливался. Поэт и полководец Помпоний Секунд , угодивший в 31 году под домашний арест за участие в заговоре, вынужден был безвылазно сидеть дома шесть лет, пока не умер император Тиберий, против которого он и злоумышлял.

Тюрьмы в период Средних веков

Примерно в таком же виде тюрьмы продолжали существовать и в Средневековье. Туда сажали перед судом или казнью, причем на относительно короткий срок. Правда, в те времена даже краткосрочное — от трех дней до двух недель — тюремное заключение считалось несмываемым позором. К тому же условия содержания были так тяжелы (их делали такими принципиально, чтобы подтолкнуть заключенного грешника к покаянию), что пожизненный срок часто составлял год или два — заключенный просто умирал от болезней и плохого питания. Поэтому сроки в Средние века назначались относительно небольшие — от нескольких недель до трех лет. В большинстве случаев осужденные за тяжкое преступление приговаривались к смертной казни (за государственную измену — к повешению, разрыванию на части четвертованию или сожжению; за убийство — к повешению или разрыванию на части), попавшиеся на небольших преступлениях — к бичеванию или штрафу. Такая система сложилась в Англии к XI век, во Франции — столетием позже. Пенитенциарная система Японии и Китая существовала без изменений вплоть до XIX и даже XX века.

Тюрьмы в эпоху Нового времени

Казни и пытки, кажущиеся сегодня такими чудовищными,- это, по меркам средневековой юриспруденции, симметричный ответ на преступление. Нарушая закон, преступник покушается на священное тело короля. Соответственно, и возмездие адресовано прежде всего к телу преступника: его полагается бичевать, клеймить, сжигать. Это представление меняется в XVIII в под воздействием идей Просвещения. Самые видные и идеологи новой эпохи Вольтер, Монтескье, Чезаре Беккариа выдающиеся государственные деятели Йозеф Зонненфельс, Екатерина II требуют отмены пыток и кровавых публичных казней. В 1754 году пытки отменяются в Пруссии, в 1770-м — в Дании, в 1776-м — в Австрии, в 1780-м — во Франции, в 1801-м — в России. Одновременно исчезают и самые жестокие виды публичных казней. На смену «телесным практикам» Средневековья приходит современная пенитенциарная система. Главным наказанием в ней становится тюремное: заключение.

Тюрьма превращается в важный государственный институт. Впервые она начинает получать финансирование государственного и местного бюджетов — раньше заключенные должны были платить за место в камере, как за место в гостинице, и сами обеспечивать себе пропитание. Тюрьмы диверсифицируются: в 1841-м во Франции впервые принимается указ о строительстве специальных тюрем для подследственных, еще не представших перед судом, а в 1850-м начинается создание исправительных колоний для несовершеннолетних. Подробнейшим образом регламентируются сроки, условия содержания и режим жизни заключенных.

Первое правило тюрьмы Нового времени — изоляция заключенного. Юристы мечтают покончить со средневековыми узилищами — огромными камерами, где без разбора содержались убийцы и мелкие карманники, мужчины и женщины, дети и взрослые. На протяжении нескольких десятилетий в Европе идет дискуссия об американских моделях тюрьмы — «обернской» и «филадельфийской». В обернской заключенный проводил в одиночной камере ночь. Днем он мог работать и есть вместе с другими, но обязан был молчать. В филадельфийской заключенный сидел в одиночке круглые сутки, что-бы иметь время поразмыслить о своих грехах.

Второе правило — труд. Он должен исправлять нравы, служить перевоспитанию заключенного. Небольшое вознаграждение за работу должно приучать преступника к честному заработку. Жесткий режим предусматривал расписанный по минутам распорядок дня, работу и молитву по часам и даже порядок питания: в 1839 году в новом уставе для центральных тюрем Франции были запрещены вино и табак, что вызвало немало бунтов среди заключенных.

Историк и философ Мишель Фуко в своем трактате «Надзирать и наказывать» утверждает, что тюрьма Нового времени стала дисциплинарной моделью всего буржуазного общества. Везде, где собиралось большое количество людей, будь то монастырь, школа, больница, завод или казарма, действовал распорядок, близкий к тюремному. Тюрьма должна была превращать заключенного в идеальный винтик общественного механизма. Но действительность была далека от философской теории: на деле увеличение количества тюрем вело только к росту рецидивизма.

Поступь прогресса

«Тюремная „реформа” — ровесница тюрьмы»,- пишет в «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко. Поначалу речь шла о самом простом. Элизабет Фрай, посещавшая с 1816 году лондонскую тюрьму Ньюгейт, добилась раздельного содержания женщин и мужчин. Доротея Дикс в 1840-1860-е ратовала за то, чтобы душевнобольные преступники были заключены не в тюрьмы, а в специальные больницы. Созданная в Англии в 1866 году Лига тюремных реформ имени Джона Ховарда требовала обучения заключенных ремеслам. Если в России помощь заключенным была уделом филантропов-одиночек, то на Западе это быстро стало массовым увлечением и серьезным политическим вопросом.

Первый всплеск тюремных реформ пришелся на вторую половину XIX века. Второй — на 1970-е. Лидерами второй европейской тюремной реформы были интеллектуалы-шестидесятники. Благодаря им в уставах большинства европейских тюрем зафиксированы права заключенного на разнообразное питание, в том числе диетическое, регулярные занятия спортом, получение заочного образования с помощью преподавателей-специалистов, консультации с психологом, пользование телевизором и радио (а позже и интернетом), регулярные свидания с родными и близкими. Недаром герой комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!», попав за решетку в Голландии, мечтает остаться там навсегда.

Читайте так же:  Договор с художником по костюмам для спектакля

Идеальная тюрьма философа Иеремия Бентам.

Идеальная тюрьма

Один из самых влиятельных либералов своего времени философ Иеремия Бентам (1748-1832) боролся за права женщин и животных, требовал отмены рабства, телесных наказаний и уголовного преследования за гомосексуализм. Но любимой его идеей, на реализацию которой он потратил чуть не все свое состояние, был Паноптикон (на рисунке) — модель идеальной тюрьмы, описанная в одноименном трактате. В центре этой круглой тюрьмы находится башня, в которой сидят надзиратели. Башня окружена круглой галереей, куда выходят одиночные камеры. Охранники, оставаясь невидимыми для заключенных, могут постоянно наблюдать за ними. Эта модель позволяла существенно сократить штат охраны, обеспечить одиночное размещение для заключенных и удешевить их содержание. Однако при жизни Бентама в Англии она так и не была реализована. Зато впоследствии по образцу Паноптикона были построены тюрьмы в Англии, США Вьетнаме и Аргентине.

Долговые тюрьмы

Герой цикла гравюр Уильяма Хогарта «Жизнь распутника» (1735) на излете карьеры попадает в долговую тюрьму. Распутника ведут в тюрьму Флит. В XVIII веке там обычно обитало около 300 заключенных. Они могли принимать посетителей, заниматься бизнесом и даже за отдельную плату жить не в тюрьме, а на квартире по соседству. За содержание и питание в тюрьме надо было платить. Состоятельные платили сами, нищие клянчили подаяние у прохожих. Во Флите несколько лет провел отец Хогарта, чего художник страшно стыдится. Нравы английских долговых тюрем, развращавшие сидельцев, возмущали многих. Одним из самых яростных борцов с долговыми тюрьмами был Чарлз Диккенс, чей отец отсидел несколько месяцев в Маршалси. Впоследствии Диккенс подробно описал обитателей и обычаи этой жуткой лондонской тюрьмы в «Дэвиде Копперфилде» и «Крошке Доррит». В 1842 году тюремное заключение за долги в Англии было отменено.

Тюрьма острова Иф.

Тема тюрьмы в искусстве

На рубеже XVIII-XIX веков тюремная тема стала одним из излюбленных мотивов романтизма. Провозвестником моды был Джованни Баттиста Пиранези, выпустивший в 1745-м серию офортов «Фантазия на тему темниц». Почин подхватили литераторы: в тюрьме сидят герои Мэтью Грегори Льюиса («Монах»), Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Эликсиры Сатаны»), Эдгара По («Колодец и маятник»), Александра Дюма («Граф Монте-Кристо») и Оноре де Бальзака («Блеск и нищета куртизанок»). Чудовищные интерьеры тюрем инквизиции изображает Франсиско Гойя в своих «Капричос». В тюрьме начинается действие оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». В тюрьму проникает, чтобы спасти жениха, переодетая героиня в романтическом балете «Дезертир».

Идеальная тюрьма

Читайте также:

  1. I. Для неделимых вещей
  2. I. Новый подъем антибританского движения
  3. I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
  4. II этап XVIII век.
  5. II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
  6. А Ц П И Ц А П
  7. А.И. Герцен – создатель вольной русской прессы за границей.
  8. Актуальность изучения причин, хода и основных этапов, итогов и уроков Великой Отечественной войны
  9. Алкоголь и табак — главные враги нашего здоровья и зрения
  10. Альтернативы развития России после Февраля 1917 г.
  11. Артикул Воинский 1717 г.
  12. Археологические культуры каменного века

1. Идеальной тюрьмой первоначально считалось место, откуда невозможно было сбежать. Наилучшим местом считался остров.

[1]

2. Развившееся после Крестовых походов массовое нищенство послужило поводом к учреждению в Европе первых смирительных домов (нем. Zuchthaus). Подобный дом — House of correction был устроен в Лондоне в 1550 г. Туда заключались и рабочие и слуги за леность и дерзкое поведение.

3. В 1775 г. была выстроена в Генте (Нидерланды) тюрьма, в которой заключенные работали днем вместе под строгим надзором, а ночью водворялись в отдельные камеры с целью охранение нравственности арестанто. Заключенные распределялись по их нравственным качествам на отдельные группы.

4. Пенсильванская система. Американские Квакеры выдвинули тезис о том, что цель тюремного заключения — дать узнику возможность в уединении подумать над своими поступками и раскаяться, и обогатили тюремную науку термином «пенитенциарная система» (от английского penitence — покаяние). Чтобы обеспечить заключенным должную степень уединения и возможность сконцентрироваться на собственных мыслях, квакеры предложили обеспечить каждого из них отдельными помещениями и несложной работой, которую можно было бы выполнять прямо в камере (чаще всего это была щипка пакли).

Классическим образцом такой тюрьмы стал Восточный пенитенциарий, построенный по проекту англичанина Джона Хэвиленда в 1829 году в окрестностях Филадельфии. Основной принцип: маленькие одиночные камеры вдоль длинных прямых коридоров, протянувшихся вдоль длинных корпусов, веером расходящихся от центрального административного корпуса.

Побегов стало меньше, заговоры и совместные протесты, а также развращение арестантов оказались невозможными. Но полное разъединение со всем обществом, запрещение переписки даже с родными доводило многих до сумасшествия; заболеваемость достигала высокой цифры; нравственное состояние заключенных было постоянно угнетенное; в них развивалось безучастное отношение ко всему существующему.

5. Оборнская система (по названию города Оборн в штате Нью-Йорк) предполагала обязательное молчание заключенных и их разобщение на ночь. Заключенным запрещалось даже глядеть по сторонам и входить в сношения друг с другом при помощи знаков. Тюрьма в Оборне, рассчитанная на 550 заключенных, с таким же количеством отдельных келий для ночного разобщения, была окончательно устроена в 1820 г. Утром арестанты выпускались из камер и препровождались в общие мастерские. Там они работали под строгим надзором в полнейшем молчании, которое продолжалось и за обеденным столом, причем для уменьшения соблазна завести сношения с соседями все обедающие рассаживались лицом в одну сторону. В томительном, мрачном молчании проходил весь день; за всякое нарушение режима полагалось немедленное взыскание, заключавшееся в ударах плетью, которая находилась постоянно в руках надзирателей. Заключенные подвергались наказанию плетью не только за сказанное слово, но и за всякую рассеянность во время работы. Вечером арестанты разводились снова по камерам и стоя слушали вечернюю молитву, произносимую священником в коридоре. Выносить подобный режим могли только немногие, вследствие чего дисциплинарные наказания за несоблюдение молчания достигали ужасающей цифры.

6. В XIX веке англичане решили создать идеальную тюрьму. Место для нее выбрали самое недоступное — Тасманский полуостров. Это клочок суши лишь в одном месте узкой полоской соединен с основной землей. В 1830 г. здесь появился образцово-показательный комплекс — Порт-Артур. Единственный проход на большую землю тщательно охранялся солдатами и свирепыми сторожевыми псами.

Читайте так же:  Установлен ли обмен и возврат нижнего белья закон о защите прав потребителей

Свое имя Порт-Артур получил в честь одного из австралийских губернаторов, который и был инициатором создания этой тюрьмы. Исправительный дом, выстроенный здесь, был в то время самым большим каменным сооружением во всей Австралии. Более двух тысяч заключенных трудились здесь на благо отечества, которое благосклонно сохранило им жизнь. Они шили одежду, делали мебель и обувь, даже небольшие корабли. Относительно небольшие камеры, католическая часовня, а также довольно большая библиотека на третьем этаже.

Территория колонии была разделена на строго охраняемые секторы, каждый из которых имел свое предназначение. Здесь были госпиталь и почта, храм и помещения для охраны, резиденция коменданта, укрепленная лучше всего, несколько сторожевых башен и ферма, доки и порт, тюрьма строгого режима и остров мертвых, где хоронили умерших.

7. Исправительные учреждения с минимальным режимом наблюдения — нечто среднее между традиционными тюрьмами и российскими колониями-поселениями. В отличие от последних такие тюрьмы имеют довольно серьезную и эффективную охрану по периметру территории, но заключенные живут не в камерах, а в небольших зданиях на пять-семь одноместных камер, объединенных общими гостиной и кухней. Передвижения по территории исправительного заведения почти не ограничиваются, нет жестко установленного режима дня.

8. Джеремия Бентам. Паноптикум или дом наблюдения: содержащие идею нового принципа построения, применяемые к какой-либо предприятия, в которых лица какое-либо описание будут находиться под инспекции; и, в частности, пенитенциарные дома, тюрьмы, промышленные здания, работные дома, дома бедных, лазареты, мануфактуры, больницы, дома сумасшедших, и школы; с план управления адаптированных к принцип в серии писем, написанных в 1787 году из России

Паноптикумом – проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдают и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключенными. Одна из известных реализаций подобного проекта — тюрьма Пресидио Модело на кубинском острове Хувентуд, где с 1953 по 1955 год содержался Фидель Кастро.

В этих условиях никто из заключенных не мог быть уверен, что за ним не наблюдают, в результате заключенные стали постоянно сами контролировать свое собственное поведение Впоследствии этот принцип «паноптизма» был распространен на школы, казармы и больницы, были выработаны правила составления персональных досье, системы классификации и аттестации (поведения, прилежания, соблюдения или несоблюдения порядка, успехов или неуспехов в выполнении предъявляемых требований) — все, что способствовало установлению перманентного надзора, «мониторинга», над учениками, больными и т д (В частности, в английских школах старший ученик, наблюдающий за порядком в младшем классе, называется monitor)

Саму идею Фуко позаимствовал у Джереми Бен-тама, предложившего в конце XVIII в архитектурный проект тюрьмы «Паноптикон», где внутри расположенных по кругу камер находится центральная башня, откуда ведется постоянное наблюдение Саруп отмечает «сходство между Паноптиконом («Всевидящим») и бесконечным знанием христианского Бога Он также близок фрейдистской концепции супер-эго как внутреннего монитора бессознательных желаний Другая параллель обнаруживается между Паноптиконом и компьютерным мониторингом над индивидами в условиях развитого капитализма

Развивая идею Бентама, французский философ М.Фуко в труде «Надзор и наказание» (1975) сформулировал концепцию паноптизма — «всеподнадзорности», обеспечивающей самоконтроль общества за своим психическим состоянием. Новая техника дисциплинарной власти была необходима для того, чтобы справиться с ростом населения и обеспечить надежное средство управления и контроля возникнувших проблем общественного здравоохранения, гигиены, жилищных условий, долголетия, деторождения и секса

Технологии наблюдения непрерывно модернизируются. Так, цифровые видеокамеры оборудуются широкополосной беспроводной связью, что обеспечивает им высокую мобильность. Технология RFID, то есть радиочастотных микрочипов идентификации. Главным приложением RFID вообще-то принято считать автоматизацию поштучного учета товаров и единиц материального обеспечения. Впервые появившиеся на режимных объектах Минобороны и спецслужб цифровые пропуски-бейджи со встроенным в них RFID-чипом позволяют полностью контролировать все перемещения человека по охраняемым зданиям. При этом единая база данных по сигналам от контрольно-пропускных пунктов постоянно регистрирует время пребывания в каждой из зон и автоматически выявляет аномалии «нештатного» поведения сотрудников и гостей. На сегодняшний день эта же, по сути, технология внедряется в тюрьмах, множестве корпораций, а также в колледжах и даже некоторых начальных школах США. Главный «недостаток» RFID-чипов — это малая мощность их сигнала и, соответственно, небольшой радиус действия, непременно подразумевающий расположенный поблизости прибор-считыватель. По этой причине для контроля за перемещениями людей вне зданий давно и повсеместно применяется другая массовая технология — сотовая телефонная связь.

Выстроенная коллективными усилиями «цифровая тюрьма-паноптикум» становится всеобщей, ограничивая не только преступное или безответственное поведение масс, но и произвол властей.

| следующая лекция ==>
Преступление и цивилизация | Тема 5. Экспозиции права

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 417 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ТРУД КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX — НАЧАЛА XX века)

В российской тюремной системе труду как средству исправления заключенных всегда уделялось особое внимание. В современной российской пенитенциарной системе труд можно определить и как средство исправления, и как отдельный вид исполнения наказания, не связанный с изоляцией осужденных от общества (обязательные, исправительные и принудительные работы).

Сегодня одним из показателей гуманности государства является его социальная политика по отношению к заключенным. В связи с этим четко регламентируются условия труда, оплата и т. д. Современная трудовая политика государства по отношению к заключенным берет свое начало от XIX-XX веков.

Изменение роли труда в пенитенциарной системе России отметил М. Г. Детков [5]. В своей работе он привел обширную историографию. К дореволюционной историографии относятся работы М. Н. Гернета, С. П. Мо- кринского, А. И. Свирского, Н. С. Таганцева. Данному направлению были присущи две теории о цели наказания. Согласно первой, целью наказания являлось само наказание. Согласно второй — профилактика преступлений. В послеоктябрьский период исправление рассматривали как основную цель наказания и труд являлся необходимым условием исполнения наказания в виде лишения свободы. Это направление историографии представлено М. М. Исаевым, А. А. Пионтковским и другими.

Многие принципы современного уголовно-исполнительного права были характерны и для XIX — XX веков, но не были закреплены законодательно. Появившееся в России в начале XIX в. попечительное общество о тюрьмах больше заботилось о нравственном исправлении заключенных и об условии их содержания. Труд использовали как средство нравственного исправления, но не регламентировались условия труда.

Читайте так же:  Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает

В Красноярске попечительное общество о тюрьмах стало функционировать в 1856 г. В 1862 г. Красноярский губернский комитет попечительного общества о тюрьмах через местную газету обратился к жителям города со следующим сообщением: «Заботясь об устранении между арестантами праздности и улучшении нравственного их состояния через развитие честного труда, с устройством при вновь построенном в Красноярском городском остроге мастерской, дозволить содержащимся в оном арестантам производить следующие работы: склеивание пакетов, коробок и других вещей общеупотребительных; делание корпии для больниц; пиление досок; пиление и рубка дров; делание корзинок камышовых и деревянных; вязание сеток, делание лаптей, ковриков, калош; разбирание шерсти и волос; растирание красок на масле и скипидаре; портное, сапожное, башмачное, столярное и токарное мастерства. Женщинам: вязание чулок, фуфаек и другого из хлопчатой бумаги, шелка, шерсти и ниток; щипанье перьев и т. д. Вещи, сделанные арестантами, будут продаваться по весьма выгодным ценам; работы могут быть производимы и по заказу от частных лиц с платою за труд весьма умеренных цен. Заказанные работы принимаются через смотрителя» [6].

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном сообщении комитет сформулировал основные цели труда заключенных: устранить праздность и улучшить нравственное состояние заключенных. Способности арестантов, их специальности, по-видимому, не учитывались. Все перечисленные виды работ могли выполнять люди разных специальностей. Такие работы не требовали долгого обучения, поэтому выполнять их могло большинство заключенных. Разделение работы на мужскую и женскую было, но, вероятнее всего, не из гуманистических соображений, а скорее из рациональных, экономических: женщины не могли плодотворно трудиться, выполняя физически тяжелую работу. Поскольку себестоимость продукции труда арестантов была гораздо ниже обычной, покупка этой продукции горожанами и заказ работ от частных лиц гарантировали ее быстрый сбыт, следовательно, быструю окупаемость. В этом случае работники тюрьмы выступали как посредники между горожанами-работодателями и арестантами-работниками. Заработанные заключенными средства распределялись между Тюремным комитетом и самими «работниками», естественно, в пользу первого. Таким способом администрация тюрьмы зарабатывала на труде заключенных.

В царской России активно использовали «неоплачиваемый труд»: заключенных привлекали к строительству и ремонту помещений, возведению новых. Тем самым администрация сокращала затраты на производимые работы. Так, арестанты были привлечены к строительству Ачинской тюремной больницы в 1880-х годах [1], устройству сада в Красноярской тюрьме в 1883 г. [2], строительству молитвенного дома при Канском тюремном замке в 1899 г. [3], ремонту Красноярской тюремной больницы в 1901 г. и 1915 г. [4]. Такая практика была повсеместной по всей России.

Несмотря на появление в России в XIX в. Попечительного общества о тюрьмах, реализующего гуманистические принципы в тюремной системе, одна из основных проблем — организация труда заключенных — не была решена. Государство рассматривало труд заключенных, во-первых, как средство нравственного исправления, во-вторых, как способ обслуживания самой пенитенциарной системы. Впоследствии Российская тюремная система неоднократно реформировалась, но принцип использования общественно полезного труда как одного из основных средств исправления заключенных сохранился и в XXI веке.

  • 1. ГАКК (Гос. арх. Красноярского края). Ф. 595, Оп. 60, Д. 104, Л. 3, 5.
  • 2. ГАКК. Ф. 32, On. 1, Д. 122, Л. 1.
  • 3. ГАКК. Ф. 32, On. 1, Д. 336, Л. 14.
  • 4. ГАКК. Ф. 595, Оп. 59, Д. 901 а, Л. 5.
  • 5. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. 448 с.
  • 6. От Красноярского губернского комитета Попечительного общества о тюрьмах // Енисейские губернские ведомости. 1862. №1.

инспектор отдела обеспечения трудовой адаптации и среднего профессионального образования осужденных (Нормативно-техническая лаборатория ФСИН России)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РПЦ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

С. И. Кушнир, Ю. В. Беловолова

Воронежский институт ФСИН России

Взаимодействие Русской Православной церкви с учреждениями уголовноисполнительной системы является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными, которое способствует возвращению их в общество законопослушными гражданами. История свидетельствует о том, что само понятие «пенитенциарная система» связано с именем Жана Мабильона — монаха бенедиктианского ордена. Именно он предложил специфическую систему мер для исправления преступников. По его мнению, человек, впавший в грех преступления, может искупить свою вину очистившись духовно — через молитвы и покаяние, а также содержание плоти в условиях сурового заключения.

Таким образом, церковная организация всегда уделяла особое внимание мерам наказания преступивших закон. Духовно-нравственное воздействие религии на человека всегда было и остается весьма значимым, а в отношении осужденных может стать одним из главных стимулов для их раскаяния и последующего исправления [1].

Русская Православная Церковь является крупнейшей религиозной организацией на территории России. Взаимодействие РПЦ и учреждений пенитенциарной системы имеет свою историю.

Истоки взаимодействия государства и церкви в практике исполнения наказания корнями уходят в глубокое прошлое. Пенитенциарная традиция ссылки в монастыри пришла из Византии, при этом подчеркнем, что политические преступления церковным законодательством не регулировались. Еще в ранний (Киевский) период появились княжеские нормы, разрешавшие использовать церковные учреждения в качестве заключения. Например, статьи 5-6 «Устава князя Ярослава о церковных судах» (XII век) предусматривали заключение женщин в «церковный дом» на 3 года за рождение внебрачного ребенка [2].

Церковь имела собственную юрисдикцию и достаточно большие судебные полномочия в лице митрополита, епископа, настоятеля монастыря. Государство использовало закрытые помещения церковной организации, так как собственных еще не имело, за исключением мест предварительного заключения.

Однако назвать формы первоначальных взаимоотношений церкви и государства сотрудничеством было бы неправильно. Они были продиктованы политическими интересами государства, когда ресурсы церкви использовались для устранения соперников. Больше всего для этой цели подходили северные монастыри, обладавшие условиями естественной изоляции. Действительно, отдаленное расположение монастырей, многие из которых строились на островах, наличие мощных стен, ограниченные отношения с внешним миром и обязательное выполнение тяжелых физических работ делали принудительное пребывание в монастыре суровым испытанием для любого человека, которого помещали туда вопреки его воле. Неслучайно некоторые исследователи полагают, что принудительное пребывание в монастыре является разновидностью тюремного заключения [3].

[2]

В период формирования централизованного государства (ХУ-ХУ1 вв.) монастырская ссылка использовалась и как форма внесудебной политической расправы, осуществляемой царской властью. Она была рождена вне поля церковного права. Такие случаи хорошо описаны в исторической литературе [4]. Так, в конце XV века по приказу Ивана III в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь были помещены его племянники, княжата Иоанн и Дмитрий, которые в общей сложности провели в заточении 82 года [5]. В 1514 году после взятия Смоленска великий князь Василий III низложил смоленского епископа и заточил его в Спасо-Каменный монастырь [6].

Читайте так же:  Мать одиночка увольнение с работы

В XVI в. государство предпринимает попытку оформить некоторые монастыри в качестве тюремных учреждений. Первой государственной тюрьмой стал Соловецкий монастырь, для охраны которого использовалась специально выделенная воинская команда.

Случаи ссылки жен, к которым мужья теряли интерес, были повсеместным явлением в России на протяжении ХУ-ХУШ вв. Так, Василий III, пожелав вступить в новый брак, отправил в Суздальский монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову. Трех собственных жен отправил в монастырь Иван ГУ. Принудительно заставил постричься первую жену Евдокию Лопухину император Петр I. Его приближенный князь А. Долгорукий даже приказал арестовать свою жену до тех пор, пока она не согласится на затворничество. Дело было настолько громким, что к следствию подключился Преображенский приказ, занимавшийся расследованиями государственных и политических преступлений [7].

В ХУШ-Х1Х вв. государство законодательно оформляет монастырскую ссылку в качестве уголовной репрессии в отношении духовенства, несовершеннолетних, а также лиц, совершивших преступления «по недоумению» или глубоко раскаявшихся в совершенном деянии.

Однако сама Церковь в Российском государстве никогда не позиционировала себя, как учреждение, лишающее людей свободы и всегда терпеливо относилась к заключенным.

До революции 1917 г. храмы имелись почти во всех тюрьмах. В период открытых гонений, в эпоху советской власти, Православная Церковь, миряне и духовенство уже в качестве узников находились в тюрьмах и лагерях, где они были для заключенных духовными авторитетами. В 1990 гг. у Церкви вновь появилась возможность свершать службы в тюрьмах, тогда многочисленные священники начали свое духовное служение.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе был принят документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который должен был стать руководством для священнослужителей в их работе с органами государственной власти. В IX разделе «Преступность, наказание, исправление» говориться о том, что «Желая содействовать преодолению преступности, Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями. Уважая труд их работников, направленный на защиту граждан и отечества от преступных посягательств, а также на исправление оступившихся, — Церковь протягивает им руку помощи [8]. Каждые несколько лет этот документ пересматривается, но основные его положения остаются незыблемыми.

Ныне сферами взаимодействия РПЦ и государства являются совместные социальные и попечительские программы, воспитательная и духовная работа с осужденными. Священнослужители призваны принять участие в организации жизни осужденных, и вышедших на свободу, во всех областях, где это возможно, объединяя свои усилия с представителями госв- ласти.

Священнослужители выполняет свою задачу в тюрьмах в союзе с многими другими. В союзе с церковью, как часть пастырского попечения, в союзе с общественными организациями, как консультанты или переговорщики.

В таком учреждении, как тюрьма, работает большое число специалистов. Священник должен быть сильным членом команды, с которым связаны многие другие. Он должен уважать труд других сотрудников.

Представители церкви ведут большую работу в местах заключения. Обязательным и постоянным является проведение богослужений. Всегда проводятся концертные программы в честь больших религиозных праздников [9, С. 22]

Среди основных принципов тюремного служения, лежащих в основе взаимодействия Церкви и уголовно-исполнительной системы можно назвать следующие: взаимодействие Церкви и УИС направлено на удовлетворение духовных потребностей и создание условий для полноценной духовной жизни лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу; взаимодействие Церкви направлено на оказание содействия администрации учреждений УИС в восстановлении социально полезных связей (ресоциализации) осужденных к лишению свободы, их подготовки к освобождению; духовно-пастырское попечение Церкви обращено ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы задержанным, арестованным, подследственным, осужденным; лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; ветеранам органов УИС [10].

Не смотря на активную работу священников, остается множество проблем, среди которых недостаток времени на проведение духовно-пастырского служения, отсутствие достойной оплаты священникам, недостаточная работа с сотрудниками УИС с целью поддержания их морального духа, конфликты на межконфессиональной почве.

Однако это лишь подтверждает необходимость более тесного сотрудничества священнослужителей с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Тюрьма: история и современность — Студопедия

Наказание в виде тюремного заключения было введено в законодательство при Иване Грозном в 1550 году. Первые попытки определить порядок тюремного управления предпринимались при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Много сил вложила в создание цивилизованной уголовно-исполнительной системы Екатерина II, при ней было построено несколько десятков тюрем, большая часть которых используется в качестве тюрем и сейчас. При Екатерине II был подготовлен подробный, основательный и весьма прогрессивный для того времени «Проект положения о тюрьмах».

В 1802 году при Министерстве внутренних дел был создан Департамент исполнительной полиции, на который было возложено управление тюремными делами, но фактически тюрьмы оставались в ведении губернаторов и местных властей. Начало же централизации управления местами лишения свободы было положено в марте 1879 года. Созданное тогда Главное тюремное управление вначале находилось в ведении Министерства внутренних дел, а в 1895 году было передано в ведение Министерства юстиции и существовало в нем до 1922 года. Передача уголовно-исполнительной системы от одного министерства к другому происходила в ХХ веке несколько раз: в 1922 году пенитенциарные учреждения снова вернулись к МВД, в 30-м и в 53-м годах они ненадолго переходили в ведение Минюста. В сентябре 1998 года уголовно-исполнительная система в очередной раз перешла в подчинение Министерства юстиции…

23 июля 1918 года народным комиссариатом юстиции была принята временная инструкция, в которой отменялся прежний весьма гуманный “Устав содержания под стражей” 1915 года. По этой инструкции основными учреждениями для исполнения наказания в виде лишения свободы становились трудовые колонии, которые в 30-м году были преобразованы в исправительно-трудовые лагеря.

ГУЛАГ, возникший на развалинах прежней тюремной системы, не имел ничего общего с системой уголовного правосудия, которая в любом цивилизованном государстве решает ограниченные и конкретные задачи. Это — поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности населения, защита граждан от преступных посягательств. Задачей новой карательной машины стало уничтожение отдельных социальных групп и даже целых народов, устрашение населения. Счет загубленным жизням шел на десятки миллионов.

Система лагерей была превращена в централизованный хозяйственный комплекс. Миллионы заключенных-рабов использовались ГУЛАГом для выполнения всякого рода промышленных проектов и замыслов вождя по преобразованию природы.

[3]

Нынешнему руководству главного тюремного ведомства досталось тяжелое наследие. Исправительно-трудовые учреждения и в 60-80-е годы сохраняли несвойственную пенитенциарным учреждениям функцию решения хозяйственных задач. МВД было не потребляющим, а производящим министерством, оно занимало 5-7 место среди промышленных министерств по выпуску валовой продукции. Достаточно сказать, что руками только лиц условно-осужденных и условно-освобожденных с обязательным привлечение к труду в 80-е годы выполнялось более 23% строительно-монтажных работ по всей стране.

Читайте так же:  Действует взыскание или арест что делать

С развалом плановой экономики и переходом к рыночным отношениям надобность в массовой дешевой рабочей силе отпала, и места лишения свободы столкнулись с жесткой системой выживания.

Теперь прежняя промышленная база уголовно-исполнительной системы не способна, как раньше, обеспечивать себя, да еще приносить прибыль казне. В то же время обеспечить выживание полуторамиллионной армии заключенных и сотрудников было бы непосильным и для государства с более благополучной экономикой…

О масштабах кризиса, охватившего уголовно-исполнительную систему России, можно судить по таким интегральным показателям, как заболеваемость туберкулезом в российских тюрьмах и колониях (она в 58 раз выше, чем на воле), а смертность от этой болезни выше в 28 раз. Активной формой туберкулеза страдают около 100 тысяч заключенных. Более 10 тысяч российских заключенных умирают ежегодно от голода, туберкулеза и других заболеваний, из них две тысячи не доживают до вынесения судебного приговора.

Сейчас активно обсуждается проблема отмены смертной казни в России. Но мало кто задумывается над тем, почему тысячи людей, еще не осужденные или совершившие незначительные преступления, погибают, заболевают туберкулезом, к которому их никто не приговаривал.

Тюремная реформа в конце XIX века и сегодня

В этом году исполнится 123 года с начала самой радикальной тюремной реформы в России. 11 декабря 1879 года Государственным Советом России был принят Закон “Об основных положениях преобразований тюремной системы”. Чтобы оценить этот документ по достоинству, мы должны напомнить, что рекомендация помещать заключенного в отдельную камеру (хотя бы на ночь) впервые появилась в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными. Они были приняты ООН в 1955 году. В России же — не рекомендация, а Закон от 11 декабря 1879 года, предусматривал: каждому заключенному — отдельная камера. И не на ночь, а — на круглые сутки. Таким образом, еще за 80 лет до принятия Минимальных стандартных правил Россия одной из первых стран в мире сделала шаг к цивилизованной пенитенциарной системе. В конце XIX века при тюрьмах были созданы современные по тем временам производственные мастерские, образованы библиотеки с обширным книжным фондом. Осуществлялось обучение грамоте. Развивалась также и пенитенциарная наука. Регулярно выходил в то время “Тюремный вестник” и другие издания.

К 1895 году в соответствии с Законом от 11 декабря в России было построено 59 новых тюрем, семь из них были рассчитаны на содержание заключенных в одноместной камере. К 1917 году две трети российских заключенных получили по отдельной и вполне комфортабельной камере, площадью не менее 8 квадратных метров.

Но тут случились известные события, в результате которых все царские гуманности были отменены.

В 1892 году в Санкт-Петербурге в рамках программы “каждому заключенному — по отдельной камере” была построена тюрьма, получившая название “Кресты”. По тем временам это была довольно комфортабельная тюрьма. Она вполне отвечала бы и нынешним европейским стандартам, если бы не выбросили из прежних одиночных камер койки и приличную мебель. Вместо царских излишеств — шесть шконок-кроватей по стенкам да грязный туалет — дырка в полу. “Кормят заключенных в камерах, — пишут эксперты Совета Европы в своем отчете, — в камерах же они испражняются. ”

Надо сказать, что западные эксперты в “Кресты” ходят, как в кунсткамеру: образец для подражания превращен в позор нашей страны. Посетители хоть и видят, поверить сами себе не могут: как на 10-ти квадратных метрах могут не просто разместиться, а месяцами-годами выживать по 15-20 человек!

Авторы Закона от 11 декабря 1879 года вряд ли могли предвидеть его дальнейшие последствия. Тюрьмы, построенные в рамках программы “каждому заключенному — по отдельной камере”, сейчас превратились в земной ад. Нынешние заключенные мечтают попасть в Екатерининский или Псковский централ: камеры в них огромные, многоместные, с высокими сводчатыми потолками. При той же площади, приходящейся сейчас на одного заключенного (от половины до одного квадратного метра), дышится в них все же несравнимо легче, чем в бывших одноместных камерах “Крестов” или гордости тюремных реформаторов начала ХХ века – Новочеркасской тюрьме, построенной в 1914 году, здесь в прежних одноместных камерах содержится теперь по 10-15 арестантов.

Тюремная реформа в России 19-го века стала возможной прежде всего потому, что наша страна занимала одно из последних мест в Европе по относительному количеству заключенных. Всего 60 человек на сто тысяч населения. Сейчас этот показатель превышен в 12 раз – около 700 человек на сто тысяч населения. Причем в конце XIX — начале XX века Россия занимала одно из первых мест в Европе по уровню преступности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная причина нынешних трудностей — огромное тюремное население, которое не под силу содержать нашему государству в ситуации финансового и экономического кризиса.

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.

  2. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

  3. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
Тюрьма история и современность — студопедия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here