Закон о разглошении болезни человека вич

Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: "Закон о разглошении болезни человека вич". Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

Информация об изменениях:

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) — граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

[1]

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

За разглашение ВИЧ-статуса можно договориться и до суда

Жителю Калининградской области грозит многотысячный штраф и даже лишение свободы за разглашение сведений о частной жизни своей бывшей супруги.

Мужчина на почве конфликта, возникшего после развода, рассказал знакомым о ВИЧ-инфекции у женщины. Теперь за свои действия он ответит в суде.

Читайте так же:  Начисление больничного на разных сроках беременности

Все чаще к юристу нашей Организации приходят запросы на консультации по вопросу непредумышленного, а иногда и намеренного разглашения статуса ВИЧ-положительных людей. И зачастую, информация о ВИЧ+ исходит из уст бывших партнеров, супругов, обиженных близких друзей.

Неправомерное распространение данной информации, как правило, происходит без согласия человека, негативно отражаясь на многих важных аспектах его жизни, положению в социуме, психологическом состоянии. При этом, у человека, живущего с ВИЧ, который и так пережил непростой процесс принятия диагноза, есть вероятность развития самостигмы и дестабилизации комфортного психо-эмоционального самочувствия со всеми вытекающими последствиями. В результате подобных актов «предательства» со стороны некогда близких и любимых людей, человек может попросту замкнуться в себе, и при выстраивании новых отношений, дружеских, партнерских или супружеских, попросту умолчит о своем диагнозе.

Но, угроза разглашения положительного ВИЧ-статуса отражает еще ряд проблем в самом обществе по отношению к ВИЧ-инфекции и к людям, живущим с ВИЧ. Стигма, дискриминация по наличию статуса, различные фобии, что во многом способствует распространенности заболевания. Хотя с момента первого случая ВИЧ-инфекции в стране, прежде Советском Союзе, прошло уже более 30 лет, и, казалось бы, ведется планомерная информационная работа среди населения об этом заболевании, путях передачи, особенностях жизни с ВИЧ и прочим вопросам. Да, бесспорно, положительные результаты есть. Степень толерантности общества по отношению ВИЧ-положительным сейчас выше, по сравнению с 90-ными, но, еще многие ставят знак равенства между ВИЧ и СПИД, многие до сих пор считают ВИЧ-инфекцию болезнью наркоманов, геев и «проституток», и, уверенные в собственной непогрешимости, пренебрегают элементарными правилами сохранения собственного здоровья, использования презервативов, регулярного добровольного тестирования на ВИЧ. При этом, официальная статистика не первый год неумолимо говорит о выходе ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп (люди, употребляющие наркотики (ЛУН), мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ), секс-работники (СР)), распространения ВИЧ среди общего населения и преобладания полового пути передачи ВИЧ.

Для полноты картины, стоит отметить и положительные тенденции в социуме в отношении ВИЧ-положительных, и в частности в вопросах разглашения положительного ВИЧ-статуса, исходя из которых можно сделать вывод, что все еще не так безнадежно.
Следователи Калининградской области завершили расследование уголовного дела в отношении 36-летнего мужчины. Его обвиняют в совершении преступления по статье «разглашение сведений о частной жизни» (ч. 1 ст. 137 УК РФ).
По версии следствия, в январе 2018 года мужчина из неприязненных отношений с бывшей супругой сообщил знакомым о «наличии у неё синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), вызываемого ВИЧ-инфекцией». Этим он нарушил конституционное право (ст. 23, 24) потерпевшей на личную тайну, говорят в СК.

Во время предварительного следствия мужчина свою вину не признал. Собрав достаточную доказательную базу, следователи отправили дело с обвинительным заключением в суд. За это преступление разговорчивому калининградцу может грозить штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет. (источник: http://doctorpiter.ru/articles/19186/)

Остается надеяться, что это станет не единственным случаем защиты конституционных прав людей, живущих с ВИЧ, что любое неправомерное ограничение прав и свобод, связанных с наличием ВИЧ-инфекции, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в скором времени уйдет в прошлое, что общество перестанет наконец в страхе «убегать» и всячески дискриминировать ВИЧ-положительных, и что прежде чем поделиться с друзьями о ВИЧ-статусе «бывших», да и просто незнакомых людей, человек десять раз подумает: говорить и посидеть 2 года в местах не столь отдаленных, или оставить право сообщать о своем диагнозе самому человеку, живущему с ВИЧ.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

30 марта 1995 г.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Куда обращаться одинокой матери

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Пять правовых положений о ВИЧ

Юлия Егорова о правах врача и пациента в контексте ВИЧ

ВИЧ-инфекция давно уже перестала быть редкостью. По данным Федерального центра СПИД (www.hivrussia.ru), в России до 31 декабря 2013 год зарегистрировано 798 866 ВИЧ-инфицированных. Пораженность составила 479 человек на каждые сто тысяч населения, то есть инфицирован примерно каждый двухсотый. За 2013 год зафиксировано 77 896 новых случаев заражения среди граждан ­РФ.

И это только официальная статистика. Реальные цифры — намного больше, поэтому врачу необходимо хорошо знать законы, регламентирующие работу с ВИЧ-инфицированными ­пациентами.

Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию проводится добровольно и по желанию освидетельствуемого лица может быть анонимным.

Статья 8 Федерального закона № 38‑ФЗ

Основной документ, определяющий правовой статус ВИЧ-инфицированных, это Федеральный закон № 38‑ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», принятый в 1995 году. Этот закон регламентирует государственные гарантии по диагностике и лечению, защиту прав ВИЧ-инфицированных и финансовое обеспечение профилактических мероприятий. Несмотря на солидный возраст закона, он соответствует современным гуманистическим принципам и незначительно отличается от европейского законодательства на ту же ­тему.

Права и обязанности ВИЧ инфицированных граждан в России

Исследование на ВИЧ — добровольно

Обязательную диагностику на ВИЧ проходят только доноры крови, органов и тканей, а также работники, которые обязаны проходить профилактические медицинские осмотры. При этом последствием выявления вируса, указанным в законе, будет лишь пожизненное отстранение от донорства. Другими словами, ВИЧ-инфекция — это «личное дело» ­каждого.

Нельзя навязывать или обязывать пациента сдавать анализ на ВИЧ, даже если у вас есть подозрения. Можно только рекомендовать. Но скажем прямо, соблюдение этого пункта идет со скрипом, особенно при оказании экстренной ­помощи.

Дело в том, что в ургентных ситуациях часто действует «презумпция согласия», то есть считается, что пациенты, которые не отказались от анализа, согласились его сдавать. Требование об обследовании на ВИЧ перед плановой операцией или госпитализацией также неправомерно. С юридической точки зрения оно определяется приказами Минздрава, то есть документами, которые не должны нарушать федеральный закон и утвержденные им гарантии. В случае нежелания пациента сдавать анализ нужно зафиксировать это в документах, но отказать в госпитализации на основании отсутствия данного анализа ­неправомерно.

В докладе фонда «Имена» от 1998 года, посвященном нарушениям прав ВИЧ-инфицированных людей, приведены многочисленные примеры того, как медработники, работодатели и даже государственные органы вынуждают людей обследоваться на ВИЧ. С тех пор для соблюдения прав сделано многое, но нарушения ­остаются.

Права ВИЧ+ на медпомощь такие же, как у всех

Статья 14 Федерального закона № 38‑ФЗ гласит: «ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья ­граждан».

Но выполнение этой статьи на практике — серьезная проблема. Мне не раз приходилось слышать от среднего медицинского персонала: «Кладите куда хотите, мне за это не платят, я с „вичухой“ ничего делать не буду. Пусть вон в спидовском центре лечится». При этом возможные дисциплинарные взыскания кажутся им менее устрашающими, чем инфицированный пациент, а уговоры просто не действуют. Но не предупредить персонал о наличии ВИЧ у пациента, с которым предстоит работать в операционной или процедурной, — это хотя и сохранение медицинской тайны, но по сути глубоко ­неэтично.

Типичный способ давления на врачей и персонал — угрозы уголовной ответственностью по статье 124 Уголовного кодекса «Неоказание медицинской помощи». Напоминаем, что ответственность по этой статье наступает только при причинении вреда здоровью этим ­бездействием.

Несмотря на гуманное и передовое законодательство, восприятие ВИЧ-инфекции обществом, в том числе медработниками, находится на уровне глубокого средневековья. Не исключено, что администрация клиники, узнав о диагнозе, постарается всеми силами избавиться от работника, опасаясь не столько случаев внутрибольничного заражения, сколько проблем с общественным ­мнением.

Право ВИЧ инфицированного пациента на тайну

Имеют ли право врачи разглашать диагноз ВИЧ? Общественное мнение в отношении ВИЧ еще недостаточно гуманно и не вполне цивилизованно, поэтому не стоит рассчитывать на то, что пациенты, узнав о таком диагнозе соседа в очереди или по палате, будут спокойны. Сохранение медицинской тайны в этом случае требует от врача большого внимания и такта, а также разъяснительной работы со средним ­персоналом.

Бывает, что сестра «невзначай» намекает пациентам о диагнозе соседа по палате, чтобы они сами «выжили» того, с кем не хочется и страшновато контактировать. Медсестры и персонал должны быть четко проинструктированы, что подобное деяние уголовно ­наказуемо.

Права врача

ВИЧ+ медработник не обязан увольняться

Если ВИЧ-инфекция личное дело, то имеет ли право, например, продолжать работу ВИЧ инфицированная медсестра процедурного кабинета? Теоретически да. Более того, сообщать на работу о результатах анализов никто не имеет права, это уголовно наказуемое нарушение медицинской тайны. Если диагноз стал известен руководству, то на основании закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52‑ФЗ от 30.03.1999 г. работник должен быть переведен на работу, не связанную с угрозой распространения ВИЧ, либо отстранен от работы с выплатой пособия по социальному ­страхованию.

В этом плане разумно снизить опасность заражения пациентов, не дожидаясь административных мер. Врач может перейти на консультативный прием, экспертную работу, медсестра — работать в регистратуре, архиве, физиотерапии. Возможно, это не лучший вариант, но учитывая, что по поводу каждого впервые выявленного случая ВИЧ-инфекции проводится эпидемиологическое расследование, разумнее не участвовать в инвазивных манипуляциях вовсе, чем доказывать при случае свою непричастность к ­заражению.

Читайте так же:  Как выделить долю в квартире, порядок выдела в натуре, через суд и детям

Медработники имеют право на доплату

А что насчет «нам за это не платят»? Действительно, чаще всего не платят. Право на получение надбавки за вредные условия труда, связанные с опасностью инфицирования ВИЧ, и на страховку на случай профессионального заболевания имеют только работники специализированных медицинских учреждений для ВИЧ-­инфицированных.

Вопрос о праве на надбавку в прочих ЛПУ довольно спорный, но согласно приказу Минздравмедпрома № 307/221 непрофильные ЛПУ входят в перечень организаций, работа в которых дает право на получение двадцатипроцентной надбавки к окладу за диагностику и лечение ВИЧ+ ­пациентов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема в том, что администрация не всегда знает, как правильно оформить эту надбавку, и попросту отказывается от лишних бумажек, потому что это «всё равно копейки». Деньги действительно небольшие, поскольку рассчитываются по часам и исходя из оклада. К тому же рассчитать эти часы получится только в стационаре, а, например, в процедурном кабинете поликлиники технически ­невозможно.

Этика прежде всего

При работе с ВИЧ+ пациентами прежде всего нужно помнить, что это обыкновенные люди, которые попали в беду и нуждаются в вашей поддержке, возможно, больше остальных. Им нужна не только помощь в борьбе с болезнью, но и защита от безграмотных обывателей, которые готовы запереть ВИЧ-инфицированных в конц-лагеря и резервации, лишь бы уберечься от ­заражения.

Положение врачей в данном случае непростое и двойственное. Необходимо бороться с распространением вируса и в то же время поддерживать пациентов, которые являются потенциальными источниками заражения. Но никто кроме врачей в современном обществе не сможет грамотно провести границу между рискованными и допустимыми действиями в отношении ВИЧ-инфицированных — чтобы обеспечить не только общую безопасность и соблюдение юридических прав, но и человеческое ­отношение.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

СТУДЕНТАМ — копия / вич / законодательство ВИЧ

Законодательство в области ВИЧ-инфекции:

1. Из Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении»:

Глава 9ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ

Статья 42. Обязанности пациентов Пациент обязан:

заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению; уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам; выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с

медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;

сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;

информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;

соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения; выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Глава 5ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ, ИМЕЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯНАСЕЛЕНИЯ, ВИРУСИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМ АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ И ТОКСИКОМАНИЕЙ

Статья 28. Особенности оказания медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека

Государственные организации здравоохранения осуществляют специальные меры по оказанию медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Лица, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительному оказанию медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения . Порядок и условия принудительного медицинского освидетельствования и принудительного оказания медицинской помощи в стационарных условиях в государственных организациях здравоохранения лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 29. Предупреждение пациентов о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита человека Пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита

человека, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое поставление в опасность заражения или заражение другого лица.

2. Из Уголовного кодекса РеспубликиБеларусь:

Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией) — наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет.

Заражение другого лица по легкомыслию или с косвенным умыслом ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Действие, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношение двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо с прямым умыслом, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее причинение пациенту по неосторожности заражение ВИЧ-инфекцией, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Читайте так же:  Оплата госпошлины за регистрацию права собственности на недвижимость

Часть 2 ст.162 УК РБ

Умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) — наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжелые последствия, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, занимающимся медицинской или фармацевтической практикой, либо иным лицом, обязанным её оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого телесного повреждения, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июня 2002 г. № 31

Об утверждении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 184 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/19818 от 11.11.2008 г.)

Во исполнение части второй статьи 28 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 года Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, согласно приложению.

2. Настоящее постановление довести до сведения заинтересованных.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Министра в соответствии с должностными обязанностями.

Исполняющий обязанности Министра

Приложение к постановлению

Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.06.2002 № 31

ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения

1. Венерические заболевания:

2. Активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением (все нозологические формы)

5. Сибирская язва

6. Геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола

7. Психические расстройства (заболевания), обусловливающие опасность для окружающих

8. Острые психотические расстройства, вызванные употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ.

. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.06.2002 № 31 утвержден Перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения . Следует заметить, ВИЧ/СПИД в Перечень не включены.

Начальникам управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов Председателю комитета по здравоохранению МГИК Руководителям республиканских организаций здравоохранения Ректорам высших медицинских учреждений образования

О медицинском освидетельствовании на ВИЧ

В связи с вступлением в силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 октября 2009 года № 109 «Об утверждении Инструкции о порядке организации оказания медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека» Министерство здравоохранения Республики Беларусь направляет для использования в работе перечень лиц, подлежащих медицинскому освидетельствованию на ВИЧ, являющихся гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства:

доноры крови, плазмы крови, других биологических жидкостей и тканей при каждом взятии донорского материала;

иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь на учебу (свыше трех месяцев) в течение 10 дней после прибытия и через 6 месяцев, но не более двух раз в год, на временную работу на срок свыше 3-х месяцев, при обращении за получением разрешения на гражданство или видом на жительство — однократно;

лица с клиническими симптомами заболеваний: необъяснимой субили фебрильной лихорадкой ; лимфаденопатией ; необъяснимой диареей, длящейся более

1 месяца; необъяснимой потерей массы тела (10 и более процентов, «синдром истощения»); рецидивными пневмониями (2 и более раза в год); серозным менингитом, менингоэнцефалитом неустановленной этиологии; подострым и острым энцефалитом или менингоэнцефалитом, нейропатиями, миелитами и другими поражениями периферических нервов у лиц трудоспособного возраста и слабоумием у ранее здоровых лиц (энцефалопатии); женщины с инвазивным раком шейки матки;

лица с подозрением или подтвержденным диагнозом заболеваний: множественных или рецидивных бактериальных инфекций у детей в возрасте до 13 лет; кандидоза бронхов, трахеи, легких, пищевода; кокцидиомикоза распространенного или внелегочного; криптококкоза внелегочного; гистоплазмоза распространенного или внелегочного; криптоспоридиоза кишечного с диареей;

токсоплазмоза мозга; изоспороза кишечного хронического; цитомегаловирусной инфекции в возрасте старше 1 месяца; цитомегаловирусного ретинита с потерей зрения; инфекции, обусловленной вирусом простого герпеса: хронические язвы, бронхит, пневмония, эзофагит; легочного и внелегочного туберкулеза; микобактериоза, диссеминированного или внелегочного; сальмонелезной рецидивной септицемии; пневмоцистной пневмонии; саркомы Капоши; лимфоидной интерстициальной пневмонии у детей младше 13 лет; лимфомы иммунобластной; первичной лимфомы мозга; инфекционным мононуклеозом; серозным менингитом, менингоэнцефалитом, кистозными или объемными образованиями головного мозга у трудоспособного населения; инфекционным мононуклеозом; лимфомы Беркита;

новорожденные дети с задержкой внутриутробного развития и (или) аномалиями развития, маловесные при срочных доношенных родах с массой тела менее 2500 г;

больные парентеральными вирусными гепатитами и носители маркеров парентеральных вирусных гепатитов при установлении диагноза;

беременные женщины двукратно – в 1-ом (при постановке на учет) и 3-ем триместрах (32-34 недели) беременности;

реципиенты крови, плазмы крови, других биологических жидкостей и тканей (перед проведением трансфузии, трансплантации и через 6 месяцев, при неоднократных трансфузиях – 1 раз в 6 месяцев);

дети, рожденные матерями, инфицированными ВИЧ;

[2]

дети, помещаемые на государственное обеспечение в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2006г., № 198, 1/8110);

лица, больные инфекциями, передаваемыми половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз, генитальный герпес, аногенитальные бородавки) – при установлении диагноза;

лица, употребляющие наркотические вещества – при выявлении такого лица (при первичном обращении за медицинской помощью; в дальнейшем по усмотрению лечащего врача, но не реже 1 раза в год);

лица, находящиеся в следственных изоляторах — при поступлении, в

исправительных учреждениях – по клиническим и эпидемиологическим показаниям;

лица, по эпидемиологическим показаниям, в том числе медицинские работники при оказании медицинской помощи лицу, инфицированному ВИЧ, в случае контакта с биологическим материалом этого лица (попадание биологического материала на раневую поверхность или слизистую оболочку);

лица, изъявившие желание пройти обследование, в том числе анонимно. Исследуется трупный материал от умерших с признаками, не исключающими

Читайте так же:  Уволили на испытательном сроке без причины

Федеральный закон от 30.03.1995 n 38-фз (ред. От 18.07.2011) «о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)»

30 марта 1995 года N 38-ФЗ

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА

24 февраля 1995 года

(в ред. Федеральных законов

от 12.08.1996 N 112-ФЗ,от 09.01.1997N 8-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ,от 22.08.2004N 122-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008N 160-ФЗ,

От 27.07.2010 n 203-фз, от 18.07.2011 n 242-фз)

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

(в ред. Федерального законаот 18.10.2007 N 230-ФЗ)

приобретает массовое распространение во всем мире,

абзац утратил силу. — Федеральный законот 18.10.2007 N 230-ФЗ,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

ВИЧ-инфекция — хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека;

(в ред. Федерального законаот 18.10.2007 N 230-ФЗ)

ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Статья 4. Гарантии государства

[3]

1. Государством гарантируются:

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее — медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации в соответствии с Программойгосударственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

(в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;

обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке,установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным закономот 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федеральногозаконаот 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 09.10.2006 N 608 утверждено Положениео Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1. ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции

(в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным закономот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1.2. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований.

(п. 1.2 введен Федеральным закономот 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

(в ред. Федерального законаот 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  5. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
Закон о разглошении болезни человека вич
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here