Введение, понятие консультирования клиента — консультирование клиентов

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Введение, понятие консультирования клиента — консультирование клиентов". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Понятие, сущность и значение консультирования в Юридической клинике

Читайте также:

  1. I. Понятие, признаки, принципы, цели юридической ответственности.
  2. I. Сущность и социальное назначение государства.
  3. I. Сущность финансовых активов предприятий
  4. I.Сущность финансовых активов
  5. II. Виды юридической ответственности.
  6. III. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  7. N имеет положительное значение в жизни, обогащает жизненный опыт.
  8. Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.
  9. Адсорбционная влажность, ка-пиллярное увлажнение, водопоглощение массовое и объемное и их значение
  10. Активно-пассивные операции, их значение
  11. Активные операции, их значение
  12. Амплитуда силы тока имеет максимальное значение при

Тема № 5. Консультирование (общие положения).

Пятый этап. Определение механизма защиты прав обратившегося лица.

Определение механизма защиты права предполагает, во-первых, определение органа или должностного лица, компетентного такую защиту оказать, во-вторых, определение процессуальной формы защиты права, и, в-третьих, выработку правовой позиции клиента. Все это в совокупности позволит выработать общий вектор защиты прав клиента.

Юридическая клиника – место, где студенты вузов вырабатывают умение применять полученные знания на практике.

На первом месте в юридическом клиническом образовании стоит задача обучения студентов практическим умениям, причем с использованием преимущественно интерактивных методик (тренинги, ролевые и деловые игры, практикумы, «мозговые штурмы» и т. п.). Такое обучение сочетается с самостоятельной профессиональной деятельностью студентов под руководством преподавателей. Иначе говоря, студент юридической клиники в процессе самой работы обучается ее навыкам. То есть клиника – не только место проведения практики, но и место продолжающейся учебы, где практика — завершающий этап программы клинического обучения. Его концепция – интеграция науки, образования и практики.

Консультирование – процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненней проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта.

Консультирование включает комплекс навыков и умений.

Для успешного осуществления консультирования юрист дол­жен уметь:

· анализировать фактическую информацию, с тем, чтобы вы­делять в ней юридически значимые обстоятельства, разгра­ничивать главное и второстепенное в ней;

· ориентироваться в нормативном материале и находить пра­вовую основу для дачи консультаций и решения проблемы;

· анализировать нормы права и судебную практику;

· выявлять альтернативы действий клиента для достижения его целей;

· четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений;

· прогнозировать последствия действий клиента, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные и полез­ные, так и негативные;

· прогнозировать последствия своих консультаций на случай правильного и неправильного восприятия их клиентом.

Консультирование – это один из рабочих и очень важных этапов деятельности студентов в Юридической клинике.

Консультирование представляет собой процесс оказание юридической помощи, которая выражается в разъяснении студентом (консультантом) сути возникшей правовой проблемы, с которой обратился клиент и предложении всех возможных вариантов ее разрешения, а также при необходимости подготовка и демонстрирование проектов документов для клиента. При чем, следует отметить, что задача студента в процессе консультирования предложить клиенту все возможные варианты решения проблемы и предложить выбрать наиболее подходящий путь для клиента, инициативно самим клиентом. Важность данного положения заключается, прежде всего в том, что студент рассматривает проблему не однобоко, разрабатывает все возможные варианты решения, что позволяет повысить профессиональный уровень и наработать определенные навыки необходимые юристу. А с другой стороны, предлагая клиенту выбрать линию поведения наиболее удобную именно для него, тем более, что клиент может скрыть при собеседовании определенные сведения, которые могут повлиять на исход дела, например, не придав этим сведениям значения, консультант тем самым исключит случаи подачи жалоб клиентом, в случае разрешения дела не в пользу последнего.

Консультирование проводиться после интервью с клиентом и после того, как студент смог разобраться с правовой проблемой клиента, подготовить возможные решения и при необходимости проекты документов, необходимые клиенту для обращения в суд или иные государственные органы. Перед консультированием студент обязательно должен согласовать с преподавателем те решения, которые он выработал по каждой конкретной проблеме клиента.

| следующая лекция ==>
Четвертый этап. Анализ правомерных возможностей достижения требований клиента | Этапы консультирования

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2433 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 1. Введение в психологическое консультирование

Что такое педологическое консультирование.

Определение психологического консультирования. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании. Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Место проведения психологического консультирования. Время, необходимое для консультации.

Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту.

Понятие о зоне психологического риска. Люди, находящиеся в зоне риска, неудачники и эмоционально неуравновешенные люди как потенциальные клиенты психологической консультации. Основные причины обращения в психологическую консультацию: неуверенность в себе, угроза повторения тяжелых душевных переживаний, невозможность самостоятельно решить возникшую жизненную проблему, душевные расстройства, одиночество. Любопытные и скандальные люди как потенциальные клиенты. Необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта ко всем клиентам и оказание помощи всем, кто приходит в психологическую консультацию.

Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку.

Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии по целям, задачам, частоте, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, выполняемых психологом и клиентом, по их ответственности и стилю общения. Отличие психотерапевта и психолога-консультанта по степени владения методами психокоррекции.

Читайте так же:  Закрытие предприятия налоговой инспекцией

Цели и задачи психологического консультирования.

Многообразие целей и задач психологического консультирования. Оказание срочной психологической помощи клиенту, примеры такой помощи. Житейские проблемы, самостоятельно решаемые людьми и требующие совета, основанного на здравом смысле. Проблемы, которые не могут быть решены на основе житейской практики. Временная консультативная помощь клиенту. Неуверенность клиента, необходимость его моральной поддержки со стороны психолога-консультанта. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психотерапевтического воз

действия на клиента. Анализ проблемы клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Формулирование советов и рекомендаций, оказание текущей помощи клиенту. Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний.

Виды психологического консультирования.

Виды психологического консультирования, их классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем. Интимно-личностное психологическое консультирование, его специфика и разновидности. Особенности и виды семейного консультирования. Отличие психолого-педагогического консультирования. Проблемы делового консультирования.

Условия результативности психологического консультирования.

Пять основных условий, обеспечивающих результативность психологического консультирования. Действительность психологической проблемы клиента. Наличие у психолога-консультанта соответствующей профессиональной подготовки и опыта проведения психологического консультирования. Достаточная длительность психологической консультации. Возможность разногласий между психологом-консультантом и клиентом о сути и решении проблемы клиента, действия психолога-консультанта в случае таких разногласий. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций, данных психологом-консультантом. Благоприятная обстановка для проведения психологического консультирования.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 427 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

[2]

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Дата добавления: 2016-02-13 ; просмотров: 653 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сотрудничество консультанта и клиента в процессе консультирования

Реферат.doc

Процесс консультирования – это, прежде всего взаимодействие двух партнеров – консультанта и его клиента. Поэтому успех консалтинговой деятельности во многом зависит от того, насколько удастся построить, а затем поддерживать эффективные взаимоотношения между консультантом и клиентом. Это возможно лишь в том случае, если как консультанты, так и клиенты будут знакомы с человеческим и другими факторами, влияющими на их взаимоотношения. Необходимо также быть хорошо осведомленными об ошибках, которых следует избегать во время совместной работы при выполнении задания. Как консультанты, так и клиенты должны быть готовы сделать все от них зависящее, чтобы сконструировать такой тип взаимоотношений, который сделает эффективным вмешательство независимого профессионала.

Целью данного реферата является изучение взаимодействия консультанта и клиента в процессе консультирования.

Читайте так же:  Как себя вести женщине при разводе

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить основные принципы организации отношений между консультантом и клиентом.

2. изучить основные модели консультирования

3. изучить основные методы изменений

1 Принципы организации отношений между клиентом и консультантом

Процесс консультирования включает двух партнеров, консультанта и клиента, значит между ними надо выстроить и поддерживать эффективные взаимоотношения. Что они предусматривают:

а) совместную формулировку проблемы. Сопоставить определения проблемы консультанта и клиента — значит заложить основу для здоровых рабочих отношений на всем протяжении выполнения задания. Как консультант, так и клиент должны быть готовы исправить свои первоначальные определения и выработать совместное.

б) согласование того, что надо достичь и как измерять достигнутое. Этого можно достичь на основе обмена мнениями о том, как каждая сторона рассматривает процесс консультирования, насколько далеко должен продвинуться консультант в работе по согласованному заданию и какова его ответственность перед клиентом [5, с.241].

в) участие обеих сторон в выполнении задания. Здесь необходимо четко определить ответы на целый ряд вопросов: каков характер ролей, выполняемых консультантом и клиентом? кто будет делать, что, когда и как? в чем будут заключаться их взаимные обязательства? желает ли клиент получить готовое решение от консультанта или он готов интенсивно работать и выработать с его помощью свое собственное? есть ли какое-либо деление предметной области на проблемы, подлежащие совместному анализу, или есть особые области, которыми должен заняться консультант без привлечения клиента? Обсуждение этих и аналогичных вопросов даст возможность понять, как обе стороны понимают управленческое консультирование и какую роль может эффективно выполнять консультант. Все это будет способствовать выработке успешной как по стандартам клиента, так и консультанта стратегии осуществления задания.

г) выполнение «золотого правила» консультирования – создание истинного отношения сотрудничества. Как бы ни менялись степень и форма взаимодействия «клиент – консультант», всегда должен сохраняться сильный дух сотрудничества, который характеризуется общим желанием успешно выполнить задание, доверием и уважением, а также пониманием технической и человеческой роли другого партнера [5,с 243].

Активное сотрудничество необходимо:

а) для получения объективной и полной информации по проблеме. Многого консультант не может сделать должным образом или совсем, если клиент не хочет сотрудничать. Это происходит, когда ему отказывают в информации или возможности обмениваться мнениями с нужными людьми.

б) для выявления и использования творческих способностей клиентов. Часто высшее руководство не знает, какие знания и умения могут присутствовать в организации в скрытой форме. С помощью сотрудничества консультанты помогают клиентам выявить и мобилизовать собственные ресурсы.

в) клиент должен «заболеть» проблемой. Сотрудничество необходимо, чтобы клиент полностью связывал себя с определением проблемы и результатами выполнения задания. Консультанты подчеркивают, что их клиенты должны «владеть» проблемой и ее решением. Причина в том, что люди часто отвергают изменения, которые им предлагаются извне. Когда проблема решается вместе, клиент лучше относится к решению и не склонен перекладывать всю ответственность на консультанта не только по рациональным, но и по эмоциональным причинам

г) при сотрудничестве клиент обучается решению проблем. Если нет сотрудничества, клиент вряд ли чему-нибудь научится при выполнении задания. Обучение происходит не при определении круга полномочий, принятии или отклонении финального отчета, а при совместной работе на всех стадиях выполнения задания, начиная с определения проблемы и заканчивая оценкой результатов.

д) сотрудничество проясняет, кто обладает реальной властью принятия решений, кто наиболее заинтересован в успехе или неудаче.

Общепринятые принципы организации отношений между консультантом и клиентом:

а) независимость и объективность по отношению к клиенту. Консультант не имеет права одновременно обслуживать конкурирующие фирмы.

б) конфиденциальность получаемой от клиента информации. Информация не может быть раскрыта кому-либо или использована консультантами в собственных интересах без разрешения клиента.

в) согласование гонорара до начала работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы, которыми должны руководствоваться клиенты, выражены М. Кубом. Они получили название «Десять заповедей клиента»:

  1. Узнайте все о консультировании и консультанте.
  2. Определите свою проблему.
  3. Определите свою цель.
  4. Выберите себе наиболее подходящего консультанта.
  5. Разработайте совместную программу действий.
  6. Активно участвуйте во всех стадиях консультирования.
  7. Привлекайте консультанта к внедрению его предложений.
  8. Следите за ходом выполнения задания.
  9. Оценивайте полученные результаты и работу консультанта.
  10. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультанта.

Можно сделать вывод, что эффективность использования консультационных услуг зависит от профессионализма консультантов, и от умелого использования возможностей консалтинга клиентами [2, с.123].

2 Модели консультирования и управление изменениями

2.1 Модели консультирования

В практике консультационной деятельности сложилось несколько моделей организации клиент – консультационных отношений, отражающих их поведенческие роли: экспертное, проектное и процессное. Экспертное консультирование отвечает на вопрос – что делать? Проектное и процессное — какие проблемы и как разрешать?

модели Экспертное Проектное Процессное
Этапы «Эксперт-клиент» «доктор-пациент» «Сотрудничество»
клиент консультант клиент консультант команда
Определение проблемы + ─ ─ + +
Разработка рекомендаций ─ + ─ + +
Организация внедрения

Выбор модели осуществляется с учетом характера решаемых проблем, специфики клиентной организации, профессиональных качеств консультантов.

Функции клиента в разных моделях консультирования

Функции Модели Консультирования
Экспертное Проектное Процессное
Определение проблемы Самостоятельное Консультаном совместное
Контроль за деятельностью консультантов + + +
Усвоение рекомендаций консультантов + + +
Принятие соответствующих управленческих решений + + +
Организация внедрения рекомендаций + + +
Сбор исходных данных + +
Участие в диагностике +
Формирование команды +
Определение перспектив сотрудничества + +
Оценка результатов работы + + +

Экспертное консультирование («эксперт-клиент»). Эта модель характеризуется привлечением консультантов лишь на этапе разработки консультационных рекомендаций, что позволяет, определенным образом, минимизировать как финансовые затраты клиента, так и срок пребывания консультантов в организации клиента. Привлекая консультантов к работе экспертов, клиент самостоятельно проводит диагностику проблемы и реализацию предложенных консультантом рекомендаций. Успех консультирования практически зависит от способности персонала выявить существующие проблемы, причины их возникновения, а также возможности внедрения и стремление к удержанию системы в новом состоянии [3, с 57].

Читайте так же:  Как списать переплату зарплаты бывшему сотруднику

Проектное консультирование («доктор-пациент»). Консультант осуществляет диагностику организации, выявляет проблемы клиента и разрабатывает комплекс мер, способных их решить. Это позволяет иметь объективный взгляд на проблемы и трудности клиента, определить истинные причины их возникновения. Процесс внедрения изменений осуществляется самостоятельно клиентом без участия и ответственности консультанта .

Процессное консультирование («сотрудничество»). Является, наиболее эффективной моделью консультирования по принципу сотрудничества на основе открытой совместной работы. Консультирование процессное – это модель построения отношений между клиентной организацией и консультационной фирмой, которая базируется на роли консультантов как катализаторов изменений, осуществляемых при непосредственном участии персонала клиентной организации. Здесь осуществляются все функции консультирования и все этапы, его выполняет высокопрофессиональный консультант, это дорогая модель «одного метода».

2.2 Консультирование и изменения

Понятие «изменения» предполагает, что между двумя последовательными моментами времени происходят различия в ситуациях, в человеке, в рабочей группе, в организации, во взаимоотношениях. Изменения – смысл консультирования, без перемен невозможен прогресс.

Сегодняшние организации работают в непрерывно меняющейся окружающей среде, масштабы изменений различны по странам и регионам. Приспосабливаться и реагировать на воздействие внешних экономических, социальных или политических сил могут научить консультанты, это новое консультирование для нового тысячелетия.

Организационные изменения происходят непрерывно, изменения в организациях касаются ее структуры, деятельности, технологии, управления, организационной культуры работающих.

Человеческий аспект в организационных изменениях является фундаментальным, т. к. организация – человеческая система, люди должны понимать, хотеть и уметь вносить изменения. Изменения в организации изменяют людей. Социологическая модель К. Леви содержит три последовательные стадии: а) размораживание в виде тревог, недовольства, нарушения обыденного;

б) изменения как движение к переменам;

в) замораживание нового организационного порядка.

Понятие и функции консультирования. Этапы консультирования

Консультирование – это процесс, в ходе которого психолог или консультант помогает клиенту найти удовлетворительное решение его проблемы законным способом

Функции психологического консультирования:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному решению, а не навязанному со стороны.

2. Консультирование помогает обучаться новым стратегиям поведения.

3. Консультирование способствует развитию человека как личность.

4. В консультировании важный упор делается на ответственность клиента. Психолог создает условия для взращивания ответственности клиента, которая помогает клиенту быть автором своей жизни.

5. В процессе работы психолог придерживается трех принципов:

А. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

Б. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

С. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале и в картотеке, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от человека предприятий, руководителя организации, коллег по работе, работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации.

[1]

2. Настроечный этап.

На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.

Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее». После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 — 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.

3. Диагностический этап.

На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения.

Во время исповеди психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

4. Рекомендательный этап.

Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим.

5. Контрольный этап.

Процедуры психологического консультирования

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Клиент обращается в психологическую консультацию или непосредственно к психологу-консультанту ввиду того, что переживает ситуацию, в которой находился сам или был непосредственным свидетелем. У него возникла психологическая проблема, которую он надеется решить с помощью профессионального психолога, т.к. зачастую у потенциального клиента нет уверенности в том, что сможет справиться с ней самостоятельно. Психологическая проблема может возникнуть сразу после пребывания клиента в ней (дни или даже часы) или быть отсроченной (месяцы или даже годы).

Приходя на беседу с консультантом-психологом, клиент излагает проблему обыденным, житейским языком – что он видел, слышал, в чем непосредственно участвовал, и как это отражается в настоящее время в его психике в ряде симптомов: навязчивые образы, мысли, чувства, переживания, бессонница или беспокойный прерывистый сон, сопровождаемый кошмарами и пр.

Читайте так же:  Через сколько можно вернуть покупку бытовой техники по закону

В беседе с клиентом консультант-психолог с помощью наблюдения оценивает психическое состояние клиента, описание психотравмирующей ситуации, фиксирует проявляющиеся в данный момент психотравмирующие симптомы, переводит рассказ клиента на язык психологических терминов, причинных связей и зависимостей. На основе воспринятого описания клиентом ситуации и анализа возникшей проблемы психолог-консультант как бы «для себя» дает предварительную оценку личности и психического состояния клиента.

Не ранее чем через день-два, после детального осмысливания возникшей психологической проблемы и продумывания плана дальнейшей работы, психолог-консультант приглашает клиента на психологическую диагностику. В ходе психодиагностики с помощью батареи заранее предусмотренных методик психолог-консультант уточняет предварительный психологический диагноз. Только на основе учета всех изученных данных психодиагностики и интерпретации (количественного и качественного анализа) результатов психолог-консультант может дать научно обоснованные советы по развитию необходимых качеств или снятию психической напряженности, а также рекомендации клиенту по преодолению или разрешению возникшей психологической проблемы.

Разрешение возникшей проблемы может осуществляться клиентом самостоятельно, с периодическим уточнением (возможно и по телефону) способов и приемов саморегуляции или потребуется неоднократное обращение к психологу за консультацией (рис. 1).

Рис. 1. Общая схема психологического консультирования

Поскольку процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования, то целесообразно их выделять и рассматривать в связи с теми этапами, которые были выделены и описаны в предыдущем разделе (4.3). Рассмотрим более подробно этапы непосредственного психологического консультирования клиента.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.


Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относятся также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». Снятие психологического барьера – процедура психологического консультирования, при применении которой психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

[3]

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпа-тического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент. Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием. Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедура активизации мышления и памяти клиента — система приемов психологического консультирования, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

Читайте так же:  Регистрация земельного участка в росреестре документы, сроки

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановку перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Подкрепление — процедура психологического консультирования, которая заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра-и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура психологического консультирования, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура психологического консультирования, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Уточнение деталей – процедура психологического консультирования, которая связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

Видео (кликните для воспроизведения).

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Источники


  1. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  2. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Введение, понятие консультирования клиента — консультирование клиентов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here