Уголовная ответственность судей

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Уголовная ответственность судей". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Билет 14. Неприкосновенность судьи. Особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

1.Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

2. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение.

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда — Председателем СКП с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем СКП с согласия Высшей квалификационной коллегии судей;

в отношении судьи иного суда — Председателем СКП с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда областного суда, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда по ходатайству Председателя СКП;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя СКП.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель СКП.

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

[2]

в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, областного суда, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.

10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

11. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 4. Ответственность судьи за нарушение требований

Статья 11. Дисциплинарная ответственность судей

1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и положений настоящего Кодекса) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— досрочного прекращения полномочий судьи.

2. При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.

Глава 5. Порядок вступления в силу и пределы действия

Статья 12. Пределы действия настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса

Со дня утверждения настоящего Кодекса признать утратившим силу Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года.

Статус прокурора: понятие, содержание и нормативное закрепление

Основным нормативным правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры, является ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года N 2202-1 с последующими изменениями и дополнениями.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурор – должностное лицо прокуратуры, руководящее соответствующей прокуратурой, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет надзор за исполнением законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Читайте так же:  Распространяется ли срок исковой давности когда были нарушены права собственника при межевании

Возглавляет систему органов прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ.

Каждая прокуратура в составе централизованной системы Прокуратуры РФ возглавляется соответствующим прокурором.

За исключением Генеральной прокуратуры, в каждой прокуратуре (области, края, города федерального значения, автономного округа, автономной области, республики в составе РФ, других территориальных и специализированных прокуратур) лицо с должностью прокурора одно, которое и возглавляет соответствующую прокуратуру. В генеральной прокуратуре в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации (Генеральный прокурор), прокуратуры субъектов Российской Федерации (прокурор области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения, республики в составе РФ), приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (соответствующий прокурор), научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов (прокурор города, района), другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Привлечение к уголовной ответственности судей: основания, порядок. Закон «О статусе судей»

Как известно, закон устанавливает неприкосновенность российских судей. В чем она проявляется? Существует ли возможность привлечь судью к уголовной или любой другой ответственности? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Кто такие судьи?

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Требования к судье

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

О неприкосновенности

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество – все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

[1]

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Стоит отметить, что в 2010 году из закона была исключена формулировка, согласно которой привлечение к уголовной ответственности судей Верховного Суда или же судей, работающих в инстанциях общей юрисдикции, происходило путем предоставления Конституционному Суду заявления от квалификационной судебной коллегии.

Практика привлечения судей к уголовной ответственности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

[3]

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Читайте так же:  Договор дарения имущества — скачать образец, бланк. пример формы шаблона

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.

Дисциплинарная ответственность

Статистика привлечения судей к уголовной ответственности показывает, что случаи возбуждения дел уголовного типа являются не такими уж и частыми. Гораздо чаще работники судов подвергаются ответственности куда меньшей – например, дисциплинарного типа. За что на судебных представителей может быть возложено дисциплинарное взыскание?

Закон гласит о совершении малозначительного проступка. Наказаниями здесь могут выступать:

  • предупреждения;
  • замечания;
  • устное порицание;
  • прекращение полномочий судьи в досрочном порядке.

Каким образом происходит отставка судьи от должности? Об этом будет рассказано далее.

Отставка судьи

Отставку судьи от занимаемой должности регулирует статья 15 ФЗ «О статусе судей». Отставка судьи проявляется в виде почетного ухода с поста, как правило, по собственному желанию. Судье гарантируется личная неприкосновенность и почетная принадлежность к судейскому сообществу.

Ушедшему в отставку работнику суда гарантируется выходное пособие и компенсации на приобретение документов проездного типа. Пенсия ушедшему в отставку работнику выплачивается на общих основаниях. Стаж работы для пенсии не должен составлять менее 20 лет.

Стоит также отметить, что привлечение к уголовной ответственности судей (Верховного суда, Конституционного или любого другого), либо выявление нарушений, допущенных до ухода в отставку, свидетельствуют о прекращении отставки. Решение принимается квалификационной коллегией по бывшему месту работы судьи. За судьей, отставка которого прекращается, остается пенсионное обеспечение, но исчезают льготы и пособия.

О прекращении полномочий судьи

Отдельно стоит рассказать про процесс прекращения судейских полномочий. В каких случаях он возбуждается? Вот что гласит закон:

  • прекращение российского гражданства или приобретение гражданства иностранного;
  • заявление о прекращении полномочий самого судьи;
  • неспособность трудиться на своем посту по состоянию здоровья;
  • достижение пенсионного возраста;
  • нарушение судьей или членами его семьи определенных запретов, закрепляемых в законе (например, о невозможности открывать вклады за пределами страны).

Все эти моменты свидетельствуют о скором прекращении служебных полномочий того или иного судебного работника.

Пленум ВС изменил порядок привлечения судей к ответственности

Секретарь Пленума ВС, глава Совета судей Виктор Момотов напомнил: в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель СКР, но для этого ему нужно получить согласие ВККС – или ККС в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье.

Решение региональной квалифколлегии может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. Как пояснил Момотов, процедура обжалования таких решений имеет более длительный характер, чем аналогичный для судей более высокого уровня.

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Еще одна новелла – расширение полномочий ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. «Сейчас ВККС не может изменить вид дисциплинарной ответственности на более мягкий: приходится отменять решение полностью в случае несоразмерности ответственности», – пояснил Момотов.

В связи с этим Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. «Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения», – подчеркнул глава Совета Судей.

Законопроект о новом порядке привлечения судей к уголовной и дисциплинарной ответственности получил единогласное одобрение Пленума Верховного суда и будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Юридическая ответственность судей РФ

Проблема юридической ответственности судей рассматривается во взаимосвязи с их особым статусом, установленным международно-правовыми документами и российским законодательством. При этом, правовой статус судьи и гарантии его независимости (в первую очередь, несменяемость и иммунитет) являются главным фактором повышения уровня правосудия и предполагают высокую ответственность судьи за выполнение своих функций, соблюдение законов и Кодекса судейской этики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы гарантировать только обоснованное применение мер воздействия за совершенные проступки, нужна четкая регламентация оснований ответственности. Учитывая недостаточную исследованность вопроса привлечения судей в Российской Федерации к ответственности, проблема ее более рациональной правовой регламентации стоит достаточно остро.[12]

Ответственность судей представляет собой юридическую ответственность. В течение более чем 40 лет отечественная наука не достигла единства в вопросе о том, существует ли позитивная юридическая ответственность. Сторонники существования позитивной ответственности, утверждая, что в статутной (единой) ответственности «нормативно закреплен как позитивный, так и негативный аспект реализации юридической ответственности», обосновывают это тем, что в правовых нормах закреплены и «составы правомерного (ответственного) поведения и составы правонарушений (безответственного поведения)», а отсутствие в законодательстве прямых формулировок составов правомерного поведения объясняют тем, что «таковы правила законодательной техники, а данные составы необходимо выводить логическим путем»

Существование негативной юридической ответственности, или юридической ответственности за правонарушение, признается всеми учеными. В то же время «не выведено общепризнанного понятия юриди-ческой ответственности» Авторы монографии «Общая теория юридической ответственности» приходят к выводу, что многие концепции юридической ответственности не охватывают с общетеоретических позиций всех ее признаков; в понятие юридической ответственности за правонарушение должны быть включены следующие признаки: юридическая обязанность; юридическая обязанность состоит в обязанности претерпевания мер государственного принуждения; юридическая ответственность сопряжена с государственным осуждением правонарушителя; юридическая ответствен-ность имеет своим последствием неблагоприятные для правонарушителя ограничения имущественного и личного неимущественного характера.

Юридическая ответственность как вид социальной ответственности «состоит из подсистем, в роли которых выступают отдельные виды юридической ответственности»

Одним из свойств юридической ответственности является нормати-вность. «Нормативность юридической ответственности в узком смысле — это проявление сбалансированной воли общества вовне, в институте юридической ответственности, в системе необходимых, общеобязательных, официально действующих норм юридической ответственности, закрепленных в предусмотренных формах». Подчеркнем, что нормативность, понимаемая как исходное и основополагающее свойство права и означающая, что правовому регулированию подлежат те или иные отношения и действия людей, призвана оградить от произвольного принудительного воздействия со стороны государства.

Читайте так же:  Могут ли такси ездить по выделенной полосе

Предупреждение — это мера юридической ответственности в виде официального порицания лица, совершившего дисциплинарный проступок в целях правового воздействия на поведение субъектов для достижения определенной цели.

Другая форма ответственности судьи — досрочное прекращение полномочий. Это мера юридической ответственности в виде увольнения от должности лица, совершившего дисциплинарный проступок. С известным допущением можно сказать, что это своеобразный аналог увольнения по инициативе работодателя за однократное грубое нарушение обязанностей по службе. В отличие от приостановления полномочий, в этом случае присутствует большая ясность, так как прекращение полномочий судьи исключает возможность сохранить за собой административный пост в судебной иерархии, например председателя суда.[13]

Дата добавления: 2014-12-11 ; просмотров: 2574 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Упростить порядок привлечения федеральных и мировых судей к ответственности

Сейчас согласно действующему федеральному законодательству РФ для федеральных и мировых судей РФ установлены явно завышенные «гарантии» их псевдо «неприкосновенности», превращающие судебный корпус в закрытую касту неприкасаемых и обеспечивающие полную безнаказанность судей за любые совершенные ими правонарушения и аморальные действия:

1) судью можно привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за совершённое им правонарушение только с согласия его же коллег — судей в лице соответствующей квалификационной коллегии судей РФ или региона. В 99 % случаев побеждает корпоративная солидарность судей («своих не сдаём!»), что приводит к тотальной безнаказанности судей за совершенные ими преступления как бытового, так и должностного плана. Случаи возбуждения уголовных дел в отношении судей крайне редки (единицы в год по всей стране!), а случаи вынесения обвинительных приговоров судьям — уникальны.

2) наиболее одиозна и крайне цинична в условиях российской действительности тотального правового нигилизма норма закона о том, что судья не может быть привлечен к любой ответственности за принятое им решение (даже откровенно преступное!) И это при том, что уголовная норма статьи 305 УК РФ («вынесение заведомо неправосудного судебного акта») остаётся пустой декларацией и согласно официальной уголовной статистике не применяется в РФ практически никогда.

3) подача жалобы на действия судьи в квалификационную коллегию судей заинтересованными лицами не влечет обязательное возбуждение дисциплинарного производства в отношении судьи. Таким правом привлечения судьи к дисциплинарной ответственности обладают только председатели судов, что на практике означает превращение формально «независимых» судей в «холопов своего барина» — председателя суда, который в любой момент волен их «казнить» либо «миловать» за любое непослушание своим указаниям. Какая уж тут «независимость»! А уж если дисциплинарное производство в отношении судьи всё же началось, то обжаловать решение соответствующей квалификационной коллегии судей о привлечении либо об отказе в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности вправе только сам судья,чьи действия проверялись — этого права полностью лишены другие участники дисциплинарного производства, чьи интересы затрагивает принятое коллегией решение (заявители, потерпевшие от действий судьи, прокурор)

За истекшие 25 лет с момента развала СССР достаточное время можно обоснованно подвести итоги бесспорно провалившейся в РФ судебной реформы и заключить, что общеевропейское понятие «неприкосновенности» судей как гарантии именно их независимости от других ветвей власти (исполнительной, законодательной) у нас не просто не работает — оно превратилось на практике в свою полную противоположность.

Гарантии «независимости» судей за истекшие 25 лет превратились реально в гарантии их безнаказанности, в индульгенцию их произвола,

Эти самые «гарантии независимости» в реальности однозначно понимаются судейским корпусом так, что судья независим от Конституции РФ и закона и подчиняется только председателю суда и телефону.

Практический результат

Чтобы наша судебная система наконец обрела реальную, а не декларативную независимость и служила народу (защите его прав и свобод), а не защищала в первую очередь власть от народа и была менее коррумпированной нужно повысить персональную ответственность судей за совершаемые ими многочисленные умышленные правонарушения и упростить порядок их привлечения к любому виду юридической ответственности:

1) порядок привлечения федеральных и мировых судей РФ к уголовной и административной ответственности за совершенные ими преступления и правонарушения, порядок производства в отношении них оперативных и следственных действий не должен отличаться согласно УПК РФ и иным федеральным (конституционным) законам от порядка привлечения к уголовной ответственности, производства соответствующих действий в отношении прокуроров, следователей и адвокатов.

2) одиозная норма о том, что «судья не может быть привлечен к какой — либо ответственности за принятое им решение», должна быть отменена. Судья не только может, но должен нести личную ответственность за принимаемое им решение!

3) подача заинтересованными лицами любой жалобы на непроцессуальные действия судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей должна автоматически влечь за собой возбуждение в отношении судьи дисциплинарного производства, причем заинтересованные лица (заявители, потерпевшие от действий судьи и прокурор) должны обладать всеми правами на личное участие в таком производстве и правом обжаловать принятое квалификационной коллегией решение.

4) любые квалификационные коллегии судей и Дисциплинарное судебное присутствие должны формироваться таким образом, чтобы доля судей в них не составляла более 50 % их состава — это гарантия объективности и беспристрастности работы этих органов.

5) внести вышеуказанные изменения в соответствующие федеральные (конституционные) законы.

Уголовный процесс — Дисциплинарная ответственность судей

Само собою очевидно, что для обеспечения самостоятельности судей необходимо обставить наложение на них дисциплинарных взысканий такими условиями, при которых устранялась бы зависимость их от отдельных начальников, могущих их распекать и подвергать мерам дисциплинарного воздействия. Необходимость особого порядка дисциплинарной ответственности судей вытекает и из принципа несменяемости.

Особенность дисциплинарной ответственности судей, прежде всего, заключается в наложении на них дисциплинарных взысканий не по усмотрению единоличного органа, a по решению коллегиального учреждения и, при том, в сравнительном сужении для судей круга применимых к ним дисциплинарных взысканий.

Учреждения, уполномоченные налагать дисциплинарные взыскания на судей, следующие: 1) на председателей палат и окружных судов и на членов палат—высшее дисциплинарное присутствие сената, которое состоит из первоприсутствующих кассационных департаментов сената, всех сенаторов соединенного присутствия первого и кассационных департаментов и 4 сенаторов кассационных департаментов, ежегодно назначаемых Высочайшею властью. Председательствует в этом высшем дисциплинарном присутствии один из первоприсутствующих кассационных департаментов, по усмотрению Государя (ст. 1194 уч. с. уст.), 2)—на товарищей председателей и членов окружных судов, старших нотариусов, судебных следователей и мировых судей—судебные палаты (ст. 270 уч. с. уст.).

Читайте так же:  Исковое заявление в мировой суд

В порядке дисциплинарного производства председатели, товарищи председателей и члены судебных мест, a также мировые судьи могут подлежать лишь следующим взысканиям: 1) предостережениям за те проступки по службе, за которые Уложением о наказаниях назначены замечания, выговоры без внесения в послужной список и вычет из времени службы; 2) вычетам из жалованья в случаях, предусмотренных ст. 413—415 улож. о нак. 3) увольнению от должности. Последняя мера, в порядке дисциплинарном, может быть применяема высшим дисциплинарным присутствием сената лишь в следующем случае: когда судья совершил такие служебные упущения, которые, хотя и не влекут удаления его от должности по суду, но, по своему значению или многократности, свидетельствуют о несоответствии виновного в них судьи занимаемому им положению или о явном с его стороны пренебрежении к своим обязанностям. (ст. 264; 2952 уч. с. уст.).

Дисциплинарное производство не может быть начато по истечении года со времени учинения подлежащего дисциплинарному взысканию действия или упущения. Возбуждается дисциплинарное производство относительно судей и судебных следователей: определениями самих судов и съездов мировых судей или предложениями министра юстиции. Поводы к начатию дисциплинарного производства предварительно обсуждаются в распорядительном заседании того суда, которому по закону подведомственно данное дисциплинарное дело, причем от обвиняемого должностного лица требуются объяснения, которые могут быть представлены словесно или письменно. На решения высшего дисциплинарного присутствия Сената жалобы и протесты не допускаются. На решения судебной палаты, в качестве дисциплинарного суда первой инстанции, жалобы и протесты допускаются в не-дельный срок. (ст. 272—274, 276, 286—288 уч. с. уст.). О времени рассмотрения дисциплинарного дела обвиняемый должен быть извещен и имеет право явиться к этому времени в суд для личных объяснений. Присылка поверенного не допускается (ст. 278 уч. с. уст.).

16) Прекращение полномочий судьи. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8709 —

| 7458 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в статью 16 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 14 июля 2019 г. — Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 163-ФЗ

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда (за исключением судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации) и мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Читайте так же:  Заработная плата при увольнении когда должны выплатить расчет и как производится начисление денег

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

О конституционно-правовом смысле положений пункта 7 статьи 16 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Место рассмотрения материалов о проведении в отношении судьи, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения пункта 8 статьи 16 настоящего Закона во взаимосвязи с положениями статей 144, 145 и 448 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 14 июля 2019 г. — Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 163-ФЗ

9. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений, предусмотренных пунктами 4, 6 и 7 настоящей статьи, ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Заключения и решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.

Источники


  1. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  2. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

  3. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  5. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
Уголовная ответственность судей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here