Уровень налогообложения в мире

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Уровень налогообложения в мире". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Уровень налогообложения в мире

Год введения Страна (территория) Ставка подоходного налога (%)
До 1990 Джерси 20 Гонконг 16 Гернси 20 Ямайка 25 1994–1995 Эстония 26 Латвия 25 Литва 33 2001 Россия 13 2003–2004 Сербия 14 Ирак 15 Словакия 19 Украина 15 2005–2006 Грузия 12 Киргизия 10 2005–2006 Румыния 16 Туркменистан 10 Тринидад и Тобаго 25 2007 Албания 10 Казахстан 10 Монголия 10 Черногория 15 (9 в 2010 г.) Македония 12 (10 в 2008 г.) Исландия 35,7* 2008–2009 Мавритания 15 Босния и Герцеговина 10 Болгария 10 Белоруссия 12 Чехия 15 Белиз 25 *Прогрессивная шкала восстановлена в 2010 г.

Источник: Клара Сабирьянова Питер. Доклад на церемонии вручения национальной премии по прикладной экономике. ГУ–ВШЭ, 8.04.2010 г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Рейтинг стран по ставке налога на доходы граждан

Москва, 6 июл — РИА Новости. Эксперты Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» подготовили рейтинг стран Европы по ставке подоходного налога на граждан. В рейтинг были включены все страны Европы, по которым имелась информация Евростата или фискальных органов, на настоящее время.

Для стран с прогрессивной шкалой налогообложения использовалась максимальная ставка налога. Прогрессивная шкала налогообложения, предусматривающая рост выплат при увеличении доходов, с точки зрения социальной справедливости имеет право на жизнь, так как препятствует расслоению общества. С другой стороны, высокий уровень налоговых ставок для высокооплачиваемых сотрудников приводит или к их миграции в страны с более низкими налогами, или к уклонению от уплаты налогов – «серым» и «черным» зарплатным схемам.

Максимальная ставка подоходного налога зафиксирована в социально ориентированной Швеции – 56.4%, которая заняла первое место в рейтинге. Во многом эта ставка в последние годы приводит к оттоку из страны некоторых востребованных на рынке профессий с высокой зарплатой. Вторую строчку рейтинга занимает Бельгия, где максимальная ставка налога на доходы физических лиц равняется 53.7%, на третьем Нидерланды (52.0%), далее следуют Дания и Австрия со ставками налогов 51.5% и 50.0% (столько же в Великобритании). Россия с ее плоской шкалой налогообложения и ставкой в 13% расположилась на скромном 34 месте из 37 позиций рейтинга (4 место с конца рейтинга). Ниже нашей страны подоходный налог только в Беларуси (12.0%), Болгарии и Казахстане (по 10.0%).

Эксперты «РИА-Аналитика» РИА Новости проранжировали страны Европы по показателю суммарной налоговой нагрузки на доходы граждан, опираясь на опубликованные в июне 2011 года данные Евростата по уровню налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан ЕС (отношение выплаченных подоходных налогов и социальных платежей к облагаемой налогами базе по итогам 2009 года). По сути, эти цифры и есть фактический «налог» на зарплаты граждан с учетом различных видов налогообложения и отчислений в разных странах. Он же позволяет учесть и фактор прогрессивной шкалы, а именно то, что не все платят по максимальной ставке, поэтому итоговый «налог на зарплату» в некоторых странах значительно ниже подоходного.

По данному показателю первое место в Европе занимает Италия с долей налогов и социальных платежей в фонде оплаты труда в 42.6%. На втором месте Бельгия с налоговой нагрузкой в 41.5%. В пятерке также Франция (41.5%), Венгрия (41.1%) и Финляндия (40.4%). В среднем по Европе данный показатель составляет 32.3%, выше него налоговая нагрузка в 16 странах рейтинга. Россия по нагрузке в виде налогов и обязательных отчислений на зарплату находится в середине списка рядом с Нидерландами и Данией.

Наименьший уровень нагрузки из стран, по которым рассчитывался показатель, у Мальты (20.2%), Португалии (23.1%), Румынии (24.3%), Великобритании (23.1%) и Болгария (25.5%). Работодателям этих стран в плане налогов и отчислений в различные фонды работать легче всего.

Лучшая налоговая система в мире

Налоги являются основой существования любой экономики любого государства. Они дают возможность для развития инфраструктуры государства, его безопасности, социальной защищенности граждан и прочее. При этом налоги также являются тем фактором, который может препятствовать развитию бизнеса и экономики за счет чрезмерных сборов с бизнеса.

По этой причине задача любого государства – найти некий баланс между уровнем налогов и сборов для покрытия необходимых государственных расходов и при этом оставить их на том уровне, который не препятствует развитию бизнеса.

Итак, что такое идеальная налоговая система в мире ? Это система, дающая идеальный баланс !

Ведь вы вряд ли решитесь открыть реальный бизнес в стране, в которой очень низкие или совсем нет налогов, но при этом отсутствует необходимая юридическая защита, а также необходимый уровень безопасности для работы и жизни.

При этом страна, в которой есть абсолютно все необходимое, но уровень налогов практически не позволяет вести бизнес, также малопривлекательна.

Мы провели анализ налоговых систем самых различных стран мира. В результате этого анализа мы пришли к выводу, что одним из идеальных балансов по соотношению между государственными сборами и налогами на бизнес и предлагаемой инфраструктурой, юридической базой и всеми другими составляющими, необходимыми для успешного бизнеса, являются возможности Объединенных Арабских Эмиратов.

Эта страна предлагает одну из самых лучших налоговых систем в мире. Причинами такого заключения являются следующие параметры:

  • Отсутствие налогообложения на большинство видов предпринимательской деятельности. Безусловно, существуют некие косвенные налоги на бизнес в виде лицензионных и регистрационных сборов с компаний, аренды помещений, которая, в значительном количестве случаев подписывается с администраций свободных экономически зон и пр. сборы. Но эти сборы в сумме составляют незначительную часть.
  • Отсутствие дополнительных расходов по заработным платам. В этой части, безусловно, также существуют некоторые сборы за рабочие визы и обязательное страхование сотрудников, но в сумме эти сборы также совсем незначительные.
  • Наличие широкой сети договоров об избежании двойного налогообложения, позволяющее эффективно использовать преимущества компаний в ОАЭ в части структурирования компаний, ведущих деятельность в различных странах.
  • Ясная и понятная законодательная база для регистрации и деятельности компаний со 100% иностранным владением.
  • Все необходимые составляющие для ведения бизнеса – любые помещения, логистика, инфраструктура, банки и пр.

В дополнение к уже вышесказанному, наряду с налоговыми преференциями для бизнеса, ОАЭ также предлагает значительные преимущества для частных лиц, проживающих в стране. Такими преференциями является отсутствие налогов по большинству видов доходов физических лиц – налоговых резидентов ОАЭ.

При всем вышеперечисленном экономика этой страны является одной из самых стабильных и быстроразвивающихся, и предлагающих, кроме налоговых преференций, также целый набор других выгод для бизнеса и проживания.

Читайте так же:  Пенсия по смешанному стажу в мвд

Подводя итоги вышеперечисленному можно однозначно утверждать, что ОАЭ предлагают одну из самых лучших налоговых систем в мире для успешного развития и ведения самого бизнеса самых различных направлений.

При этом эта страна предлагает возможность регистрации различного типа компаний с различными расходами и задачами, которые можно решать через эти компании.

По всем вопросам регистрации любого вида компаний в ОАЭ и запуска бизнеса в этой стране – пишите или звоните – наши специалисты с удовольствием ответят на Ваши вопросы. Также мы всегда рады видеть вас в нашем офисе в Дубае.

Страны с самыми высокими налогами в мире, таблица 2019 года

Как гласит старая пословица, в жизни определены только две вещи: смерть и налоги. Налоги могут быть тяжелым бременем для граждан, но и полезным по ряду причин. Они используются для финансирования образовательных, технологических, инфраструктурных, военных и медицинских программ. Налоги предоставляют средства, необходимые стране для выживания, поэтому это неизбежное зло.

Вот топ-10 стран с самыми высокими налогами в мире, по данным TheGlobalEconomy.com. При составлении списка учитывалась ставка подоходного налога с населения (НДФЛ).

10. Словения

Доходы физических лиц в Словении облагаются налогом по прогрессивной ставке — 16%; 27%, 34%, 39%, 50%, которая растет вместе с окладом. Половину своего дохода отдают в казну Словении те, чей доход за год превышает 70 907 евро.

Интересно, что налог для физических лиц выплачивает не только работодатель, как это принято в России, но и сами работники.

Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Словении, должен платить НДФЛ, если находится в стране более 183 дней в течение 12 месяцев.

На Земле обетованной действует справедливая прогрессивная шкала налогообложения. Это означает, что лица с более высоким доходом платят больше налогов, чем люди с низким доходом.

Минимальный подоходный налог в 10% берется от суммы ниже 6240 шекелей или 1770 долларов. А максимальный — 50%, с суммы свыше 53 490 шекелей или 15 300 долларов.

Израильтяне начинают платить НДФЛ с 16 лет, причем со всех доходов, даже тех что были получены на арабских территориях страны.

В Бельгии, как и во многих странах с самым высоким подоходным налогом, существует прогрессивный налог. Для богатых людей процент НДФЛ достигает 50%.

Доход от собственности, работы, инвестиций и прочих источников в Бельгии также облагается налогом. Кроме того, работающие люди платят налог на социальное обеспечение в размере 13,07% от своего дохода. Поэтому Бельгию сложно назвать налоговым раем.

7. Нидерланды

В одной из самых процветающих стран мира все доходы физических лиц классифицируются по одной из трех категорий:
  1. заработная плата, пособия, пенсии и доход от владения недвижимостью;
  2. доход с дивидендов и прироста капитала;
  3. сбережения и инвестиционный доход.

Каждая категория имеет свои собственные вычеты и налоговые ставки.

Доход жителей Нидерландов облагается налогом по прогрессивным ставкам. Минимальный НДФЛ (8,9%) предусмотрен для граждан, получающих менее 19 982 евро в год.

Вряд ли вы часто слышали про Арубу в новостях. Это небольшое островное государство, расположенное в Карибском море, известно, в основном своими фестивалями, прекрасными условиями для серфинга и одними из самых высоких налогов в мире.

На Арубе ставка налога на доходы физических лиц взимается с различных источников дохода, таких как зарплаты, пенсии, проценты и дивиденды. В 2005 году она достигала рекордного уровня в 60,10%.

Максимальная ставка в 52,00% достигается при доходе в 141 783 арубанских флоринов (78,33 доллара).

5. Финляндия

В стране тысячи озер действует прогрессивная ставка налогообложения. Физические лица также платят взносы в фонд социального страхования и налог на общественное вещание.

В Финляндии взимается подоходный налог с заработной платы, пенсий и социальных пособий, а также с доходов от инвестиций. Причем полученный доход облагается не только государственными налогами, но еще и муниципальными и церковными налогами. На последние уходит около 2%, их государство тратит на финансирование той религиозной конфессии, к которой причисляет себя налогоплательщик.

В основе австрийского налогообложения лежит европейская концепция, предусматривающая большие отчисления в бюджет. Причем львиная доля нагрузки приходится на физических лиц, тогда как предприятия и компании платят налоги по сниженным ставкам. Австрийцы платят прогрессивный налог, который доходит до 55%.

«Белые воротнички» вносят 18,07% своего дохода в социальное обеспечение, а «синие воротнички» — 18,2%, при этом потолок составляет 4530 евро.

Австрия предоставляет автоматические налоговые льготы, основанные на количестве людей в семье, получающих доход, а также кредиты на детей и поездки на работу. Некоторые связанные с работой расходы и расходы по уходу за ребенком не облагаются налогом.

Современные самураи платят государству подоходный налог по прогрессивной шкале налогообложения, которая начинается на 10% и заканчивается на 50%. Но им одним дело не ограничивается. Существуют еще префектурный подоходный налог, а также местные подоходные налоги.

Однако японцы не жалуются, рассматривая необходимость отдавать часть кровно заработанных йен не только как источник пополнения бюджета страны, но и как свой личный вклад в экономическое и социальное развитие Японии.

Максимальный НДФЛ в Дании составляет 56%, а средний датчанин платит 45%. Он складывается из нескольких обязательных взносов:
  • сбор в центры занятости;
  • муниципальные налоги;
  • региональные налоги;
  • государственный сбор.

Существует также добровольный церковный налог в размере от 0,43% до 1,40%.

Однако весь этот огромный перечень налогов компенсируется высокими зарплатами. И то, что датчане спят спокойно, заплатив налоги, свидетельствует тот факт, что Дания входит в топ-3 самых счастливых стран в мире.

В Швеции налог состоит из местных (коммунальных) сборов и государственного сбора. И если российские власти стремятся обложить налогами даже самозанятых граждан с небольшим доходом, то в Швеции государственный сбор с физлиц взимается лишь в том случае, если они зарабатывают от 490 700 крон. Те, кто зарабатывает меньше, платят только коммунальный налог.

Ставка подоходного налога для шведов растёт в зависимости от заработанной суммы и достигает внушительной цифры в 57%. Если гражданин Швеции получает дивиденды, они также облагаются налогом в 10%.

Несмотря на то, что в Швеции самый высокий подоходный налог в мире, жители страны относятся к налоговой службе с уважением. В опросе от 2016 года она заняла 5 место по популярности из 30 главных государственных ведомств.

Любопытно, что ни одно из государств, попавших в первую десятку, не вошло в топ-10 стран с самой высокой налоговой нагрузкой на бизнес.

Россия в рейтинге налогообложения стран занимает 118 место из 139. В нашей стране действует 13-процентная ставка подоходного налога на большинство доходов физических лиц.

Самые удобные налоговые системы мира

Наталья Дубцова

Читайте так же:  Восстановление на работе после сокращения судебная практика

Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете «Paying taxes 2009», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки.

Аутсайдерами рейтинга являются наши соседи — Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем — до 2010 года они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам замминистра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в следующем году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying taxes 2010».

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, согласитесь, 56 рабочих дней для заполнения документации — многовато будет.

«По сравнению с прошлым годом 36 стран облегчили свои системы налогообложения, — сообщает представительство компании Pricewaterhouse-Coopers в Москве. — В 21-ой стране снизился подоходный налог, а в 12-ти повысилась эффективность платежных систем. 8 государств сократили количество налогов для бизнеса». Исследование, проводимое компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и МФК с 2006 года, нацелено в первую очередь на информирование представителей власти о системах налогообложения различных стран и передачу передового опыта в сфере реформирования налоговых систем.

10 самых удобных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
1 Мальдивы 1 9,1
2 Катар 1 36 11,3
3 Гонконг (КНР) 4 80 24,2
4 ОАЭ 14 12 14,4
5 Сингапур 5 84 27,9
6 Ирландия 9 76 28,8
7 Саудовская Аравия 14 79 14,5
8 Оман 14 62 21,6
9 Кувейт 14 118 14,4
10 Кирибати 7 120 31,8
10 самых сложных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
172 Панама 59 482 50,6
173 Ямайка 72 414 51,3
174 Мавритания 38 696 98.7
175 Гамбия 50 376 292.4
176 Боливия 41 1080 78.1
177 Венесуэла 70 864 56.6
178 Центрально-
Африканская
Республика
54 504 203,8
179 Республика Конго 61 606 65.5
180 Украина 99 848 58.4
181 Беларусь 112 1188 117.5

О налогах с экспертами

О том, с чем связаны расхождения в налоговых системах различных стран и как это их характеризует, нам рассказали партнеры юридической фирмы Amond & Smith Ltd Михаил Зимянин и Павел Романенко.

– Кстати, за счет чего украинским властям удалось сократить время, затраченное на уплату налогов, с 2085 часов до 848? Михаил Зимянин: — По мнению экспертов украинского офиса фирмы Amond & Smith Ltd, это достигнуто благодаря тому, что в последнее время на Украине улучшилось администрирование налогов, повысился уровень налоговой отдачи плательщиков. Также расширился перечень бесплатных услуг, предоставляемых Информационно-справочным департаментом государственной налоговой службы Украины. В частности, этим ведомством организована бесплатная рассылка по указанному налогоплательщиком электронному адресу информации о последних новостях налогового законодательства. Понятно, что проще платить налоги, зная, сколько, когда и куда платить. Кроме того, в последнее время налоговые органы начали проводить более масштабную разъяснительную работу с налогоплательщиками.

[3]

Тема 2. Общая характеристика налоговой статистики зарубежных стран

Уровень налогообложения в мировой экономике.

Понятие и расчет налогового бремени в развитых странах.

Налоговые риски в современном бизнесе.

Налоговая статистика и налоговая информация.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Уровень налогообложения в мировой экономике

Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и орга­низации производств в различных экономических зонах позволил нало­гоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализу­ются отдельные этапы производственного процесса, налицо будет наблю­даться сокращение налоговой базы. А наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещениеинвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация эко­номики оказывает влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум «туристов» в страну с целью приобретения дешевого товара.

Читайте так же:  Что нужно знать хорошему адвокату

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетель­ствует, что одной из главных закономерностей является повышение роли налогов на потребление (так, удельный вес налогов вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного нало­га). Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в страны ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую систему НДС на уровне 15-20%, что должно способствоватьвыравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различ­ных странах.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разде­лить на две большие группы:

юрисдикции с высокими налогами;

юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высокими налогами относятся большинство стран с развитой экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального

подоходного налога составляют порядка 30-60%, а ставки налогов на рас­пределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти — 15-35%.В этих странах существует жесткая процедура создания компании, конт­роль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законо­дательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции с либеральным налогообложением делятся на три вида:

а)юрисдикции без прямых налогов на доходы физических лиц и органи­ заций. В данных странах применяются лишь косвенные налоги в виде еже­ годных пошлин за ведение бизнеса, разовых регистрационных сборов и т.д. Так, в Карибском регионе пошлина составляет 100-1600 долл. США;

б)юрисдикции с низким уровнем прямых налогов. Ставки налогана прибыль и индивидуального подоходного налога для определенных категорий налогоплательщиков менее 30%, а в ряде случаев налоги не превышают 10%. К данной группе относятся Кипр, Венгрия, Израиль, Швейцария;

в)юрисдикции с высокими налоговыми ставками, которые предостав­ ляют налоговые преимущества некоторым типам компаний. Некоторые страны с развитой экономикой для привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют длякомпаний, ведущих такую деятельность, особый порядок налогообложе­ ния. К ним относятся, например, Бенилюкс, Ирландия.

2. Понятие и расчет налогового бремени в развитых странах

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) -это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизниобщества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Некоторые зарубежные экономис­ты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов.

Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемогов бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отне­сения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реали­зации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, который представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе нало­гоплательщика. Дело в том, что при применении методов обложениядоходов плательщиков по методу сложной прогрессии налоговые ставки, установленные законодательством показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того, чтобы опре­делить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.

Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэко­номическая проблема любого государства. В то же время иногда как, в специальной, так и в публицистической литературе приходится стал­киваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. В качестве главного примера этому положению обычно приводят нало­говые реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 80-х годов глобальную налоговую реформу. Однако в настоящий момент в тех же США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги -высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок в 80-е годы, в США резко возрас­тал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 г. в разгар налоговой «рейганомики» составляла всего 3,9% — самый низкийуровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода.

Как считают специалисты, экономический рост доходов в США так­же обусловлен тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев был существенно ослаблен стимул скрывать свои доходы,которые ими декларируются, что и означало попадание этих ранее скры­ваемых доходов в национальную статистическую отчетность. Такимобразом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

В то же время не многие знают, что, несмотря на снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ста­вок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран, снижение налогов само по себе мало способно изменить темп экономического роста в дол­госрочной перспективе.

Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообло­жения выступает кривая Лаффера (Laffercurrve), показывающая связь

между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюд­жет. В соответствии с этой кривой снижение ставок до предельной точ­ки налогообложения вызывает прямое снижение поступлений в бюджет. В то же время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект необходимо учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влия­нии размера налогов на темпы экономического развития, в то время как ставить во главу налогового реформирования непроверенные и спорные положения — необоснованно.

Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового национального про­дукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэконо­мике применяется такой показатель, каккоэффициент эластичности налогов (taxelasticity).

Коэффициент рассчитывается по формуле:

Э — коэффициент эластичности;

X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Х° — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отде­льного налога);

Y- начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.);

Y° — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в Германии коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен 1. Если коэффициентбольше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы, доля налоговых поступ­лений в ВНП снижается.

Читайте так же:  Образец служебной записки на возмещение расходов

Для оценки налогового бремени используется показатель интеграль­ной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимостикак отношения суммы всех налогов и обязательных платежей, внесенных предприятием, его работниками и собственниками в госбюджет и госу-

дарственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке. Упрощенная формула расчета такова:

[1]

ПСН = (НП + HP + НС) х 100%/ДС, (2)

ДС — добавленная стоимость;

[2]

НП — общая сумма налогов с предприятия, включая сборы, обязатель­ные отчисления и другие изъятия в бюджет и внебюджетные фонды;

HP — налоги с работников (прежде всего, подоходный налог и взносы в пенсионный фонд);

НС — налоги с собственников или инвесторов (налог на прибыль от долевого участия или дивиденды).

Под добавленной стоимостью здесь понимается разница между выруч­кой от реализации продукции и материальными затратами на ее произ­водство (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, платежи за топливо, энергию, воду и т.п.). Зарубежные исследования показывают, что если полная ставка налогообложения превышает 40%(так называемый порог Лаффера), то инвестирование в производство ста­новится невыгодным.

Налоговое бремя, измеренное показателем полной ставки налогообло­жения, в России слишком высокое даже по сравнению с Европейскими странами.

3. Налоговые риски в современном бизнесе

Государство может выполнять свои многочисленные функции только при наличии надлежащего финансирования. Активные действия нало­гоплательщика по уменьшению налоговых платежей приводят к тем или иным рискам и могут привести к негативным последствиям.

Налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимиза­ции налогов, выраженная в денежном эквиваленте.

Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой поли­тике данной страны, введением новых форм обложения, изменением ста­вок подоходного налога, введением новых таможенных пошлин, отменой налоговых льгот и т.п.

Налоговые риски не страхуются. Условно их можно подразделить на непредсказуемые, которые часто связаны с политическими причинами, ипредсказуемые, которые можно предусмотреть. Предсказуем риск,

например, бесперспективности покупки готовой офшорной компании на Мальте, где регистрация таких фирм завершена, а к 2004 г. все мальтийс­кие офшорные компании должны прекратить свое существование.

В отличие от предпринимательских рисков данные риски являются однонаправленными, то есть экономическая ответственность государства перед налогоплательщиками незначительна по сравнению с экономичес­кой ответственностью налогоплательщика перед государством.

Риски могут иметь место и внутри страны, когда времени опублико­вания новых нормативных налоговых актов и времени их введения в действие достаточно мало по сравнению с циклом предпринимательской деятельности. Для снижения данного риска в развитых странах, как пра­вило, идет широкое обсуждение принимаемых налоговых законов, новые налоги и правила вводятся по истечении некоторого периода времени, заинтересованные стороны могут просчитывать последствия принятия публикуемых налоговых законов.

С точки зрения практики можно выделить несколько видов налоговых рисков, существенно отличающихся своей спецификой. Это риски:

а)налогового контроля. Они существенно зависят от уровня актив­ ности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законо­ послушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоп­ лательщиков, которые предпринимают активные действия по минимиза­ ции налогов, эти риски существенно возрастают;

б)риски усиления налогового бремени. Эти риски свойственны эко­ номическим проектам длительного характера, таким как, новые пред­ приятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся только появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов, отмена налоговых льгот. Зада­ча учета рисков будущего усиления налогового бремени может быть сформулирована как поиск оптимальных управленческих решений по оперативному перераспределению инвестиционных ресурсов с использо­ ванием стоимостного критерия;

в)риски уголовного преследования. Существенные финансовыепотери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение уголовных преступлений.

«Сколько стоит спать спокойно»: подоходные налоги в странах мира

На протяжении последнего года в России остро обсуждается тема введения прогрессивного подоходного налога. Напомним, сегодня действует плоская шкала – все платят единую ставку в 13%, независимо от размера получаемых доходов. Прогрессивная же шкала позволяет повысить ставку для тех, кто получает сверхприбыли. Данный вопрос достаточно противоречив – большинство провластных чиновников против такой «дискриминации» богатых, в то время как общественность уже «созрела» и требует повышения налоговой нагрузки для того меньшинства, которое обладает огромными капиталами.

В любом случае этот остросоциальный вопрос пока остается лишь на этапе дискуссии. И пока в правительстве и парламенте продолжают спорить на эту тему, Карьерист.ру решил выяснить, как данный налог уплачивается гражданами других стран мира. И мы были немало удивлены, ибо в мире существует множество моделей, которые российская налоговая система могла бы с успехом позаимствовать. Более того, мы найдем чем удивить и вас: есть немало откровенно счастливых стран, граждане которых вообще не платят налоги! С них, пожалуй, и начнем.

Налоговый рай

Среди наиболее счастливых государств, которые освободили своих граждан от подоходного налогообложения, прежде всего, фигурируют богатые сырьевые страны, вроде Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Омана и Кувейта. Часто встречается мысль о том, что от них также освобождены жители Саудовской Аравии, что является заблуждением. Пусть налог небольшой – всего 2,5% с любой получаемой прибыли, но он все-таки существует. Кроме них, на статус настоящего «налогового рая» претендует княжество Монако, Багамы и Бермуды. Там, безусловно, есть некоторые налоговые исключения. Например, на Багамах и Бермудах гражданам приходится самостоятельно уплачивать страховые взносы, а в Монако налогами облагаются граждане Франции. Однако в общем порядке подавляющее большинство граждан от налогов фактически освобождено. Но повезло ни им одним.

Во многих странах, где действует прогрессивная шкала налогообложения, граждане с низкими доходами также подоходный налог не платят. Правда, к числу «везунчиков» их в таком случае можно отнести с большой натяжкой. Таковыми, в частности, считаются австралийцы, чей доход ниже 4,6 тыс. $ в год, австрийцы с ежегодным доходом ниже 12,5 тыс. $, бразильцы, зарабатывающие в год менее 5,3 тыс. $, немцы с доходом менее 9 тыс. $ и многие другие. Например, шведы, которые заработали за год менее 2,2 тыс. $. Сумма, откровенно говоря, ничтожная для Швеции, но кто заработал меньше, тот налоги не платит. Определены подобные необлагаемые налогом пределы и в чудо-стране Сингапуре. Там используется территориальная система налогообложения, однако в общих случаях, все, кто заработали менее 16 тыс. $ в год или заработали доход за пределами Сингапура, от налогов освобождаются.

Похожая схема действует и в Великобритании – у англичан также есть минимум, который налогом не облагается – это 11 тыс. £. При этом примечательно то, что данная сумма не облагается налогами, даже если гражданин зарабатывает значительно больше: при доходе до 100 тыс. £, необлагаемая налогом сумма вычитается из налоговой базы. Подоходный же налог уплачивается лишь с оставшейся суммы. Например, заработав за год 15 тыс. £, налоги будут платиться всего с 4 тыс. £. При этом ставки прогрессивного НДФЛ очень даже существенные и составляют 20% при доходе до 35 тыс., 40% при доходе до 150 тыс., 45% для всех доходов, которые выше указанного ценза.

Читайте так же:  Договор мены это возмездная сделка

Прогрессивные лидеры

Необходимо отметить, что прогрессивные ставки подоходного налога определены во многих развитых странах как Европы, так и Запада в целом. Например, США, где колебания налоговых ставок происходят в пределах от 10 до 39,6%, естественно, в зависимости от получаемого дохода. По нижней налоговой ставке платят все те, чей годовой доход не превышает 9,2 тыс. $. Верхние пределы для откровенных богачей, чей доход превышает 418 тыс. в год. Это, кстати, пределы для одиноких граждан, семейные пары платят по совершенно другим ставкам и лимитам. Кроме того, в США есть множество поводов для налоговых вычетов. Это, в частности, наличие иждивенцев, оплата образования (своего или ребенка), наличие ипотечных займов или оплата налога на недвижимость. При этом «фишка» в том, что граждане обязаны одновременно платить налоги как в федеральный бюджет, так и бюджет штата. Более того, налоговая система США настолько запутана, что для ее описания не хватить и целой заметки, поэтому мы описываем ее лишь в общих чертах.

Не менее жесткой считается налоговая система Франции. Сами граждане постоянно жалуются на огромные налоговые поборы, от которых многие даже успели сбежать из страны (как, например, Жерар Депардье, который получил российское гражданство). Декларация о налогах традиционно подается практически всеми гражданами в феврале, и в ней обычно указываются совершенно все доходные поступления. Сокрытие доходов, вроде поступлений от сдачи имущества в аренду или продажи машины обычно обнаруживается налоговиками, после чего гражданам приходится платить серьезные штрафы.

Как и в Америке, подоходный налог во Франции имеет некоторые специфические особенности, которые во многом весьма логичны. Так, налоги на доходы взимаются не с конкретного гражданина, а с домохозяйства. То есть налог уплачивается с общего дохода семьи. Причем от количества членов семьи применяются отдельные коэффициенты. Так, к одиноким применяется коэффициент 1, к супружеским парам соответственно – 2, если у них есть ребенок – коэффициент будет 2,5 и т.д. данный коэффициент применяется для деления на него налогооблагаемую базу домохозяйства, после чего высчитывается налог. Получается, что чем больше членов семьи без дохода, например, детей, то тем меньше будет налогооблагаемая база, а следовательно и уплаченные налоги. Кроме этого, налоговые вычеты предоставляются для благотворителей и инвесторов, тех, кто оплачивает обучение, имеет иждивенцев, участвует в системах энергосбережения и т.д.

Что касается прогрессивных ставок: при годовых доходах в 9,7 тыс. € налог не оплачивается; при доходе до 26 тыс. € – 14%, до 71 тыс. € – 30%, до 153 тыс. € и выше – 41%. Интересно, что для тех, кто имеет высокий доход в 250, 500 и выше тыс. €, предусмотрен еще и дополнительный налог в 3-4%. Ранее действовал еще и специальный налог для миллионеров, однако от него решили отказаться.

А что у нас?

Анализ западных налоговых систем позволяет сделать очевидный вывод – в прогрессивном подоходном налоге нет ничего страшного – большинство развитых стран использует именно такую схему. Что у нас? Для постсоветских стран больше характерна плоская шкала налогообложения. В России, например, все платят 13% от зарплаты. Столько же платят белорусы. В Литве, например, платят уже 15%, в Украине 18%, в Эстонии 21%, а в Латвии так и вообще 23%. В некоторых странах, в частности, в России, уже пытались ввести прогрессивный подоходный налог – он действовал до 2001 года. Но общество, как объясняют чиновники, оказалось не готово. Крупный капитал, не желающий платить больше, чем и так бедное население, попросту начал массово уходить в тень. Чем в это время занимались контролирующие налоговые органы, никто не поясняет.

В любом случае налог отменили, все стали платить одинаковую ставку и капиталы стали постепенно выходить из тени. Однако в последние годы, на фоне огромного разрыва в доходах у основной части населения и «верхушки», связанного с этим классового неравенства, внезапно пришедшего в страну экономического кризиса и дефицита бюджета, вопрос прогрессивного налогообложения вновь стал актуальным. Об этом снова заговорили не только общественники, но и депутаты и даже отдельные правительственные чиновники. В правительстве, например, все уверены, что это полная бессмыслица. Мол, у нас 15 млн людей не платит налоги с зарплат, и лучше разобраться с ними, чем… получить недостающие средства с крупных капиталов. Впрочем, логика чиновников понятна – платить-то больше придется именно им и их окружению…

Видео (кликните для воспроизведения).

Парламентарии, наоборот, настаивают на таких новациях. Например, недавно представители КПРФ внесли в Госдуму очередной законопроект по этому поводу. По их предложениям, граждан, в зависимости от размера их дохода, необходимо разделить на 4 категории. Самым бедным предлагается платить всего 5%, в то время как гражданам, которые получают сверхдоходы, предлагается платить 1,6 млн + 25% от дохода, свыше 10 млн рублей. В сравнении с некоторыми налоговыми ставками западных стран подход, кстати, весьма либеральный. Такие меры, по мнению авторов, позволили бы за счет ограниченного числа лиц – всего около 35 тыс. россиян, поднять собираемость НДФЛ на 1,25 трлн рублей! Это притом, что сегодня совокупная собираемость всего 3 трлн рублей. Но чиновники, как мы видим, против. Что тут скажешь, общество опять не готово, так ведь?!

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  3. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
  5. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Уровень налогообложения в мире
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here