Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельног

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельног". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Читайте так же:  Если сдаешь кровь как донор в выходной день то сколько ему считать

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельного участка

[на бланке юридического лица]

В ____________________________________________
(федеральный орган исполнительной власти,
орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или орган местного самоуправления)

(вариант: От _________________________________
(фамилия, имя, отчество)
адрес: _______________________________________
телефон: ______________, факс: ______________)

Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельного участка

Я являюсь собственником земельного участка площадью ____ кв. м по адресу: __________________, кадастровый номер ______________, относящегося к категории сельскохозяйственных земель (земель, предназначенных для жилищного строительства, и т.д.), что подтверждается свидетельством о праве собственности от «__»_________ ___ г. N ___.

Я согласен на прекращение моего права собственности на указанный земельный участок на предложенных условиях.

1. Копия свидетельства о праве собственности от «__»_________ ___ г. N _____.

Читайте так же:  После родов дают деньги

2. Копия уведомления от «__»_________ ___ г. о решении _________________ об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ____________________, кадастровый номер ________________.

Изъятие земельного участка у собственника

Содержание:

Изъятие земельного участка у собственника – это юридическая процедура перехода права собственности от одного лица в руки администрации. Отчуждение земель регулируется статьями Земельного и Гражданского кодексов РФ.

Различают несколько форм изъятия:

  • эксплуатация земельного надела со стороны собственника нарушает экологическую ситуацию;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, необходимы для государственных и муниципальных нужд;
  • отчуждение территории связано с ее бесхозностью ввиду неиспользования.

Указанные формы имеют свои особенности, о которых мы расскажем в данной статье.

Основания для изъятия земли у собственника

Классификация оснований для изъятия земель из собственности закреплена в статьях ЗК РФ. Законодатель определяет следующие причины отчуждения:

  • Нецелевое использование участка или эксплуатация нецелевого надела (сельскохозяйственные земли для строительства, рекреационные для возделывания почвы и др.).
  • Нарушение договора ввиду простаивания земельного надела.
  • Изменение характера землепользования и ухудшение экологической обстановки в регионе.
  • Пагубное воздействие на свойства почвы (особенно черноземной).
  • Задействование химических или ядерных токсинов, оказывающих неблагоприятное воздействие на почву и прилегающую растительность соседних районов.
  • Изъятие земельного участка в счет компенсации за преступное деяние.
  • Отчуждение земли на государственные и муниципальные нужды (строительство, исполнение международных договоров, прокладка коммуникации и др.).

Основаниями для изъятия земельного участка могут служить условия действующего договора, распоряжения государственных органов или прямое следствие нерациональной эксплуатации почвы со стороны собственника земли.

В случае неисполнения положений действующего договора (например, по аренде земли), участок переходит в категорию бесхозной территории и только потом изымается в пользу администрации. Следить за соблюдением оснований и условий использования наделов призваны местные администрации и природоохранные службы.

Распоряжение об изъятии земли

Когда речь идет об отчуждении земли на государственные и муниципальные нужды, уполномоченные лица составляют властное распоряжение. В документе также находит свое отражение акт выбора территории в соответствии с нуждами.

Срок рассмотрения распоряжения составляет не более 2 месяцев со дня его подачи. После одобрения со стороны земельного ведомства, орган направляет уведомление по адресу собственника земельного участка. В документе приводятся основания для изъятия земли, а также прописывается сумма компенсации за отчуждение хозяйственной территории на нужды администрации.

Земельное дело рассматривается в течение 5-7 дней. По итогам решения об изъятии надела, происходит регистрация новых документов в Кадастровой палате по месту нахождения участка.

Распоряжение составляется органом государственной власти в письменной форме. Постановление должно быть подкреплено печатью госучреждения и подписью вышестоящего лица.

Содержание распоряжения об изъятии земли:

  • ФИО и контактные данные собственника участка;
  • кадастровые данные об отчуждаемой территории, включая данные о размере, межевании, характере почвы и местоположении;
  • обязательные основания для изъятия участка;
  • сроки изъятия (указание промежутка времени или извещение о пожизненном отчуждении);
  • обязательства органа государственной власти с подтверждением полномочий на проведение изъятия;
  • отображение информации о суммах компенсации собственнику земли.

Оформленные не по форме распоряжения отправляются на переоформление. Соответствие всем нормам открывает процедуру отчуждения земельного участка в пользу администрации.

Процедура изъятия участка у собственника земли

Как мы уже отметили ранее, земельные участки, подлежащие изъятию под муниципальные нужды, отчуждаются в порядке закона. Процесс перехода права на землю выглядит следующим образом:

  • Подача ходатайства об изъятии земельного надела собственника на общегосударственные нужды.
  • Оформление властного постановления федеральной или муниципальной комиссией по рассмотрению земельных вопросов.
  • Направление постановления собственнику земли (указываются рамки изымаемой территории или ее части).
  • Заключение соглашения между собственником и уполномоченным лицом администрации (в договоре отображается информация о компенсационных выплатах за землю).
  • Процесс отчуждения участка с перерегистрацией прав в Кадастровой палате по месту нахождения земли.

Согласно положениям Земельного кодекса, механизм изъятия земельных участков – это право прекращающая процедура, т.к. прежний распорядитель земли утрачивает право собственности. После отчуждения, надел переходит в ведение государственных органов и используется в качестве территории строительства, прокладки коммуникации и т.д.

Следует отметить, что в случае неудовлетворения суммой компенсации, гражданин вправе обратиться в суд с требованием пересмотра договора. Земельный кодекс защищает права собственности в части, где речь идет о справедливых выплатах за изъятую в пользу государства территорию.

Сроки изъятия земельного участка

Процедура изъятия земли опирается на соблюдение предусмотренных законом сроков. Сроки отчуждения составляют 1 год с того момента, как было вынесено крайнее предупреждение.

Отметим, что сроки играют на руку собственнику земли. В случае нарушения годичного промежутка времени, пользователь земли вправе обратиться в суд и аннулировать процесс отчуждения территории.

Срок в 1 год установлен законом и не подлежит пересмотру. За это время участники договора обдумывают дальнейшие шаги по обустройству земельной территории и обсуждают размер компенсационных выплат.

Собственник или арендатор земли вправе подписать соглашение лишь в том случае, если он уверен в своем решении и не против изъятия земельного участка в пользу государства. Соглашение составляется в период протекания 1 годичного срока после крайнего уведомления.

Требования к составлению соглашения не ограничивают структуру договора. Но по закону, соглашение должно иметь письменную форму с обязательным указанием компенсации (если владелец не передает участок на безвозмездной основе ввиду ненадобности). Регулирование правовых основ по договору осуществляется согласно Гражданскому кодексу РФ.

Изъятие земли с выкупом под государственные или муниципальные нужды

Рассматривая вопрос об изъятии земли путем выкупа на неотложные нужды государства, следует брать во внимание лишь исключительные цели таких нужд, а именно:

  • исполнение заключенных с другими странами договоров;
  • задействование земельной территории под объекты федерального значения (электроэнергетические узлы, федеральные трассы, инженерные сооружения, военные объекты и др.);
  • перевод изъятых земель в категорию природоохранных зон;
  • представление земель или их частей особой культурно-исторической ценностью местной администрации.

Отчуждение земельных наделов на указанные нужды осуществляется согласно постановлениям исполнительных органов власти (Правительства РФ). При этом изъятие возможно лишь с согласия собственника земли и не позднее, чем через год после его уведомления о предстоящем мероприятии. При несогласии добровольного отчуждения земли, государственные органы вправе прибегнуть к изъятию земельного участка в судебном порядке.

Читайте так же:  Можно ли ездить без птс

Как возмещаются убытки?

Видео (кликните для воспроизведения).

Следуя п.1, ст. 62 Земельного кодекса РФ, изъятие территории сопровождается неизменным погашением убытков собственника. Юридическим закреплением права на получение компенсации выступает соглашение на изъятие земли. В договоре прописываются сумма убытков и границы отчуждаемой территории.

Компенсационные выплаты могут быть следующими:

  • возмещение по кадастровой стоимости земли;
  • возмещение по рыночной стоимости участка.

В случае погашения убытков по рыночной стоимости надела, в расчет также берется отчуждаемая недвижимость (дом, хозяйственные постройки, вспомогательные объекты).

Несогласие собственника отчуждаемой земли с размером компенсационных выплат дает ему право отказаться от заключения договора.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Комментарий к Ст. 286 ГК РФ

1. Основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка — неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением (см. комментарий к ст. 284 ГК) или грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. комментарий к ст. 285 ГК).

Комментируемая статья определяет особенности такого изъятия, предусматривая следующие основные этапы:

1) заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

[2]

2) принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

3) продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов.

При этом, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

2. Согласно комментируемой статье орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Вместе с тем до настоящего времени земельным законодательством данные вопросы в полной мере не регламентированы.

Земельный кодекс РФ в ст. 54 определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях лишь для землевладельцев и землепользователей, т.е. для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

В частности, согласно указанной статье принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Полагаем, что применение норм ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у соответствующих собственников практически невозможно.

При этом следует учитывать, что ЗК РФ в ст. 44 непосредственно указывает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, до внесения соответствующих корректировок в Гражданский или Земельный кодекс РФ попытка применения статьи 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у собственников по предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК РФ основаниям будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

3. В Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предприняты не совсем удачные попытки урегулирования отношений, связанных с принудительным изъятием у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

В частности, п. 3 ст. 6 названного Федерального закона фактически воспроизведены уже имеющиеся в Гражданском кодексе РФ нормы о том, что земельный участок, в данном случае из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. При этом определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.

Вместе с тем с учетом требований комментируемой статьи одновременно не определен орган, который уполномочен на принятие решения об изъятии, а также не установлен порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях.

4. Комментируемая статья, предусматривая особенности изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании, одновременно оставляет неурегулированным вопрос о том, должно ли быть такое изъятие возмездным или безвозмездным.

Читайте так же:  Могут ли близкие родственники быть свидетелями в суде

В то же время следует учитывать, что, поскольку в соответствии с комментируемой статьей изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, соответственно денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Использование иного подхода при разрешении данного вопроса требует непосредственного указания в федеральном законе на то, что полученные от продажи земельного участка средства взыскиваются в доход Российской Федерации или иного публичного образования.

Санкция в данном случае заключается не в изъятии у недобросовестного собственника земельного участка стоимости имущества (земельного участка), а в лишении его самой возможности использовать земельный участок в натуре, обеспечить приобретение данного участка иным лицом, возможно, более заинтересованным в надлежащем использовании земельного участка.

При этом в ряде положений гражданское законодательство непосредственно предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования.

Так, в Гражданском кодексе РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ, в соответствии с которой при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельного участка

В случае принятия Проекта N 47538-6 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ, ВТОРУЮ, ТРЕТЬЮ И ЧЕТВЕРТУЮ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО ГК РФ будет выглятеть так.

«Раздел II. ВЕЩНОЕ ПРАВО

Подраздел 1. Владение

Подраздел 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ

Подраздел 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Глава 18. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Глава 19.1. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подраздел 4. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельного участка (Кабанов О.М., 2010)

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 02.03.2010.

[на бланке юридического лица]
В ____________________________________________
(федеральный орган исполнительной власти,
орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации или орган местного самоуправления)
(вариант: От _________________________________
(фамилия, имя, отчество)
адрес: _______________________________________
телефон: ______________, факс: ______________)
Уведомление
собственника земельного участка о согласии исполнить
решение органа об изъятии земельного участка
Я являюсь собственником земельного участка площадью ____ кв. м по адресу: __________________, кадастровый номер ______________, относящегося к категории сельскохозяйственных земель (земель, предназначенных для жилищного строительства, и т.д.), что подтверждается свидетельством о праве собственности от «__»_________ ___ г. N ___.
«__»_________ ___ г. я получил уведомление об изъятии у меня данного
участка в связи с его нецелевым использованием путем продажи с публичных
торгов на основании решения ____________________ от «__»_________ ___ г.
(наименование органа)
N ___ в следующем порядке: _____________________ в срок до _______________.
Я согласен на прекращение моего права собственности на указанный земельный участок на предложенных условиях.

Приложения:
1. Копия свидетельства о праве собственности от «__»_________ ___ г. N _____.
2. Копия уведомления от «__»_________ ___ г. о решении _________________ об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ____________________, кадастровый номер ________________.

Руководитель (собственник) ______________
(подпись)
(М.П.)
«__»_________ ___ г.

Оповещение собственника при изъятии земельного участка

Содержание:

Причины для изъятия земельных участков

Согласно законодательству частная собственность — это неприкосновенное имущество. Вместе с тем, законодательством предусмотрен целый ряд случаев, когда собственник может быть лишен земельного участка по ряду причин и передан другому лицу.

[1]

Если участок будет необходим для муниципальных и государственных нужд, тогда собственник будет уведомлен об этом и лишен права владения собственностью.

В этом случае порядок изъятия данной недвижимости регулируется на уровне федерального законодательства и иных НПА, регламентирующих земельные и гражданские правоотношения. В случае нарушения порядка или порядка изъятия лица, у которых имеются права владения землей, могут обратиться с исковым заявлением в суд и оспорить изъятие.

Причины изъятия земель

Данный процесс осуществляется в следующих случаях:

  • — планируется размещение важных объектов обороны и безопасности, соответственно это будет объект государственного значения
  • — в градостроительном плане этот участок был выделен для обустройства транспортных объектов. Это могут быть дороги регионального и федерального значения
  • — через участок планируется проложить коммуникации, инженерные сети, что обладает муниципальным значением
  • — при возведении мостов, которые будут размещены рядом или непосредственно захватывать часть участка
  • — иные случаи, предусмотренные на уровне федерального законодательства

Если изъятие земель планируется для размещения на них объектов федерального назначения, то данные объекты должны быть предусмотрены генеральным планом и иными документами территориального планирования. При этом такая документация должна быть опубликована и содержать в себе всю необходимую информацию о запланированном размещении объектов муниципального, регионального или федерального назначения.

Основные этапы

Предварительно производится подготовка: разрабатываются и принимаются документы по территориальному планированию, рассылаются заявления и запросы для выявления лиц, зарегистрированных и стоящих на учете в качестве владельцев недвижимости (земельных участков и объектов строительства). Одновременно подготавливаются заявления об изъятии земельных участков и заявления об учете прав на землевладения.

Вся процедура изъятия регламентируется действующим законодательством и содержит следующие этапы:

[3]

  • Все решения принимаются исключительно только уполномоченными органами
  • Собственник недвижимости должен быть проинформирован в максимально короткий срок
  • Принятое решение должно быть зарегистрировано
  • Заключение соглашения с правообладателем на недвижимость, подлежащую изъятию
  • В случае, если собственник отказывается признать законность действий производимых исполнительными органами власти, тогда дело передаётся в суд и измается в принудительно

Принятие решения

Непосредственное решение об изъятии недвижимости (земельного участка) принимается на нескольких уровнях власти и в строгом соответствии с законодательством. Чтобы решение считалось законным оно должно соответствовать ряду установленных требований:

  • Недвижимость должна быть указана в кадастровом плане
  • Должны быть четко прописаны сроки, а также основные цели данного действия органов исполнительной власти
  • Указываются собственники, у которых будет изъята недвижимость, прилагаются документы, подтверждающие их право
  • Поручения соответствующим службам о необходимости провести оповещение собственника или других лиц, имеющих право пользования землевладением при изъятии земельного участка о принятом решении и обеспечении госрегистрации решения
  • Указание прав лица (собственника) в связи с планируемым изъятием
  • Поручения соответствующим структурным подразделениям о разработке проекта соглашения с лицом, владеющим изымаемой недвижимостью
  • Подготовка документов к процедуре снятия земельного участка с регистрационного учета и переоформления права собственности

Данное решение в установленный законом срок должно быть официально опубликовано на сайте уполномоченных органов исполнительной власти. При этом публикации приложений к сообщению и другой документации по планируемому изъятию земельных участков не требуется.

Порядок информирования собственника

Процедуры по планируемому изъятию земельных участков начинается с уведомления собственника недвижимости, которое проводится в обязательном порядке не позднее, чем за 2 месяца дней до принятия решения. Данное уведомление составляется в письменном виде установленного образца, направляется заказным письмом с обязательным уведомлением о вручении.

Читайте так же:  Постановление правительства пени за жку

Лица – собственники, арендаторы и другие законные землепользователи, земельные участки которых подлежат изъятию, считаются уведомленными о принятом решении со дня получении копии данного документа или с даты возвращения отправителю заказного письма. Если отсутствует информация о почтовом адресе лица, которое владеет земельным участком, землевладелец считается уведомленным со дня отправления ему электронного сообщения. При отсутствии адресных данных и адреса электронной почты, лица, которые владеют землей, подлежащей изъятию, считаются уведомленными со дня официальной публикации соответствующего решения.

После того, как собственник получит документ, он может рассмотреть предложение о выкупе принадлежащей ему земли и предлагаемую стоимость, которую государство готово выплатить за его недвижимость.

Отдельно следует отметить, что после получения уведомления собственника (или других законных землепользователей) при изъятии земельного участка, данные лица не имеют права продавать принадлежащую им землю, снимать с учета, сдавать ее в аренду, оформлять дарственную и иные документы, с помощью которых передается право собственности третьим лицам.

В содержании сообщения о планируемом изъятии земельных участков должна отражаться вся информацию о землевладении, которое подлежит изъятию: местоположение, кадастровый и номер учета, реквизиты решения, срок передачи земельного участка, площадь, объект, для которого будет изыматься недвижимость, указания сооружений (в том числе, объектов в стадии строительства), которые не будут изыматься.

Госрегистрация решения

Государственная регистрация – обязательная процедура, проведение которой является требованием Гражданского кодекса РФ. Регистрацию и постановку на учет проводит исполнительный орган, проводящий изъятие, место регистрации – Управление Федеральной регистрационной службы, куда направляется соответствующее заявление и пакет документов.

Подготовка и заключение соглашения

После того, как лицо, чей земельный участок подлежит изъятию, уведомлен надлежащим образом, согласен с данным решением и условиями изъятия, ему предоставляется соглашение, основная цель которого – определить и согласовать выкупную стоимость изымаемого участка (для лиц, не являющимися собственниками – размер убытков), сроки оплаты (или возмещения убытков), отдельные условия изъятия. В случае несогласия землевладелец может обратиться с исковым заявлением в суд для оспаривания соглашения.

Данное соглашение имеет свободную форму, но обязательно должно учитывать правовые положения гражданского законодательства в части правил совершения сделок. Кроме того, в соглашении обязательно должно быть указаны обязательства со стороны государства, региональных или муниципальных властей об уплате выкупной стоимости, снятии землевладения с учета и переоформление прав собственности.

Принудительное изъятие земельного участка

Данная процедура проводится в случаях, если обладатель прав на недвижимость не согласен с условиями изъятия (выкупная стоимость и т.п.) или с изъятием в целом. При этом право подачи искового заявления от исполнительного органа ограничено определенным сроком, который составляет 2 года с момента отправления уведомления в адрес землевладельца. Прямых запретов на обращение с исковыми заявлениями в суд по вопросам изъятия земельных участков законодательно не установлено.

Государственная регистрация перехода прав собственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Уполномоченные органы, проводившие изъятие, обращаются с заявлением об учете прав на земельные участки или объекты недвижимости в органы, уполномоченными на проведение госрегистрации и постановки на учет недвижимости. Основанием для перехода прав собственности и постановки на учет является соглашение с землевладельцем (или обладателем других прав на участок), а также вступившее в силу судебное решение о принудительном изъятии или прекращении на него прав.

Источники


  1. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  2. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
  5. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.
Уведомление собственника земельного участка о согласии исполнить решение органа об изъятии земельног
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here